Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (978) → Протоиерей Димитрий Предеин: Какое место должен занимать автомобиль в жизни православного христианина?

Протоиерей Димитрий Предеин: Какое место должен занимать автомобиль в жизни православного христианина?

№33 (978) / 1 сентября ‘18

Беседы с батюшкой

Много времени в нашу эпоху человек проводит в автомобиле, его считают квартирой на колесах. Какое место должен занимать автомобиль в жизни православного христианина, как православный человек должен относиться к технике?

– Этот вопрос по-разному освещается в православной литературе. Мы можем вспомнить две точки зрения, прямо противоположных друг другу. Например, такой духовный писатель, как епископ Варнава (Беляев) в своей книге «Основы искусства святости» пишет, что техника как таковая есть богоборческое изобретение каинитов, то есть потомков Каина, которые пытались как можно лучше устроиться на этой земле. Соответственно, ветхозаветные праведники, которые, исполняя волю Божию, старались всецело хранить свою совесть от всякого зла, призывали имя Господне, потомки Сифа, по возможности, меньше участвовали во всех делах каинитов. Но тем не менее со временем страсть к технике охватила весь человеческий род.

Мы видим: особенно в современную эпоху, буквально с XIX столетия техника стала развиваться во много раз быстрее, чем раньше. Если раньше на протяжении столетий почти не было сдвигов, то здесь – стремительный скачок, настоящая техническая революция произошла, и это побуждает нас осмыслить этот феномен с православных позиций. Но мы видим, что никто из православных святых отцов Новейшего периода не осуждал технику как таковую – не видел в ней источник зла, а видели зло только в злоупотреблениях техникой, которые возможны, но не обязательны.

Поэтому, мне думается, православное отношение к технике наиболее спокойно, сбалансированно: мы признаем пользу, которую техника может и должна приносить человеку здесь, на земле, но вместе с тем призываем быть осторожными в ее использовании: единым на потребу все равно остается спасение души.

Технологии XXI в. могут принести пользу православному христианину?

– Абсолютно точно. Мы видим, что без технологий человечество уже не могло бы прожить. Население земли, которое сейчас есть, – это где-то 7,5 млрд человек: огромные города, расстояния, которые людям нужно преодолевать, чтобы просто осуществлять свои обязанности по работе. Это все было бы невозможным, если бы не было средств связи, коммуникаций, информирования и передвижения. Самолеты, поезда и в особенности автомобили – это как раз те повседневные транспортные средства, которые люди используют, чтобы их ритм жизни соответствовал современности. Иначе жизнь была бы уже невозможна.

В современной жизни и священнослужитель несет свое служение и участвует в ритме этой жизни – насколько важен автомобиль для священнослужителя?

– В наше время священнослужителю очень трудно обойтись без личного транспортного средства. Разумеется, в любой ситуации можно обратиться за помощью к третьим лицам, можно попросить, чтобы кто-то подвез, можно вызвать такси. Но намного удобнее решаются многие вопросы, если у священника есть своя собственная машина и он может в любое время суток выехать не только к себе в храм, но и к кому-то из своих прихожан на дом, чтобы совершить, например, таинства Исповеди, Причащения – особенно тех, кто нуждается в этом, если им угрожает смертельная опасность, если они при последнем издыхании. Есть такие экстремальные ситуации в жизни священника, когда его собственная машина становится инструментом, необходимым для достижения богоугодных целей с наименьшими затратами.

Связанных с его служением. Так что это не должно вызывать соблазна у людей, которые говорят, что священник должен быть без автомобиля – скромным, бедным.

– Здесь палка о двух концах – и не все так просто: разумеется, когда мы говорим о транспортном средстве, мы говорим обобщенно. Сейчас автоиндустрия настолько развита, так много разных марок, настолько уже изощряются автопроизводители, что для многих людей автомобиль, его цена, качество, характеристики оказываются своего рода символом их статуса, их положения в обществе. И поэтому, если видят, что у священника автомобиль престижной марки и, соответственно, стоит достаточно дорого, то у кого-то это вызывает соблазн, у кого-то зависть, у кого-то недоумение, у кого-то что-то еще.

Но ведь всем не угодишь: если человек настроен по отношению к священнослужителям в целом негативно, то он найдет повод осудить священника, какая бы машина у того ни была. Я знаю одного священника у нас в Одессе, который мне сам рассказывал историю, что один человек ему сказал: «Я никогда к вам в храм не пойду». И этот священник у него спросил: «Почему?», а тот ответил: «Вы ездите на машине». Можно себе представить, что, наверное, это был какой-то роскошный автомобиль? Нет, я знаю отлично, какой это был автомобиль: он один раз меня подвозил на этой машине, когда у меня еще не было своей. Это был старый автомобиль «Жигули» 5-й серии, в очень запущенном состоянии, буквально полуразвалившийся, который ездил только на 2-й скорости: другие передачи там не переключались, настолько там была старой коробка передач. Так что эта машина вообще не могла быть предметом зависти, но уже сам факт ее наличия у священника был для кого-то поводом осуждения священнослужителя.

Понятно, что если семья большая (а есть много священников, у которых многодетные семьи), то и автомобиль должен быть достаточно вместительный и просторный. Но во всех остальных отношениях лучше быть скромнее.

Правда, что автомобиль может быть в некоторых случаях препятствием к священнослужению?

– Разумеется, есть канонические правила, что священник, проливший кровь, совершивший убийство, пусть даже непреднамеренное, лишается права священнослужения, священнодействия. Такие каноны есть, и они по-прежнему действуют, но не всегда – я знаю случай, когда они не вступали в силу, но знаю и обратные случаи, когда священник, который совершил наезд на пешехода, закончившийся летальным исходом, не только был отстранен от служения, но и сел в тюрьму.

Я думаю, что у всех нас на памяти этот случай, который был в Одессе несколько лет назад, он стал достоянием всей Русской Православной Церкви – страшная трагедия, когда погиб ребенок из-за того, что священник проехал на запрещающий сигнал светофора на довольно большой скорости, сбил этого отрока, который скончался на месте, и потом, когда об этом узнала его учительница, она умерла от сердечного приступа – двойная трагедия.

Да, священник был вынужден сесть в тюрьму, и это всеми расценивалось, как справедливое наказание, хотя мы все понимаем, что он абсолютно не хотел этого. Наверное, он никогда бы не стал так рискованно ездить, если бы знал, чем это может закончиться. Но, с другой стороны, каждый из нас понимает, что этим может закончиться, если нарушать правила дорожного движения.

Есть даже такая точка зрения, что священнику вообще лучше самому не водить автомобиль: бывают ситуации абсолютно непредсказуемые – скажем, пьяный человек вдруг выскакивает на дорогу на запрещающий сигнал светофора в месте, где вообще не положено переходить. Священник может просто не успеть среагировать, собьет этого человека, и тот погибнет. Вины, с точки зрения уголовного права, на священнике не будет, но с точки зрения канонического права пролитие крови и убийство на нем будет висеть грехом. Это очень тяжелая коллизия. И я думаю, что поэтому любой священник должен быть вдвойне осторожным, садясь за руль, понимая, что на нем висит огромная ответственность.

А теперь, пожалуй, перейдем к автомобилю в руках простого христианина. Скажите, в каких случаях пользование автомобилем для христианина может идти во вред?

– Бывают такие ситуации. Например, если человек покупает себе машину, чтобы на ней развлекаться, катаясь по городу на огромной скорости, участвуя в каких-нибудь ночных гонках или даже днем, проявляя свою водительскую «талантливость» – обгоняя с риском для других, подрезая других на дороге (такие случаи, к сожалению, имеют место): ясно, что это к добру не приведет. Какое-то время это может сходить с рук, но если в целом отношение человека к автомобилю именно такое – отвести душу, удовлетворить свою страсть к азартному вождению, получить порцию адреналина, – то это очень и очень рискованное дело.

Это только в фильмах проделывают такие необыкновенные трюки, могут ехать по встречной полосе, и это вполне успешно для таких людей заканчивается, они достигают своей цели, и все смотрят, какие герои, но на самом деле в жизни подобный героизм заканчивается буквально за несколько секунд и приносит людям травмы, большие материальные траты, разочарования, – а бывает, что и тюремное заключение. Поэтому ни в коем случае не нужно брать пример с таких киногероев: надо помнить, что автомобиль – средство повышенной опасности. По статистике, это самое опасное транспортное средство – больше всего смертей, связанных с передвижением на каком-либо виде транспорта, связано именно с автомобилями: намного больше, чем на любых других – нужно помнить об этом. Если мы говорим о таких странах, как Украина, Россия, то это десятки тысяч смертей в год – буквально как война против народа, которая ведется самим же народом с помощью транспортных средств. Поэтому бывает очень горько порой услышать в новостях, что какой-то известный талантливый и знаменитый человек погиб в автокатастрофе: он мог бы прожить еще десятки лет и принести много пользы обществу, но этого не случилось – была допущена некая роковая ошибка в вождении автомобиля.

Вы сказали, что езда за рулем вызывает азарт. Скажите, можно ли сравнить вождение с азартной игрой, которая как раз и несет повышенную опасность, и насколько это может быть плохо?

– Митрополит Августин (Маркевич) в одном из своих интервью дал очень хороший комментарий на одну из так называемых 10-ти заповедей для водителей, которые были составлены в Европе для водителей-христиан, и там как раз говорится, что не нужно впадать в азарт при вождении автомобиля. Он говорит, что ни в коем случае нельзя увлекаться при вождении автомобиля скоростью: не нужно пытаться кого-то обогнать или не пустить, чтобы тебя обогнали, – прежде всего нужно думать о безопасности: своей собственной, своих пассажиров и других участников движения.

Именно из-за каких-то совершенно не нужных, мимолетных амбиций происходят трагедии. Машину, которая тебя сейчас обгоняет, ты, может, видишь первый и последний раз в жизни – пусть она тебя обгонит и уедет, пусть она тебя обгоняет с подрезкой, и тебе это приносит дискомфорт, но лучше пропустить такого человека; иначе, увлекшись гонками, очень легко создать аварийную ситуацию, и если не самому в нее попасть, то можно стать виновником ДТП для других. Поэтому лучше в таких ситуациях смириться.

Смирение в данном случае (как и во многих других) очень полезно. Я бы сказал, что в этом даже есть определенная духовная польза для христианина – это своего рода испытание, насколько человек умеет себя контролировать: если он видит, что у него подобные ситуации вызывают желание отомстить, догнать, обогнать или притормозить перед кем-то, чтобы показать ему, что он поступил неправильно, – значит, в нем самом живут те же страсти, как и в том человеке, который только что его подрезал или обогнал с нарушением правил. Если мы христиане, то мы должны быть таковыми в том числе и за рулем, при вождении автомобиля.

Что необходимо сделать, садясь за руль? Есть какая-то молитва, маленькое правило?

– Есть специальная молитва для водителя перед началом движения, но я скажу по своему опыту, что я обычно просто себя осеняю крестным знамением, осеняю крестным знамением дорогу перед собой и говорю: «Господи, благослови» – это я считаю минимумом, который обязательно нужно сделать, как бы ни спешил, о чем бы ты ни думал, отправляясь на автомобиле в путь. Это нужно сделать обязательно, – в противном случае не только мы сами не будем достаточно собраны за рулем, но и дадим повод врагу рода человеческого создать нам искушение.

Я замечал по своему опыту (не знаю, как это бывает у других людей), бывает так, что ездишь буквально месяцами – и все нормально, спокойно. Но бывает один какой-то день, когда за считанные часы на дороге с тобой происходит несколько настолько опасных ситуаций, как будто бы кто-то их выстраивает перед тобой, и если бы ты не был достаточно внимателен и настроен на спокойное, серьезное вождение, точно попал бы в серьезную неприятность, которая грозила бы по крайней мере твоему семейному бюджету, а может быть, даже твоему здоровью или даже жизни. Нужно помнить, что такой опасный день может наступить в любое время.

Сатана нас искушает по возможности неожиданно – это один из секретов его успеха в искушениях православных христиан: он действует всегда быстро, нагло и неожиданно. Чтобы его искушение не застигло нас врасплох, надо быть готовым всегда, каждый день и каждый час. Как говорил наш преподаватель в автошколе, всякий раз, когда вы садитесь за руль, вы должны помнить, что вы сдаете полноценный экзамен на вождение и ценой несдачи может быть человеческая жизнь.

Да, прекрасное высказывание. Кто-то из отцов говорил, что там, где крест, там бессильны силы сатаны: велика сила крестного знамения. Скажите, какую пользу для духовной жизни человека может принести автомобиль? Ведь это возможно?

– Безусловно. Прежде всего, это возможность экономить время и силы: когда у нас есть машина, то мы знаем, что можем отправиться в путь и достичь цели через 15 минут. Если нет своей машины, то, соответственно, мы рассчитываем время совершенно иначе: это может занять 40 минут или час – в зависимости от того, куда мы отправляемся. То есть и сил мы потратим больше, соответственно, какие-то другие дела придется отложить на потом. Машина помогает нам в организации времени и сил, чтобы мы больше успевали сделать полезных, добрых, в том числе и христианских, дел. В этом – огромная польза автомобиля. Тем более, сейчас настолько ускорился ритм жизни, что люди часто не успевают сделать даже самых необходимых дел, без машины они бы этого точно не успели.

Плюс к тому, я бы сказал, машина – это все-таки определенная защита нашего личного пространства: когда мы едем в своей машине, то близко не соприкасаемся с другими людьми – мы можем ехать в полном молчании или включить духовные песнопения, какой-то акафист, который будет читаться во время нашей езды. Мы можем делать то, что считаем нужным.

Если мы едем в маршрутке, то мы уже над многими вещами не властны: если, допустим, водитель маршрутки любитель шансона и включает его на полную громкость, то мы вынуждены всю дорогу слушать, что там поют эти исполнители, и нам это может абсолютно не нравиться. Но попробуйте попросить, чтобы он выключил или сделал потише, – это может быть чревато конфликтом и, опять же, какими-то грехами, в том числе и с нашей стороны. Так что здесь очень много возникает таких ситуаций: тесное общение с другими людьми в ограниченном пространстве маршрутки чревато самыми разными, непредсказуемыми ситуациями, которые могут быть поводом ко греху.

Всего этого нет, когда человек едет в своем автомобиле, за рулем. Да, там другие искушения, другие моменты, но, по крайней мере, это действительно как твоя собственная маленькая квартира на колесах, и ты можешь ее оформить так, как считаешь нужным, и вести себя так, как считаешь духовно полезным для себя. Поэтому машина, несомненно, это великое благо для человека: если у него она есть, то в каких-то случаях, я считаю, если человек даже не успевает прочитать молитвенное правило, он может включить и прослушать его в записи, – это намного лучше, чем он вообще его не услышит.

Какие добрые дела можно совершать благодаря автомобилю?

– Очень много добрых дел. Наверное, самое простое – это кого-то куда-то подвезти, человека, у которого нет своей машины, подбросить до его дома или туда, куда ему нужно, пользуясь тем, что вам по пути. Даже если вам не по пути, а вы это сделаете, то это будет определенная заслуга – это маленькое, но доброе дело перед Богом: если есть такая возможность, никогда не стоит ею пренебрегать. Если это делается из добрых побуждений и безвозмездно, обязательно Господь так или иначе за это вознаградит.

Для чего нужно освящать машину? Возвращаясь к благословению Господню на всякую вещь, на всякую потребу: у нас есть чин освящения колесницы (автомобиля) – зачем?

– Думаю, что цель здесь та же самая, что и при освящении квартиры – оградить пространство от влияния демонических сил. Да, чин освящения машины намного короче и проще, чем освящение дома, но общее назначение, общий смысл молитв все равно тот же самый: тоже читается 90-й псалом, и есть специальная молитва на освящение колесницы. Может быть, она не бесспорна с догматической точки зрения. Например, архиепископ Евлогий, Сумской и Ахтырский, предпочитает в таких случаях читать просто молитву на освящение всякой вещи, потому что, по его мнению, вот это выражение о Боге – «Господи Боже наш, седяй на Серафимех и ездяй на Херувимех» – не имеет прямого основания в Священном Писании. Хотя в Писании упоминаются колеса, связанные с этими высшими ангельскими чинами, но все-таки сказать, что Бог именно «ездит» на них – это как-то немножечко не соответствует нашему представлению о Божественном величии.

Но, с другой стороны, этот текст используется уже на протяжении довольно многих лет и явных протестов против него я не слышал. И если уже говорить в целом о Боге, то даже уже то, что Он «сидит» на ком-то или на чем-то, тоже не соответствует нашему представлению о духовности Божественной природы. Так что в этом случае, я считаю, каждый может выбрать себе ту молитву, которая ему больше нравится, но эта молитва в любом случае будет целесообразна и оправданна: свое транспортное средство от бе-совского влияния оградить нужно.

То, что оно может иметь место, подтверждено опытом миллионов людей, и зачастую священник освящает машину уже после какого-то ДТП: когда спрашиваешь, почему вы решили сейчас машину освятить, говорят, что «буквально за последнюю неделю было 2 или 3 ДТП – вроде раньше все было благополучно, успешно, а теперь вдруг все началось, не понимаем, что такое; решили, что надо машину освятить». Как правило, это бывает с людьми малоцерковными – если человек воцерковлен, он освящает машину сразу после ее приобретения.

Есть еще дополнительный момент – я об этом сразу людям говорю. Если начинаются такие проблемы с машиной, это показатель, что что-то неблагополучно в духовной жизни самого человека. Здесь освящение машины – не панацея от всех бед. Нужно человеку подумать, когда он последний раз исповедовался, когда причащался, нет ли у него в жизни грехов, которые явно нарушают заповеди Божии. Буквально стоит задать эти несколько вопросов, и тут же выясняется: да, есть серьезный прокол в духовной жизни. И в таком случае проблемы с машиной, ДТП – это своего рода знаки, которые Господь посылает на пути человека, чтобы он одумался, пришел в храм, пообщался со священником, изменил к лучшему свою собственную жизнь.

Какое короткое наставление Вы могли бы дать всем водителям?

– Хотелось бы посоветовать быть внимательнее на дороге, помнить об ответственности, которая лежит на наших плечах, и о заповеди для современных водителей: автомобиль не должен служить средством демонстрации твоего богатства или силы, могущества или превосходства над другими людьми. Автомобиль – это прежде всего средство передвижения, и он должен этой цели соответствовать. Мы должны с помощью машины доставить себя и своих близких в пункт назначения живыми и здоровыми, без риска, опасности для других людей. Если эта цель достигается, то и слава Богу.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс