Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (967) → Протоиерей Григорий Григорьев: Святая Троица как ветер радости

Протоиерей Григорий Григорьев: Святая Троица как ветер радости

№22 (967) / 12 июня ‘18

Беседы с батюшкой

Наша сегодняшняя тема: «Святая Троица как ветер радости».

– Я хотел бы напомнить, что последний четверг месяца в 20.00 в передаче «Беседы с батюшкой» идет наша передача «Ветер радости». Ветер радости – это Господь («ветер» по-гречески – «дух»), дух радости, наполняющий душу человека. И Святая Троица для нас очень важна, потому что именно в день Святой Троицы, Пятидесятницы, когда апостолы собрались все вместе, к ним в комнату ворвался Дух Божий – языки пламени в виде шумного несущегося ветра. То есть это явление перед апостолами Святого Духа в виде духа радости, в виде ветра радости. Вот поэтому сегодня для нас особая радость говорить на данную тему.

Я хотел бы сразу акцентировать внимание на том, что в этот момент действительно произошло рождение Церкви. Это церковная полнота: Отец, Сын и Святой Дух. И когда на древних иконах Святой Троицы (в частности, на иконе Андрея Рублева) мы видим изображение Святой Троицы, то на столе по центру стоит Чаша. Чаша есть Христос, есть Божественная Евхаристия, Тело и Кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. То есть – Святая Троица вокруг Чаши с Телом и Кровью Христа. Вот это для нас является самым главным, потому что Троица – это полное объединение православных христиан в едином духе, в духе Божественной любви, духе ветра радости.

Когда в душу человека сходит ветер радости, то возникает такое состояние, что для внешними людьми этот человек может восприниматься как пьяный. Так и было сказано внешними людьми про апостолов, когда они заговорили на разных языках: «Они напились сладкого вина». И апостол Петр говорит: «Братья, третий час дня, вы знаете, что евреи в это время не принимают вино». И внешние люди, подумав, согласились: «Да, действительно, евреи в третий час дня пить не могли. Вероятно, действительно сошла благодать Святого Духа, потому что они выглядят необыкновенно, говорят необыкновенно. И необыкновенное ликование в их душе, полнота Святой Троицы».

Свершилось то, о чем говорил Иоанн Креститель: «Я крещу вас водою святою, крещением покаяния, но идет за мной Тот, у Кого я не достоин развязать ремень обуви Его. Он будет крестить вас Духом Святым». И вот происходит крещение Святым Духом, полнота. Это есть восстановление образа и подобия Божия. Если таинство Святого Крещения восстанавливает образ Божий, то сошествие Святого Духа восстанавливает подобие Божие, это как бы единая полнота. То, что у нас происходит в таинстве Крещения: водная часть – восстановление образа Божия, крещение покаяния, миропомазание – в память о сошествии Святого Духа. В таинстве Миропомазания таинственным образом сходит Святой Дух – и восстанавливается полнота человека, единство духа, души и тела. Происходит исцеление.

То есть Святая Троица – это праздник духовного исцеления, когда человек становится цельным. И община христианская становится цельной, и Святая Соборная и Апостольская Церковь всего мира становится единым Телом и Кровью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Поэтому говорить о ветре радости именно в канун Троицы, которая не так давно была, для нас особая и большая радость.

Вы постоянно призываете людей чаще приступать к Святой Чаше. Скажите, пожалуйста, реально ли человеку после причастия ощутить живое действие Духа Святого?

– Почему я к этому призываю? Потому что все, что мы называем Новым Заветом, выстроено вокруг Причастия. У трех евангелистов в Евангелиях Господь произносит всего один раз слова «Новый Завет»: «Ядый Мою Плоть, пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. Сия есть Кровь Моя Нового Завета». Слова «Новый Завет» у апостолов Матфея, Марка и Луки встречаются один раз: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета». И все дальнейшее развитие христианства, все дальнейшее развитие Нового Завета было вокруг таинства Святого Причастия. «Ядый Мою Плоть, пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» – именно в этом было единство духа людей.

А всегда ли человек будет чувствовать именно присутствие Бога в своей душе, когда он будет причащаться? Конечно, это может быть не всегда. Для того чтобы человек чувствовал это, он должен чувствовать, что Господь стучится к нему в сердце, у него должна быть радость от встречи с Богом. Только одно воспоминание о Причастии, одно предвкушение его может давать ему радость. В таком случае это всегда будет происходить. Если же человеку так сильно Господь в сердце не стучится и у него есть большие сомнения, тогда радость от встречи с Господом он почувствует только в одном случае. То есть радость на причастии получится всегда, когда будет встреча с Богом, но не всегда при причастии удается встретиться с Богом.

Вот если радости нет, значит, встреча не состоялась. Почему это происходит? Потому что сказано: «Причащающийся во осуждении осужден будет». Именно если есть люди, которые нас обидели, на которых мы держим обиды, то мы приходим к Чаше с Телом и Кровью Христа в духе осуждения… А священник, давая нам Тело и Кровь Христа, говорит: «Во оставление грехов и в жизнь вечную». А оставление грехов может произойти при этом: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». И вот если мы милостью Божией прощаем тех, кто нас обидел, или хотя бы к этому стремимся, или хотя бы перед причастной Чашей просим Бога об этом, то обязательно с Ним встретимся. А если мы не хотим прощать тех, кто нас обидел, не думаем об этом, то в духе осуждения приходим и в духе осуждения уходим. То есть, получается, пришедший в духе осуждения уйдет в духе осуждения, причащающийся во осуждении осужден будет. Господь как бы пройдет сквозь него, Он не сможет ему помочь.

Потому что когда мы умрем и предстанем перед Господом, Он нам скажет: «Я все твои грехи простил, Я принял смерть на кресте, но ты по Моему примеру простил ли тех, кто обидел тебя?». И если мы скажем: «Да, Господи, я простил всех, кто обидел меня», – Он скажет: «Войди в радость Господина своего». А другой человек скажет: «Господи, я пытался простить, просил Тебя, но мне не удалось». И Господь ответит: «Да, Я вижу, что действительно ты пытался, но без Мене не можете творити ничесоже. Но так как ты пытался, Я испытывал тебя, поэтому тоже войди в радость Господа твоего». А третий человек скажет: «Господи, я не мог простить этих людей, это очень плохие люди». – «Но Я же простил всех, кто Меня казнил, мучил, убивал; Я всех простил». Поэтому насколько мы прощаем тех, кто нас обидел, настолько уходят наши грехи. Если угодно, обиды, которые мы получаем в жизни, – это возможность избавиться от своих грехов, надо всего лишь простить этих людей.

Для современных людей это не совсем понятно, но святые отцы прошлых времен, когда долго жили без обид (со стороны окружающих), очень огорчались, им казалось, что они неправильно молятся. «Как, отец, день прошел?». – «Отвратительно. Никто не оклеветал, не залил грязью – плохо молимся». А потом встречаются и говорят: «Нас обильно унавозили, теперь мы расцветем пышным цветом. Господи, мы их простили по Твоему примеру, и Ты нам прости наши грехи». Не встретиться с Богом может только тот, кто пришел в духе осуждения. То есть тот, кто встретится с Богом на причастии, всегда это почувствует. Он почувствует внутри себя необыкновенную легкость, необыкновенный свет.

Мы часто говорим о том, что день Святой Троицы – это день рождения Церкви. Что такое Церковь?

– Предваряет Святую Троицу Троицкая родительская суббота, в которую мы читаем Евангелие в церкви в память реапостолизации апостола Петра. Мы вспоминаем тот момент, когда Господь восстанавливает апостольство в Петре, который трижды от Него отрекся, который Его предал, восстанавливает Петра из-за его предательства. А Петр – это камень, на котором созиждется Церковь Божия, потому что во время своей земной жизни однажды Господь сказал Петру: «Петр – ты камень, на сем камне созиждется Церковь Моя, и врата адовы не одолеют ее. Что свяжете на земле, свяжется на небе, что разрешите на земле, разрешится на небе». То есть Господь дает власть апостолам совершать таинства. Апостолы впоследствии передадут эту власть епископам, а епископы священникам. Вот, собственно, это есть Единая Святая Соборная Апостольская Церковь.

И на каком же камне она построена? На камне сомнений апостола Петра. «Симоне Ионин, любишь ли Меня?», – спрашивает Господь апостола Петра. Причем в Греции было семь слов, которые мы перевели одним словом «любовь». Господь спрашивает об Агапе: «Готов ли ты отдать жизнь?». Это высшая форма любви, жертвенное служение. А апостол Петр отвечает: «Господи, Ты знаешь, как я люблю Тебя». Это филия. Любовь-филия – «Я очень уважаю Тебя, в моем сердце Ты занимаешь большое место». Господь второй раз ему говорит: «А жизнь ты за Меня отдашь?». – «Господи, Ты знаешь, как Ты мне дорог». И тогда Господь ему в третий раз отвечает уже (филия): «Если ты Меня так уважаешь, то помни, что, когда ты был молод, ходил где хотел, а когда состаришься, поведет тебя другой туда, куда не хочешь». Он как бы предрекает апостолу Петру фактически ту смерть, которую тот примет на кресте.

Апостол Петр будет и в дальнейшем колебаться. Когда уже он будет в Риме и будет приговорен к смерти, он попытается убежать из града. И когда будет выходить, по преданию, встретит идущего на распятие Христа. «Куда Ты, Господи?». – «Иду вместо тебя на крест». И вот тогда Петр вернется и попросит распять его вниз головой. Вот тогда к нему вернется агапе.

То есть «Симоне Ионин, любишь ли Меня?» – это самая первая публичная исповедь, причем Петр исповедуется перед всеми апостолами. И все говорят о предательстве апостола Петра. Но ведь было предательство от всех апостолов, кроме Иоанна Богослова. На самом деле все разбежались. Но остальные так публично не каялись, не приносили покаяние. То есть апостол Петр потому и есть первоверховный, что показал пример исповеди, он первый признал это всенародно. Остальные смотрели на него. И рядом был апостол любви Иоанн Богослов, который, как мы знаем, имел такую любовь к Господу, был таким Его любимым учеником, что практически у него не было физической смерти. Его даже не смогли казнить. Всех апостолов смогли казнить, а апостола Иоанна Богослова пытались казнить, но не смогли. И у нас нет мощей святого апостола Иоанна Богослова.

Возникает вопрос: почему же не на камне любви апостола Иоанна Богослова была построена Церковь Божия, а на сомнениях апостола Петра? Вот он идет по воде по велению Христа, начинает колебаться и утопает – и Господь его поддерживает. То, что мы называем днем рождения Церкви: перед ним была вот эта исповедь, принесение покаяния в своих грехах перед Богом, и потом постоянное преодоление своих сомнений через Божественную любовь. Потому что именно это было ближе миру. И Господь Сердцеведец знал, что мир не готов к тому, чтобы построить Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь на любви апостола Иоанна Богослова. Любовь апостола Иоанна – это путеводная звезда, тот маяк, который указывает нам курс на Царствие Небесное. То есть мы идем по бушующему морю, иногда утопаем, хватаемся за Божию руку, и Господь нас поддерживает. И свет любви Иоанна Богослова озаряет нам дорогу. То есть практически все это происходит через Божественную Евхаристию: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета. Ядый Мою Плоть, пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем».

То есть Божественная любовь, присутствие Божие в нас определяются только Причастием. Я бы даже сказал, что понятия «частое причастие» или «редкое причастие» – это неправильный подход. Давайте спросим: «Ты часто питаешься – завтракаешь, обедаешь, ужинаешь?». Наверное, каждый человек питается, во-первых, регулярно, если есть такая возможность, во-вторых, именно по мере голода. И вот здесь какая частота причастия? Минимальная регламентирована Моисеевой заповедью: «Шесть дней работай, седьмой отдай Богу». А дальше – что такое причастие? Восстановление образа и подобия Божьего. Вот как ты чувствуешь нарушение образа и подобия Божьего, так тебе и нужно причащаться. Причем чем больше у тебя образ и подобие нарушены, тем чаще тебе надо причащаться, пока они не восстановятся. А если восстановятся, тогда можно причащаться и реже. Но каждый сам это должен определить: это духовный голод.

Можно сказать, что душа человека – аккумулятор Божественной любви. Как часто надо заряжать аккумулятор? По мере разрядки. А если аккумулятор принесли на зарядную станцию и говорят: «Он сильно разрядился, но он не достоин зарядки»? Тогда он окончательно разрядится. Это как в машине закончился бензин, она прибыла на заправочную станцию, а там говорят: «Слушайте, не достойны мы заправиться». Ну, остановится двигатель – и все, будете толкать потом эту машину. Здесь только сам человек может определить эту потребность. И Господь стучится в сердце.

Но есть один момент. Есть такая английская икона XVIII века, где Господь в терновом венце с фонарем стоит у порога дома и стучится в дверь, но снаружи нет ручки, ручка только внутри. Только человек может открыть дверь своего сердца Богу изнутри. Господь стоит и стучит. Вот что самое главное нужно понять. И очень интересно, что древние практики были основаны на том, что, по сути, невозможно даже увидеть грех, пока не встретишься с Богом. То есть сначала – источник света, а потом – уборка подвала души. Невозможно в темном подвале навести уборку без факела, без огня, без источника света.

Можно привести такой пример. Святых отцов в писаниях называют «небопарными орлами». Орлы парят высоко в небе, в духовных высотах, и никакая птица земная не нападает на орла, кроме ворона. Ворон выбирает время, сзади вцепляется орлу когтями в спину, клювом прокусывает шею и пьет кровь. Орел никогда не сбрасывает ворона. Он подымается в небесную высь, он призван летать на большой высоте, и наступает момент кислородного голодания. Для орла это нормальная среда обитания, а для ворона несовместимая с жизнью, и ворон от недостатка кислорода замертво падает со спины орла. Так и у людей: когда они поднимаются в духовную высь посредством таинства регулярного Причастия, бесы, которые вцепились в них, как вороны подземного царствия (вороны ада, вцепляющиеся в человека), по мере приближения к Христу, источнику света, тепла и любви, оставляют человека. Это самая главная духовная практика.

Потому что человек никогда не справится с бесами сам: самый малый бес, по слову преподобного Серафима Саровского, может проткнуть землю одним когтем. И когда люди начинают изучать грехи, то они нередко пытаются проникнуть в помыслы сатаны, он их запутывает. И попытка проникнуть в помыслы сатаны заканчивается всегда гордыней ума, очень серьезным духовным повреждением. Это не значит, что не надо изучать грехи, но, прочитывая грехи, нужно к этому относиться так: «Да, вот существуют такие грехи». Но не пытаться это проецировать на себя. Потому что все грехи мы у себя сразу увидим. Будет такая же картина, когда студент мединститута изучает учебник психиатрии и ставит себе все диагнозы, о которых читает: и все виды акцентуаций личности, и психопатию, и шизофрению, и маниакально-депрессивный психоз. А профессор потом исключает все эти диагнозы. Да, мы можем заболеть всеми грехами, но только Господь нам может их показать.

И вот именно Святая Троица – это была Церковь грешников. Потому что Христа все время в этом обвиняли, что в Его окружении одни грешники, почему нет праведников? А Он говорил: «Не здоровые нуждаются во враче, но больные». Встреча со Христом – это было исцеление грешников, и многие грешники прикасались к Нему и исцелялись. И вот с какого именно периода Церковь стала наградой праведников, когда говорят, что сначала стань праведником, а потом к Господу приступай? Это очень удивительно. Причем праведником ты стань по своему усмотрению.

Все подготовительные правила, которые существуют в мире, – это все хорошие, благочестивые, полезные правила. Особенно если раньше люди жили в монастырях, у них было для этого время. Это все было очень важно, это был как бы элемент аскетического подвига, но в наше время так много зла, что аскетическим подвигом для человека является приход в Церковь. А участие в Божественной литургии есть подготовка к причастию, потому что сама Божественная литургия есть подготовка. Там есть и покаянный канон, и причастное правило. Но если человек еще имеет возможность прочитать дополнительные молитвы, честь ему и слава. Если он может дополнительно подготовиться, выполнить какой-то пост, – честь ему и слава. Эти дополнительные правила всегда положительно действуют на человека, но они являются вспомогательными. А регулярное посещение литургии и принятие Тела и Крови Христа – обязательные условия жизни православного человека. Потому что в этом он выражает свое доверие Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу.

В Евангелии Господь говорит о том, чтобы мы, христиане, просили у Бога Духа Святого и что Бог Отец даст нам Святого Духа. А зачем нам Его просить?

– «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; и дам вам Духа Утешителя, и радости вашей никто не отнимет от вас». Если мы говорим о том, что такое радость о Господе, то это доверие к Богу. Доверие к Богу – это восстановление нарушенного образа и подобия Божьего. И когда мы восстанавливаем доверие к Богу, мы оказываемся как у Христа за пазухой. То есть мы начинаем жить в райском саду. Мы начинаем жить в Царствии Божием в этом мире. Царство Небесное в вечности, а Царство Божие на земле.

Дух Утешитель – когда мы точно знаем, что нет смерти. Когда нет смерти, то радости уже нельзя отнять у человека. Живя на земле, он реально ощущает свое бессмертие. Он как бы находится в мире видимом и в мире невидимом. И в мире невидимом он находится настолько, насколько живет как у Христа за пазухой, насколько он находится в радости о Господе. Про таких говорят: «По тому узнают вас, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собой». И к такому человеку применимы слова преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам – и тысячи возле тебя спасутся». Вот это, конечно, очень важно знать, очень важно понимать. Еще преподобный Серафим Саровский говорил так: «Если человек, полностью обвешанный грехами, пришел в церковь, пусть идет причащаться, потому что никаким другим путем от грехов он никогда не избавится».

Хочется получить от Вас благословение, чтобы нам всем в наступающем посту сохранить мир.

– Я буду молиться обо всех вас, и вы тоже молитесь о грешном рабе Божием протоиерее Григории. Буду молиться именно о том, чтобы двери храмов вас приняли. Чтобы вы не встретились со злой бабушкой в храме, чтобы были любящие вас батюшки, чтобы все правила, которые существуют в церкви, не превращались в непреодолимые заборы, а чтобы вас всегда встречали в церкви с радостью, благодарили за то, что вы пришли. И чтобы дух любви наполнил все наши приходы. И чтобы мы стали Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью в Духе Святом, в духе любви, чтобы про нас можно было сказать: «По тому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой». Божие благословение да пребудет со всеми вами!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс