Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (959) → Протоиерей Димитрий Смирнов. Христианство – это свобода: запрещено только совершать грех

Протоиерей Димитрий Смирнов. Христианство – это свобода: запрещено только совершать грех

№14 (959) / 4 апреля ‘18

Беседы с батюшкой

Дорогие братья и сестры! Сегодня наша передача будет проходить немного в другом формате – я буду перед вами выступать один, без ведущего. У нас такое уже бывало, поэтому я надеюсь, что с помощью Божией справлюсь.

Вопрос телезрительницы: «И Вы, и Осипов, и другие говорили, что к нам должен прийти антихрист. А как же он к нам придет, если он у нас уже с 1917 года был? 100 лет назад уже был, теперь должен бы и в Европу уйти, а говорят, что опять к нам придет».

– Понимаете, надо питаться не слухами, а Священным Писанием. Антихристов много. Последними из антихристов были хан Батый, хан Мамай, Тохтамыш и другие – есть целый ряд антихристов. Позже антихристов возглавлял польский король, потом были от шведов, французов, от германцев неоднократно: русский народ строил государство под названием Святая Русь, а бывшая христианская Европа восстанавливала антихриста, который хотел нас погубить вместе со страной, с Церковью. Вели себя безобразно, и их отношение к Церкви как раз показывает, что они были против Христа. Такие антихристы каждые 100 лет бывают, а иногда и не по одному. В 1917 году тоже был антихрист, его тоже сюда заслали за американско-немецкие деньги и начали уже издеваться над народом. Целая такая эпоха сложилась.

Только ведь антихристы – это не главное. Если вы посмотрите по истории, то мощь антихристов с каждым веком возрастала. Сейчас наиболее мощный антихрист, лживый и очень вредоносный, ненавидящий людей, любящий только одни деньги, – это Соединенные Штаты Америки целиком, такой коллективный антихрист, который уже захватил всю Европу и вообще весь остальной мир. И наша Россия одна выступает против всего мира. Нам надо крепче сплотиться вокруг нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа, всю надежду на Него возложить: если Бог нам не поможет, то никто не поможет.

Вопрос телезрительницы с Украины: «Я не живу с мужем уже, наверное, лет 15. Я с ним повенчана – можно ли мне с ним развенчаться?».

– У нас в Церкви такой процедуры, чтобы развенчаться, испокон веков нет. Возьмите Требник, посмотрите – там нет такого чина. Ваш брак рухнул, я очень сожалею, но вы как были венчанной, так ею и останетесь. Правда, ваш венец уже не действует: та благодать, которая дается двум брачующимся в таинстве Брака, вами потеряна. Никаких развенчаний не требуется. Если захотите вступить в другой брак, то вы должны у своего местного епископа спросить разрешения. Если он благословит, изучив ваш вопрос, тогда вы вступите в брак по другому чину – по чину о второбрачных, будете дважды венчанная. Но развенчаний не бывает. Это какие-то бабки придумывают и морочат голову бедным женщинам, у которых распался брак.

Вопрос телезрительницы: «Я хочу спросить по поводу профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова. С большим уважением и интересом его всегда слушаю. А вот сегодня, разговаривая со своей подругой, которая живет в Германии, я вдруг, к своему ужасу, узнала, что у них в храме вообще запрещены его лекции, и мне очень интересно: в связи с чем такой запрет?».

– Чем это обусловлено? У нас, в российских храмах, такого нет. Но если вы мне дадите адресок этого храма в Германии, я позвоню туда и спрошу. Это что-то странное. В моем храме этого нет.

Я тоже люблю Алексея Ильича – он мой учитель, я учился у него в семинарии, он нам преподавал. Это один из блестящих наших профессоров, он уже в серьезных годах. Просто некоторые его мнения основаны на святых отцах, которые не приняты в древности всей Церковью, но его учительская совесть говорит ему, что они были правы. Кому-то это нравится, кому-то нет, но каждый человек свободен и может иметь свои мнения. Никто его не запрещал в его чтении лекций, он является церковным авторитетом, просто некоторые его мнения не совсем общепринятые. Только и всего. Поэтому я не знаю, почему вы таким ужасом наполнились, для этого нет причин.

Вопрос телезрителя: «Знаете ли Вы учение “Агни-йога” Елены Ивановны Рерих, которая его написала под диктовку?».

– Знаю, но сейчас это знание у меня потускнело: я такими вещами интересовался в старших классах средней школы. Поэтому я подробно туда давно уже не окунался – это мне оказалось противно...

В чем оно противно Учению Христа?

– Во всем, от начала до конца. Источник этого учения – это ее погруженность во всякие оккультные исследования, сиречь просто в дьявольщину.

При чем тут дьявольщина?

– Источником этого учения является дьявол, а не сама Елена Рерих.

Вопрос телезрителя: «В беседе старца Серафима Саровского с Мотовиловым о цели христианской жизни старец сказал: не все добрые дела приносят нам дары Святого Духа, но есть добрые дела, Христа ради делаемые. Объясните, что значит делать не просто добрые дела, а добрые дела Христа ради?».

– Это говорится о мотивации. Апостол Павел говорил: «Едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию». Если человек делает добрые дела, само по себе это неплохо, и всегда человек с такой социальной активностью помогает. Допустим, идет человек, даже некрещеный, и вдруг видит – слепой переходит дорогу. Он аккуратно берет его под локоток и говорит: «Позвольте, я вам помогу, а то машин много». И перевел на другую сторону. Хороший поступок? Хороший. Но если этот человек не исповедует Христа Бога нашего, этот хороший поступок не приносит ему благодати: без веры угодить Богу невозможно. Поэтому с точки зрения спасения души его как бы и нет.

Конечно, во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему, ведь все мы Его дети, – но благодать человек может получить только если он исповедует Святую Троицу и всю жизнь посвятил служению Ей – Отцу и Сыну и Святому Духу. Преподобный Серафим это очень хорошо познал: он читал Новый Завет еженедельно полностью, поэтому он Священное Писание знал практически наизусть. И он это хорошо прочувствовал через свой духовный опыт.

Вопрос телезрителя: «Вопрос по поводу храма в Орловской области. Туда едут автобусами на отчитку. Как Церковь относится к тому, что там батюшка изгоняет бесов по благословению старца Илии из Оптиной пустыни?».

– Есть чин изгнания духов нечистых, даже в маленьких Требниках есть одна из молитв этого чина, – это древняя практика. Но что происходит там, в Орловской области, – этого я не знаю.

Я просто вот что знаю. Я еще ни разу в жизни не видел (а я в церковь хожу 50 лет), чтобы кого-то бес оставил. Ездить-то ездят, но ничего не меняется. Это уж надо ехать разбираться на место, если вам интересно.

Вопрос телезрителя: «Большинство прихожанок нашего храма считают, что их дети, тоже прихожане, не должны служить в армии срочную службу. Каково Ваше мнение по этому вопросу?».

– Дело вот в чем. У современных женщин по одному ребенку. Если бы вся наша русская армия сплошь была бриллиантовая, они бы и тогда туда детей с охотой не отдавали: это единственный ненаглядный сыночек, родненький, а весь мир желает его отобрать. Такое явление происходит от малодетности – женщины не хотят рожать и носятся со своим ребеночком как с писаной торбой. В результате он превращается в женщину по воспитанию, часто не способен ни семью содержать, ни своих собственных детей воспитывать, а если его выгоняют за пьянство, то он и алиментов не платит. Вот плоды такого неправильного воспитания.

Сейчас армия очень легкая, нужно всего годик отслужить. Это не отражается ни на чем, и в своем развитии он никакого вреда не получает. Наоборот, привыкает к дисциплине. Конечно, армия – не курорт, но для каждого мужчины это очень полезно. Но уговорить их сойти со своей точки зрения не представляется возможным. Поэтому у государства тут только всякие манипуляции по закону.

Очень возможно, что через 20 лет нашего государства не будет, придут другие народы, устроят свои порядки, может быть, отменят наш язык, мы будем говорить по-русски только дома; а может быть, и домов лишат, ведь мы не хотим рожать детей: у нас количество пенсионеров растет, а количество молодежи убывает, поэтому очень легко все подсчитать. Один гражданин подсчитал, что Европы как христианской территории уже через 15 лет не будет. У нас немного больше рождаемость, но все равно она не превышает смертность. Мы, русские, вымираем. А русские – это государствообразующий народ. Не хотят люди рожать и воспитывать детей, им это стало тяжело, значит, уже устали настолько, что выбирают погибель.

Вопрос телезрителя: «Я хотел спросить про Исповедь: должна ли читаться на Исповеди разрешительная молитва? И можно ли причащаться, если не соблюдаешь пост?».

– Причастие и пост – совершенно разные вещи, два разных таинства духовной жизни: пост – это воздержание, а Причастие – соединение с Богом. Вот я сегодня причащал одну женщину, ей исполнилось 95 лет, в здравом уме и трезвой памяти. Мы с ней чаю попили, принесли ей небольшие подарочки. Понятное дело, что она уже не может поститься так, как я, по состоянию здоровья – и еще по одной причине: ей еду приносят – она сейчас зимой не выходит на улицу (в теплое и сухое время она может дойти до магазина, что-то себе приобрести – у нее обстоятельства жизни такие, что она в таком положении). Поэтому спрашивать с нее пост – это надо быть совсем безжалостным сумасшедшим. Тем более, она даже и причаститься не может. Я ей предложил, что мы сами придем к ней домой причастить, а потом даже говорю: «Потеплее будет – я тебя свожу в храм». Мы ее очень любим, знаем много десятков лет: она ходила в наш храм, я ее прекрасно помню. Она ничуть не изменилась за эти годы, как-то не постарела. Так что это на усмотрение священника.

Не постятся грудные дети – причащаются. И обстоятельства могут быть у человека такие, просто священник должен в это вникать.

Если священник поступает формально, то он не прав: христианин не может поступать формально, он обязательно должен искать духовную пользу для человека, который к нему пришел. Опоздал он или не опоздал, был или не был на всенощной – надо вникать в обстоятельства: тот старый, тот молодой, у того двое детей, а у этого 15 – совершенно разная жизнь у людей. Священник должен в это вникнуть и уже тогда сказать, стоит ли человека отчитывать за то, что он опоздал. И священники, бывает, опаздывают к службе… Все в нашей жизни бывает. Надо иметь к людям любовь, которая будет выражаться в снисхождении. Вот и все.

Вопрос телезрительницы: «Я в церковь хожу, но себя пересиливаю – не тянет, а через силу хожу, исповедуюсь, причащаюсь. Правильно я делаю или нет? И благодати там не испытываю, а другие испытывают».

– Хорошо, а откуда вы знаете про благодать? И что происходит с человеком, когда он испытывает благодать? Вы просто как большинство женщин: для них очень важно внутреннее самочувствие, они к этому и прислушиваются. Но наши чувства, так как мы люди грешные, насквозь врут. Очень много женщин выходят замуж за кого попало: «Я чувствую, что я его люблю, я чувствую, что это мой человек». Вышла замуж через месяц знакомства – через полгода развелись: оказалось, что он алкоголик, с ним жить нельзя, он матерщинник, дерется, перестал работать, сидит на ее шее, детей не хочет, и так далее. Нельзя следовать чувствам, надо следовать Священному Писанию.

Священное Писание говорит: «От дней Иоанна Предтечи (то есть уже 2 000 лет) Царство Небесное нудится, и только употребляющие усилие восхищают его». Поэтому нужно себя понуждать и на молитву, и на хождение в храм, и на совершение добрых дел, и на Священное Писание. Мы же не коровы, которых тянет то в одну сторону, то в другую, то на чужой огород объедать ботву...

«Меня не тянет». А если потянет в какой-нибудь притон? Значит, пойдем, как коровы, на закланье? Нет, надо смотреть, что благо, какая духовная польза для души, согласовано ли то, куда меня тянет, со Священным Писанием. Упаси вас Бог действовать согласно своим желаниям: пропадете. Вы сейчас молоды, и вы можете испортить свою жизнь в этот период, всю перековеркать из-за того, что вас куда-то «потянет».

Вопрос телезрительницы: «Когда читаешь утреннее, вечернее правило и остановишься на каком-то слове, когда оно западет в душу, можно ли мне приостановиться на этом моменте или дальше читать?».

– Давайте порассуждаем. Задам такой вопрос: а почему нельзя? Как могла прийти в голову такая мысль? Вот я, например, иду по церковному двору, у нас там на углу стоит дерево, и на нем однажды появилась целая стая птиц, штук 60, и они стали петь. Я остановился и 15 минут стоял и слушал. Почему нельзя-то? Какие запреты тут могут быть? Наоборот.

Сердце умилилось – остановился, прислушался, как эти прекрасные слова действуют в нашей жизни, в нашем сердце. Зачем придумывать какие-то запреты? Мне это совершенно непонятно. Христианство – это свобода: запрещено только совершать грех. Ну а какой грех, если человек остановился на молитве, чтобы ее лучше в себя впитать? Я не понимаю. Так что наш народ, конечно, творческий, но все-таки творчество должно что-то созидать, строить, а не ломать благоговейное настроение, которое произошло от молитвы.

Наша передача подошла к концу, всего вам доброго, до свидания.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс