Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Мелхиседек, прежде чем приступить к вопросам, я хотела бы выразить искреннюю благодарность нашим зрителям за благодарность Вам (простите за такую тавтологию). Получая вопросы, я обратила внимание, что некоторые не задают вопросы, а просто благодарят Вас за участие в программах, понимая, что это требует времени, подготовки и делается во славу Божию – никто здесь не получает вознаграждения. Телезрители очень благодарят и просят Вас продолжать участвовать в наших программах. Я искренне благодарю этих людей, потому что благодарность в наше время – явление достаточно редкое, к сожалению.
– Как сказал один батюшка, находясь в воинской части, которую окормлял: «Знаете, для чего мы сюда приехали? Мы сюда приехали не за деньгами, мы приехали за Родину. И служим не за деньги, а за Родину». Поэтому мы тоже за Родину, за Русскую Православную Церковь и для пользы тех людей, которые с нами.
Отец Мелхиседек, мы обещали ответить на такой вопрос, интересный и достаточно сложный: «У меня вопрос, на который не могу получить ответа. Все мы на Пасху слышим радостные слова в приветствии святителя Иоанна Златоуста: “Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе”. Согласно учению Церкви, Христос разрушил ад и вывел всех оттуда. В своих лекциях профессор А.И. Осипов уточняет: “Вы что, думаете, если кто-то умер на следующий день, опоздал? Нет, воскресение Христово разрушило ад”. Как в таком случае понять многие евангельские слова, где говорится, что пойдут грешники в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную?».
– Иоанн Златоуст в беседе с прихожанами однажды спросил: «Скажите мне, где находится ад и где находится рай?». Прихожане начали делать разные предположения. Иоанн Златоуст сказал: «Рай и ад находятся где-то в глубине этого мира. Но нам надо искать не местоположение рая и ада, а надо искать, как сподобиться одного и избежать другого».
Все эти умственные размышления о конечности или неконечности… Например, если ад конечен, тогда что, тебе будет легче и можешь делать все что хочешь? А если бесконечен, разве тогда нет возможности реального покаяния и нет жизни во Христе?
Дело в том, что наша будущая жизнь будет зависеть от нас, поэтому нам надо следовать словам Священного Писания и искать, как быть со Христом. Тогда, естественно, мы избежим того состояния, которого не хотим, будь оно вечно или не вечно. Самое главное, чтобы мы были вечно со Христом, и эта жизнь реально начинается здесь, на земле.
У старца Паисия есть интересная мысль о смысле христианской жизни. Он говорит: «Если праведнику скажут, что в раю все места уже заняты, тот ответит: “Я все равно буду любить моего Господа, все равно буду жить так, как хочет Он”». Потому что праведники, святые люди и вообще христиане живут не ради награды и не ради того, чтобы оказаться в раю. Это будет следствием правильной внутренней, благодатной, верной жизни с Богом. Как маму дети любят не за конфетки, а потому, что она мама.
Мы говорим, что ад разрушен и что мы не хотим попасть в ад. Представим такую метафору – человек оказался в плену где-то на Востоке. Там, чтобы не тратить время и средства на охрану, вырывают яму глубиной в три-четыре метра, сажают туда человека, и охранять его не надо, потому что он все равно не выберется. И представим себе абстрактно, что вдруг приходит наш спецназ выручать собрата и кидает в яму канат. Человек, только увидев спущенный канат, кричит: «Я спасен!» – но по нему еще надо ползти, надо еще выбраться!
Так вот, Христос всех нас спас. Чем спас? Своей жизнью, Своей смертью и Своим воскресением. То есть канат всем нам с неба спущен. Как говорит апостол Павел: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. Поэтому мы спасены в Боге возможностью «ползти по этому канату».
То есть возможность есть у каждого из нас?
– Конечно. А раньше «каната» не было ни у кого, все находились в безблагодатном состоянии, после смерти не имели перспективы вечной жизни. Первенец Христос, потом Христовы. Поэтому нам не надо витийствовать о том, как понимать, а понимать так, как пишет Священное Писание: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Поэтому, как говорит Василий Великий: «Давайте сейчас делать то, что пойдет за нами в вечность». Что пойдет за нами в вечность? Совесть и добрые дела или, наоборот, злые. Так вот, надо злых дел отвращаться, а добрые дела делать, как говорит Писание: Уклонися от зла и сотвори благо.
Часто приходится служить литургию Иоанна Златоуста, и там есть такие слова: «Благодарим Тебя, Господи, что возвел нас на Небо и даровал нам Твое будущее Царство». Как понять «даровал»? «Даровал» – прошедшее время, а «Царство будущее» – еще не наставшее, не исполнившееся время. Как тогда понять? А вот это как раз и есть та самая потенциальная возможность спасения, потенциальная возможность жизни со Христом, потенциальная возможность попрать смерть и ад, которые попрал Христос примером Своей жизни. По этому пути и нам надо следовать. За этот канат каждый из нас должен сам ухватиться и подняться. Господь потихонечку канат будет тянуть наверх, но за канат-то надо держаться!
Да, канат у нас есть.
– Поэтому мы и держимся за Церковь. Без Церкви нет спасения, она и есть тот самый канат, тот самый механизм, который будет нас вытаскивать. Откуда вытаскивать? Из нас же самих. Потому что самая главная победа, как говорил Александр Васильевич Суворов, – это победа над собой.
Кто-то приходит и говорит: «Батюшка, сейчас Пасхальные дни, а духовной радости нет. На Пасху, в Светлую неделю был немножко подъем, восторг, а сейчас куда-то это ушло». Кто-то из святых сказал: «Праздник делает не время или место, а чистая совесть». Если у тебя что-то на совести есть, то хоть Пасхальные дни, хоть не Пасхальные... Как говорил отец Иоанн Кронштадтский в поздравлении с Новым годом: «Год-то новый, а грехи старые».
Чтобы была Пасхальная радость, чтобы рай был в душе, надо держаться пути Господня, держаться заповедей Божиих. И самое главное – не делать другим того, чего не хочешь себе. Будем жить в этом духе – будем жить в перспективе вечности. Как говорит русская пословица, не бойся никого, кроме Бога одного. Так что, с одной стороны, надо иметь страх Божий, а с другой стороны, надо Бога любить и все делать ради Его жизни и ради Его смерти. Потому что Он за нас распялся, чтобы мы стали другими.
Люди говорят: «Вот мы молимся, а у нас ничего в жизни не меняется. Вроде ходим в храм, ставим свечки, исповедуемся, причащаемся регулярно, но жизнь мало меняется в лучшую сторону». Таким людям Иоанн Златоуст отвечал: «Бог хочет, чтобы менялись не обстоятельства нашей жизни, а чтобы менялись мы».
Кто-то сказал, что многих Господь проводит через бурные потоки, но не для того, чтобы утопить, а для того, чтобы отмыть. У всех нас, конечно, есть перспектива вечности. Господь так и сказал: «Всякий верующий в Меня смерти не увидит вовек», «всякий верующий в Меня, если и умрет, оживет». Как понять «смерти не увидит вовек»? Мы же видим, что все верующие люди умирают. Речь идет не о временной смерти, а о смерти вечной. Такой человек смертью вечной не умрет. Наша смерть – просто переход, дверь от тленного к нетленному, от скорбного к всерадостному, от телесного к духовному.
Кто-то из святых сказал: «Смерть есть к жизни приближение, к жизни той, где смерти нет». Но эта жизнь должна начинаться реально уже сейчас. Поэтому мы должны стараться, насколько возможно, быть похожими на Господа (как дети бывают похожи на своих родителей), настолько, насколько это возможно в наше время и в том месте, где мы находимся. Надо жить евангельской жизнью, и тогда эта жизнь будет благословенна, благодатна и всерадостна. И пусть жизнь с Богом будет вечна и бесконечна. И не дай Бог никому попасть туда, куда неохота...
Следующий вопрос: «Могут ли миряне без благословения священника келейно пользоваться четками, читая Иисусову молитву или Богородичное правило?». Сейчас много мирских людей ходит с четками.
– А я, наоборот, считаю, что мало. Очень мало, в отличие от православной Греции. Не знаю, насколько они употребимы (четки – просто атрибут одежды в Греции), но думается, наличие четок на руке – это уже напоминание о молитве. Я считаю, что на четки есть благословение у всех.
Да?
– Конечно. Когда я только пришел к вере, у меня тоже были четки, я их связал из ниток номер десять. Мужчины, может быть, не знают, что такое нитки номер десять, но кто был в армии и подшивался, тот знает, что это достаточно плотные нитки. Я в три нитки скручивал и делал узелки с расстоянием в один сантиметр – такие у меня были четки на тридцать узелков, они помещались на руке. И никто вообще не понимал, что это четки. И я заметил, что, когда читаешь молитву про себя, одну, другую, кажется, что вроде бы помолился, а начинаешь считать – четки показывают, что ты только так думал.
Четки дисциплинируют. Например, идет всенощное бдение, ты слышишь богослужение, а параллельно можешь умом читать Иисусову молитву. Более того, читая Иисусову молитву, ты будешь вникать и в смысл богослужения. А без внутренней молитвы не будет молитвы и внешней. Святые отцы даже делают акцент на том, что если нет внутренней молитвы, то нет никакой. Поэтому многие заповедали, чтобы было маленькое, но постоянно исполняемое правило. Епископ Игнатий так и говорит: «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены».
Например, ты обещал, что в течение дня прочитаешь сто раз Иисусову молитву, – читай. День получилось, два получилось, через месяц прибавь еще десять молитв, через месяц – еще... Как мне говорил мой духовник архимандрит Венедикт (ныне покойный, Царство ему Небесное): «Пусть гайка нашей духовной жизни не раскручивается, а закручивается». Ведь опытные водители все время проходят техосмотр: не дай Бог, гайка колеса раскрутилась, потому что это в конце концов может привести к печальным и трагическим последствиям. Гайка все время должна подкручиваться, и четки помогают следить за собственной дисциплинированностью.
Если есть опыт, то, когда идет всенощное бдение и литургия, вполне можно прочитать триста Иисусовых молитв. Дело не в счете и не в количестве, а в самодисциплине – чтобы, как в пословице говорится, ворон не считать. Когда идет внутренняя работа, четки дисциплинируют и показывают, качественно шла эта работа или нет. Например, служба закончилась, а у меня только двести молитв было, а в прошлый раз – четыреста. Значит, что произошло? Произошло какое-то отвлечение, и ни твой ум, ни твоя душа не скажут, отвлекался ты или нет, подскажут только четки. Так что четки – это дисциплинирующий инструмент духовной жизни.
Некоторые говорят: да какая разница, какое количество! Нет, все-таки количество невольно перейдет в качество. Епископ Игнатий (Брянчанинов) говорит: сначала листья, потом плоды. Не может быть, чтобы у человека, который посвящает много времени молитве, из всего количества молитв, обращенных на Небо, какая-нибудь одна не была от души и со вниманием.
Мы же не можем быть как святые: только помолились – и небо открылось. Нет, мы какое-то время должны быть «на связи». Кстати, старец Паисий говорил: «Бог очень хочет и очень желает, чтобы Его дети говорили не только между собой, а с Ним». И о воспитании старец Паисий говорил: «Надо чаще Богу говорить о детях, чем детям о Боге». То есть детей надо вымаливать. Если все время долдонить: «Не делай того, не делай сего», а сама мать (или отец) продолжает это делать, как ты можешь требовать с детей? Раздраженный учитель не учит, а раздражает. Если ребенок видит раздраженных родителей, которые при этом учат его кротости, любви и смирению, то это будет только пустой звук. А если ты сам такой, так молись Богу, чтобы тебе самому таким не быть.
Так что пусть четки будут у всех желающих, потому что в этом нет никакого греха. Кстати, многие не знающие и не любящие молитвы говорят, что от четок можно впасть в прелесть. Афишировать их не надо, не обязательно носить монашеские четки, сейчас есть масса разных. Можно сделать четки и из ниток, как я рассказал, чтобы даже никто не догадывался. Потому что внутренний подвиг должен быть сокровенным.
Епископ Игнатий сказал: «Многие говорят, что от Иисусовой молитвы можно впасть в прелесть. Поверьте, кто живет без внутренней молитвы (Иисусовой или любой другой), тот уже в прелести». Поэтому важно это делание, которому и помогают четки, – потихонечку закручивать гайку духовной жизни.
Великий пост прошел, тем не менее следующий вопрос касается Великого поста: «Насколько часто нужно приступать к таинству Соборования: один раз в год Великим постом или каждый пост? Или как правильно? Раньше соборовали один раз в году в Великий пост, а сейчас в некоторых храмах несколько раз в год проводят это таинство. Хотелось бы уточнить».
– Раньше, до революции, вообще соборовались крайне редко, считалось, что это напутствие перед смертью. Старец Амвросий стал практику редкого соборования потихонечку удалять и рекомендовал всякому христианину приступать Великим постом к таинству Соборования. Даже если человек не имеет конкретных телесных недугов, душевные недуги непременно имеют все. А следствием душевных недугов являются недуги телесные.
Сейчас, я думаю, есть некоторые злоупотребления. Я слышал о том, что некоторые священники, особенно в области, к которым едут как к каким-то старцам (некие «туры духовного паломничества») говорят: «Приедете в свой город, пусть вас батюшка семь раз пособорует».
Как это семь раз?
– Вот такие есть умничанья. А ты возьми и сам пособоруй семь раз, тогда поймешь, что это такое. Просто ухватились за священное число семь и жонглируют этими понятиями, как игрушками.
У нас есть предание Церкви и благословение Оптинских старцев собороваться один раз Великим постом. Но есть исключения: если у человека тяжкий недуг, конкретная болезнь, операция, онкология, и такая напасть случилась не в период Великого поста, тогда можно соборовать Рождественским постом, Успенским. Но это для тех, кто к этому таинству приступает впервые и до Великого поста, может быть, и не доживет. Поэтому идет снисхождение, Церковь все времена делает удобными для людей. Однако это не означает, что если ты соборовался Великим постом, то можно потом собороваться и Петровским, и Успенским, и Рождественским. Но все решается с благословения духовника и приходского священника: если будет такая рекомендация, благословение, особый случай – пожалуйста, греха в этом нет. Но такого частого соборования в традиции все-таки не было. Давайте все-таки придерживаться того алгоритма духовной жизни, который рекомендован Церковью.
То есть не надо злоупотреблять таинством Соборования. В любом случае у каждого из нас есть близкий священник, с которым всегда можно посоветоваться.
– Да.
Интересный вопрос: «Является ли порядочность христианской добродетелью?».
– Порядочность не является христианской добродетелью.
Почему?
– Эта добродетель всеобъемлющая: и мусульмане должны быть порядочными, и иудеи должны быть порядочными, и буддисты...
То есть это общечеловеческое качество.
– Это понятие нормальной человеческой жизни. А христиане должны быть сверхпорядочными.
Вопрос: «Как научиться смирению, не раздражаться, не гневаться?».
– Человеку даны два уха и один язык. Поэтому надо чаще слушать и меньше болтать, меньше осуждать, тогда и будет смирение. Потому что как только мы начинаем злоупотреблять языком, так всякому смирению приходит конец. Помолчи – за умного сойдешь.
И в раздражении порой можно сделать то, чего не сделаешь в состоянии мира и покоя.
– Конечно. Поэтому всем желаю терпения, мудрости и сверхпорядочности. И самое главное, чтобы мы держали свои обещания, обеты и те слова, которые даем друг другу.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi91
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi93
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.