Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (976) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 108

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 108

№31 (976) / 14 августа ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)– №29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№30 (975) 2018

– Дорогие братья и сестры, продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 108-м псалме. 108-й псалом имеет преднаписание: в конец, псалом Давиду, 108. В этом удивительном псалме говорится о страдании Господа нашего Иисуса Христа, о предательстве Иудой нашего Спасителя и о том наказании, постигшем его. Говорится и о наказании, которое постигнет тех, кто выступает против священства.

Священство установлено Богом, и Господь защищает священников. Поэтому того, кто поднимает руку на священника, ждет особое наказание. Псалмопевец Давид не желает, чтобы оно исполнялось над каждым, он только пророчествует и констатирует тот факт, что обязательно случится с таким человеком. Поэтому, дорогие братья и сестры, мы никогда не должны поднимать руку на священника. В древности говорили, что лучше четыре деревни спалить, нежели одного священника осудить, и всегда со страхом относились к священству и к тому установлению, которое Бог повелел на земле. Когда против Аарона и Моисея восстали люди, мы знаем, как Господь наказал их: земля разверзлась и поглотила их, огонь сошел и попалил. Поэтому никогда нам не должно говорить о священнике ничего плохого. Нам недостойно хулить священство или предавать его, как было в советское время. Кто этим занимался, потом очень сильно пострадал. Если вы помните об этом грехе, то в нем нужно принести достойное покаяние, и за своих предков в том числе.

«Боже, хвалы моея не премолчи». Здесь Господь говорит о Себе. Обращаясь как Человек к Богу Отцу, Он говорит, чтобы Господь дал Ему возможность прославить Его не только через те чудеса, которые Господь творил, но чтобы и страдания, которые Господь перенес, стали славой Его, ибо в страданиях мы поняли и увидели жертвенную любовь нашего Божественного Спасителя.

«Яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым». Уста грешнича – это уста дьявола, они отверзлись, чтобы похулить Господа. Уста льстиваго – уста Иуды, предателя Христа; здесь можно говорить и обо всем иудейском народе, который не принял своего Спасителя, стал Его хулить и перед первосвященниками, и перед римскими властями, и ругались над Ним тогда, когда Господь был уже вознесен на Крест.

«И словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне». Видите, как оскорбляли Господа: и словесы ненавистными обыдоша мя. Мы знаем, как иудеи хулили нашего Спасителя и выступали против Него.

«Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся: и положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое». Вместо того чтобы любить Господа за те великие дела, которые Господь совершил, они оболгали Его. Они видели Его дела чудные и славные, не было еще такого на земле, чтобы хромые ходили, расслабленные восставали, слепые прозревали, глухие слышали. Господь помогал всем, избавляя от немощей и страданий. Человек, пребывающий в печали, унынии, через беседу с Господом, через Его проповедь, восставал. У Господа были удивительные слова! Он говорил их с силою, они доходили до сердца, и человек уже видел путь своей жизни. Это тоже было великим чудом – Господь совершал чудеса на глазах собственных учеников, которые видели, как Господу повинуются стихии: Ему и бесы повиновались, и стихии, и природа, вся земля, вся Вселенная повиновалась Господу – такого еще не было на земле! И вместо того чтобы любить и благодарить Господа за все это, они оболгали Его. «А Я, – говорит Господь, – молился за них». «И положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое» – за ту благодать, что Господь дал, за то, что Он с любовью относился ко всем, кто приходил к Нему, и эта любовь совершала великие чудеса, вместо любви Он получил ненависть. Очень часто и в нашей жизни такое происходит: мы ждем благодарности от людей, но не получаем ее. Более того, сколько бы ни сделали, люди в ответ и злое, и ненавистное, и клевету, и ложь, и неправду готовы вылить на тебя. Но каждый, кто исповедует Христа, всегда должен помнить слова, обращенные к Иуде Искариотскому и к народу неверному, недостойному: Господь укоряет их за то, что они не ответили взаимностью. И мы не должны ждать в этой жизни, что все нас будут благодарить за наши добрые дела, – воздаяние правильное и праведное будет только от Господа. Сделал доброе дело – надо забыть о нем и не ждать, что тебе кто-то ответит взаимностью. К сожалению, грех не дает нам возможности отвечать взаимностью за добрые дела.

«Постави на него грешника, и диавол да станет одесную eго». Кого дьявол поставляет одесную себя? Если Господь поставляет праведников одесную Себя, то дьявол – злых людей. Святые отцы говорят, что Иуду Искариотского дьявол поставил одесную себе: он его очень сильно приблизил, за очень грешное, неблагодарное дело, которое его погубило.

«Внегда судитися eму, да изыдет осужден, и молитва eго да будет в грех». Иуда осужден и своей совестью, и иудеями, они же сказали ему: что нам до того? смотри сам, дали ему сребреники, а потом отказались принять его, отогнали его от себя, зная, какое скверное и грязное дело он совершил. И молитва будет в грех, ибо она неправедная – за молитвой следовало беззаконие. Святые отцы поясняют, что значит молитва в грех: молитва язычников в грех, молитва иудеев в грех – они не молятся Божественному Спасителю, Который пришел на землю и совершил спасение всего рода человеческого. Молитва тех, кто не почитает Святую Троицу, будет вменяться в грех, и молитва суетная, молитва праздная, невнимательная тоже может быть в грех. Молитва должна быть достойной, должна захватывать все наше существо.

«Да будут дние eго мали, и епископство eго да приимет ин». Что ждет тех, кто предает священство, предает Господа, как Иуда предал Его? Предательство никогда и нигде не поощряется: ни в духовной жизни, ни в светской, поэтому все, что такой человек делает, он делает против себя. «Да будут дние eго мали». Мы знаем, что Иуда Искариотский умер не собственной смертью, а через самоубийство. «И епископство eго да приимет ин» – Иуда был из числа апостолов, был бы епископ Церкви Христовой, но его епископство было отдано другому – был избран Матфей, о чем говорится в Деяниях святых апостолов. То есть, если ты ведешь себя как предатель, епископство будет отнято от тебя, и дни твои будут не велики.

«Да будут сынове eго сири, и жена eго вдова». Святые отцы говорят, что нигде нет упоминания, что у Иуды Искариотского были дети и жена, поэтому мы не можем утверждать, что Давид пророчествует именно об Иуде. Но он говорит о тех, кто предает священство, вредит священству. Тогда начинает страдать весь род такого человека: грех предательства приводит к тому, что человек уходит из этой жизни, дети его становятся сиротами, и жена остается вдовой. Здесь просматривается очень сильная нить, что вдовы и сироты – самые незащищенные слои населения. Если мы говорим о вдовстве и сиротстве, значит, говорим о тех страданиях, что после смерти кормильца наступали в семье. Сегодня много вдов и сирот и при живых мужьях: те уходят из семьи, семьи начинают бедствовать, при живом отце ребенок не видит отца, не видит поддержки, женщина при живом муже становится вдовой.

«Движущеся да преселятся сынове eго и воспросят, да изгнани будут из домов своих. Да взыщет заимодавец вся, елика суть eго: и да восхитят чуждии труды eго. Да не будет eму заступника, ниже да будет ущедряяй сироты eго: да будут чада eго в погубление, в роде единем да потребится имя eго. Да воспомянется беззаконие отец eго пред Господем, и грех матере eго да не очистится: да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их» – так Псалмопевец говорит о страданиях, которые ждут людей, несущих в себе грех предательства. Предательство Господа понес Иуда, а предательство священства понесет целый род и до такой степени, как говорит Псалмопевец, да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их, то есть даже память об этом роде будет стерта с лица земли. И какие страдания ждут тех, кто предает Господа! Мы должны с вами говорить и об иудеях, которые в полной мере понесли наказание за то, что предали Господа, не поняли своего счастья. Что с ними стало? Они были расселены по лицу всей земли, и после разрушения Иерусалима у них ничего не осталось. И здесь именно идет такое перечисление – движущеся да преселятся сынове eго и воспросят, да изгнани будут из домов своих. И займодавец взыщет все, что они должны были, и от трудов их ничего не останется. Да не будет eму заступника, ниже да будет ущедряяй сироты eго – никто не будет заступаться, никто не будет миловать или благотворить сироте его, «да будут чада eго в погубление, в роде единем да потребится имя eго. Да воспомянется беззаконие отец eго пред Господем, и грех матере eго да не очистится», ведь и грехи родителей перелагаются на детей, и праведность родителей избавляет детей от многих бед и страданий. Все мы связаны такой нитью.

«Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити». Господь скорбел за все человечество. «Обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся» – Господь говорит о Себе, о Собственной смерти: Псалмопевец пророчит здесь о Христе Спасителе.

«И возлюби клятву, и приидет eму: и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу eго и яко елей в кости eго: да будет eму яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется. Сие дело оболгающих мя у Господа и глаголющих лукавая на душу мою». Здесь опять говорится об Иуде и о тех, кто клевещет на других. Что их ждет? Не будет на них благословения, ибо они возлюбили всякую неправду, и этой неправдой они облачатся как ризою, и как бы будут обмазаны всем этим как елеем.

«И ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя» – Господь здесь молится Богу за обижающих Его, и чтобы Господь дал силы Самому Спасителю перенести скорби за то смирение, с каким Он все это воспринимает.

«Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене». Тут сразу же мы вспоминаем молитву, какой Господь молился: «Ныне душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего, но сего ради приидох на час сей» – внутреннее смятение было у Господа, но Он молился. И каждый должен так поступать. Господь показывает нам это не просто чтобы мы это знали, а Он показывает, как мы должны себя вести в трудные, скорбные моменты – всегда молиться, всегда просить, чтобы Господь укрепил нас. Но всегда добавлять: «Господи, но не как я хочу, но пусть на все будет Твоя Святая воля». Если нам надо что-то перенести, мы должны это перенести с достоинством; если Господь пошлет нам избавление, то мы должны воссылать Ему всяческое благодарение.

«Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся: стрясохся яко прузи». Здесь Господь говорит о Себе, как Он жил на земле: Он никогда не искал Своей воли, но всегда исполнял волю Отца Небесного. Как саранча не имеет определенного места: ветер подул, сдул ее, и она полетела в другое место, так и Господь проповедовал по земле – Он Сам о Себе сказал: «лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову».

«Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради». Господь опять говорит, какую жизнь Он проводил на земле. Он не искал что-то сытное, проповедовал целыми днями, и Ему даже жалко было тот народ, который слушал Его, при этом ничего не вкушая. Священное Писание мало нам передает, как жил Сам Господь. Он был голоден, Ему приходилось собирать колосья вместе с учениками и вкушать эти зернышки, ибо нечего было есть. Поэтому Он о Себе говорит, что «колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради». То есть Господь и в посте, и в молитве, и без определенного места пребывания ходил по земле и все делал для народа, никогда не заботясь о Себе. Самым главным было исполнить то дело, которое Ему дал Отец: достучаться до людей, раскрыть их сердце, чтобы они увидели спасение.

«И аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими». Все вы знаете, дорогие братья и сестры, как они проходили мимо креста, кивали своими головами и говорили: «Если Ты спас других, спаси Себя, и мы поверим в Тебя» и так далее. Обо всем этом задолго пророчествует псалмопевец Давид.

«Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей: и да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю. Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится» – и опять молитва Господа к Богу Отцу, рукой здесь Господь называет Себя, Он – рука Бога и Отца. «Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится». Всегда нужно помнить: если люди предают праведника бесчисленным бедствиям, при благословении Божием никакого вреда от них не бывает, но на них же самих обратятся стыд и бесчестие. Если есть поношение, предательство, не нужно ничего делать – нужно просто молиться и со смирением обращаться к Богу, а Господь даст Свое благословение. Святые отцы говорят мудрые слова, что Господь не хочет наказать, не хочет предать смерти, но обратит их в стыд и бесчестие. А что такое стыд и бесчестие? Это возможность подумать, за какие грехи и беззакония ты впал в такое состояние. Тем самым Господь дает тебе возможность раскаяться, исправиться, чтобы и для тебя тоже были открыты двери Царствия Небесного. То есть, Господь заботится обо всех и не дает погибнуть грешнику, но дает ему возможность прийти в разум истины, прийти в покаяние и новь воссоединиться с Господом.

«Да облекутся оболгающии мя в срамоту и одеждутся яко одеждею студом своим», – о чем мы только что говорили: они будут посрамлены – Господь обнажит неправедный поступок, чтобы другим было неповадно его совершать. Но в то же время через стыд и срамоту человек будет исправляться.

«Исповемся Господеви зело усты моими и посреде многих восхвалю Его». Где мы прославляем Господа? Здесь говорится о Церкви Христовой. И устами Церкви восхваляется Глава Церкви – Сам Христос.

«Яко преста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою». Кто убогий? Разумеется, Христос, обнищавший ради нашего спасения. Убогим называется и всяк человек, как говорят святые отцы, кто воспитывает в душе своей смиренномудрие, не признает никакого своего действия в добродетели без Бога, не присваивает ничего себе. Все действительно дается от Бога, и нам нечем хвалиться и кичиться – мы нищие, мы убогие, мы не можем по своей воле творить что-то доброе. А если Господь и дает что-то доброе, то мы понимаем, что это Господь дает нам и возможность, и время сотворить добродетель, но она относится к Господу.

Вот такой, дорогие братья и сестры, удивительный псалом, назидающий. Если мы пребываем в печали, трудности, чувствуем напрасные обиды от ближних своих, то обязательно нужно обращаться к этому псалму, и он станет для нас утешением. Он полезен и тем, кто хочет творить зло против своих близких, или намеренно хочет совершить гнусное предательство. Такому человеку обязательно нужно почитать этот псалом и понять, что он обрекает не только себя на страдания, но и всех своих близких, свою семью и даже свой род. Храни вас всех Господь, и до новых встреч!(Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс