Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодняшняя тема – «Покаяние». Чаще всего у нас тема покаяния поднимается постами (особенно Великим постом), и возникает ощущение, что покаяние – это только скорбь, теснота, отчасти уныние. Так ли это?
– Вы затронули очень интересную и насущную тему для каждого православного христианина. Действительно, существует определенный стереотип восприятия Великого поста как сугубого времени для покаяния. Но разве Пасха уже не требует от нас покаяния? А в последующие дни и так далее, до следующего Великого поста, разве от нас не требуется иметь покаянный дух и покаянное настроение? Вероятно, мы как-то не так привыкли воспринимать само понятие «покаяние», и это мешает нам увидеть, как именно нам можно реализовать жажду покаяния в другие дни, помимо Великого поста.
Вместе с этим существует стереотип восприятия поста как времени особых духовных трудов, «а потом Пасхой можно разговеться и отдохнуть». Но давайте посмотрим, какие памяти предлагает нам Церковь в воскресенья Великого поста. Ни одна из них не связана с Евангелием – они все, так или иначе, связаны с основополагающими моментами христианской аскетики: это учения о Торжестве Православия, о нетварных энергиях, Крест, жизненные примеры, совершенно недоступные нам в повседневной жизни (как Иоанна Лествичника, так и преподобной Марии Египетской). А вот начиная с Цветной Триоди, с Недели ваий, с Входа Господня в Иерусалим Церковь каждую неделю предлагает нам тот или иной Евангельский сюжет, и мы можем увидеть каждое воскресенье, как Церковь предлагает нам, потрудившимся над своей плотью, поработать и духом, поработать умом. И в этом смысле аскеза и аскетические практики не прекращаются с Пасхой, а переходят в иное состояние, требуют от нас иной работы.
То же можно сказать о покаянии. Я думаю, подавляющее большинство наших зрителей знает: покаяние в переводе с греческого означает «поворот сознания», «изменение сознания» – изменение сознания не просто от чего-то куда-то, но поворот ко Христу. Соответственно, если мы смотрим на Христа, мы не смотрим на все остальное. Соответственно, и в центре нашей жизни – Господь, а все остальное становится второстепенным. Вот это и есть алгоритм православного покаяния, который вполне применим к любому дню нашей жизни – независимо от того, Великий ли это пост, сама ли Пасха, дни Светлой Седмицы или иной светлый праздник: чем светлее праздник, тем более нам надо обратить свой взор не на второстепенные мелочи, не на бытовые особенности, не на распри, не на скандалы, не на то, что разделяет, а на Христа – Того, Кто объединяет, дает смысл объединению любого рода, любого благого объединения, помогает в объединении найти Бога, а в глубинном смысле слова – найти самого себя, исцелить падшую и поврежденную нашу природу.
Тот, кто когда-либо пытался заниматься аскетикой (это громко звучит, но хотя бы попытался смириться со слабостями и трудностями в общении с ближними), очень быстро понимает, насколько мал запас прочности у каждого из нас – очень быстро наступает момент, когда мы раздражаемся и не можем уже терпеть слабости и недостатки наших ближних. Каждый, кто пытался не осудить хотя бы один день, понимает, насколько это трудно; чем больше обращаешь внимание на свою духовную жизнь, тем больше понимаешь, насколько мы слабы и не способны сделать многих вещей, которые кажутся элементарными.
Именно поэтому в середине XX века на Горе Афон появляется не то чтобы учение (это громко сказано), а определенное восприятие мира и Церкви через взгляд на Христа. Некоторых это шокирует. Когда, например, преподобный Порфирий Кавсокаливит говорит, что ты можешь всю жизнь потратить на то, чтобы бороться со своими грехами и недостатками, но что в результате получится? Ты будешь смотреть только на них и бороться с ними, но можешь ли ты сам победить свои недостатки? Нет. Иначе не нужны были бы сама Жертва Христова и Его Пришествие в мир. Следовательно, что тебе надо сделать? Чем больше ты ощущаешь себя грешником, тем больше тебе надо смотреть на Христа. Чем больше ты чувствуешь, что ты тонешь, тем больше тебе надо не в пучину морскую вглядываться, которая вот-вот тебя поглотит, а с упованием и надеждой смотреть на Того, Кто протягивает тебе руку и желает тебя спасти.
Это светлое, я бы сказал, Пасхальное настроение характеризовало многих преподобных отцов – и прославленных Церковью подобно святому Порфирию, святому Паисию Святогорцу, Иосифу Исихасту, и многих других отцов (возможно, еще не прославленных). Это светлое умонастроение позволяет нам прекратить бесконечное самокопание и превратить его в собственно покаяние, то есть в поворот сознания ко Христу. Грехи никуда не денутся, и борьба с ними тоже никуда не денется, но борьбу будет вести Полководец – Христос, а мы, как мы все знаем еще с момента Крещения, воины Христовы, но не полководцы: мы не можем руководить сражением даже за свою собственную душу, к сожалению, – любой из нас может в этом убедиться, когда попробует хотя бы день прожить, соблюдая ту или иную христианскую добродетель.
Но в умах православных христиан покаяние в первую очередь связано с таинством Исповеди. Насколько связаны, по-Вашему, покаяние в жизни и таинство Исповеди?
– Если мы вспомним об изначальном назначении таинства Исповеди, то оно напрямую связано с покаянием. Исповедь называлась вторым Крещением; она была необходима, чтобы человек, отпавший во время гонений от христианства, через покаяние, исповедание своей слабости, своего порока, своего предательства, через публичное покаяние вновь вошел в Церковь и был допущен до Причащения Святых Христовых Таин; уже много столетий к Исповеди так не относятся, но изначально было так. Поэтому все наши сравнения сегодня будут уже иметь в виду не какие-то изначальные базовые значения, а наши современные.
И сегодня Исповедь – это очень интересное и важное таинство, которое позволяет, в том числе, священнику постоянно держать обратную связь с прихожанами: благодаря Исповеди священник не просто общается со своей паствой, а чувствует духовное состояние каждого человека, и это позволяет ему уже вырабатывать определенную парадигму, последовательность пастырских действий, направленных на помощь приходу в покаянии. Поэтому, собственно, сама Исповедь (она является таинством Покаяния и таковым по преимуществу и называется) напоминает прием у врача, чтобы врач выписал рецепт. А лекарство – Причащение Святых Христовых Таин и исполнение заповедей Христовых. Вот так мы и можем увязать и Исповедь, и причащение Святых Христовых Таин, и, собственно, само покаяние человека.
Еще раз напомню: никакого уныния в покаянии быть не может. К сожалению, подавляющее большинство людей на земле несчастливые. Очень много скорбей, бед, происходящих и от естественных проблем, и от смерти, и от болезней, и от нереализации каких-то личных амбиций, от ущемленной гордыни, от всего другого – и человек все время страдает. Очень важно помочь ему найти мир с Богом. Поиск мира с Богом и является процессом покаяния. Это не закрытость в самом себе с сожалением и с какой-то копотью на небо, с постоянным внутренним монологом: «Господи, я такой плохой, да что же мне не нашлось места на этой земле? Ну почему же я?.. Что же Ты…». Нет, покаяние подразумевает примирение с Богом, готовность если не понять, то принять пути Господни, принять Его замысел о каждом из нас. Это очень трудно, но это необходимо.
На это и настроено все православное богослужение, которое все время напоминает нам об истории спасения, о таинстве спасения, о таинстве Церкви. И чем яснее человек это осознает, тем проще ему принять эту мысль, с этим смириться. А смириться с этим – это не значит просто отдаться на волю судьбы, нет – это значит довериться Богу. Таким образом, мы видим, что покаяние неизбежно связано с проблемой веры и, если у человека есть вера, то и покаяние его имеет совершенно иные формы. Если у человека нет доверия Богу, то есть проблемы и с покаянием.
В группе «ВКонтакте» раб Божий Александр задает вопрос: «В чем нам необходимо всегда каяться и как исправить свои грехи?».
– Когда мы говорим о необходимости покаяния, мы ставим себя в положение посетителя супермаркета, перед которым витрина со множеством товаров, – и мы выбираем из этого то, что считаем нужным. Но покаяние – это, скорее, острое ощущение нашего разделения с Богом, того, что мы потеряли благодатную связь с Господом. И это не что-то такое, в чем надо себя уговаривать, – это то, что мы либо ощущаем, либо это где-то на периферии нашего сознания. И именно поэтому мы в Церкви все время слышим увещевания к богоискательству, богопознанию.
Вообще, для русского народа тема богоискательства очень важна, – как и осознание, что же значит быть русским. Так вот, для христианина тоже очень важно осознать, что христианами мы становимся тогда, когда в нас жажда Царства Небесного становится уже невыносимой, когда мы не можем без этого – не можем без богослужения, без молитвы, когда мы чувствуем, насколько задыхаемся без благодатного воздуха Церкви. Поэтому, говоря о необходимости покаяния, в первую очередь мы должны каяться, что пребываем в состоянии окаменелого нечувствия: мы не чувствуем разрыва с Богом, не переживаем его как трагедию своей жизни, обезбоженность ее не переживаем как одну из главных неудач и несчастий. Если это есть, если стремление к пониманию этого есть, то мы на правильном пути.
Вторая половина вопроса касалась того, как исправить свои грехи. Боюсь, никак. Боюсь, исправление грехов практически невозможно. Но возможно исполнение заповедей Христовых и делание всякой добродетели. Святые отцы рекомендуют особенно уделять внимание добродетелям, противоположным господствующим в нас грехам: например, если мы очень любим покушать, то нам рекомендуется воздержание в пище и питии или какое-то ограничение рациона (если, конечно, врач с нами согласен); если мы любим высказывать свое мнение направо и налево, то, естественно, нам рекомендуется противоположная добродетель смирения и умения говорить только тогда, когда надо, и ровно столько, сколько надо, и так далее. То есть мы не столько исправляем наши грехи, сколько практикуемся в противоположных добродетелях, что и является исправлением грехов.
Следующий вопрос из группы: «Покаяние – это процесс всей жизни человека? Или же можно сказать «человек принес покаяние, покаялся», – это как свершившийся акт? Что есть покаяние жизнью и покаяние делом? И как правильно понимать слова „Сотворите же достойный плод покаяния”»?
– Тут много разных вопросов, и они разноплановые. Мы можем говорить и о том, и о другом покаянии одновременно: сам поворот человека ко Христу, само принятие христианства, пусть даже на каком-то зачаточном, полубессознательном невоцерковленном уровне – это уже определенного рода покаяние: человек изменяет свое сознание… И принятие христианства в определенных сообществах является все-таки вызовом и подвигом… Другое дело, что человек не может находиться постоянно на одном уровне духовной жизни.
Понимаете, в жизни каждого человека, даже самого отъявленного грешника, каковым он выглядит в глазах других людей, есть моменты духовного восторга. Даже у атеистов есть моменты духовного восторга, когда человек любит любимого человека, восхищается картиной в музее или музыкой, – духовный восторг у человека может быть даже при отсутствии осознанной веры. Поэтому я думаю, что на ваш вопрос можно ответить вкратце так: все возможно; главное – осознание, что плод покаяния – это наше пребывание со Христом. А вот что это такое – это тема отдельного разговора.
Вопрос телезрительницы: «Хожу на Исповедь, и почему-то батюшка все молчком. Я напишу на бумажке, волнуюсь, забываю все, а батюшка почему-то всегда молчит, даже и слова никогда не вставит. И как-то меня это смущает, не удовлетворяет. Так и должно быть?».
– А вы спрашиваете у батюшки, почему он вам ничего не говорит? Понимаете, у нас существует определенного рода священническая этика: если человек ни о чем не спрашивает на Исповеди, лучше не лезть со своими нравоучениями – можно очень легко попасть не туда. Мы не прозорливые (есть люди, которые считают себя таковыми, наверняка есть и прозорливые, но подавляющее большинство священников не прозорливы и не обязаны таковыми быть).
Вспомните, что священник на Исповеди – свидетель покаяния человека. Человек подходит и говорит: «Господи, я каюсь перед Тобой», – и в свидетельство этого рядом стоит священник. И свидетельство не требует дополнительных поучений, назиданий и так далее. Другое дело, если человек, подходя на Исповедь, говорит: «Батюшка, вот такая и такая у меня проблема, как бы мне с ней справиться?». Вот тут, конечно, священник обязан уже дать подробный и развернутый, насколько можно, ответ.
Поэтому если наша телезрительница в какой-то момент подойдет к батюшке и скажет: «Батюшка, мне кажется, вот здесь я неправильно поступаю, что бы вы мне посоветовали?», я думаю, батюшка будет и отвечать, и советовать. Но пока человек просто приходит и рассказывает о своих грехах в присутствии священника перед Лицом Божиим (чем, собственно, и является Исповедь), какие-то обязательные наставления могут быть просто вредны и опасны: нам всем хочется быть более праведными, чем мы являемся (и священникам в том числе), но человеческая душа – очень опасная сфера, и в нее без согласия самого человека лучше не заходить.
К слову, о плодах покаяния: возникает вопрос о делах милосердия – в Евангелии так много Христос говорит, что помощь ближнему – это одно из самых главных направлений в жизни христианина. Скажите, как себя к этому подвигнуть? Как сдвинуть себя с мертвой точки, со статического состояния, когда мы размышляем о своих грехах, каемся в них, но не имеем решимости действовать?
– Мы все помним слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва», и, естественно, что бы мы ни говорили о своем покаянии, о своем христианстве, – если мы не подтверждаем наши слова делом, то совершенно бесполезно абсолютно все. И даже Причащение Святых Христовых Таин, как мы помним из истории бывшего апостола Иуды, не может человеку помочь насильно изменить свое отношение к Богу. Если человек намерен предать, он предаст. Соответственно, и милосердие необходимо как манифестация, проявление покаяния.
Мы уже с вами говорили, что необходимы вера, надежда и любовь, чтобы подлинное покаяние реализовать в своей жизни. И любовь здесь будет в первую очередь признанием – любовь не в романтическом, не в цветочно-конфетном, а в библейском смысле: как признание за другим человеком права быть таким же, как я, и одновременно права быть самим собой, не таким, как я. И это надо не только признать, но и с уважением к этому относиться, и с этого момента начинается милосердие, когда мы понимаем, что, может быть, человек сам довел себя грехами до такого состояния. Но мы можем прочитать ему нотацию, а можем просто помочь – в чем угодно: помыть посуду, посидеть с детьми, вскопать огород или одолжить тысячу рублей до следующей зарплаты – могут быть самые разные формы дел, но мы должны всегда помнить, что какие-то дела должны быть у нас, что-то мы обязательно должны делать как христиане. И не вымучивать надо эти дела, а посмотреть глазами любви на человека, признать за ним право на желания – и, по возможности, желания, которые совершенно уместны и допустимы, стараться помочь человеку реализовать.
Самое простейшее – накорми голодного и приюти бездомного. Это самое простое – то, о чем Христос в Евангелии говорит. Мы не спрашиваем: «А почему ты голоден? Может быть, ты тунеядец, может, ты не любишь деньги зарабатывать, а кушать хочешь? Так что же, тебя кормить теперь?». Христос просто говорит: голодный – накорми. Здесь обязательно необходимо практическое делание, иначе покаяние остается просто словом.
Мы об этом еще не говорили, но я думаю, что очень похожая тема – покаяние народа. Мы, например, часто говорим, что «русский народ не принес своего покаяния за события, которые были 100 лет назад». А что это за события? Русский народ внезапно забыл про своего царя, про свою Церковь, забыл про свою историю. И здесь очень важно помнить, что покаяние народа это тоже очень важная и очень значимая составляющая духовного возрождения России сегодня, – и оно не в том, что мы садимся на лавочку, разрываем на себе одежду и с плачем говорим: «Ах, как громко хрустела французская булка!» или какие-нибудь пошлости, а в том, что мы обязаны изменить свое отношение к истории и к сегодняшней жизни.
Прокомментируйте, пожалуйста, призыв Господа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».
– На протяжении разных веков в эту фразу вкладывались диаметрально разные понятия. В эпоху разгула Древнего Рима Церковь призывала людей к внешним формам аскезы и к отказу от очень многого. А вот в наше время, думаю, ощущение приближающегося Царства Небесного – это, в первую очередь, повод открыть глаза и посмотреть вокруг себя: кто живет вокруг нас, какие у них нужды, можем ли мы чем-то помочь этим людям? Царство Небесное приближается для нас. Господь не говорит: «Покайся» – Он говорит: «Покайтесь» – Он обращается к нам, как к Церкви, то есть как к собранию людей. И для нас очень важно ощущать себя собранием, а не просто болтающимися в проруби жизни индивидуумами, которые никак не могут к какому-то краю примкнуть и что-то в своей жизни осознать.
Мы никогда не станем безгрешными. Собственно, от нас этого никто и не ждет – мы поем на каждой воскресной всенощной и исповедуем Христа единым безгрешным, но от нас требуется совершенно другое: что мы выбираем в этой жизни – путь жизни или путь смерти, путь Христов или путь отвержения Христа и Его идеалов? А бывает и худшее: когда мы на словах исповедуем себя христианами, а сами радуемся войне, чужим страданиям, несправедливостям в отношении и своего народа, и других народов, и так далее. Преодоление всего этого, поиск Христа в своей жизни через помощь ближним – это и есть приближающееся Царство Небесное и покаяние.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.