Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (969) → Протоиерей Александр Агейкин: Святая Русь – это стояние в благочестии и нравственности

Протоиерей Александр Агейкин: Святая Русь – это стояние в благочестии и нравственности

№24 (969) / 26 июня ‘18

Беседы с батюшкой

Батюшка, с праздником! Праздник очень большой – праздник всех русских святых. Расскажите, каково его значение и почему он празднуется именно сейчас.

– Это действительно особый праздник, он свидетельствует о твердой позиции нашей Церкви, о ее истории, ее значении. К сожалению, это праздник внутрицерковный, но, если учитывать тот сонм святых, которых мы вспоминаем в молитвах, в богослужениях в этот день, он достоин того, чтобы его праздновать на государственном уровне. Это национальное достояние. Святые совершенно разные, огромное количество преподобных отцов, благоверных князей...

Начиная с князя Владимира и до наших дней.

– Мы начинаем не с князя Владимира, мы начинаем с апостола Андрея Первозванного. Потому что все-таки считаем, что он – покровитель Святой Руси, так как его молитвы на Киевских горах положили основу формирования нашей Русской Церкви, того сонма русских святых, которых мы сегодня и прославляем. Это и апостол Симон Кананит, и Иоанн Златоуст, и Мартин Исповедник, и папа Римский Климент – те общехристианские святые, которые тоже потрудились на нашей земле или нашли свою кончину на земле Святой Руси. Ведь мы же не ограничиваем сейчас себя границами Российской Федерации, мы говорим о Русской Церкви, о понятии Святой Руси, вбирающем в себя много уже самостоятельных, независимых государств. Это наш общий праздник, который мог бы нас объединять, имеющий уровень Дня славянской письменности и культуры, который уже празднуется как государственный.

Но не является выходным днем.

– Не является выходным, к сожалению. Но здесь мы в лучшем положении, потому что День всех святых, в земле Русской просиявших, всегда выпадает на воскресный день, там и не нужно устанавливать выходной, он и так всегда выходной. Просто нужно людям объяснять, что это наше национальное достояние, это наша история, наша культура, это сила нашего русского духа. Потому этот праздник очень значим.

У праздника интересная история. Впервые особое выделение русских святых и в Типиконе, и включение их богослужений в богослужебные Минеи, составление русских Четьи-Миней возникло благодаря трудам святителя Макария, тогда еще архиепископа Новгородского, потом митрополита Московского, который всю свою жизнь положил на прославление, популяризацию, восстановление памяти русских святых. И ведь очень много было противников этого. И вот, благодаря его деятельности и деятельности так называемых Макарьевских соборов, мы получили зафиксированный сонм русских святых и те прекрасные Минеи, сборники житий, патериков, над которыми работали иноки под руководством святителя Макария, тогда еще архиепископа Новгородского, будущего митрополита Московского. Он уже прославлен в лике святых.

Но ведь этот праздник, вошедший в русский обиход в XVI веке благодаря святителю Макарию, поддержке царского двора, был упразднен в конце XVII века. Вместе с церковным судом над патриархом Никоном были упразднены те достижения,что внес святитель Макарий в дело служения русским святым и их прославления. И в этом очень активно поучаствовали восточные патриархи, потому что была некая ревность, что есть уже определенный круг святых, которым нужно совершать богослужения, а «ваши русские святые – это ваши проблемы».

С конца XVII века и в течение всего Синодального периода этот праздник был потерян. Он был возрожден на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. В прошлом году мы праздновали столетие Собора. Одно из решений Собора, такое грандиозное, яркое, – восстановление праздника всех русских святых, который мы сегодня отмечаем.

А почему появились противники?

– Это попытка унификации. Есть определенный сонм святых, которых нужно поминать, которые действительно потрудились. А что сделали для христианской веры, для богословия русские святые? Да, они не книжники, но они подвижники другого духа. Мы понимаем, что восточное богословие на нас смотрит свысока, потому что Русская Церковь – это Церковь подвижников, миссионеров, проповедников, тех делателей, что ежедневно трудились на ниве Христовой. У нас особая миссия.

И что интересно: к XVIII веку чуть больше ста святых всего было в списке русских святых. А уже благодаря трудам и несмотря на всю стагнацию Синодального периода, к началу XX века в русских месяцесловах было уже порядка четырехсот святых. И мы можем сравнивать: сегодня у нас за богослужением принято читать особую молитву на литии с перечислением всех русских святых. Одно перечисление имен русских святых занимает сегодня много времени. То есть на литии, если прочитать все имена русского месяцеслова (это с учетом новомучеников и исповедников Российских, огромный сонм которых был прибавлен на Соборе 2000 года, и сейчас прибавляются прославляемые святые), то одно перечисление имен займет более двух часов.

Да, действительно. Гонения, бывшие в XX веке в нашей стране, принесли нам столько мучеников, новомучеников! И сколько еще откроется! Наверное, это сопоставимо с гонениями на заре христианской эпохи.

Вопрос телезрительницы из Воронежа: «Мне уже 86 лет, я где-то вычитала, что есть обет назорейства. Если человек поступил в назореи, значит, он не должен ни бороду стричь, ни волосы. И даже если умрет отец или мать (или какой родственник), к гробу не должны подходить. Что это за вера такая? Меня даже заинтересовало».

– Да, это упоминается в Священном Писании. Наряду с традиционными последователями иудейской религии выделялись особые ревнители. Мы и сейчас знаем особых ортодоксов среди иудейства. Так и в те времена были саддукеи, назореи. Назорей брал особый обет. И сегодня можно это сравнить с монашеской традицией, когда тоже берут обеты нестяжательства, безбрачия, то есть полного посвящения себя Богу. И оно в Ветхом Завете, до Рождества Христова, сопровождалось многими ограничениями, их накладывали на себя эти люди ради почитания Бога. Они всю свою жизнь посвящали Богу. Это прообраз будущего монашества.

Сегодня в христианской традиции назореев нет, но есть монашество, которое берет на себя определенные обеты и посвящает полностью свою жизнь Богу. Если мы говорим о том, что один из обетов назореев – не пить вина, то это как бы обет трезвости. Если мы говорим о том, чтобы не прикасаться к мертвым, то, конечно, это было иудейское табу, потому что все, что связано со смертью, считалось осквернением. Нужно было проходить через обряды очищения, через особый пост и молитвы и не быть частью общества. И чтобы себя никак не отделять от религиозного собрания, эти люди не прикасались к мертвым. Потому что смерть в Ветхом Завете, до победы над ней воскресшего Христа, считалась катастрофой. И все, что связано со смертью, всегда было связано с дьяволом и с определенными запретами, ограничениями и так далее. Мы сегодня говорим, вслед за апостолами и Иоанном Златоустом, что смерти нет, она больше не жалит человека.

12 июня – День России, тоже наш национальный праздник, который, может быть, не всегда всем понятен, откуда и как возник, но как раз совпал, можно сказать, с памятью русских святых. Наверное, можно их как-то соотнести.

– Исторически мы знаем, что и начало Великой Отечественной войны 1941 года, которая началась в воскресный день, тоже попало на праздник всех русских святых. Для нашего собора это был особый скорбный день, потому что в этот день разрешалось отслужить последнюю Литургию в Елоховском соборе, он должен был быть закрыт и разрушен. Ссылались на то, что он мешал строительству станции метро «Бауманская». И то, что сегодня мы практически попадаем в выходные национального дня нашего государства, – это тоже очень хорошо. Мы связываем его с принятием Конституции 12 июня.

Да, Конституция – это Основной Закон нашего государства, но вот люди, которых мы сегодня вспоминаем, не менее значимы, чем Конституция. Потому что без их нравственного подвига, подвига веры, подвига силы духа о какой Конституции можно было бы говорить? Они сформировали наше общество, нашу культуру. Может быть, она сегодня не совсем духовная, а светская, но все равно фундамент формировали люди, которых мы вспоминаем. Мы не просто вспоминаем их, а все-таки следуем словам апостола Павла в Послании к Евреям о том, что мы почитаем в своих наставниках святых, мы призваны подражать их вере.

Сегодня читалось за богослужением Послание апостола Павла, которое говорит, что может вера. Она может совершать огромные подвиги, она дает силы людям, она давала силы нашим миссионерам и священникам, сопровождавшим наших казаков, первооткрывателей, проходить эти сотни километров в нужде, в постоянных опасностях. Они формировали нашу Россию. И все-таки День России должен быть всегда связан именно с памятью всех русских святых.

Может быть, когда-нибудь мы к этому и придем, но сейчас у нас пока все на совпадениях. О термине «Святая Русь» часто говорится, и мы говорим о том, что этот праздник объединяет людей на всей канонической территории Русской Церкви, по сути СНГ, что мы имеем после распада Советского Союза. Все-таки как правильно, по-простому объяснить, что значит Святая Русь и чем она должна быть для каждого из нас?

– Это стояние в нашей традиции, в вере предков, в первую очередь. Святая Русь – это не потому, что мы святые и земля наша чем-то лучше других. Эта земля была полита кровью и потом тружеников, наших предков, как мы поем в сегодняшних песнопениях, святых сродников наших, создававших это государство. И вот тот сонм святых, их благочестие, их труды, их вера дают основание называть наше государство Святой Русью. А вот достойны ли мы этого названия, мы уже должны сверять себя сегодня с тем, что мы унаследовали и что продолжаем делать. А продолжаем ли мы делать то, что делали наши благочестивые предки?

Понятие «благочестие» очень быстро уходит из нашего общества. Мы мало сейчас обсуждаем понятие нравственности в школе, вузе, даже в семье. Появляется даже какое-то табу говорить о нравственности. Это проблема современного мира, не только нашей страны. Потому что, говоря о нравственности, как некоторые рассуждают, мы можем ранить кого-то, человека безнравственного, или кто-то может воспринять это как осуждение его образа жизни. Поэтому лучше, получается, молчать, нежели говорить о нравственных традициях.

Святая Русь – это стояние в благочестии и нравственности, в них стояли наши предки. Это возможность быть частью традиции, неотъемлемой частью государства. Потому что индивидуализм сейчас очень распространен, и мы даже не знаем своих соседей. Наши дети практически не знают проблем одноклассников, перестали этим интересоваться, знают, как кого зовут, знают минимальную информацию...

У кого можно списать, у кого нельзя.

– Мы-то еще застали то, что мы знали и дедушек, и бабушек. И общались. У каждого в детстве ключ на шее висел или под ковриком лежал, то есть мы доверяли друг другу. А теперь перестали доверять. И вот в день всех русских святых можно как раз об этом и поговорить: давайте доверять друг другу, давайте помогать друг другу, давайте знать друг друга. А незнание и отхождение от традиции начинается с того, что мы не знаем жизни своих предков, своих святых, тех, кто нам передал это государство.

Да, это действительно так. И порой человек не осознает, что он часть общества. Наверное, нужно быть очень радостным, если ты осознаешь, что ты часть великого нашей истории.

– И когда слышишь перечисления святых или молишься вместе со всей Церковью, то начинаешь подспудно осознавать: «А я-то какое отношение к этому имею?». Эта самооценка очень важна.

Вопрос телезрителя: «Сейчас буквально все государственные организации должны принимать какие-то карточки “Мир”. Как Вы относитесь к тому, что сейчас идет полная чипизация людей и полностью передали права государственного контроля в Сбербанк? Это абсолютно официальная информация. Сбербанк сейчас контролирует и будет выдавать с декабря документы с биометрическими данными (начиная с водительских прав)».

– Эта проблема существует уже много лет. На самом деле она пока к духовной жизни никакого отношения не имеет. Да, государство пытается контро-лировать своих граждан, контро-лировать бизнес, денежные потоки. И во многом это сейчас обосновывается и развитием терроризма, и финансированием террористических организаций. На это ссылаются, может быть, это и действительно так. Но Церковь всегда осторожно относилась к нововведениям. У каждого есть пока выбор, мы имеем альтернативу. И я думаю, что в ближайшее время, если будет такой тотальный контроль введен, юридическая служба Московской Патриархии даст нам разъяснения или внесет на рассмотрение законопроект о том, чтобы человек, исходя из своих религиозных убеждений, мог иметь альтернативу.

С другой стороны, если ведешь честный образ жизни, тебе нечего скрывать. Поэтому электронная идентификация учреждений, фирм, коммерческих организаций – это право государства, но к духовности это какое имеет отношение? Если от нас будут требовать отречься от веры, тогда человек должен стоять за свое христианское исповедание, тогда Церковь должна возвысить свой голос. А пока мы будем просить и добиваться, чтобы у людей была альтернатива, если это их пугает. Потому что уже больше двадцати лет идут разговоры об этом, но пока сугубо духовной проблемы в этом нет.

Это не относится к нашей теме. Сейчас мы говорим о русских святых.

– Ничто не мешало подвигу их святости, никакие нововведения, никакие ограничения. Эти люди жили во Христе. И мы призваны жить во Христе, быть честными, открытыми, исповедовать любовь друг к другу, мы, христиане, должны быть светом миру, а не запугивать всех постоянным занудством. Потому что суть христианства – сделать человека свободным, освободить его от рабства греху и вообще от любой зависимости. Этот путь прошел Христос, и мы Ему подражаем. Так же и здесь: если человек попадает в зависимость, какую бы то ни было... зависимость от страстей гораздо страшнее электронного контроля. И поэтому лучше говорить о том, что такое страсти, добродетели, что такое добро, что такое зло. Эти понятия гораздо важнее, чем обсуждение новых технологических программ нашего государства.

В этом, наверное, многие наши телезрители с Вами согласятся. Еще такой вопрос от телезрителя: «Почему так важно знать житие своего святого и вообще читать жития святых?».

– Опять же апостол Павел говорит, что мы призваны подражать вере их, когда он говорит о духовных наставниках, о тех, кто имеет попечение о нашем спасении. Для нас образ святого, имя которого мы носим в русской традиции (потому что это практически русская традиция – давать имя святого покровителя), дается для того, чтобы мы имели образ, кому следовать, образ веры и жизни того, кто благоугождал Богу в своем духовном подвиге. Поэтому знать житие своего святого – это практически равнозначно тому, чтобы осознавать частью какого государства ты являешься. Твое имя тебе дано не зря, потому что тебе дается и святой, к которому ты можешь обращаться в молитвах как к ходатаю. А чтобы к нему обращаться, нужно его знать. Ведь мы даже в своей светской жизни знаем, в какую инстанцию нам обращаться по тому или иному вопросу, адреса и телефоны.

И если мы говорим о том, что мы христиане и должны подражать пути Христову, то для нас наставниками и путеводителями, в первую очередь, являются те, кто прошел уже этот путь. И если я ношу имя Александра Невского, то я должен понимать, какая это для меня ответственность. Также мы забываем, что каждый из нас носит имя Христово. Мы говорим, что мы христиане, и через это мы призваны подражать Христу. И у нас, получается, два имени: я христианин, и я – Александр. Вы христианин, и Вы – Сергий. То есть у Вас есть путеводитель по тому духовному пути, по которому прошел Ваш святой. Это очень важно.

И очень плохо, когда человек совершенно не может ответить на вопрос, в честь кого он назван. Часто говорят: в честь дедушки, в честь бабушки, в честь актера. Это хорошо, но эти люди были названы с определенной целью этими именами, почему бы не поинтересоваться этим? И когда мы совершаем таинство Крещения, первая молитва – на наречение имени. Мы должны понимать это и дать понять тем людям (и родителям, и крестным), которые пришли ко крещению. И они будут напоминать об этом ребенку. Сейчас вписывается в свидетельство о Крещении, в честь какого святого мы нарекаем имя этому человеку. Это русская традиция, но она очень хорошая, благочестивая. Можно, конечно, обойтись и без этого, как обходятся в других Поместных Церквах, но мы тогда себя обкрадываем.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс