Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Интересный момент истории нашей страны возник совсем недавно. Связан он с футболом, когда сборная России (как многие говорят, чудом, по воле Божией, по молитвам всех нас) вышла в четвертьфинал чемпионата мира по футболу – другими словами, вошла в восьмерку сильнейших сборных планеты. Батюшка, каково Ваше отношение к футболу, и как нужно относиться к этому событию нам? Хотя, я знаю, много священников, много простых православных и, наверное, 90% населения страны было в тот момент у экранов телевизоров.
– Не знаю, насчет процентов трудно судить, но много священников и православных вне священного сана, которые недовольны этими событиями.
Интересно. У нас в этом кресле сидели священники, которые напрямую связаны со спортом, и они одобряют некоторые движения… В чем же конфликт?
– Начать надо с того, что Церковь в целом в лице Патриарха...
...одобряет спорт и физическую культуру...
– Да, безусловно. И, в частности, Чемпионат мира. Поэтому сейчас идти в атаку, говорить, что «все это безобразие», нельзя, «это шум, отвлечение от духовной жизни»… Не надо так пускаться в крайности. Но возбуждение, которое тут есть, во многом, конечно, направлено не совсем туда, куда надо.
Я, готовясь к нашему эфиру, припомнил один эпизод, довольно характерный. Примерно о том же самом – о спорте, его пользе и вреде, даже безотносительно к Православию. Говорили мы с моими студентами (я был преподавателем) лет 20 тому назад в Соединенных Штатах Америки. Были у нас курсанты, студенты, говорили о спорте и о том, хорош он или плох, что такое вообще спорт для сегодняшней жизни (но это было 20 лет назад, до интернета). Мы взяли газету USA Today – такая большая газета, общенациональная (у нас такие есть сейчас, берут какую-нибудь «Комсомольскую правду», которая, с одной стороны, общероссийская, с другой – в ней всегда есть местные новости; циркуляция общегосударственная. Это в наше время популярность бумажных средств массовой информации уже идет вниз, а тогда был большой подъем). Взяли спортивную полосу, точнее, вкладочку – первую полосу спортивной вкладки, стали смотреть: что же там спортивного? Обнаружили 20% (достижения, результаты, очки). Все остальные 80% – кто напился пьяный, кто с кем подрался, кто сел в тюрьму, кого освободили, кто с кем, извините, имеет внебрачную связь. Уж в лучшем случае – кто на ком женился (это вообще хорошо), но это уже к спорту прямого отношения не имеет. Дальше – безобразия болельщиков: кто кому сломал челюсть, кто попал в больницу, кто пошел под суд за это дело. Вот наполнение этой полосы – 80% «спортивных» новостей. Вот в чем проблема, дорогие друзья. От спорта-то не слишком много в спорте. Вот в чем беда.
Спорт, безусловно, дело хорошее, доброе и так далее, но вся та пена, которая идет на спорте, вызывает некоторое огорчение.
Например, какая пена?
– Я сказал только что про сломанные челюсти...
...я возражу немножко. Например, возьмем игру сборной России – она во многом оживила всю страну.
– Патриотический элемент есть.
Да. И есть интересные моменты частной жизни самих футболистов. Например, Денис Черышев в Instagram сделал заявление – это пост в социальной сети, где он восхваляет Бога и что, на самом деле, он человек православный...
–...Ну хорошо, молодец.
Это пример живой веры, благодарность Богу.
– Ну, будем надеяться. Понимаете, произошла какая-то перетасовка, перемешивание социальных пластов, и мы видим добрые примеры, примеры патриотизма. Сейчас был какой-то успех российской сборной (честно говоря, не совсем знаю) – и видно было, что люди торжествуют.
Я могу припомнить очень характерный эпизод из бесед, рассказов известного Паисия Святогорца – вы знаете, что публикуют его книги, это личность популярная. Много, прямо скажем, не вполне надежного в его сочинениях: Паисий сам ничего не сочинял, это его восторженные почитательницы записывают, публикуют. В Издательском доме тоже были скандалы с ним связаны, много пены всякой. Но в этой пене, конечно, есть и алмазы. И вот один такой алмаз я припомнил в связи с Чемпионатом по футболу.
Паисий приехал к кому-то в гости и хотел там ночевать. Ему хозяева говорят: «Дело плохо, потому что у нас тут шум страшный по ночам, взрывают скалы, строят дорогу, спать невозможно от грохота». Ну что сделаешь: что есть, то есть. Лег он спать – действительно, ночью были взрывы (рабочие круглосуточно работали), грохот мешал людям спать. Когда утром старец Паисий встал и у него стали просить прощения, что такое дело, он говорит: «Ничего подобного, я спал очень хорошо, провел прекрасную ночь в полном покое» – «Как же так получилось, когда никто спать не мог от грохота?» – «А очень просто. Я вспомнил войну и возблагодарил Господа за то, что эти взрывы – мирный труд людей»...
На благо людей...
– Сами люди трудятся на свое благо, на благо ближних. В общем, «весь этот страшный грохот я сравнил с тем, что могло бы быть, и с тем, что бывало в жизни, и понял, что есть повод для благодарности Господу. И никаких отрицательных эмоций у меня в этой связи не было, я спал как младенец». Вот (приблизительно) как мы можем смотреть на события, связанные с чемпионатом.
Да, это возбуждение, это всякого рода эмоции, не те, которые нам, может быть, хотелось. Но они, тем не менее, мирные – по сравнению с тем, что могло быть. Хорошо, что люди смотрят телевизор (по сравнению с тем, что они смотрели бы порнографию), хорошо, что они ходят с русскими флагами, вместо того чтобы ходить с бутылками и разбивать этими бутылками головы друг другу, что бывает иногда у нас. Вот в таком духе.
Вопрос телезрительницы: «Как утратить потребность выговариваться, особенно присущую женщинам? Затворить уста – это хорошо сказано, но если просто затыкать себе рот постоянно и насильственно молчать, тогда все внутри копится...».
– Вам надо иметь домашнее животное (кошку, например) и с ним разговаривать, или собаку – или даже двух кошек: и не надо затыкать рот, и никому вреда вы не причините.
Телезрительница: – Нет, это не подходит.
– Почему? А вы попробуйте, реализуйте идею. Кошки – животные чистые, спокойные. Собаки более буйные, могут лаять. А кошка здесь – идеальное решение вопроса. Идеальное.
Телезрительница: – Когда говорят в ответ что-то...
– Кошки говорят и внимательно слушают тебя. Я иногда даже сам с кошками разговариваю. Нет кошки – я по улице хожу, вижу – кошка сидит. Я к ней обращаюсь, она мне тоже что-то отвечает, «мяу» иногда. Во всяком случае, получается разговор содержательный. И вам это очень рекомендую.
Телезрительница: – Да, но я очень хочу в жизни с людьми быть немногословной.
– Ну, это вам никто не запрещает, кошка на вас не будет обижаться. Но если у вас есть потребность выговориться, вы ее реализуйте на кошках – это очень правильно.
Нет, а вот если с человеком в беседе… Я так понимаю вопрос нашей телезрительницы: в общении с людьми… Вот мы сейчас закончим эфир, пойдем пить чай, и я буду очень много говорить, не давая Вам вставить слово. Что делать?
– Ну, приходится здесь увидеть свой грех, свою слабость и этот грех исправлять. Я немножко по-другому понял вопрос: что у нее есть потребность.
Нет, была поправка, что именно в беседе с людьми.
– Надо жалеть людей. Можно кого-то, конечно, специально пригласить… Когда я еще был диаконом, служил с одним хорошим священником, и он говорил перед службой: «Сейчас будем с тобой служить вместе, я, может быть, буду на тебя кричать. Ты уж меня прости заранее». Хотя он никогда на меня не кричал, мы с ним всегда дружили прекрасно...
Я к чему привел эту аналогию? Можно пригласить человека попить чаю и сказать: «Вы знаете, я очень многословный, я болтун, буду очень много говорить. Вы меня простите». (Смеется.) Если кто на это пойдет, – хорошо. Я не знаю, такой вопрос – почти юмористический немножко.
Продолжим о футболе… Эмоции тебя переполняют, ты переживаешь, ты весь в игре, ни о чем другом не думаешь, можешь забыть поесть, сходить в туалет: ты в экране телевизора либо на стадионе, в этой атмосфере. По сути, есть в некоторой степени страсть к этому виду спорта. Можно сказать сейчас о футболе, но это бывает со многими вещами, когда ты, по сути, даже не играешь в футбол, но ты весь в этом, переживаешь – и нет ничего другого. Что это такое? Нужно ли с этим бороться?
– Совершенно верно. О чем я и начал свою критическую речь только что. Что такое страсть в узком смысле этого слова? Некая ситуация, когда мной кто-то или что-то владеет. У меня есть страсть к кислороду – если я не буду дышать, я умру, надо мне дышать. Это первая неукоризненная страсть. Есть неукоризненная страсть к воде, еде, сну, отдыху, теплу и так далее.
А дальше начинаются уже укоризненные страсти. Понемножку-понемножку пошло все хуже, хуже – и я уже становлюсь зависим от какого-то конкретного блюда: если мне не дать чашечку кофе, у меня вся жизнь рушится – или что-то еще. То же самое с футболом. Дело это не очень полезное, когда мной начинает владеть что-то, в данном случае – смотрение телевизионной игры.
Ой, сколько осуждения, если что-то в действиях игроков не так.
– В том-то и дело.
Сколько нецензурной брани...
– Совершенно верно вы сказали. Единственное, здесь как утешение, которое я привел: лучше пусть они сидят перед телевизором, чем если бы ходили в пивную и друг другу били физиономии. Вот «утешение», мягко выражаясь. Не знаю, слабое утешение, пусть бы лучше вообще они не допускали такого рода власти этих зрелищ над собой. Откройте Златоуста или Тертуллиана по поводу зрелищ...
Батюшка, Вы настроены радикально...
– Да не радикально. Я начал с того, что, в принципе, положительно...
Да, но Вы не видели бы, я так понимаю, греха, если бы этого не было.
– Я бы не видел греха, если бы этого не было, совершенно верно. Если бы не было тех страстей, и этих тоже.
Ну, это наша жизнь… Я даже приведу один пример. Здесь недалеко, на Воробьевых горах (по крайней мере, в Фейсбуке я видел) пример того, как один батюшка использует фан-зоны во благо: он приходской актив взял с собой (я так понимаю, что люди грамотные, могут говорить на разных языках), и они пошли творить миссионерскую проповедь в фан-зоне – там собираются люди, решают какие-то административные дела, и так далее. Вероятно, они не пошли к пьяным болельщикам, но элемент проповеди в этом есть.
– Ну, дай ему Бог… Не знаю, я не очень себе представляю, чтобы я так пришел. Мне бы сказали: «Отец, чего ты пришел сюда? Тут не до тебя, иди вон отсюда».
Святейший Патриарх на совете 6 июня, когда был учрежден Совет по физической культуре и спорту, говорил, что Церковь оказалась не готова к Чемпионату мира по футболу. В какой-то момент действительно можно было найти и свою пользу: западные люди, приезжая в Россию, увидели ее с другой стороны, не с той, как им говорят их средства массовой информации...
– Ну да, да...
В то же самое время сколько храмов красивых...
– ...присутствие Православия в нашей стране, да.
«Почему ты такой гостеприимный, почему такой добрый? Может, потому, что ты верующий?» Это все-таки огромная площадка для диалога – не только покричать...
– Готов согласиться. Мне пришлось 4 года назад быть на зимних Паралимпийских играх в Сочи – тоже был интересный опыт, но там не было такого подъема страсти, а остальные все аспекты спорта там были, в том числе и сотрудничество, соучастие разных религиозных конфессий: у нас был религиозный центр небольшой, народу было не слишком много в нашем религиозном центре, но мы сами, религиозники (там был мусульманский имам, буддийский лама, протестантские друзья, римо-католический ксендз), – у нас было очень интересное общение.
Вопрос телезрителя – благословляется ли вообще играть в футбол?
– Да, да, конечно! А слушайте, наши церковные иерархи постоянно об этом говорят: что спортивные достижения требуется стимулировать, поддерживать участие молодежи в спортивных командах, разных видах спорта.
Более того, есть православные турниры. Например, отец Андрей Алексеев, духовник олимпийской сборной и один из членов Совета по физической культуре и спорту, организует такие турниры.
– Да, совершенно верно.
И я лично участвую в них.
– Спорт сам по себе – это физическая культура, физическое совершенствование человека… Мало того, есть такие виды спорта, как туризм, альпинизм, парусный спорт, где человек еще участвует в противоборстве со стихией, с природой – это победа над природными трудностями, а не обязательно над соперником. Все это очень здорово, полезно и правильно, и очень хорошо, что мы движемся в этом направлении. Но недостатки мы обсудили: они косвенные, маргинальные. А сам по себе спорт – дело очень хорошее.
В какой-то степени футбол, околофутбольная атмосфера, становится своего рода проявлением азартности.
– Да, да.
Например, люди делают ставки.
– Ага, еще вот это дело.
И проигрывают очень большие деньги порой. То есть это еще и способ зарабатывания денег...
– Зарабатывания? Приобретения.
То, что происходит в букмекерских конторах.
– Да, иными словами, тотализатор, азартные игры, связанные со спортом. Друзья мои, я должен провести здесь границу: одно дело – спорт, игра, физическое совершенствование, техника и все остальное. А другое дело...
...заработок.
– Это не работа, это приобретение денег – каждый, кто интересуется этим вопросом, благоволит раскрыть Федора Михайловича Достоевского «Игрок». Я видел картинку, карикатуру, как художники иллюстрируют книги, не зная их содержания: для книги «Игрок» был, естественно, изображен футболист – это пророческая картинка. Так вот, почитайте «Игрока»: психологию азартного игрока, вообще, что там происходило. Немножко отдельная тема качество этого сочинения, но азарт и состояние души человека, который играет в азартные игры, там отражены достаточно четко. А я как священник могу сказать, что когда в нашей стране были разрешены казино и игровые аппараты, то в нашем областном центре не проходило дня, чтобы на Исповедь не приходил какой-то мужчина (как правило) и с широко раскрытыми глазами говорил: «Я не знаю, батюшка, что происходит! Я получил зарплату, пошел домой – и все, пришел домой, а зарплаты уже нет: я ее проиграл. А как – не знаю».
А вот это что такое? Беснование?
– Безумие просто.
Вопрос телезрителя: «По Вашему мнению, молитва по поводу какого-то спортивного турнира – это же не духовный, а душевный позыв, скорее всего? Эмоциональный? Как быть с этим? Допустим, родственники каких-то игроков… Они же видят. Я смотрел футбол и видел, что там действительно молились наши люди. Там, скорее всего, даже праведник какой-то молился: то, что происходило тогда – это чудо чудное, диво дивное. Хотелось бы Ваше мнение услышать».
– Ну что ж, не надо здесь в догматизм возводить. Кто такие болельщики? Это люди сочувствующие, сопереживающие. Пускай, – слава Богу, речь идет не о войне, не о болезнях, катастрофах, а об игре: игра – нечто поверхностное. Но это сопереживание, сочувствие. Для людей, которые играют сами, это важное дело, дело их жизни, это их профессия, дело чести или достижений. Почему бы нам им не сочувствовать, не сопереживать?
Есть ролик в интернете, когда крупным планом показывали футболистов во время исполнения гимна (единственный момент матча, когда можно всех посмотреть), – он их крестил...
– Ну так что? Апостол Павел говорит: непрестанно молитесь. Апостол пишет! Так почему бы не молиться во время футбольного матча? Я не вижу проблемы, вот так скажу. И думаю, что не надо здесь ее заострять таким образом.
Достаточно интересная тема сегодня… Понятно, Ваше отношение к футболу достаточно равнодушное. Но все-таки если победы сборной России будут и дальше продолжаться, Вы как будете к этому относиться?
– Ну, я буду рад, естественно. Но я в начале передачи сказал кое-что: у нас есть реальные проблемы нашей жизни, реальные национальные задачи, и вопрос, который я задаю: насколько наши спортивные успехи помогут объединить, усилить единение нации в противостоянии реальным трудностям, которые перед нами стоят? Вот в чем дело. Чтобы игровая реальность, игровая сфера не заменяла собой сферы реальной.
Уже несколько раз в передаче прозвучали слова «в здоровом теле здоровый дух». Например, в Москве больше возможностей развивать спорт на приходах и так далее (это мое мнение), но в вашей епархии какие движения происходят в этом плане? Говорили, что есть площадка для проповеди.
– Наша областная власть не дремлет – стадионы открываются, проводятся эстафеты, велогонки, турниры, что угодно. А я хотел сказать просто элементарную вещь: неважно, где вы живете (в тайге, или в тундре, или в Кавказских горах), бег, легкая атлетика – самое лучшее дело для всех возрастов. К бегу есть еще спортивное ориентирование, когда это не просто бег, а еще и работа в лесу, на природе, умение пользоваться компасом и картой. Люди разных возрастов могут в этом участвовать – и среднего возраста, и молодежь, и даже деток маленьких можно привлекать к этим делам. Помните, что спорт – это не сидение около телевизора, а забота о своем здоровье, о здоровье ваших детей, о здоровом образе жизни всей вашей семьи.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.