Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы часто слышим, какой должна быть связь у православного христианина с духовником, но не так часто размышляем, каковы должны быть границы самостоятельности христианина в его духовной жизни. Как Вы считаете?
– Действительно, вопросы не могут не возникать: каждый из нас, начиная свой путь в Церкви, в той или иной степени находится под духовным руководством. Есть вопросы о границах такого руководства. Зачастую бывает так, что человек, вступая на путь духовно-нравственного возрастания, застывает в младенческом состоянии, о котором писал апостол Павел, говоря, что такой человек питается нетвердой пищей и только со временем должен перейти к определенной мудрости духовного возраста. И здесь, конечно, еще важен духовный наставник.
На определенных этапах духовного развития есть разные границы самостоятельности. Здесь очень много опасностей. Для обычного прихожанина есть опасность полностью отключить свою волю и все свои проблемы возложить на священника – к сожалению, такое бывает очень часто. Недаром для пастыря любое духовное чадо, любой приходящий к нему человек оказывается своеобразным испытанием: и духовный наставник проходит определенный рост, сам со временем меняется, и у него возникают определенные проблемы духовной жизни. И как не стать диктатором для духовного чада, неким гуру, который будет жестко очерчивать границы, говоря, что делать и что не делать?
Конечно, все индивидуально и зависит от конкретного приходящего человека: с кем-то надо вести себя построже, с кем-то помягче, но, так или иначе, любые крайности в этом вопросе могут привести к очень серьезному духовному тупику (к сожалению, как мы знаем из истории Церкви, такие случаи были). Важно сохранять в этом вопросе трезвомыслие и выбирать нужные дороги. А уже встав на ту или иную дорогу, стоять на ней крепко и, если возникают какие-то испытания, вместе их преодолевать.
Очень часто, воцерковляясь, христиане в первую очередь прибегают к аскетической монашеской литературе, где очень много внимания уделяется послушанию; наверное, именно с такими идеалами христианин приходит к духовнику. Как Вы считаете, нужно ли эти идеалы развеивать, или же послушание в миру действительно должно быть?
– Все хорошо в меру. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною, – как говорил апостол Павел. Мы должны понять, что духовной литературы очень много и что она полезна, но важно ничего не делать своим идолом: бывает, что человек, воспринимая какую-то типологизацию духовной жизни, начинает сказанное в той или иной книге настолько применять к себе, что превращается в марионетку, полностью отключая свою волю.
Конечно, есть те, кто встал на путь жесткого, глубокого аскетизма. Именно к людям подобного рода обращена аскетическая литература – такие люди, находясь в монастыре, духовно и нравственно возрастают именно под жестким руководством. Но в миру ситуация другая – даже если посмотреть на письма, адресованные теми или иными духовными лицами к своим «чадцам духовным», мы видим, как по-разному отвечают они на одни и те же вопросы от разных людей: кому-то хорошо так, а кому-то по-другому.
Как сказала одна моя знакомая монахиня, всякая ересь в Церкви начинается с нарушения дисциплины. Поэтому, так или иначе, определенное послушание полезно. Но, опять-таки, в процессе возрастания в Церкви человек начинает постепенно переходить на другие уровни и осознавать, что он не может постоянно дергать своего духовника – надо возрастать и самому. Еще один момент: зачастую люди, несущие монашеское послушание, находятся в одном месте – в монастыре, у них есть возможность (по крайней мере, в идеале) общаться со своим духовным руководителем более близко, чем это происходит на приходе, ведь прихожане зачастую не имеют возможности приходить в храм каждый день, а встречаются с пастырем на всенощном богослужении в субботу вечером и в воскресенье утром на Литургии. Кто-то, может быть, остается потом на свои особые послушания, но в целом получается, что духовник и паства некоторое время разобщены, хотя и остаются на связи, а возникают определенные личные вопросы. И не нужно доводить общение до карикатуры, когда буквально каждые 10 минут раздаются звонки с вопросами: есть этот продукт или не есть, содержится ли в нем пальмовое масло и сколько процентов (я привел очень примитивный пример, но такое тоже существует). Можно дойти до абсурда.
Духовная литература полезна, но важно понять, что все должно быть с рассуждением. Нельзя сказать, что у людей присутствуют какие-то штампы, но просто все как бы сваливается в единую кучу. Говорят: «духовная литература», но она очень разная. Здесь еще есть вкусовой момент: я встречал людей, которые читают Феофана Затворника, а чтение и восприятие святителя Игнатия (Брянчанинова) у них идет тяжелее; соответственно, у тех, кто читает святителя Игнатия, святитель Феофан читается похуже; это только пример того, что кому-то хорошо так, а кому-то иначе – кто-то, допустим, любит патрологическую литературу «золотого века», читает отцов-каппадокийцев, кто-то, наоборот, любит Григория Паламу и все связанное с теми событиями, и т.д.
Так что литература есть разная, и важно индивидуально подбирать ее. Опять-таки здесь все зависит от духовного руководителя и конкретного приходящего человека: одному хорошо одно, другому хорошо иное. Даже взять Священное Писание: кто-то любит читать его не полностью (хотя и это приветствуется), а отдельные фрагменты. Допустим, кому-то нравится читать послание апостола Иакова, кому-то – послания апостола Петра, кто-то любит послание Иуды.
Очень часто вопрос самостоятельности мирян возникает в связи с таинством святого Причастия – частота Причащения в первую очередь зависит от самого христианина. В связи с этим к нам поступил вопрос в группе «ВКонтакте» от нашей телезрительницы – она спрашивает не о себе, а о своей знакомой, которая не хочет причащаться Тела и Крови Христовых, видя в практике современной Церкви некое разногласие с Евангельским текстом, где Христос дает ученикам отдельно Тело Свое и отдельно Кровь, а сейчас она видит, что причащают из одной Чаши под иным видом. Как это можно прокомментировать, и есть ли в этом духовная самостоятельность и рассуждение?
– Спасибо за вопрос. Люблю такие вопросы – это означает, что человек думает. Хорошо, когда читают Священное Писание и изучают все, что с ним связано. Безусловно, в начальной Церкви было немного по-другому. Но главное отличие Православия от различных протестантских деноминаций как раз в том, что мы верны именно Преданию Церкви, которая как раз и составила канон Священного Писания (ведь, как нам известно, были и другие книги, не вошедшие в канон – именно Церковь приняла канон). В какой-то момент позже она изменила практику: в древности, например, существовала даже такая практика – были небольшие ковчежцы, которые назывались энколпионы, где люди хранили Причастие, и самостоятельно причащались. Потом ввели лжицу, и возник такой образ.
Мы должны доверять своей Церкви и верить, что изменения, происходившие в ней со временем, нужны были. Если хочется вернуться в апостольский век, давайте ничего не будем писать «ВКонтакте» – ведь тогда его не было, или откажемся от электричества, и т.д. С другой стороны, есть разные формы литургической жизни, которые сейчас активно возрождаются – например, Литургия апостола Иакова, где немного другая практика причащения мирян.
Если человек не может преодолеть некую раздвоенность и из-за этого не может причаститься (хотя я безусловно уверен, что причина совершенно в другом), то посмотрите на «Глобусе митрополии» или на нашем канале, где служится Литургия святого апостола Иакова, придите – и вы увидите древнее христианство, интересное и, как вам кажется, незамутненное. Хотя здесь хочется сказать словами автора замечательной книги «Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом», священника Сергия Кобзаря (он, еще будучи диаконом, написал эту прекрасную книгу); он говорит, что Церковь подобна ребенку, который развивается, и ее нельзя загнать в те формы, когда она была «маленьким существом».
Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Иногда возникает ощущение, когда очень хочется причаститься: и душа светлая (или, как говорил апостол Павел, к Чаше надо всегда подходить с хорошими помыслами), а ты не исповедовался и, может быть, находишься в каком-то дальнем храме. Можно ли в таких случаях причащаться?» И второй вопрос: «Как реагировать на своих православных молодых братьев по вере, которые немного искажают веру, в стилистике фильма “Ученик”, осуждают тебя, что ты мало веришь, считая себя при этом “более православными”?».
– Начну с первого вопроса. Есть разные пастырские стратегии. Например, некоторые «широко известные в узких кругах» протоиереи Санкт-Петербурга благословляют причащаться только в их храме и только по большим праздникам. Если есть взаимная договоренность с духовными чадами, то почему нет? Если люди ходят именно в этот приход, значит, они согласны на условия именно этой общины. С другой стороны, возможно, вы ходите в приход, где у священника более свободная позиция по этому вопросу и есть разделение Исповеди и Причастия, к которой лично я могу присоединиться, поскольку не вижу в ней ничего плохого. Опять-таки: я говорю, что все индивидуально и что это надо лично согласовывать – приходит человек, мы с ним обговариваем все вопросы (может быть, и не раз), потом смотрим. Если получается, значит, хорошо, если нет, то нет. Бывало и так. Все индивидуально.
Лично я служу пока еще очень мало, поэтому моя позиция (которая, может быть, кого-то и смутит) – в том, что я всегда стараюсь не мешать людям быть с Богом. Как духовный наставник, стараясь не заслонять им Христа. Если мы вместе чувствуем, что происходит какое-то изменение, то старался не мешать: иногда лучшая помощь – не мешать.
Но если вы едете в другой приход, то, как говорит старая пословица, в чужой монастырь со своим уставом лезть не надо – как благословят, так благословят. Да, у вас есть личное благословение, и если на другом приходе вам благословят так причаститься, значит, на то воля Божия, а если нет, то всякого священника воспринимайте со смирением.
Что касается второго вопроса, то у того же апостола Павла мы читаем, какими «прогрессивными» были коринфяне, например, по сравнению с ефесянами или несмысленными галатами. Тем не менее, апостол Павел старался как-то держать любую общину, поэтому и послания писал (не все из них до нас дошли, как известно). Вместе с тем мы видим, что с самого начала в Церкви возникает некое разделение, которое в конце концов привело к определенному отделению, и в свое время был очень жесткий конфликт. Например, в Африке были донатистский и монтанистский расколы, когда руководители восприняли себя носителями какой-то особой духовности и увели за собой большое количество народа, то есть стали воспринимать себя немножко свысока – это если брать примеры из древности (в нашей жизни такое тоже бывает довольно часто – например, относительно недавний пример «пензенских сидельцев»).
У всех есть какой-то свой духовный уровень, и, если ты куда-то пошел, нельзя надмеваться, проявлять гордость и тщеславие – даже если чувствуете себя сильными, то надо вынести удел слабых, не надо всех жестко критиковать, а надо помочь. Если возникает непонимание на приходе, тогда поступайте по Писанию: обличи наедине, потом с другом, а затем уже перед всей Церковью. А у нас если кто-то на кого-то не так посмотрел, не то сказал, то и начинается: «Я уже много лет хожу, это мой угол», и т.д.
Как говорится, всякий кулик свое болото хвалит, и скажу о нашем храме на проспекте Народного Ополчения. У нас есть замечательная прихожанка (не буду ее называть, чтобы она не возгордилась). Наш храм существует всего несколько лет, люди ходят постоянно, а так как помещение маленькое, все становятся на свое место. И тут приходят новые люди. Упомянутая прихожанка чувствует себя плохо, постоянно ходит с высоким давлением, и бывает, что и не может дойти до храма, – она уступила свое место, причем очень молодому человеку, которому, как ей показалось, на тот момент это было нужно, сказала: «Значит, ему нужней». А потом он взял и уступил место ей. Вот так друг другу и уступают – нет такого: «Я тут стою уже 10 лет, у меня самая большая свеча, я постоянная прихожанка, особо приближенная к настоятелю, какая-то сакральная фигура, тайная монахиня» (или что-то в таком стиле). Нет, – видно, что человек взял и смирился. И когда видишь такой замечательный пример, то сам хочешь, в свою меру, подражать этому, думаешь: какие хорошие люди, несмотря на всю так называемую «высоту», могут взять и уступить – это же хорошо.
Так что не унывайте, старайтесь разрешать все в мире, любви и согласии, а если кто-то вас где-то уколол или, как вам показалось, поднаучил, что ж, бывают разные школы, есть и школа «как не надо делать» – запоминайте и сами так не делайте.
Вопрос из группы «ВКонтакте»: люди воцерковляются и хотят вводить в свою семью православные традиции, православную культуру, но опасаются, что внедрение тех или иных народных традиций может несколько приблизить их к языческому подходу – в качестве примера можно привести освящение верб или что-то иное, что является лишь символическим проявлением Церкви.
– Определенная опасность существует, когда люди, переступая порог храма, очень быстро схватывают внешнюю атрибутику и превращают свою семью в маленький лубок, где, на первый взгляд, все чинно, благообразно. С другой стороны, содержание требует выражения в определенной форме. Я очень рад, когда в той или иной семье есть православная культура, это очень хорошо, ведь иногда в семье не хватает элементарной культуры, не то что православной. Опять-таки, все должно быть с рассуждением.
Знаю, что те или иные обряды помогают сформировать тот или иной семейный климат и нравятся детям. Ведь сложно рассказывать детям о сущности внутритроичного бытия, об ипостасях, а покажешь несколько движений, помолишься вместе – и начинается определенное исследование. Конечно, оно еще маленькое, но вместе с тем видно, что определенные изменения в маленьких христианах происходят, и это хорошо. Важно, чтобы все имело смысл и чтобы его понимали не только родители, но и дети – хотя бы в игровой форме. Есть много разных способов, но, так или иначе, это помогает направить маленького человека в нужном направлении и сплачивает семью. Хотя, повторюсь, форма не должна быть оторвана от содержания.
У одного из наших российских миссионеров 70–90-х годов, протоиерея Александра Меня есть книга «Магизм и единобожие», – а зачастую возникает магизм без единобожия: нет понимания Бога, но есть набор атрибутов, и все сводится только к православному ритуалистическому воспроизведению – все повторяют какие-то простые действия, происходит бессмысленное механическое повторение. Важно все объяснять.
Главное, чтобы все хотели это узнать. Бывает, что это воспринимается через некоторую критику. Тебя спрашивают: «А почему ты так делаешь?» – а ты вроде и не знаешь, почему; потом начинаешь разбираться, и до тебя доходят многие простые вещи. Например, простое крестное знамение – это фактически маленький графический символ веры: Господь с Небес сошел на землю и правой силой победил ад. Детям такое объяснение нравится, но и взрослые бывают как дети.
Спаси Господи, батюшка. В завершение просим Вас сказать буквально несколько слов тем, кто не решается сделать первые самостоятельные шаги в Церкви.
– Не стесняйтесь этих шагов. Прежде всего идите к священнику или катехизатору (бывают на приходе таблички «Здесь можно задать вопрос»). Не бойтесь, если где-то вы услышали ответ, не совсем вам понравившийся. Бывает, что люди, приходящие в храм, начинают задавать вопросы не лицам священного сана, а работникам, – ищите катехизатора или диакона, задавайте свой вопрос и, услышав ответ, воспринимайте его со смирением.
Записала:
Ксения Сосновская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.