Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (965) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Люби и изучай Священное Писание, непрестанно молись, постоянно постись, прощай лютых врагов...

Протоиерей Димитрий Смирнов: Люби и изучай Священное Писание, непрестанно молись, постоянно постись, прощай лютых врагов...

№20 (965) / 29 мая ‘18

Беседы с батюшкой

Вопрос: «Как обрести радость о Христе, которую имел преподобный Серафим – хотя бы небольшую ее часть?».

– Радость не делится, не отпускается гранулами. Это очень просто: стань таким, как преподобный Серафим, и будешь иметь такую же радость, как и он.

Но преподобный Серафим у нас один. Многие люди, наверное, хотели бы достичь этого... Или, по крайней мере, вести такую жизнь (подражательную)...

– Нет, дело не в том. Сам Серафим Саровский не учил вести «серафимоподражательную» жизнь, это в некотором смысле и невозможно. Здесь только сам принцип: люби и изучай Священное Писание, непрестанно молись, постоянно постись, прощай лютых врагов...

Он имел в себе постоянную радость – Пасхальную радость.

– Да, потому что Господь Дух Святой пребывал в нем. Поэтому каждый человек, который хочет достичь такой Серафимовой радости, должен стяжать (как и учил преподобный) мирный дух.

В этом большая проблема, ведь в человеке постоянно пребывает дух возмущения.

– Не только. Дух зависти, очень распространен дух осуждения, дух раздражительности.

Но все начинается именно с недовольства: человек чем-то недоволен, а потом все это начинает вырастать...

– Недовольство – это форма гнева, а гнев правды Божией не творит. Раз не творит – значит, Дух Святой удаляется от человека.

Люди недоумевают: как жить в мире, полном злобы, обмана?

– А почитай летопись Серафимо-Дивеевского монастыря.

Кажется, что те времена были не такие злобные.

– Ну прям! Александра Сергеевича Пушкина убили ни за что агенты иностранных разведок – целый заговор был соткан. Специальный человек, Дантес, который очень хорошо стрелял, специально тренировался... Спровоцировали его, знали как, изучили его характер... И привели в исполнение.

Но то, что происходит сейчас в мире... Я не знаю людей, которые бы относились к этому спокойно.

– К чему?

К тем событиям, которые в мире происходят. Люди же смотрят телевизор, читают новости...

– Что значит «спокойно» или «неспокойно»? На днях похолодало – и что, теперь волосы на себе рвать?

Ну, это не та новость.

– А какая? Что ты имеешь в виду?

В основном политические события, происходящие и вокруг нашей страны, и вообще в мире, и по отношению к Православию.

– Это вообще проще всего: выключи телевизор и живи себе спокойно, а если война будет, слух дойдет.

Об этом точно узнаешь.

– Да. А чего прежде времени десятилетиями трепетать от страха, возмущения?

Нас, например, в наше время учили, что человек должен иметь активную позицию, не должен устраняться от мировых событий и внутриполитических событий в стране: если власть в руках народа, человек должен знать, что происходит, чтобы эту власть реализовывать.

– Василий Васильевич Розанов, знаменитый русский философ, говорил по поводу активной жизненной позиции так (немножко перефразирую): она заключается не в том, чтобы на баррикадах гранаты кидать, а в том, чтобы в церковь ходить к обедне. Не то же ли самое я выразил, говоря о выключении телевизора? Все новости – из телевизора. И потом, мы же не знаем, что за ними стоит реально. Даже не все, непосредственно участвующие в политическом процессе... Армяне, думаешь, знали, кого они выбрали? Нет, узнают попозже (но не узнают всех пружин все равно). Так что человек либо будоражит себя, либо не будоражит. Но мы ни на что не можем повлиять. Поэтому такая активная позиция – очень обоюдоострая вещь. Для христианина главное – трезвение. Если увлекаешься, вопреки совету апостола Павла, различными философиями, то от этого безусловный вред душе.

Вопрос: «Почему Господь молился только об учениках Своих, а не обо всех людях? Разве не всем Бог желает спасения?».

– Конечно, всем. Просто Господь молится о тех, кто сам желает спасения.

А о не желающих не нужно молиться?

– Нет, это напрасная трата энергии души.

То есть если человек отрицает Бога, отрицает Церковь...

– Да даже не отрицает, а просто вопреки совету Василия Васильевича не ходит к обедне...

И нам нет никакого смысла молиться о таких людях?

– Нет. У нас есть молитва о мире всего мира, и хватит с них.

Когда у человека возникает потребность кого-то привести ко Христу, он спрашивает: «Что мне делать?..».

– Ну, гордых людей очень много.

И советом ничего не достигнешь, – тогда что делать? Молись о нем, может быть, по твоим молитвам он придет ко Христу?

– Но это даже не совет. Потому что апостол Павел 2 000 лет назад сказал: «Непрестанно молитесь».

Все-таки о таких людях мы можем просить Бога?

– Да мы вообще все можем, нам все позволено.

А что полезно в этой ситуации?

– А полезно молиться за тех, кто нам по духу братья – и свои Богу, и граждане Неба.

Что ж, хорошо, когда такие единомышленники, люди в едином духе, живут рядом.

– А таких достаточно двое или трое.

Они друг за друга молятся.

– Да. Желательно, чтобы в семье так было. Поэтому желательно, чтобы брак заключался ради создания домашней Церкви, а не ради удовлетворения нашего замечательного зоологического инстинкта.

Но нередко человек сначала вступает в брак, а потом уже познает Христа.

– Я в курсе. Поэтому половина браков распадается (если не больше).

И потом люди задают вопрос: «Как бы мне теперь своего супруга (супругу) приобщить?».

– Только личным примером.

Начни жить по-христиански...

– Да, это настолько очаровательно, что очень многих людей склоняет либо в раздражение и разрыв, либо в смирение, в склонение главы и принятие всем сердцем такой духовной красоты.

Преподобный Серафим мог явить красоту Православия в себе.

– Конечно. И не только он – все те святые люди, которых мне в жизни удалось встретить (надеюсь, еще встречу), обладали именно такой красотой, валящей наповал.

Много встречали таких людей?

– Не знаю, много или мало, чуть меньше десяти.

На самом деле такой жизни во Христе достигают просто единицы?

– Да. Поэтому Христос сказал: «Не бойся, малое стадо».

А остальным?..

– А это их дело. А как китайцы? А индусы? А лунатики? А марсиане? И так далее... Евангелие переведено на все языки.

Интересно: книга, которая издана самыми большими тиражами, которая доступна действительно на любом языке и есть в большинстве домов, оказывается самой малочитаемой...

– Значит, это не надо. Какой ажиотаж вызывает мировое первенство по футболу или «Евровидение» – это удивительно!..

То, что близко человеку, что понятно...

– Это человеку и нравится.

Страсти, кипящие на стадионе, родные человеку.

– Да, они созвучны. Люди даже так и говорят: «Мы болеем» – они не говорят: «Мы больные», говорят: «Мы – болельщики».

Вопрос: «Я стараюсь не делать другим зла, но помыслы порой просто жуткие: и мстительные, и похотные, и лукавые. Как от них избавиться?».

– Человек не может от них избавиться, может избавить только Господь, поэтому надо к Нему обращаться за помощью.

Если человеку пришел помысел, что с ним делать?

– С ним ничего не надо делать, надо обращаться к Богу: «Господи, помилуй!». И все.

Но если этот помысел все-таки овладел человеком?

– Все равно: «Господи, помилуй!».

И другого пути нет?

– Ну как спастись без Спасителя?

Но участие человека в этом, кроме молитвы?..

– А что может быть кроме молитвы, интересно? Святые даже говорили, что надо ударять молитвой в Небеса.

А усилие души при этом?..

– Так, а разве молитва – это не усилие души?

Это очень серьезное усилие.

– Конечно, это максимальное усилие. Молиться – значит, кровь проливать.

Мы знаем людей, которые так молились.

– Конечно. Сам Господь дал такой образ в Гефсиманском саду.

Люди рассказывают, как им было хорошо, если благодать Божия коснулась их сердца! Они просто иногда не могут остановиться и на разные лады эту ситуацию описывают – она ни с чем не сравнима, ни с каким опытом, какой имел человек в земной жизни.

– Да.

Вопрос: «В нашей жизни нет ничего случайного. Правильно ли все, что со мной происходит, считать посланным от Бога? Или не все от Бога бывает?».

– Ну почему? Бывают разные искушения, могут быть не от Бога, а от дьявола, от людей.

Но Бог ведает, что происходит с человеком.

– Бог ведает все.

И в какой-то момент Он этому позволяет быть.

– Да, ибо видит, что это нам полезно для нашего вразумления, понимания, просвещения, крепости, терпения, опытности.

Тем самым Господь нас учит, воспитывает?

– Конечно. В искушениях мы взращиваем свою опытность.

Но если человек не увидел в этом испытании для себя благо и возроптал на Бога?..

– Если возроптал на Бога, значит, ты дурак. Чего ж с дурака взять-то?

Один человек так и спрашивал: «Бог же видит, что я слаб, – зачем Он надо мной издевается?».

– Видишь, он приписывает свои собственные качества своему Отцу.

Он обвинил Бога в том, что Тот излишне?..

– Человек видит в другом только то, что есть в нем самом. Поэтому все обвинения надо перед зеркалом озвучивать – встань перед зеркалом и озвучивай.

Вопрос: «Можно ли научиться духовной жизни без духовного руководства, без духовника?».

– Без духовника – можно, по книгам. А без духовного руководства – никак нельзя. Должен быть доступ к Преданию Церкви, иначе человек будет рассуждать «от ветра главы своея» или от каких-то странных учений, допустим, о грехе.

Книги играют роль именно духовного руководителя?

– Да. Но книги таких духовных авторов, как святитель Игнатий – великий учитель Церкви.

А духовник в какой ситуации необходим человеку?

– Если сам духовник разу-мен.

Нередко люди спрашивают, как найти духовника, занимаются поиском.

– Если человек спрашивает, как найти, значит, он его найти не может, и даже если ему представить, что это лучший духовник во Вселенной, он его не узнает.

Почему?

– Потому. Я однажды наблюдал такую картину. Вернее, даже не я, а другой раб Божий, который мне об этом рассказал, – просто это было настолько ярко, что сейчас я воспринимаю это так, как будто это было со мной. Замечательнейший духоносный старец, очень опытный и очень образованный, сидел на табуреточке (лет ему было уже под 90, он был слепенький – один глаз вообще не видел), к нему подходили люди, вставали на коленочки, и кто вопрос какой спросит, кто поисповедуется. В общем, старчествовал. И заходят ребята в храм крестить своих детей. Смотрят на этого старенького, с реденькими волосиками, небольшого роста человечка и говорят: «Неужели этот дед еще что-нибудь соображает?..».

Да, вот такое мнение – просто по внешнему виду.

– Да. А к этому «деду» люди ездили за много километров.

Вопрос: «Как мне понять, нахожусь ли я на пути спасения или обманываю себя упованием на милость Божию? Ведь сказано, что не всякий говорящий “Господи, Господи!” войдет в Царствие Божие».

– Чтобы человеку ответить на этот вопрос, надо его знать, с ним поговорить. Может быть и так.

Но то, что человек ставит под сомнение свой путь, – это правильно? Или это неполезно?

– Опять же, сам принцип этого сомнения, можно даже сказать, манера этого сомнения играет очень большую роль в этом определении.

А какое сомнение душевредно?

– Сомнение малодушия, сомнение неверия, сомнение ненадеяния на Бога, когда приписываешь Ему то, чего в Нем нет, что идет от себя.

А когда человек, наоборот, все время говорит: «Бог простит», то есть выказывает веру во всепрощение Божие?..

– Так нельзя ответить – надо знать этого человека. По признакам, тобою артикулированным, невозможно судить.

То есть сомнение может быть полезным и душевредным?

– Конечно.

Нередко люди себя называют великими грешниками, окаянными, самыми худшими. Но что за этим стоит?..

– Это легко проверить: достаточно в лицо плюнуть, и сразу он покажет, какой он грешник – великий или так, слегка.

По крайней мере, смиренный ничего на это не сделает, а гордый обидится, но при этом он грешник...

– Грешники – все, по определению. Но если человек возмущается, то это говорит о том, что он считает себя не великим грешником, а очень незначительным.

То есть это некая одежка, которую человек то наденет, то снимет?..

– Это такой ритуал.

Еще есть ритуал называть себя рабом Божиим.

– Да, это очень распространено: человек с твердой уверенностью объявляет, что он – раб Божий. Но мне больше нравится другое. Подносят годовалую девочку и говорят: «Раба Божия младенец Анфиса». Рассказывают, что это младенец, ведь я сослепу могу не разобрать.

Много можно на эту тему говорить, но нас просят заканчивать. Еще просят напомнить о пожертвовании, если можно.

– Напомни, пожалуйста.

Дорогие братья и сестры, очень просим вас поддержать наш телеканал, который, я знаю, очень многим нравится, очень многие его смотрят. Хотелось бы, чтобы он продолжал работу и в будущем, но без вашей поддержки это будет сложно сделать.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс