Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (973) → Архимандрит Савва (Мажуко): С чего начинается вера?

Архимандрит Савва (Мажуко): С чего начинается вера?

№28 (973) / 24 июля ‘18

Свет невечерний

– Друзья мои, мы, верующие, находясь внутри церковной ограды, часто совсем не подозреваем, что о нас думают люди извне, непричастные к радости стоять перед Богом, слышать святые молитвы, читать Священное Писание, молиться, просто знать, чувствовать, верить в то, что Он есть, что Он заботится о нас, что мы Ему небезразличны. Очень полезно нам, для которых вера Христова есть что-то очевидное, менять угол зрения и смотреть на свой опыт глазами людей из-за другой стороны церковных стен.

Они часто задают вопросы: «Что этих, казалось бы, нормальных людей довело до жизни такой? Почему они встают в 5 утра, бегут на раннюю Литургию каждое воскресенье, когда целую неделю работали и нужно бы отдохнуть, и встают так рано и ложатся так поздно и только прочитав святые молитвы? Почему священнику, какому-то чужому человеку, открывают свои тайны – исповедуются, каются перед Богом? Почему молятся, стоят в церкви полтора-два часа, крестятся? Не хотят садиться, не хотят развлечься… Что это за люди такие? С чего начинается вера?».

И многие из них, наиболее честные, даже спрашивают: «А как мне поверить? Как мне стать верующим человеком?». Действительно, бывает состояние, когда человек находится в ситуации религиозной бесчувственности, религиозной невменяемости: он хотел бы это почувствовать, пережить, но никак не может понять, с чего ему начать, как обнаружить, что Бог есть – не идти же ему вульгарным путем, не требовать от верующих, чтобы они просто показали ему Бога: «Вы мне покажите, я тогда в Него поверю»… Это совершенно смешной аргумент, и разумный человек, конечно, не будет к нему серьезно относиться.

Друзья мои, как ответить на этот вопрос: с чего начинается вера? Как обнаружить, что Бог есть? И ответ здесь очень прост – мы найдем его в Евангелии, в творениях святых отцов, даже в нашем личном опыте. Я обращу ваше внимание на обычай, который вы найдете в каждой религии, в каждой религиозной традиции (с чем он связан, на что он опирается, мы укажем чуть-чуть позже), – он упоминается, например, в связи с событием Сретения Господня (вспомните 2-ю главу Евангелия от Луки, где сообщается, как родители принесли в Иерусалимский храм Иисуса Христа, Младенца, Сына своего, чтобы представить перед очами Божиими. Причем в этом маленьком отрывке четырежды упоминается, что они выполняют это по Закону Божию – по священному установлению, которое повелевает всякого «младенца мужеского пола, разверзающего ложесна», принести Богу).

Я сейчас не буду говорить о смысле события – вы сами читали этот текст, бывали в церкви на богослужении и слышали песнопения. Мне бы хотелось порассуждать, почему Господь дает такую заповедь: у тебя родился ребенок, и его нужно представить перед очами Божиими? Что это значит? Мы видим и другие обычаи, которые существуют в Православной Церкви по традиции Священного Писания, Закона Божия – после Крещения детей мы вносим мальчиков в алтарь, а девочек благословляем перед Царскими вратами. Это называется «воцерковление детей». Зачем мы это делаем, ведь ребенок уже крещен? Нам необходимо представить младенца перед очами Божиими, «показать» его Богу. Есть и другие моменты. Например, вы знаете, что в праздник Преображения мы приносим на освящение начатки плодов: яблоки, виноград – зачем мы это делаем? Разве Бог не знает, что у нас родился ребенок или что мы собрали урожай?

В древности существовал обычай приносить первый сноп перед очи Божии, даже потрясать им, показывать Небу: «Вот, Господи, что уродилось!» – и это стремление показать Богу плоды нашей жизни очень важно, друзья мои: именно с этого начинается религия. Почему нужно показать ребенка Богу? Что это за жест? Что за действие, что за акт? На чем он основан? Основан он, конечно, на чувстве благодарности.

С чего начинается вера? С опыта благодарности и благодарения.

Просто говорите Богу «спасибо» – не словами, а как это делала Пречистая Дева Мария, показывая Богу Младенца, благодаря Его за то, что Он дал Ей этого Ребенка: так делают каждая еврейская и каждая православная женщина, когда у них рождается ребенок. Это жест благодарности – жест Евхаристический.

Наверняка каждый из вас знает, что центральный момент Евхаристии – Евхаристический канон, когда священник, прочитав определенные молитвы, поднимает над престолом Божиим Чашу с вином и дискос с хлебом со словами: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Это тоже очень древний жест – священнослужитель поднимает Дары, Бескровные Жертвы перед очами Божиими, показывая: «Господи, это Твое от Твоих – я знаю, что это Ты мне дал, но я свое знание и свою благодарность показываю тем, что Тебе их отдаю и посвящаю».

В этом состоит начало религии. Вот почему верующий человек – это человек по определению благодарный. Как любовь к Богу и ближнему есть центральная заповедь в христианской нравственности, так и благодарность вырастает из этого двойного корня: из благодарности к Богу и благодарности к ближнему.

Если вы хотите быть по-настоящему верующим человеком, приобщиться к опыту религии, нужно начинать не с того, чтобы ставить свечи или выполнять обряды (хотя это тоже очень важно), а с того, чтобы говорить «спасибо» – супруге за приготовленный ужин, ребенку – за то, что он, например, почистил ваши ботинки (бывают такие дети!), маме – за то, что она была внимательна, сотруднику на работе – за то, что он приоткрыл дверь...

Ребятам, которые занимаются у меня в воскресной школе, в библейской студии, я даю задание: говорить «спасибо» не менее 12-ти раз в день. У монахов есть четки, и они их перебирают с Иисусовой молитвой; на четках бывает по 100, по 30 зерен, а мирянам я бы давал четки по 12 зерен – чтобы каждый человек следил за собой, насколько он благодарен. И если вы благодарны ближнему, то благодарны и Богу, ведь сказать «спасибо» – это значит заметить труд человека, сделанный ради вас, и сказать «спасибо» Богу – это значит заметить Бога. Вы Его не заметите до тех пор, пока не скажите «спасибо».

Поупражняйтесь, друзья мои, в этом очень простом правиле: почаще говорить «спасибо» – и вы обнаружите гораздо больше внимательных, интересных и красивых людей, чем вам казалось до этого времени. А некоторые из вас найдут и Бога – если научатся говорить Ему «спасибо».

Расшифровка:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс