Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Два первоверховных апостола Петр и Павел были святыми покровителя Петра Великого, поэтому все важнейшие символы новой северной столицы были связаны с их именами и памятью. Начиная с имени города – Санкт-Петербург и заканчивая его гербом: на первых эскизах, сделанных еще при жизни Петра I, на знаке столицы были скрещенные ключ и меч, которые обычно ассоциируются с двумя апостолами, и оттого он был так похож на герб Ватикана (на нем тоже два ключа – символы престола святого Петра), и даже когда эти предметы сменили скрещенные якоря – сходство гербов Санкт-Петербурга и Ватикана не потерялось; да, очевидно, этого создатели рисунка и добивались – ведь русской северной столице готовили будущее одного из центров Европы.
В этой логике главный собор города просто обязан был получить имя святых апостолов Петра и Павла. Больше того, император даже сделал непривычный европейский облик этого собора образцовым для всей страны. Лишь в середине XVIII в. эта мода прошла, и Россия вновь вернулась к традиционным пятиглавым храмам. Но обо всем по порядку.
Первый Петропавловский собор был немного не таким, каким мы его знаем: первое его здание было деревянным. Строили его споро, одновременно с крепостью, в которой он стоял. Было это в 1703–1704 годах, а десятилетие спустя приглашенный из Италии архитектор Доменико Трезини заложил уже каменное здание. Чтобы при этом не сносить прежние деревянные стены, было найдено оригинальное решение. Новый каменный собор стали строить как бы поверх старого. Возводили его частями, долго, но уже в 1721 г. немец Фридрих Вильгельм Берхгольц мог оставить такой отзыв: «Крепостная церковь… самая красивая и самая большая во всем Санкт-Петербурге и имеет очень высокую и красивую новомодную колокольню, крытую медными, ярко вызолоченными через огонь листами, которые при солнечном освещении производят необыкновенно красивое впечатление... Куранты этой церкви очень большие и красивые, прямо как амстердамские, и говорят, стоили 55 000 рублей...».
Шпиль – главный символ собора и всего Петербурга. Уже тогда он дотягивался до высоты более 110 м (а потом вырастет еще). Это делало здание самым высоким в России, а одновременно с тем, содержание такой красоты создавало массу проблем. Например, в 1756 г. в шпиль ударила молния, и он вспыхнул. Собор спасти удалось, а вот колокольню восстанавливали 20 лет. Однако ангела на вершине сделали слишком легким, и однажды его сорвало ветром. Пришлось возводить леса и ставить более тяжелую фигуру. Однако и в 1831 г. буря погнула крест, а ангелу – крылья. Ремонт ожидался долгий и дорогостоящий, но тут за дело взялся некий крестьянин-кровельщик Петр Телушкин, который вызвался все исправить в одиночку. Это был по факту, первый промышленный альпинист в нашей стране. С помощью одних веревок он вскарабкался на вершину, даже по двухметровому медному яблоку, и все починил; в то время это было невероятным подвигом и сделало Петра Телушкина всероссийской известностью – сохранилось даже изображение этого крестьянина, написанное маслом. Увы, чудо-кровельщик не выдержал испытание славой и большими премиальными, буквально за пару лет он спился и умер.
P. S. В 1941 г. к городу подошли немцы, и сверкающая «игла» Петропавловского собора оказалась для их артиллерии прекрасной мишенью, и тогда команда альпинистов вынуждена была покрыть всю медь маскировочной краской, а ангела закрыли мешковиной. Как нацисты ни пытались попасть по шпилю, им этого не удалось. Так Петропавловский собор продолжил оставаться главным символом и архитектурной доминантой северной столицы. К слову, только в 2012 г. пара питерских небоскребов смогла перерасти это детище первого русского императора.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.