Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (959) → Игумен Фома (Василенко): Первые шаги в храме

Игумен Фома (Василенко): Первые шаги в храме

№14 (959) / 4 апреля ‘18

Беседы с батюшкой

Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема «Первые шаги в храме» – для тех, кто еще не стал воцерковленным христианином; она будет интересна и тем, кто в Церкви давно, но не знает, как рассказать своим ближним, как прийти в храм. Как Вы считаете, с чего начать первые шаги в храме?

– Нельзя про себя сказать «я воцерковленный» – это неправильно, это процесс всей жизни. Можно про себя говорить «я воцерковляемый». К этому нужно относиться так: это процесс не одномоментный, когда ты сделал то-то и то-то – и можно успокоиться.

С чего начать? Все нужно начинать с молитвы – и идти в храм, и все остальное – мы знаем слова Самого Спасителя: «Без Меня не можете делать ничего», поэтому это нужно не только когда идешь в храм, но и вообще всегда. Нельзя допускать такого: Бог там есть, там есть, а тут уж, Господи, извини, мы без Тебя разберемся. Такого не бывает: Господь Вездесущ. Поэтому нужно начинать с молитвы.

Помню, когда я учился в Самарской семинарии, один священник рассказывал такую историю. Неважно, где он служит, в какой епархии, важно то, что он многодетный, у него все детишки – мальчики (их, по-моему, около 10-ти человек), и все они приняли священный сан. Но ему пришлось претерпеть некоторые вещи – над ним посмеивались, говорили: «Отец, ты не очень-то воздержанный – сколько детей у тебя!». Ему это было неприятно слышать, но однажды он открыл: «Если б вы знали, что перед каждым близким отношением мы с матушкой по году молимся, читаем акафисты, всячески к Богу обращаемся!». Вот какой подход…

И такой подход должен быть во всем. Всегда нужно усердно Бога просить о чем-то, тем более, когда речь идет о новом человеке – это ведь проявление высшего творчества, и чтобы нового человека не только родить, но и воспитать, точно без Бога не обойдешься. Тело дают родители, а душу дает Бог в момент зачатия – не поспоришь и с этим. И вообще, спорить с Богом и с тем, что говорит Евангелие, конечно, нельзя. Кто-то может это проверить – имеет право: мы знаем, что мы все свободны, а свобода определяется тем, что мы могли бы сказать Богу «нет», иначе мы не были бы свободными. Мы можем сказать Богу «нет», – но что из этого выходит, мы видим: 100 лет назад сказали Богу «нет», оперевшись на чувство справедливости, – и куда мы пришли?

Один православный политолог говорит, в чем была ошибка Страны Советов, советской власти: чувство справедливости – это хорошо, но еще у нас есть народная традиция, нельзя от нее уходить. Вот эти два момента очень важны – народная традиция и чувство справедливости. А одна справедливость завела в тупик, и мы эти 100 лет просто выбросили из истории русского народа, да еще с ранами, которые сейчас нужно затягивать, достраивать все, что было разрушено, воспитывая человека до уровня, который был когда-то. Найти человека – проблема.

Но вернемся к тому, с чего начали. Надо все начинать с молитвы. Кто Альфа и Омега, Начало и Конец?

Христос.

– Да. Все с Него начинается и Им заканчивается – Его не обойти. И если кто-то и захочет Его обойти, забудет о Нем, заглушит в себе голос совести, этот голос потом будет так кричать, когда душа выйдет из тела, когда Господь повелит эту душу ангелам забрать...

«Камень, егоже небрегоша зиждущии...».

– Да. Надо об этом помнить. Он с нами, Он ближе, чем мы думаем. А мы все время поддаемся каким-то помыслам, мечтаниям, фантазиям, рассуждениям, мудрость человеческая нас куда-то уводит. «Образование» (в кавычках) не образ Божий в человеке восстанавливает, а дает голые знания, которые, наоборот, еще больше искажают человека: человек становится безобразником еще и интеллектуальным – у него масса знаний, а он не признает, что природа этих знаний, Виновник всей мудрости – Господь. Так же нельзя… Поэтому молитва – начало всего. Идешь помолиться – помолись, чтобы хорошо помолиться.

Часто говорится, что «вначале хорошо бы что-нибудь почитать». Так ли это? Или все-таки должно начинаться с практики?

– И то, и другое... Вообще, молитва начинается с деятельной молитвы, потом переходит в созерцательную, но это уже высокое состояние. Что касается того, что лучше что-то сделать или почитать, то пути Господни неисповедимы, а нас на земле миллиарды, все люди уникальны. Это доказательство могущества Божиего, что все люди разные: и двойняшки очень разные – нельзя их спутать, только если посмотреть со стороны, вскользь. У каждого свой путь. Кого-то чтение приводит к Богу, кого-то какой-то поступок заставляет соприкоснуться с Богом, с какими-то духовными состояниями, которые возвышают душу, отрывают, приподнимают от земного. Тут уж у кого как получается.

Хорошо, когда родители помогают делать первые шаги. Первые шаги вообще-то делают родители за человека. Но и за взрослого человека первые шаги тоже делает не сам человек – Бог делает за него первые шаги (и не только первые, но и самые трудные в его жизни – как мы знаем из истории Церкви, у одного человека было такое видение: он увидел свои следы и рядом еще следы и сопоставил, что там, где самые трудные моменты, следы одни. Человек спрашивает: «Господи, получается, в самые трудные моменты я был один? Следы одни...», а Господь говорит: «Нет, Я тебя нес на руках в это время». Таково и родительское отношение к детям).

Но часто у нас получается так: созрел человек, физиология, природа земная начинает требовать свое, и человек идет и делает то, что велит природа, без достаточного понимания, осознания, что это очень ответственный шаг. Хорошо, когда родители уже опытные, в духовном смысле созрели. Например, сложно советовать кому-то, когда ему вступить в брак: каждый человек должен проверить себя, насколько он свободен от страсти. Если посмотреть историю, мы видим, что самые величайшие угодники Божии рождались у престарелых родителей. Пресвятая Богородица, Иоанн Креститель – и другие примеры есть: первое время, когда еще была молодость у родителей (видно, природа человеческая как-то влияла), не давал им Господь ребенка (видно, это как-то передается, чтобы меньше было «теней» на личности, которая должна была родиться).

Человек сделал свой выбор и решил прийти в храм. И часто перед ним встает трудная задача: освоить богослужение, многообразные церковные книги. И кажется иногда, что нравственный аспект уходит в сторону, простое нравственное совершенствование как будто остается в стороне. Как, по-Вашему, эту ситуацию можно исправить?

– Когда человек все-таки приходит в храм, нужно для себя обрести понимание, что приходит он в храм, чтобы стать лучше. А все другое вторично. Традицию, конечно, не нужно менять в угоду времени, в угоду меняющимся интересам людей, но все-таки первично преображение человека, обожение, «чтобы человек стал богом»: Царство Божие внутри нас – Сам Бог внутри нас находится, чтобы весь хлам, который мы накидали на Него сверху, мы потрудились разобрать.

Человеку нужно понимание, что храм – это место, где помогут разобраться, что главное, а что второстепенное. Но увлекаться внешним – фарисейство, с одной стороны. С другой стороны, традиция у нас такая, и ломать ее тоже не стоит. Нужно выбирать золотую середину, чтобы традиция служила моему изменению в лучшую сторону.

В последнее время (не только в последнее, это всегда было) бывает, что человек приходит в храм, чтобы ему было лучше.

Решить проблемы.

– Да. «Чтобы мне стало лучше». А проблема-то в том, что чтобы мне было лучше, надо, чтобы стал лучше я. Как тут быть? Оказывается, многое из того, что я хочу, мне мешает: я думаю, что это все мне надо как-то заполучить, для этого есть церковь – какие-то места, где нужно свечку поставить, есть какие-то особые молитвы, чтобы Бог, Который всемогущ, каким-то образом все это мне исполнил. Сам Он мне не очень-то нужен, нужно то, что Он может сделать, и я хочу на Него как-то повлиять, надавить, как-то Его шантажировать… Человеку, конечно, нужно это услышать и себе поставить в укор, что он унижает в себе Бога, Который его создал, унижает замысел Его.

Отец Фома, рядом с храмом, в прихрамовых зданиях (в трапезной иногда, в каких-то еще пристройках), трудятся люди, иногда даже годами, но в храм не ходят. Получается, люди и при храме, но не могут переступить порог храма и начать жить церковной жизнью. Что сказать им и как их страх победить?

– Страх – это, вообще, неплохо, но страх страху рознь. У святых отцов написано: «Начало добра – это страх Божий, конец добра – это любовь к Богу». Если эти люди спрашивают о помощи («Подскажите нам, помогите»), то нам можно им сказать, что страх – это хорошо: нельзя быть бесстыдным, бесстрашным, это природа человека. И этот страх постепенно, постепенно перерастает, но сразу нельзя его перешагнуть.

С другой стороны, этим людям надо сказать о милосердии Божием. Ведь бывает, что человек думает, что ему нет прощения за что-то, это все не для него. Ничего подобного: Христос пришел ради грешников, ради этих людей, которые наделали всяких дел – если бы не было их, Он бы не приходил, смысла бы не было; смысл был как раз в том, чтобы помочь не праведникам, а именно грешникам.

Надо каждому запомнить: Он пришел ради меня, и мне нужно воспользоваться этим. Он ради меня пришел, а я пренебрегаю этим? Он же ко мне тихонько стучится разными способами: или я услышу звон колокольный, или передачу увижу по телевизору, или увижу священника, или, может быть, посмотрю на небо и подумаю: «Какая красота!», или услышу, как поют птицы. По-разному Господь стучится в сердце человека.

Вопрос телезрительницы из Москвы: «Я очень хочу узнать, как постоянно созерцать молитву? Понятно, мы встаем с ней, повторяем днем, вечером. Но как научиться носить ее в душе постоянно?».

– Немного неправильно – «созерцать молитву». Наверное, имеется в виду, как достичь уровня созерцательной молитвы? Нужно долго упражняться, когда молитва уже станет природой человека. Я сам этого не знаю – я это читал, я не могу сказать: «Это надо так, сейчас я вам все распишу по пунктам». «Добротолюбие», пожалуйста, откройте – там написано. Но человеку, живущему в миру, нужно заниматься молитвой деятельной. Для начала – молитва устная, то есть берешь молитвослов и читаешь вслух, тело свое через язык приучаешь к молитве телесной: вполголоса произносишь молитву, чтобы сила Духа Святого, которая в этих словах, просветила тело человека. Вот с этого надо начать.

Не надо начинать именно с вершин, да и опасно. Посмотрите на спортсменов: они же не берут высоту сразу – нужна постепенность, упражнения, и не надо ставить себе высокие задачи. Надо молитву творить, а молитва созерцательная потом придет. Дерево посадили и за ним ухаживают – на второй год же яблоки не ждут, ухаживают. Всему свое время… Потом это дерево дает плоды. Так и здесь: начинать нужно с малого. И, как пишут святые отцы, 15 лет уходит на то, чтобы приобрести внимательную молитву (может, у кого-то и меньше). И это неплохо – когда человек так упражняется, он уже ощущает вкус от молитвы.

А что такое созерцательная молитва? Вот преподобный Серафим Саровский: у него были моменты созерцания, когда он работал у себя на огороде (он же все время упражнялся в молитве – в устной, телесной, деятельной), и когда были моменты созерцания, он в огороде замирал, лопату ронял из рук. Но сколько он до этого трудился молитвенно!

Надо читать про тех, кто достиг высот молитвенных состояний, смотреть, как у них это происходило, и обращать внимание, что это было не вдруг, «раз – и перескочил». И потом, для нас помощью в приобретении молитвы может послужить противодействие лукавых духов. Одного подвижника спросили, как он научился молитве. Он говорит: «Бесы мне помогли – они все время на меня нападали, все время меня смущали, и я вынужден был так молиться, как дышу, – бесконечно. Потом привык». Бесы же не знают, что внутри у человека, один Господь знает, и Господь им попускает что-то, чтобы человека научить. Господь использует их силу против них самих, а они не знают, несчастные.

Через группу «ВКонтакте» Людмила задает вопрос: «При выносе Святых Даров для Причащения в воскресенье очень хочется встать на колени, что я и делаю. Большое ли это нарушение? Или, возможно, это такое молитвенное состояние, когда очень хочется встать на колени при выносе Даров?». Батюшка, дополню: Устав и общие правила поведения в храме для новоначального обязательны, или можно себе позволить эмоциональные поступки?

– Я, например, в храме служу по воскресеньям, по праздникам. Устав не дозволяет делать земные поклоны. Но когда я причащаюсь в алтаре, я не могу себе позволить не делать земной поклон. Я делаю земной поклон, и я знаю, что нарушаю Устав, но тут такое дело: Тот, Кто на престоле, Кого я хочу принять, больше Устава все-таки. Поэтому, думаю, греха не будет, с одной стороны.

С другой стороны, надо, чтобы не было разлада, соблазна для кого-то. Если есть возможность, если храм большой, можно где-то спрятаться и сделать земной поклон. Но вот я и наши алтарники, которые в храме со мной служат, мы все делаем земной поклон перед Причастием. И наши прихожане, я смотрю, когда вынос Чаши (те, кто может по состоянию здоровья), тоже делают земной поклон. Я, например, никого за это не осуждаю. Это мое личное мнение, но я знаю, что в Церкви у нас особо не закручивают гайки. Есть вещи, которые, конечно, нельзя поменять, но насчет этого, думаю, человек не согрешает. Думаю, можно делать земной поклон.

И в дополнение еще один вопрос из группы «ВКонтакте»: о свободе – чем отличается мирское понимание свободы, вседозволенности от церковного понимания свободы?

– Церковное понимание свободы в Евангелии Господь озвучил так: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть». С одной стороны, это несвобода – исполнение заповедей ограничивает человека в поведении. С другой стороны, парадокс в том, что именно ограничение дает человеку свободу: ограничение телесных и даже душевных каких-то вещей дает человеку свободу духа.

Видно, свобода все-таки не просто слово, а состояние радости – радости подлинной: когда человек переживает радость духовную после всех подвигов, разумных самоограничений, которые есть в Церкви, он понимает, что эта радость больше всех свобод, которые общество, свободное от ограничений, предлагает человеку. Это тупик: когда человек все себе позволяет, он приходит в тупик, опустошается. И часто мы видим, что человек заканчивает жизнь самовольно, даже можно сказать – не самовольно, а уже находится под властью нечистых духов. Вот какой бывает печальный итог.

Так что, с одной стороны, – ограничение, но дающее свободу. Мы уже говорили сегодня, что узок вход в Царствие Божие, – вот такой закон. Бог, создав нас, ведь не наугад нас делал – у Него-то все под контролем. И Он сказал: «Человек, хочешь быть счастливым – живи так и так». Но вот свобода... А мы ею пользуемся как?

Вопрос телезрительницы из г. Чебоксары: «Я каждый день читаю вечерние молитвы и утренние. Но у меня бывает давление, и я заменяю их иногда келейным правилом Серафима Саровского. Можно это делать или нет?».

– Можно. Если у вас состояние здоровья не позволяет, можно и нужно. Можно молиться даже лежа. Когда уже лег спать, можно просто перекреститься и сказать: «Господи, прости меня, грешного» – это если сил нет. Бог не требует от человека непосильных трудов – как можешь, так и молись. По-моему, митрополит Московский Филарет сказал: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах» – нужно внимание направлять, чтобы ум был в словах молитвы, а не так, чтобы быстрее-быстрее свое большое правило прочитать.

Батюшка, время нашей передачи истекает, к сожалению, – благословите нас на прощание.

– Молитвами Богородицы, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс