Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (973) → Священник Александр Дроздов: Воспитание через книгу

Священник Александр Дроздов: Воспитание через книгу

№28 (973) / 24 июля ‘18

Беседы с батюшкой

Как можно заинтересовать молодежь художественной литературой, когда вокруг так много яркого, казалось бы, интересного и в интернете, и по телевизору? Как можно вызывать живой интерес к литературе?

– Это сложный вопрос. Тут можно очень долго рассуждать, и, мне кажется, можно собрать комиссию, чтобы она работала не один год и думала, как все-таки привлечь к этому людей, а в особенности нашу молодежь и детей. Потому что любовь к литературе начинается с детского возраста. Как можно привлечь их к тому, чтобы они все-таки читали больше хорошей литературы? Потому что художественная литература тоже бывает разная. Есть легкая литература, к сожалению, достаточно пустая, которая не заставляет думать. Да, мы погружаемся в нее, у нас просыпается какой-то интерес. Это тоже положительный момент, потому что, если есть хороший литературный стиль, человек все равно как-то развивается, начинает думать, в голове у него остаются какие-то фразеологизмы, он обогащает свой словарный запас. Но то время, которое он будет затрачивать на чтение этой литературы, все равно не оправдывается, потому что литература, скажем так, низкого формата не несет в себе духовных ценностей, так важных для человека и которые мы можем видеть в нашей классической литературе: у Пушкина, Достоевского, Гоголя, даже у Толстого.

Немного отвлекусь от темы, чтобы назвать примеры хорошей современной литературы. У нас есть Патриаршая православная премия, литературные конкурсы, которые проводятся Издательским советом Русской Православной Церкви, конкурсы под эгидой Православной Церкви. Есть авторские и издательские конкурсы. Не буду называть имена, чтобы не делать рекламы конкретной книге, все это можно найти в интернете, посмотреть в средствах массовой информации, кто стал лауреатом в прошлом и позапрошлом годах. Эти конкурсы проводятся уже не первый год: «Просвещение через книгу» – более десяти лет, Патриаршая литературная премия – семь или восемь лет, уже много лауреатов. Если ознакомиться с этой литературой, если ее читать, то мы не только будем развиваться как гармоничные личности, но еще и обогащать свою душу, развивать свой дух, поднимать свое нравственное сознание на новый уровень.

Что касается привития любви к чтению, особенно у молодежи, то скажу, что это достаточно сложно. Могу сказать даже на примере своих детей. Старшему сыну 12 лет, у него интернет, компьютер, ему интересно что-то свое, но читать книгу его не заставишь, ни научную, ни художественную. Уже говорю ему: «Дорогой, читай, пожалуйста, что тебе нравится, что интересно. Нравятся приключения – пожалуйста. Нравится фантастика – есть фантастика. Надо обогащаться, развиваться, чтобы грамотно писать, потому что через чтение мы учимся грамотно писать, учимся русской словесности». Нет. Не хочет, и все. Но пытаемся, конечно. Даже если ему интересен компьютер, современные технологии или нравится моделировать что-то из дерева, столярничать, бери какую-нибудь книгу по столярным работам, по моделированию и читай что-то по истории этих работ. Если такой книги дома нет, то все сейчас доступно в интернете. Не надо проводить время в соцсетях, а можно скачать любую книгу на планшет или даже распечатать на принтере и ознакомиться с ней, почерпнув для себя что-то новое. Таким образом, постепенно, постепенно, может быть, проснется и любовь к чтению.

А двое других детей (семи и шести лет) читают с удовольствием. Причем тот, которому сейчас семь, начал читать в три года, никто его не учил, он сам взял книгу, сам выучил буквы и сам начал читать. Смотрю, он читает, пишет, уже пытается создавать книгу. Кулинарные книги у него есть. Человеку самому интересно. И второго сына без книги не увидишь. Он поиграет, поиграет, вдруг смотрю: сидит с книгой, читает. Он любит читать вслух остальным детям. Когда вечером кто-то ленится читать, просят его. Он садится, берет, например, «Библию для детей», которая ему очень нравится, или какие-то детские познавательные энциклопедии, которые тоже очень нравятся.

Если дети ленятся читать сами, то пусть слушают. Откуда это просыпается, я не знаю, потому что иногда не учишь ребенка и не заставляешь, а смотришь: он сидит с книгой. А другого учишь и заставляешь, а он к книге холоден. Здесь нужно именно прикладывать усилия: пока маленький, нужно, наверное, все-таки где-то принуждать к этому. Если взять музыкантов, даже выдающихся, в том числе тех, которые много лет как отошли ко Господу и чьи воспоминания мы читаем, то они абсолютно не любили музыку, не хотели играть на музыкальных инструментах, но папа стоял с розгами и просто заставлял их. Так было и с Моцартом, и с Паганини, и с другими великими композиторами. Без родительского участия, если бы надеяться только на то, что любовь проснется сама, она бы и не проснулась. Поэтому иногда здесь нужна дисциплина.

А когда человек уже становится взрослее и ему не хочется чего-то делать, то ведь ему много чего не хочется: не хочется рано вставать, не хочется идти на работу, убираться дома, многое приходится заставлять себя делать. И вот так же надо заставлять себя читать книги, в особенности духовные. Иногда бывает скучно, и не каждому бывает интересно, а здесь надо именно заставить себя. Таким образом мы воспитываем самих себя, воспитываем самодисциплину и благодаря этому получаем духовный опыт через чтение Евангелия, духовной литературы и, конечно же, художественных книг.

Может быть, в духовном плане человеку будет даже более полезно, если он все-таки читает, преодолевая себя, нежели на волне интереса?

– Здесь двоякий момент. Вот человек приходит в Церковь, ему интересно молиться, у него молитвенное рвение, он говорит: «Батюшка, у меня так хорошо идет молитва!». Я отвечаю: «Замечательно, слава Богу!». К сожалению, не у каждого человека это есть. Точно так же и с чтением. Иногда это действительно великий труд, и когда человек преодолевает себя, в любом деле (чтения, молитвы, какого-то послушания), когда он заставляет себя, то, совершая такой труд, в духовном плане он становится на ступеньку выше. А когда ему это просто интересно и любопытно, то такого саморазвития не происходит, ты просто удовлетворяешь свой интерес, свои потребности. Конечно, ты получаешь пользу от чтения, но в таком случае нет преодоления самого себя.

Если возвращаться к нашей теме, то через самопреодоление, через принуждение себя в том числе к чтению человек, конечно, получал бы большую пользу. Поэтому даже если не хочется читать, все равно читайте, но берите тогда уже не развлекательную литературу, а литературу духовную. И, конечно, православный христианин должен каждый день прочитывать хотя бы немного из Евангелия, потому что это такая же духовная пища, как и молитва.

Не отвлекает ли чтение светской художественной литературы от духовных вопросов?

– Думаю, что чтение светской художественной литературы – это один из этапов формирования личности. Когда человек становится уже более крепким в вере (не скажу, что ближе к Богу, потому что только Бог может судить, кто к Нему ближе), может быть, ему уже не нужна художественная литература. Здесь он уже читает Евангелие, жития святых и творения святых отцов, которые, без сомнения, намного сложнее и полезнее любой другой литературы.

То есть у человека естественно пропадает интерес к светской художественной литературе и возникает интерес к более сложной и глубокой?

– Наверное, да. Но не скажу, что нужно полностью отказаться от чтения художественной литературы, тем более той высокой художественной литературы, о которой мы говорили. Может быть, иногда стоит ознакомиться, а иногда у человека, особенно светского (не будем брать монахов), бывает такое настроение, когда хочется больше радости или, наоборот, больше погрустить. А именно такая литература и заставляет нас немного рефлексировать, эмоционально проявлять себя. Думаю, нет ничего плохого в том, чтобы уделять какое-то время хорошей художественной литературе. Но если потребности в ней нет, а есть потребность в чтении святых отцов, Евангелия, то это только приветствуется. Потому что, с моей точки зрения – я никого не принуждаю, – духовная литература выше, чем светская художественная, даже очень хорошая.

Говоря о художественной литературе, важно обращать внимание на личность автора, на его качества, на его духовный уровень. Выбирая книгу, наверное, стоит поинтересоваться, кем был автор, как он жил. И только узнав это, читать его произведения...

– Здесь опять же можно и согласиться, а можно и поспорить. Например, взять Льва Николаевича Толстого: замечательные произведения, это наша классика, которой мы гордимся и которую читают во всем мире. За рубежом даже Пушкина так не знают, как Льва Толстого и Достоевского, это, наверное, два самых известных писателя. Голливуд снимает фильмы по их книгам. Не так давно вышел американский фильм «Война и мир», если кто не смотрел, можно посмотреть, так как интересный фильм. Но лучше, конечно, почитать. А личность Льва Толстого очень спорная. Мы знаем, что своей религиозной, а, точнее, псевдорелигиозной деятельностью он отлучил себя от церковного общения, не причащался, не исповедовался. Вроде бы у него были намерения вернуться в Церковь, но, к сожалению, он не успел сделать этого до конца своих земных дней. Господь ему судья, мы все-таки не знаем, как он жил и что у него было в душе. Но если судить в целом, то человек вроде бы не совсем православный, а литература у него действительно хорошая, действительно во многом является примером для всех наших современных писателей. Наверное, мало кто может сравниться с ним, все-таки это классик высокого уровня.

Если говорить о Достоевском, то хотя его произведения в религиозном плане в чем-то выше, личность его тоже неоднозначна, особенно те идеи, которых он придерживался в молодости, да и потом тоже. То есть все-таки жизнь автора и влияет, и в то же время не влияет... Но недаром мы называем труды тех писателей, которые не прославлены в лике святых, собранием сочинений, а труды святых отцов, причисленных к лику святых, собранием творений. Все-таки разница есть: там сочинения (человек сочинил), а у святого творения, то есть человек сотворил нечто, уподобившись Творцу. Это не просто сочинительство, а уже творение. В духовном плане слово «творение» намного выше, чем «сочинение».

Как Вы думаете, отец Александр, молодые авторы, которые только начинают писать, не имея какого-то жизненного опыта, могут написать что-то достойное, весомое и действительно нужное людям? Или все-таки им следует сначала пожить, набраться опыта и только после этого браться за литературный труд?

– Я думаю, что могут написать, потому что тому есть и примеры – наши великие поэты и писатели: Лермонтов, Пушкин, чья жизнь была прервана, когда они были еще совсем молодыми. Но за это время они уже успели создать свои фундаментальные сочинения и в прозе, и в поэзии. Конечно, если сравнить ранние сочинения Пушкина и Лермонтова, мы видим, что меняются оттенки, значения, меняется смысл, потому что меняется сам человек, он развивается, получает опыт. Я даже слышал, что многие писатели из тех, кто начинал писать в молодости в поэтическом жанре (в молодости сердце рвется больше, и хочется выразить чувства через поэзию), в зрелом возрасте часто переходили к прозе. Может быть, проза более сухая, но в ней больше рассуждений, больше трезвых мнений. Но это лишь одно из мнений одного из современных писателей.

Конечно, человек развивается, но думаю, что молодые авторы могут быть талантливы и могут подарить нам великолепные произведения.

Кроме искусства писать книги есть еще искусство читать книги. Как следует читать литературу, чтобы она приносила истинную пользу?

– Конечно, здесь нужно внимание – читать рассуждая, а не просто знакомиться с информацией. Даже если мы все великолепно запомнили, но не проанализировали, пользы будет мало. Мы почерпнули информацию, но не можем ею оперировать. Наверное, к любой литературе, с которой мы встречаемся, надо относиться несколько критически, даже читая духовную публицистику современных авторов. Святые отцы общепризнаны, с этим не поспоришь. Хотя в свое время были паламитские споры и т.п., были разночтения и разногласия, и если мы разбираемся в духовной литературе, то видим, что какой-то святой отец в определенном вопросе уходит немного в сторону – и на соборе все-таки было принято несколько иное решение. Здесь нам не нужно что-то самим домысливать и анализировать, потому что мы уже знаем, какие решения были приняты, что было одобрено Церковью, а что нет, и как она относится к тем или иным творениям святых отцов.

Что касается современной публицистики даже духовного порядка или заметок и статей современных авторов и священников, которые мы встречаем в интернете, тем более, художественной литературы, светской публицистики или исторической литературы, то сейчас пишется очень много. Много и графоманов, и сочинителей, которые выдают выдумки и мифы за достоверность. Огромной проблемой является то, что сейчас у нас идет пересмотр истории, особенно истории России. В западных источниках также широко пропагандируется пересмотр итогов Великой Отечественной войны и Второй мировой. Как происходит этот пересмотр? Через литературу – публикуются какие-то новые произведения и статьи, в которых все переиначивается, а современный человек, тем более, если он не получил хорошего образования или учится в школах, где присутствуют какие-то западнические идеи, принимая информацию, не анализируя ее и не сравнивая с другими источниками, заражается ложной идеей. Мы знаем, что ложные идеи, к сожалению, приводят нас к оранжевым революциям, переворотам и в итоге к войнам. А если бы человек все же анализировал, знакомясь с тем, что ему дают, сравнивал с другими источниками, основывался не только на однобокой информации, но пытался почерпнуть и другую, то, наверное, не было бы тех бед, которые постигают нас в современном мире.

Какова должна быть мера чтения? Может так произойти, что литература превратится в область интеллектуального блуждания, оторванную от жизни. Как это предотвратить и установить ту самую меру для литературы в жизни человека?

– Могу сказать по опыту своих прихожан. Иногда рассказывают: приходит муж с работы, ложится, начинает читать. Вроде бы хорошо: он не ходит где-то по улице с друзьями, не сидит в интернете, а, как у нас говорят, запоем читает и художественную литературу, и публицистику. Он постоянно на диване с книгой, газетой, постоянно читает, читает книгу за книгой, а по дому ничего не делает: дети брошены, дома ничего не отремонтировано, гвоздь не вбит, лампочки перегорели... Мне кажется, что это тоже крайность. Если брать именно светских людей… У них время все-таки ограничено, потому что надо и поработать, а, придя с работы, не развалиться на диване, пусть даже с чтением духовной литературы, а накормить детей, позаниматься с ними, что-то почитать им вслух, сделать необходимую домашнюю работу – уделить внимание своим близким и родным, а не только себе. Это должно быть на первом плане, а если после этого остается свободное время, тогда можно что-то почитать для себя. Одно другому не должно мешать.

Дела любви – а мы сегодня начали наш разговор с любви и самопожертвования – должны всегда стоять на первом месте. Это, конечно, не касается молитвы и чтения Евангелия – это первоочередное дело. Но оно не займет много времени: прочитать одну главу Евангелия – пять минут, и это наша духовная пища, без которой человек не может жить, он деградирует и, к сожалению, превращается в амебное существо. Это мое личное мнение. Пусть на меня не обижается никто из наших телезрителей, но я считаю, что человек, который не читает духовную литературу, очень многое теряет в жизни.

Отец Александр, скажите, пожалуйста, в завершение передачи несколько напутственных слов нашим телезрителям.

– Хотелось бы закончить на шуточной ноте. Я подумал о книге, которая является для каждого человека самой важной, и, наверное, не ошибусь, если скажу, что одной из самых важных книг были «Азбука» или «Букварь». И так для каждого человека, потому что именно по этой книге мы учим первые буквы, складываем из слогов слова, а из слов предложения. Хотя я помню, что в детстве это, к сожалению, была моя самая нелюбимая книга, потому что мама заставляла меня еще перед школой учиться читать. Сначала она была нелюбимой, а потом осознаешь, что все-таки именно эта книга оказалась в жизни самой важной. А любовь к чтению пришла где-то в седьмом-восьмом классе, когда я стал читать разную художественную литературу и потом уже перешел на высокую духовную литературу.

Конечно же, не объять все то богатство, что нам оставили святые отцы. Если взять святителя Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, только двух этих святых отцов будет достаточно, чтобы всю жизнь сидеть и разбираться... Потому что это действительно сложно, и неокрепший ум иногда просто не все понимает. Я и не советую всем это читать. Кому тяжело, начинайте с житий святых, это более простая литература, но тоже очень полезная. А тому, кто уже продвигается, конечно, надо браться за святых отцов. Не останавливаться только на художественной литературе, пусть она и полезная, и одухотворенная, и написанная православными писателями, а стремиться идти выше.

Спасибо вам большое, отец Александр!

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс