Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы ответим на самые разнообразные накопившиеся вопросы наших телезрителей. Первый вопрос: «Как понять отрывок из Евангелия от Матфея (7-я глава, стих 6-й): Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас?».
– Это отрывок из Нагорной проповеди. Его окончание часто опускают и говорят только про святыню псам – что надо, мол, быть такими гордыми и никому ничего не давать, что псы кругом бегают. Совершенно ясно, что речь идет о собственной духовной безопасности, что вас могут растерзать свиньи – какие-то злые силы. Это негативные воздействия на нас, все зло, существующее в этом мире. Надо быть аккуратным, сдержанным. Очень хорошее общечеловеческое правило: сначала подумай, а потом промолчи, – и им надо пользоваться, оно опирается прямо на слова апостола Иакова, что не надо пускаться в лишние разговоры, о том, какую опасность приносит язык. Действительно, говори тогда, когда это приносит пользу: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда перед Лицом Господа. Не нужно тратить праздные слова, сдержанность – замечательные качества человека: молчаливость, сдержанность и способность говорить тогда, когда это приносит людям пользу, а не просто так сотрясать воздух или, как у нас говорят, стараться самоутвердиться: «Я вот хочу себя проявить»...
Но есть же люди открытые: хочется им поговорить, поделиться, они радостные, абсолютно позитивные – светящиеся люди, они рассказывают все, что у них в жизни происходит.
– «Хочется» – это недостаточная мотивация. Если такой открытый человек попадает на благодарного и разумного слушателя или, по крайней мере, просто доброго слушателя, который его выслушает, кивнет, похлопает по плечу, как-нибудь утешит, – прекрасно, слава Богу. Но открытые люди нередко попадают в ситуации, когда не нужно свою открытость демонстрировать, когда совершенно не до них: или обстановка не позволяет, или аудитория не та, или вообще что-то не то – и отсюда неприятности.
А как научиться чувствовать, когда нужно говорить, а когда не нужно?
– Это жизненный опыт и, кроме того, это еще и обратная связь. Я начну что-то говорить и чувствую – тут контакта нет. Значит, быстро, аккуратно свернуть этот разговор, не продолжать его, когда видишь, что он пользы не приносит.
Допускается некая хитрость, наверное?
– Почему хитрость? Нормальная проверка обстановки. В конце концов, такой нейтральный и доброжелательный контакт между людьми. Это же не как Муций Сцевола, известный римлянин, разговаривал с теми, кто пленил его – он положил руку на жаровню, рука его стала гореть, мясо от живой руки дымится, а он с ними ведет разговор, чтобы показать, что за люди римляне. И ему удалось доказать, что римляне – люди серьезные, и осаду Рима тогда сняли. Но от нас-то такого не требуется – не дай Бог, не нужно нам этого.
Следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, с какого возраста нужно начинать рассказывать ребенку о Боге и с чего мне начать, как крестной?».
– Вам, как крестной, надо начать с контакта между вами и родителями ребенка – вот что главное. Ребенок еще маленький, а родители у него взрослые, и если вы установите нормальный, дружеский, христианский, человеческий контакт с родителями, то станете своим человеком. Это очень хорошо. Вот этот так называемый институт восприемников служит, чтобы увеличивать родственные связи между людьми: у нас возникают новые родственники. Когда вы становитесь кумом родителей ребенка, вы тем самым выходите на магистраль дружбы, общения, единения с ними. И это нормально, это очень хорошо. И по ходу вашего общения с родителями вы начинаете понимать ребенка, когда и что ему пригодится. Дети все разные – один ребенок в 3 года будет слушать достаточно абстрактные рассказы, оторванные от реальности, а другой и в 11 лет вас слушать не станет, зато с ним можно сделать какое-нибудь доброе дело, пойти в колокола позвонить или помочь на строительстве храма. Мало ли что? Найдете возможность определить по обстановке, что годится этому конкретному ребенку. Но еще раз повторяю: ключ к успеху – это ваша дружба с кумовьями, с родителями ребенка: если ее нет, все это становится бумажным делом, а если она есть – это прекрасно.
А если ты многодетный папа и у тебя еще очень много крестников? Как быть в этой ситуации?
– По возможности. В сутках только 24 часа, в неделе только 7 дней. Обычно, если есть многодетные семьи, они притягивают к себе детей, и дети любят приходить в гости в многодетные семьи. Получается буквально домашний детский сад. Это тоже очень хорошо.
Просто не хватает времени в данной ситуации, то есть ты не сможешь со своим крестником поговорить, Кто такой Бог...
– Кто такой Бог – это в духовной академии пытаются объяснить, и то без больших успехов.
Да, я с Вами соглашусь.
– А с детьми нужно быть, детям нужно отдавать свое внимание, помогать им вырастать из детства во взрослость. У нас иногда говорят «развлекать» – это не очень хорошее слово. Но при правильной трактовке, при правильном понимании нужно создавать детям такую жизнь, которая будет им интересной, будет для них радостной, которая вносит в их повседневное бытие эту дорогу ко Христу. Дети сидят и тычут пальчиками в эти дурацкие приборы, свои гаджеты… Если ребенку удается оторваться от такого прибора и увидеть что-то реальное, что-то сделать, чему-то порадоваться, развлечься в хорошем смысле этого слова, – значит, вы достигли цели.
Вопрос: «Бог знает наши мысли. А демоны и ангелы знают их?».
– Про демонов, как говорила одна бабушка, не знаю, и не дай Бог узнать. Что касается ангелов, тут несколько сложнее и одновременно проще: ангелы – это добрые начала, добрые силы, но в то же время они находятся в подчинении у Господа: слово «ангел» означает «посланник». Можно даже сказать немного обобщенно, что это – энергия Божия, реализация Божией воли.
Демон – существо, абсолютно оторванное от Господа и от человека. Тем не менее, можно дать ответ на ваш вопрос: сказать так, что частично, вероятно, они знают про состояние человеческой души, но не полностью. Частично даже человек может узнать, иной раз посмотрит и скажет: «Так, вы нервничаете, вы потеряли бдительность, вы, наоборот, на изготовке, у вас возник интерес к противоположному полу (или, наоборот, утрачен)» – обычный здравый смысл позволяет людям делать такие выводы, а уж демоны, конечно, такие выводы тоже могут делать. Плюс, может быть, и какие-то мистические особенности им присущи. Но полное знание человеческой души, надо полагать, им не присуще – в силу того, что оно присуще только Самому Господу. Это вопрос не догматический, а, скорее, исследовательский.
Следующий вопрос: «Кому мне молиться, чтобы понять, кем мне стать в будущем, какую профессию выбрать?».
– Личная молитва – личное дело каждого. Кому вам молиться – решаете вы исходя из ваших личных интересов и намерений. А вот какую выбрать профессию – вопрос скорее практический, чем духовно-догматический. Пожалуй, на этот вопрос ответ дается не посредством молитвы, а посредством живого практического опыта. Представьте себе, крестьянин бы сказал: «Кому мне нужно молиться, чтобы у меня вырос на поле хороший урожай?». Мы бы сказали: «Любезный, ты – крестьянин, разбирайся со своим полем, как и что посадить, как удобрить, как полить и так далее, а молитва – дело хорошее, но без труда на этой ниве ничего не вырастет все равно, кроме бурьяна, с какой бы силой ты ни молился и кому бы ты ни молился». Приблизительно в таком же ключе надо ответить молодому человеку, который ищет себе профессиональной ориентации.
Надо действовать: надо оценить свои способности, свои возможности, возможности поступления в высшую школу, а, может быть, и нет возможности поступить в высшую школу. Нет такой обязанности – поступить в вуз, но обязанность трудиться, обеспечивать себя материально и делать доброе дело есть у каждого. Возможностей масса, они меняются. Если кто-то скажет: «Хочу быть механиком по ремонту паровозов» (прямо хоть кол на голове теши), – может, он и станет таким механиком, но ничего не заработает.
Следующий вопрос: «Где обитает душа до прихода на землю? Как она зарождается?».
– Нет момента прихода души на землю: душа возникает вместе с возникновением человека, а происходит это в момент зачатия. Очень хорошо ответ на этот вопрос дает современная наука. Вопрос о происхождении души трактовался с разных сторон богословами в течение сотен лет, но люди точно, то есть материально, не знали, как возникает человек, человеческое тело, а сегодня мы это прекрасно знаем: слиянием двух гамет – мужской и женской половых клеток – при возникновении уникального генетического набора. Совершенно естественно приложить к этому же моменту возникновение души.
А вот как возникает душа – создается ли она естественным путем, каким-то образом отделяется от души отца и матери или это творческий акт Господа, Который в этот момент ее создает? На этот вопрос ответа нет. Точнее сказать, есть разные мнения разных христианских авторитетов – это одна из тех тем, по которой не имеется догматического суждения Церкви. Но догматическое суждение Церкви есть о том, что души не существует прежде человека как такового, предсуществование душ было объявлено ересью еще на V Вселенском Соборе в VI веке.
Не нужно уходить в мудрствования – в принципе, все понятно.
– Правильно. Это очень разумное замечание о границах познания. Мы душу не можем исследовать, душа не может быть предметом позитивного знания, душа нематериальна. Мы можем только делать некоторые выводы на основании частных наблюдений или Священного Писания, но ответа здесь мы не имеем.
Следующий вопрос. Скончался супруг, люди были венчаны, остались венчальные свечи. Что с ними делать?
– То, что супруг скончался, – это очень печальный факт, но всем нам предстоит, так или иначе, умереть.
Но человек связывает эти моменты.
– А свечи служат чтобы гореть и давать свет. Я бы предложил всем людям, у кого есть дома свечи (венчальные или еще какие-то), их зажигать, чтобы они горели, давали свет во время молитвы или просто в хороший момент. Зачем их хранить, экономить, копить?
Если честно, у меня есть дома венчальные свечи. Моя супруга говорит: «Зачем они нужны?». А для меня это что-то такое важное, что нужно хранить… Монах хранит свечу и крест с пострига, и потом его вместе с этим похоронят.
– Действительно, они у меня лежат, вы правы. Я даже знаю, где они лежат. Похоронят меня с ними или нет, – я уже вряд ли смогу этим распоряжаться.
По крайней мере, есть такая традиция. Вот для меня венчальные свечи важны. Конечно, меня не будут с ними хоронить, – но для меня они важная вещь, память.
– Я думаю, что вам надо достичь с женой консенсуса.
У нас нет конфликта, я просто говорю как есть.
– Понимаете, есть такое качество, у которого своеобразное славянское название – мшелоимство. А неправославное наименование – барахольничество, когда очень много всяких вещей скапливается: позапрошлогодняя вербочка, мешочек, где находилось пасхальное яйцо, еще что-то, остаточки от антидора, который кто-то не доел, и все это копится, копится, становится пищей для разных насекомых, мышей, пыль собирает…. Друзья, зачем?
Но ведь мы же храним вещи от святых – поясок Иоанна Шанхайского...
– Ну, у него поясков и посохов было немного. Вот я вам сейчас расскажу – и это не барахольничество, из этого иногда делаются очень важные, интересные выводы. Есть в Сергиевом Посаде так называемый ЦАК – Церковно-археологический кабинет. Я там бывал несколько раз. Один раз провел времени несколько больше – надо было чего-то ждать, и на витрине был выставлен экспонат, по всей видимости, новый. Еще Патриарх Алексий II был жив, и там была его подпись: «Я препровождаю в Церковно-археологический кабинет омофор святителя Иоанна Шанхайского». Что это за омофор? Это полотенце с маленькой оторочкой, но по уровню его декоративной ценности в том монастыре, где я жил, не дали бы руки утирать таким полотенцем, сказали бы: «Что это вы дали? Просто тряпку какую-то», а это был омофор святителя: в тех условиях, когда он жил, не было возможности ни для парчи, ни для вышивки, ни для золота, ни для серебра.
Я помню, как бабушка мне стихарик шила из занавесок, он был золотого цвета, более-менее под праздник, и обычная лента была. Это был, может быть, 1996 год.
– Да, совершенно верно. Почему этот омофор был передан в ЦАК? Я совершенно убежден: чтобы будущие наши священнослужители (а кто и из архиереев) видели, как облачался великий святой XX столетия. А просто так хранить... Понятно, если бы это жезл или еще какая-то святыня – их обычно хранят в местах, доступных для общего обозрения и почитания, вшивают, вклеивают, вставляют в иконы; все это прекрасно.
У меня есть камушек с могилы Паисия Святогорца. Когда мне его подарили (маленький-маленький), я не знал, куда его деть. Но выкидывать?.. Вроде как святыня. Положил в кошелек, вот уже второй год ношу этот камушек.
– А если вам начнут дарить камушек за камушком, представляете – в неделю по камушку? (Смеется.)
У меня случился очень интересный эпизод, немного противоположный. На Селигере был молодежный лагерь, там было много разной молодежи, юноши, девушки. С одной девушкой я познакомился. Я монах, мне не страшно с девушками знакомиться. Она мне понравилась, видно, и я ей понравился. И когда мы с ней прощались, она завязала мне на запястье какую-то нитку, говорит: «Батюшка, я вот вам хочу завязать такую нитку». Я не стал возражать.
Не красного цвета?
– Я уже не помню, может быть, и красного. В общем, что-то она завязала мне. И так мы с ней простились. А потом я думаю: «Что же я? Буду носить, что ли?». У меня четки на запястье – это да, для дела их использую. Думаю, сниму эту нитку. Снял. Потом думаю: «Ну что, выкидывать?», – девушка симпатичная (забыл уже, как ее звали); взял эту нитку и привязал к ключам – и через несколько дней ключи потерял.
Вот как бывает... Вот, допустим, камешки от могилы, может быть, какие-то личные вещи, кусочек земли – что это для нас, православных? Это обереги, мистика, либо совершенно нормальное явление духовной жизни?
– Это не вполне нормальное явление – это дорога к магии, которой надо остерегаться. Камень – ну подарили, хорошо, знак приязни. У меня тоже несколько таких вещей есть, каждая из них связана с каким-то событием прошлого, событием жизни, с каким-то человеком. Вот как та ниточка от той девочки ушла в небытие с потерей ключей. Что делать? Важно здесь с трезвым, здравым смыслом сохранять здравую меру: сплошь и рядом, судя по рассказам людей, особенно женского пола, это становится уже нагрузкой на домашний обиход.
Это явление нужно исключать из жизни?
– Я думаю, просто здравой мерой удерживаться от излишеств. Скажу так: у меня с давних времен (тоже не я выдумал, мне кто-то подсказал) находятся два мешка для мусора. Один такой, куда бросаешь, допустим, просто бумагу засаленную, а в другой кладешь вещи, которые не должны бы лежать в общем мусоре. Например, письмо получил от какого-нибудь дорогого человека: я его не буду бросать туда, где лежат объедки или обертки, положу во второй мешочек. У меня была Псалтирь, сам распечатал, немножко с изменениями, за 6–7 лет она превратилась в лохмотья. Я ее тоже туда положил. Прошло время, когда этот мешочек наполнился, я его вынес на двор и в безопасном месте сжег все, что там находилось, остался пепел – такое, можно сказать, торжественное погребение. А в самом деле – что с этим делать? Бросать не надо. Некоторые вещи, говорят, надо закапывать. Бывает, например, заплесневевшая просфора. Что с ней делать? Бросать – нехорошо. Участвовала в Литургии эта просфора. Гореть она не будет. Нужно закопать в землю. (Окончание в следующем номере)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.