Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (967) → Протоиерей Димитрий Беженарь: О самом необходимом

Протоиерей Димитрий Беженарь: О самом необходимом

№22 (967) / 12 июня ‘18

Беседы с батюшкой

Отец Димитрий, благословите наших телезрителей

– Дорогие друзья, всех вас сердечно поздравляем с праздником Святой Живоначальной Троицы и искренне желаем, чтобы неоскудевающая благодать Духа Святого, которая снизошла на святых апостолов в день Пятидесятницы, всегда укрепляла всех нас на жизненном пути, просвещала, оживотворяла, вразумляла и помогала нести свой жизненный крест.

И позвольте сегодня и от своего лица, и от лица Дионисия, и, надеюсь, от всех вас поздравить замечательного пастыря Церкви Христовой, одного из лучших гостей вашей передачи «Беседы с батюшкой» иерея Валерия Духанина – сегодня, в день Сошествия Святого Духа, так совпало, у отца Валерия день рождения. Пожелаем ему помощи Божией, сил, терпения и скорейшего выздоровления. Все вы, наверное, хорошо знаете, что это замечательный, добрый, искренний пастырь, очень талантливый человек, который своими книгами, статьями помогает укреплять веру. Его бесподобнейшая книга «Сокровенный мир Православия» выдержала уже не одно издание. Сейчас отец Валерий испытывает тяжелую болезнь, он находится на лечении. Призываем всех вас, дорогие друзья: помогите молитвой этому доброму пастырю, просите Господа, чтобы Он простер Свою руку, исцелил и укрепил отца Валерия, даровал ему жизнь, чтобы он еще долго служил Церкви Христовой на радость всем нам.

И от лица Священноначалия нашей любимой Троице-Сергиевой лавры хочу вас призвать: зайдите на сайт социальной помощи лавры lavra.tv, там собирают пожертвования на лечение отцу Валерию, и имена всех, кто окажет посильную помощь, в Троице-Сергиевой лавре будут поминать на сорокоустах. Не останьтесь безразличны, потому что кому еще помочь, как не такому доброму пастырю, как наш дорогой отец Валерий!

Я тоже присоединяюсь к поздравлениям от своего лица и от лица телеканала «Союз», желаю отцу Валерию скорейшего выздоровления и Божией помощи! Сегодня мы продолжаем тему, начатую на предыдущей нашей встрече, – «О самом необходимом», она очень обширная и в одну передачу не укладывается. Сегодня мы будем говорить о необходимости духовного руководства в жизни христианина. Вопрос: если человек, не желая огорчить своего духовного отца, скрывает какие-то грехи на Исповеди, правильно ли это?

– В прошлый раз мы начали эту очень глубокую тему, что христианину, чтобы шествовать по пути духовной жизни, избегать крайностей, необходим духовный руководитель – священник, канонически рукоположенный, который помогает, не живя при этом вместо нас, идти по жизненному пути, чтобы нам правильно шествовать по дороге заповедей Христовых, не уклоняться крайности. Духовник предостерегает, помогает своей молитвой, советует, своим мудрым, вовремя сказанным словом, как бы направляет нашу жизнь.

И, естественно, взаимоотношения духовника и чад бывают очень непростые: все мы – люди немощные и грешные, духовник – тоже человек, и желающие быть его духовными чадами тоже все разные, с разным характером, темпераментом, жизненным опытом, взглядом на жизнь и разной степенью воцерковленности, именно глубины веры: у кого-то вера пока еще поверхностная, кто-то считает, что у него вера есть, но на уровне интеллекта – интеллектуальная осведомленность, что Бог есть, что Церковь это хорошо, и делать добрые дела хорошо, и в рай попасть, в принципе, неплохо бы. А у кого-то вера уже глубже, серьезнее – она подвигает человека даже нести скорби, помогать ближним, забывать о себе, уже имеет характер самоотвержения, такой жертвенности, как у Христа Спасителя, Который умер за нас на Кресте. Так что непростые отношения бывают у духовного отца с чадами...

Вы очень мудрый вопрос задали. Бывает, что кто-то из духовных чад по неразумию, по неопытности хочет своего батюшку якобы не огорчать и поэтому не все говорит на Исповеди. Иногда есть такая форма неискренности, когда одному батюшке одни грехи говорят, другому – другие грехи, третьему – третьи, чтобы перед каждым священником выглядеть хорошим и создать впечатление, что ты этот грех сделал только первый раз. Это очень опасная тенденция: поступающий так, конечно, может какое-то время производить хорошее впечатление на разных священников, но, как правило, одного духовного отца у него никогда не будет, и такой человек, как говорят святые отцы Церкви, останется духовно неисцеленным, неисправленным.

Если человек повторяет грех, его нужно снова и снова исповедовать, не скрывая?

– Тут очень интересную можно провести параллель из поучений преподобного Паисия Святогорца. Приходящим в его каливу (в келью Панагуда) паломникам, духовным чадам, людям, жаждущим его мудрого совета, на вопрос, чем он занимается, он сказал, что исповедует свой огород. Они с недоумением говорят: «Неужели огород надо исповедовать?». Он говорит: «Конечно, вырывать сорняки, убирать камушки. Если огород не исповедовать, то тогда там едва ли вырастут даже очень сморщенные помидорчики». Старец Паисий, равно как и другие святые отцы, старался из окружающего мира приводить аналогии с целью духовной пользы для человека. Вот аналогия с землей: за ней мы ухаживаем, и тогда она приносит плод – так же и наша душа, ее нужно возделывать, очищать от страстей... Естественно, если постоянно впадаешь в один и тот же грех, его надо (как постоянно пропалываешь один и тот же сорняк) пропалывать и вырывать из своей души, пока не умертвится страсть.

Вопрос телезрительницы из Москвы: «Приходится слышать такое мнение: зачем нужно ходить к священникам на Исповедь, если есть православные психологи? Как Вы это прокомментируете?».

– Боюсь, что мои слова немного кого-то огорчат и обидят, но само понятие «православная психология» еще достаточно неопределенное – есть просто психология, и из множества психологов каждый предлагает свою конструкцию, свою систему деления людей на разные типы. Попытка разных психологов создать нечто общее до сих пор не увенчалась успехом. Вот почему люди, которые этой темой интересуются более глубоко, замечают, что существует множество психологических школ, направлений.

Понятие «православная психология» я бы объяснил так: если верующий человек занимается психологией, то он постарается помочь обращающимся к нему стать ближе к храму и станет как бы ступенькой к духовному руководству, как бы направит человека, который к нему обратился, к опытному священнику. Почему? Священник действует благодатью Божией, а психолог – в лучшем случае – своими знаниями и опытом.

Безусловно, в психологии накоплен какой-то опыт знания падшего человека, человека в его падении. Но одно дело знать падшего человека в его страстях, другое дело – помочь ему; это разные вещи, согласитесь, – просто знать, констатировать, что у этого такой темперамент, а у этого такой... А чем ты поможешь? И, к сожалению, нередко психология – это площадка для самовыражения людей, которые на самом деле не знают глубоко даже свою собственную душу.

Можно привести пример. Вот человек скупой, прижимистый, никому ничего не может дать, даже самые близкие страдают от его страсти. Он идет к психологу, а тот ему говорит: «Ну, раз ты это победить не можешь, тебе надо просто расслабиться и научиться с этим жить». Но, с точки зрения христианской аскетики, это ложный ответ. Что значит просто смириться и жить с этой страстью – со страстью сребролюбия, или с гордыней, или с блудной похотью, или с завистью? «Тебе просто надо научиться жить с этим, ты сам себя не исправишь, сам себя не изменишь». Но христианин, православный психолог, разумеется, так никогда не скажет.

Я вам даже зачитаю, как преподобный Паисий Святогорец в 3-м томе «Слов» («Духовная борьба») пишет о психологии и какую он дает оценку такому явлению: «Посмотри, многие люди, измученные проблемами, которые они сами себе создали своими грехами, не идут к духовнику, который может им действительно помочь, но заканчивают тем, что «исповедуются» у психолога. Они рассказывают психологам историю своей болезни, советуются с ними о своих проблемах, и эти психологи своими советами словно швыряют своих пациентов в середину реки, которую им нужно перейти. В результате несчастные или тонут в этой реке, или все-таки доплывают до другого берега, однако течение относит их очень далеко от того места, где они хотели оказаться...» – какой яркий образ! «А вот придя на Исповедь к духовнику и поисповедовавшись, такие люди без риска и страха перейдут реку по мосту. Ведь в таинстве Исповеди действует благодать Божия и человек освобождается от греха».

Видите, большая разница на самом деле. Одно дело – помочь человеку увидеть его проблему, его страсть и помочь от нее освободиться, и другое – тоже увидеть проблему, но сказать, что «это наследственное, ты ничего не можешь с этим сделать и тебе надо научиться с этим жить».

То есть в корне проблема не решается?

– Не решается. Даже человек настраивается на то, что он с этой проблемой должен жить дальше, как бы примириться с ней.

Вопрос телезрительницы: «Меня, как многодетную маму, всегда очень тревожит, когда я вижу, как дети из верующих семей, достигнув подросткового возраста, отказываются ходить в храм, молиться, у них появляются мирские интересы, они не хотят жить по вере. Почему такое происходит в верующих семьях и как укрепить веру в детях?».

– Обеспокоенность ваша вполне понятна. Но, видите ли, есть такое наблюдение за жизнью, по крайней мере, двух-трех поколений: в советские годы, когда активно разрушалась вера, Церковь была гонима, вера всячески искоренялась, и получилось, что почти 2 (если не 3) поколения, воспитывались в атмосфере государственного атеизма.

Есть такое наблюдение мудрых людей: допустим, дедушка или бабушка в советские годы пострадали за веру, были исповедниками, может быть, даже были сосланы в лагеря, расстреляны, то есть жизнь свою за веру отдали, их дети и внуки выросли уже в атмосфере атеизма, – а их правнуки по совершенно непонятным, непостижимым и необъяснимым мотивам вдруг возвращаются к вере своих отцов. Это подобно тому, как через асфальт или камни вдруг пробивается живой росточек растения там, где, казалось бы, невозможно расти, и тянется к солнцу. Так по молитвам наших далеких предков, может быть, проливших кровь свою за Христа и сохранивших Ему верность через поколение или через два бывает, что в неверующих семьях внуки или дети первые возвращаются к вере и даже приводят к вере своих родителей.

А бывает, к сожалению, и другая ситуация. Я вполне отдаю себе отчет, что, может быть, эти мои слова и обидят кого-то, как и всякая горькая правда. Иной раз бывает и наоборот: в неверующих семьях вдруг кто-то по моде или очень поверхностно обращается к вере: «Надо окрестить ребенка – это модно, это хорошо. Надо повенчаться – это модно. Давай будем ходить в храм – вроде сейчас так принято», – но глубокой внутренней работы над собой нет, люди стали поверхностно верующими, себя считают верующими, но ведь вера в Бога – это дар Божий, который надо в себе возгревать и укреплять.

В Евангелии мы читаем о талантах. Господь вручает таланты, и эти таланты надо преумножить, то есть прилагать свои усилия – если этого нет, вера поверхностна. И порой уже в детях в такой семье (казалось бы, верующей), наоборот, неверие пробивается (подобно другой аналогии, когда вера пробивается через поколение, как росточек через асфальт). И порой подростки даже в такой, казалось бы, верующей семье могут протестовать, сказать: «А зачем мне ваш Бог, ваша Церковь? Не хочу никуда ходить». И впоследствии внутреннее отступление от Бога, протест против родителей проявляются во внешнем виде. На самом деле тут все взаимосвязано. Изменение внешнего вида, когда подростки волосы красят в синий, красный цвет, до неузнаваемости себя как-то уродуют, якобы проявляя протест, – следствие внутреннего протеста и отступления от Бога.

Мне приходилось слышать от подростков такие слова (и в школу я прихожу, иногда общаюсь со старшеклассниками даже из верующих семей), они могут сказать: «Если мне родители что-то внушали с детства или заставляли меня ходить в храм, это не значит, что я должен с этим жить всю жизнь, что я буду теперь верующим, – это они меня заставляли. Я стану взрослым и не буду этого делать, это мне чуждо, мне это совершенно неинтересно».

Конечно, в утешение всем вам хочется сказать: может, и не стоит очень серьезно относиться к словам подростков, которые так говорят, – подростковому возрасту свойствен протест. И когда плоть восстает на душу, говорят необдуманные слова, а потом проходит этот болезненный возраст, и многие подростки сами потом жалеют, что говорили опрометчивые слова, и вновь возвращаются к вере своих отцов. Когда такое слышим, это больно, печально, неприятно, но надо молиться Богу самим родителям или бабушкам и дедушкам и задуматься над тем, дал ли ты своим детям или внукам достаточный пример веры? Собственный пример, как говорят святые отцы Церкви, – это молчаливая проповедь. Это лучше, важнее и актуальнее многих и многих красивых слов.

Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Можно ли спорить со священником? Возможно, он не понял вопроса или, может быть, не вник в него».

– Такое бывает, и достаточно часто с батюшками спорят. Иной раз даже священник что-то ответил, сказал, посоветовал, а ему говорят: «Батюшка, да вы меня не так поняли, на самом деле все по-другому». Или, испрашивая благословения на что-то, когда получили его (и напутствие, и какой-то совет), тут же начинают возражать: «Нет, я не на это брала благословение, я не это имела в виду», или: «Батюшка, вы бы мне лучше сказали то-то и то-то!».

Я проведу такую аналогию. Представьте себе, что человек, имеющий серьезные проблемы со здоровьем, придет на прием к врачу, а врач, увидев результаты анализов, сразу же говорит: вам надо изменить образ жизни, отказаться от того или иного рода пищи, больше быть на свежем воздухе, больше двигаться. А пациент начнет спорить, скажет: «Доктор, да вы меня не так поняли, вы не правы, не это мне надо – мне, наоборот, надо побольше мучного, больше лежать на диване с гаджетом, больше смотреть телевизор, больше заботиться о себе...». И начнет спорить с врачом. Но к чему это приведет? Кому такой человек сделает хуже? Естественно, задача врача подсказать, обратить внимание на те проблемы со здоровьем, которые у нас есть, и предложить нам возможность лечения. А если человек будет спорить, то мы все прекрасно понимаем, что он рискует никогда не выздороветь.

То же – духовной жизни. Безусловно, все мы люди. Бывает так, что что-то вы спросили у батюшки, он ответил вам, а вы с чем-то не согласны, – тогда надо просто спокойно, со смирением, деликатно, вежливо сказать: «Батюшка, вы меня простите, но мне кажется, что тут некоторое недоразумение, я имел в виду вот это и это...». Просто, спокойно сказать, без внутреннего протеста – не споря, а именно просто разъясняя и внутренне в сердце своем молясь, чтобы Господь вразумил и пастыря, и меня. Это вообще золотое правило: когда мы подходим к священнику с целью задать вопрос (в первую очередь, к своему духовнику), надо мысленно молиться: «Господи, открой волю Свою, спасительную, благую и совершенную, через моего духовного отца, чтобы он волю Твою мне изрек и подсказал мне, как правильно поступить».

А все-таки может духовник ошибаться, как человек?

– Безусловно. Мы же все люди – и духовник не оракул. Собственно, вы не напрасно такой вопрос задали. Есть у некоторых неправильные представления о духовнике, как о непогрешимом человеке, ясновидящем, к которому можно подходить, любой вопрос задавать, и он тут же тебе даст ответ.

При условии, о котором я только что сказал (если человек прежде чем спросить, обращается к Богу, а Господь Сердцеведец знает мою проблему и знает возможности духовника), Господь его вразумляет в нужный момент дать мне нужный ответ.

Например, мы об этом читаем в житии преподобного Серафима Саровского, когда он сам об этом говорил Мотовилову, своему духовному чаду, что когда к нему приходят в келью, стучат, ему Господь сразу открывает, с чем они пришли. К преподобному Амвросию Оптинскому сколько приходило людей! Однажды он выходит и сразу какой-то женщине говорит: твоя корова в такой-то деревне. Почему? У нее украли корову, а для крестьян в то время корова была почти всем. И она пришла в этой скорби. Кто-то из стоящей интеллигенции над ней, может, смеялся: «Крестьянка пришла из-за коровы в Оптину старца спрашивать!», – а для нее это жизнь: у нее украли корову, она переживает. И Господь вразумляет старца, чтобы утешить простосердечную женщину, он выходит, открывает дверь кельи и сразу обращается именно к ней – и дает ей ответ, который ей нужен. Минуту или две назад он сам об этом не знал, его Господь вразумил по вере этой женщины для ее утешения. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс