Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (976) → 29 августа – память священномученика Александра Соколова, пресвитера

29 августа – память священномученика Александра Соколова, пресвитера

№31 (976) / 14 августа ‘18

Церковный календарь

Будущий священномученик родился в 1893 г. в с. Озерово Тихвинского уезда Новгородской губернии в семье священника Николая Соколова. В 1915 г. он окончил Новгородскую духовную семинарию и поступил псаломщиком в храм с. Ершова Череповецкого уезда Новгородской губернии. В 1916 г. был рукоположен в сан диакона ко храму с.Мороцкого, а через год – в сан священника ко храму с. Озерова, где прошло его детство. В 1924 г. отца Александра перевели в храм с. Ершова, где он когда-то служил псаломщиком.

Сразу же после прихода безбожной власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. В частности, требовали уплаты непомерных налогов и штрафов. В случае с отцом Александром суммы были настолько значительны, что, не имея средств заплатить их, священник вынужден был в 1924 г. переехать с женой Елизаветой Александровной и 3-мя маленькими детьми в Тверскую область, где сначала служил в храмах Краснохолмского района, а затем в с. Поречье Молоковского района.

Отец Александр все силы и время отдавал своей пастве. Местные власти запрещали служить молебны на полях и в домах прихожан, однако священник, как это было принято до революции, регулярно обходил все деревни прихода. Видя его ревностное служение, паства ответно любила его. Несмотря на гонения и разрушение храмов, на то, что власти постоянно обирали приход и священника, церковь в селе Поречье ремонтировалась всякий раз, когда в том бывала нужда. Но всякий раз власти преследовали за это и батюшку, и прихожан.

В 1935 г. прихожане покрасили и побелили храм, а оставшуюся от ремонта краску продали школе. Сразу после этого священник и староста были арестованы, отца Александра обвинили в спекуляции и приговорили к 5-ти годам исправительно-трудовых лагерей.

В 1935 г. еще было возможно, если священник не шел по 58-й статье, доказать свою невиновность. Областной суд, куда дело попало из районного суда, полностью оправдал священника, и отец Александр был освобожден.

В то время, когда все, что имело какое-либо отношение к Церкви, безжалостно разрушалось, прихожане отца Александра выстроили вокруг часовни новую кирпичную ограду. А вот в конце апреля 1937 г. ситуация изменилась, и председатель сельсовета вызвал в контору отца Александра и потребовал, чтобы тот уплатил подоходный налог вперед за следующий квартал и аренду за землю, на которой стояли храм и церковные постройки. «Не тратьте зря свои силы, – ответил о. Александр, – платить я не буду, так как не подошел срок платежей». И сказав это, священник сразу же из сельсовета ушел, не желая поддерживать пустой и небезопасный разговор.

Летом 1937 г. сотрудники НКВД были оповещены о грядущих арестах всего духовенства и стали собирать соответствующие данные. Чаще всего вызывались люди, готовые говорить и подтверждать что угодно. Один из таких рассказал сотруднику НКВД об о. Александре, будто тот сомневался в подлинности показаний подсудимых на открытых судебных процессах, где обвиняемые чересчур охотно и гладко очерняли себя и других, и что священник, отметив, что в районных магазинах не было хлеба, предположил, что хлеба нет потому, что местные власти дали завышенные цифры об урожайности, а центральные власти, взяв в соответствии со своими нуждами хлеб, постановили, что оставленного (в соответствии с цифрами) будет достаточно, и отказали району в снабжении мукой и зерном.

В июле 1937 г. отцу Александру стало ясно, что его арестуют, после чего храм подвергнется кощунственному разграблению. И он сложил запасной Евхаристический набор в камилавку и спрятал на чердаке храма. Туда же положил напрестольный крест, дарохранительницу и лжицу. 27 июля 1937 г. сотрудники НКВД арестовали священника и заключили в Краснохолмскую тюрьму. Допросили через 3 дня. Следователь спросил, чем занимался священник до и после революции. Отец Александр ответил, что до революции он занимался исключительно пастырской деятельностью, а после революции пришлось обзавестись небольшим хозяйством, чтобы прокормить семью, – 2 сына и дочь родились уже после революции. Хозяйство было небольшое: дом, амбар, сарай, гумно, баня, лошадь, 2 коровы, 5 десятин земли. В 1929 г. священнику было дано непосильное задание на сдачу сельскохозяйственных продуктов, и за невыполнение его хозяйство реквизировали.

Сельсовет выдал НКВД справку, где было сказано о необходимости арестовать священника, так как он, по мнению сельсовета, «привлекал на свою сторону отсталое население» и без регистрации в ЗАГСе отпевал покойников. «Считаем его социально опасным человеком для местного населения, который заслуживает высылки из местных пределов», – писал председатель сельсовета.

10 августа следователь вновь допросил священника. « Когда и какие взгляды вы высказывали в связи с процессом над троцкистами во главе с Пятаковым?» – «Я этим процессом интересовался и о нем читал, – ответил священник. – Из прочитанного у меня складывалось какое-то неверие в его действительность, меня удивляло то обстоятельство, что все подсудимые как-то даже хвастали своими контрреволюционными действиями, и все это я считал неестественным... Данными взглядами, насколько мне помнится, я ни с кем не делился, за исключением, возможно, своей семьи». – «Когда и какие взгляды вы высказывали в связи с затруднениями с хлебом?» – «Создавшиеся затруднения в нашем районе с хлебом, так как мне хлеба в кооперации не отпускали, я лично расценивал как наличие вредительства у советской власти и создавание этого умышленно руководителями. С другой стороны, у меня складывалось мнение, что крестьяне плохо относятся к обработке земли, а поэтому и создались затруднения. Своими взглядами я ни с кем не делился»… – «В чем заключалась ваша инициатива в постройке ограды вокруг часовни в деревне Степаньково?» – «В деревне Степаньково я бывал очень часто, потому что в данной деревне проживает церковная староста, к которой мне по церковным надобностям приходилось часто ходить, но инициативы в постройке ограды у часовни я не проявлял, по чьей инициативе состоялась постройка ограды, мне неизвестно». На этом допрос был окончен. 25 августа Тройка НКВД приговорила о.Александра к расстрелу. Священник Александр Соколов был расстрелян 29 августа 1937 г.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс