Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (959) → Протоиерей Артемий Владимиров: Светлое Христово Воскресение

Протоиерей Артемий Владимиров: Светлое Христово Воскресение

№14 (959) / 4 апреля ‘18

Беседы с батюшкой

От лица телезрителей хочу поблагодарить, что Вы в Вашем достаточно тяжелом графике нашли время для нас сегодня.

– История разберется, кто от этого больше получил благодать, а для меня это действительно большая радость: иметь возможность обратиться не к десяти, и не к ста, и не к одной тысяче прихожан, а ко всем нашим родным и близким соотечественникам – это действительно Пасхальная благодать.

Я думаю, что с темой все понятно – мы говорим о празднике Воскресения Христа, о Пасхе. Вопросы в основном будут от наших телезрителей. И первый вопрос – почему праздник называется Пасхой?

– Пасха – такое ласковое, теплое, мягкое слово, но, конечно, иноязычное. Оно соотносится и с древнегреческим, и с древнееврейским языками. На одном оно означает страдание, на другом – исход, переход Древнего Израиля из Древнего Египта в Землю Обетованную. И для нас праздник наполнен новым непреходящим содержанием: Христос Спаситель Своими крестными страданиями открыл (отверз) нам вход в Божий рай. Господь Сам прошел этим путем, новым и живым, от земли и на Небо, с тем, чтобы каждый из нас носил в своем сердце благодать Воскресшего из мертвых Спасителя.

Телезрители спрашивают, в чем отличие еврейской пасхи от нашей, какова история еврейской пасхи?

– Как вы помните из курса семинарии (я в свое время преподавал, вы учились), переход Израиля через аравийские пустыни к Земле Обетованной был сопряжен со многими трудностями, опасностями, прежде всего – с погоней со стороны фараона и его конницы. И в память об этих тяжелых временах они по уставу, данному Моисеем, вкушали закланного ягненка (пасху) с горькими травами, причем стоя. Это был не шведский стол, это было воспоминание странничества, того скорбного и трудного пути, который для многих окончился там же, в пустыне.

Наша Пасха – Христос. Кстати, дорогие наши телеприхожане, вы знаете, что есть крестная Пасха – это Великая Пятница, Спаситель страждет на Кресте, и есть Пасха торжествующая – это восстание Христа из гроба, Светлое Христово Воскресение, день, в который мы с вами сегодня встречаемся.

Почему Пасха каждый год выпадает на разный день?

– Я думаю, что большинство наших просвещенных собеседников знают, что праздник Пасхи зависит от луны и солнца, от лунно-солнечного юлианского календаря, и, соответственно, само время нахождения Пасхи, его определения обязательно должно соответствовать трем условиям. Первое – это праздник, который всегда попадает на воскресный день. Второе – праздник должен иметь место после весеннего равноденствия (полнолуния). И третье – обязательно после иудейской пасхи. К сожалению, католики, давно отпавшие от православного Предания и традиции, иногда празднуют Пасху с иудеями, что ни в коем случае не дозволяется Соборами Вселенской Православной Церкви.

Да, действительно, так получается. Многие из нас вчера, в Великую Субботу, приходили в храмы и освящали куличи, яйца, которые красили заранее, и это называется «освящать пасхи». Откуда эта традиция возникла? Как сложилось, что появился даже некий церковный обряд и чин в нашей церковной жизни?

– Интересно, что на братской Украине (она всегда останется для нас братской) называют ровно наоборот: композицию из молочной смеси называют куличом, а пасхой называют выпеченные куличи. Но не суть важно. Что касается крашеных яиц, Предание возводит эту традицию к I столетию. Есть две разные версии: один иудей уверовал, когда, увидев христианина и услышав: «Христос Воскресе!», выразил свой скепсис: «А почему я должен этому верить? А вот если яйца в лукошке будут красными, тогда я поверю в Кровь Христову». И стало так. Другая версия: Мария Магдалина преподнесла кесарю Тиверию пасхальное яичко как символ Воскресения, и оно было окрашено в красный цвет – цвет Крови Христовой. А что касается русской традиции куличей и пасок, это богатая традиция, и, вполне возможно, она уходит корнями куда-то очень далеко. Не будем здесь видеть рудименты язычества...

Некоторые, кстати, спрашивают: «Не элементы ли это язычества?».

– Думаю, что славяне всегда знали, как печь хлеб, и было много рецептов, но важно, что настоящий кулич являет собой модель Вселенной, космоса. Не путать его с фабричным кексом: ткнешь пальцем, а там торричеллиева пустота. «Природа не терпит пустоты». Моя бабушка (дворянского происхождения) пекла тяжелые, увесистые куличи, сдобренные огромным количеством специй (это кардамон, миндаль, лимонная цедра), это было что-то такое весомое, удивительно вкусное, сладкое. Когда посмотришь, как хозяйки покрывают кулич сверху и глазурью, и какими-то цветными мармеладинками, понимаешь, что это обновленная Вселенная. Христос, Воскресший из мертвых, обновляет Небо и землю. Мы живем в новом историческом эоне, который ознаменован главным событием, вечным по непреходящей силе: смерть попрана, «жизнь жительствует» – Господь сокрушил власть дьявола, взойдя на Крест и силой Своего Божества загнав падшего духа в тартарары, то есть в самую глубину Тартара. Наша природа обновлена, мы чаем благодати Святого Духа, которая еще прежде исхода души из тела усердным христианам дарует воскресение души, то есть хождение в силе Духа Божиего.

Какой была для Вас первая Пасха? Что Вы почувствовали?

– Наша бабушка втайне всегда хранила в себе искру Божию. И нужно сказать, что и отроками (я и мой брат-близнец, ставший известным музыкантом, и мой старший брат, который был физиком, аспирантом, а теперь метафизик – духовник Иоанно-Богословского монастыря) бабушка пыталась нас провести в храм Иконы «Всех Скорбящих Радость», там был знаменитый регент Матвеев, который помогал нам пройти сквозь кордоны. Не всегда пускали, между прочим, в брежневские годы. Но помню, что я стоял рядом с клиросом, откуда-то сверху лилось: «Христос Воскресе из мертвых... Христос Воскресе!». Я размышлял, почему все время нужно повторять это словосочетание, которое тогда мне, пионеру, не говорило ничего ни уму, ни сердцу.

Но уже студентом филологического факультета Московского университета я пришел как-то в храм Пророка Илии, что в Обыденском переулке, известном благодаря чудотворному образу «Нечаянная Радость», стоял и прислушивался за полчаса до начала Пасхальной заутрени к веселому говору и шепоту людей. Люди были одеты в красные, белые и розовые одеяния. И вдруг ко мне подошел алтарник (такой массивный, пожилой, помню даже его имя – Василий): «Хочешь, на крестный ход пойдешь? Хоругвь понесешь?». Я не знал, что такое хоругвь, но как можно не хотеть? Мне тотчас откуда-то передали белый длиннополый стихарь. И когда я облекся в эту удивительную одежду и ждал, как отворятся Царские врата и священнослужители запоют «Воскресение Твое, Христе Спасе...», смотря на себя как бы со стороны, как бы с высоты, вдруг почувствовал, что человек не произошел от обезьяны, он не от гиббона, не от шимпанзе (мы предоставляем желающим строить эти версии о своем появлении на свет Божий). Но тогда меня ошеломила мысль, что мы действительно Божии создания, мы мало чем отличаемся от ангелов. Когда мы завершили этот ночной крестный ход (я нес довольно тяжелую хоругвь, напрягаясь изо всех сил), я уже вошел в храм верующим. И со словами «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», думаю, вера вошла в меня именно в ту Пасхальную ночь.

Если не секрет, какой это был год?

– Скажу вам достаточно точно: в 1978 году я поступил в университет, а в 1979 году вот так переживал свою первую Пасху, ибо ощущал, что моя душа во мне воскресла.

А как праздновали этот праздник в те годы советской власти? Достаточно многие, кто жил в то время, рассказывают, что были оцепления, кордоны, могли не пускать в церковь, записывали в специальные списки, чтобы на работе выговор объявить.

– Я думаю, что в вашей семье (насколько я помню, ваш отец – батюшка) и в те годы праздновали Пасху во всей полноте, приобщаясь ночью Святых Христовых Таин. Ведь ради чего мы Великим постом держали такой подвиг? Чтобы соединиться со Христом, чтобы сила Воскресшего Христа освятила наш ум, умирила сердце, сделала невесомым тело. Я, конечно, в отроческие годы был далек от этой полноты, для нас уже великим событием было постоять со свечкой где-то вдали от храма, тем паче, помню эти руки милиционеров и комсомольцев, помню такие грозные хороводы: не приближайся, остановись, убьет. Как трансформаторная будка, люди тогда были заряжены отрицательным отношением к Церкви.

Для меня Пасха всегда была связана с посещением ближайших родственников. Моя тетушка была замужем за внуком художника Валентина Серова, и вот на Арбате, на Большой Молчановке была большая квартира, я всегда приходил туда после крестного хода, входил в гостиную залу, где уже ломился стол от пасхальных яств. Эти куличи по старинному рецепту... до сих пор не могу найти таких куличей. Может быть, кто-то из телезрителей мне принесет такой бабушкин кулич, я буду просто счастлив, да и сам могу поделиться тем, что Бог послал. И вот я помню картину «Похищение Европы», знаменитый подлинник, их было три версии у Серова. Я смотрел на Европу, Европа смотрела на меня, потом я облизывался, переводил взгляд на кулич, и так мы «общались» с этим великим шедевром русской живописи.

Многие говорят, что на Пасху нельзя ходить на кладбище.

– Нет такого дня, когда нельзя было бы ходить на кладбище. Другое дело, что церковный Устав выделяет особое время. Это время хорошо знал Сергей Есенин – у него есть цикл замечательных пасхальных лирических стихотворений «Радуница». Радоница – это день, когда мы христосуемся с усопшими, то есть, посещая кладбище, поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...». И вторник 2-й седмицы по Пасхе – особый день, когда наши кладбища по традиции заполняются тысячами людей, ведь мы верим в живую связь здравствующих и отошедших в мир иной, верим в то, что они нас видят и слышат и отзываются на наши молитвы, участвуют в нашей жизни. Но сказать, чтобы вход на кладбище был возбранен на Страстной седмице или на саму Пасху, нельзя: смиренные кладбища, которые Русь нам оставила, – это места, где особо глубоко мыслится. Какой-то русский философ сказал, что истинное любомудрие и философия начинаются с могильного камня. На кладбищах отходит все суетное, бренное, поэтому будем помнить о Радонице. Но, может быть, кому-нибудь захочется подготовиться к этому дню и прибрать милый холмик чуть пораньше, и я не брошу камень в этих людей.

Есть вопрос одного из телезрителей: «Должен ли праздник Пасхи быть государственным днем?». Понятно, что Пасха у нас всегда в воскресенье, но все же как Вы считаете?

– Де-факто он является государственным днем, это совершенно очевидно. Сергей Лавров совсем недавно сказал, что Россию в Европе троллят (то есть делают как бы притчей во языцех) не потому, что Крым отошел к ней в 2014 году, а потому, что мы зиждем наше бытие на библейской основе, имеем христианское самосознание. Соответственно, и Сергей Шойгу не так просто осенил себя крестом на военном параде. Мы все (и гимназисты, и педагоги, и пастыри, и пасомые, и люди, входящие в костяк государственного управления, и скромные пенсионеры) празднуем Пасху, и доказательство ее – «Бессмертный полк», который победно шагает по планете, свидетельствуя, что у Бога все живы, никто не забыт и ничто не забыто, и это пасхальное шествие нашей многоликой и монолитной нации, нашего народа являет торжество христианской веры во всем мире.

Мы знаем, что Серафим Саровский каждый раз встречал людей Пасхальным приветствием: «Христос воскресе!», не только в Пасхальные дни.

– Безусловно, и таинственное значение Пасхи в том и состоит, что Спаситель, победив тление нетлением, восставив Свою плоть в третий день после распятия, восходит к Отцу Своему и Отцу нашему, чтобы ниспослать нам весеннее дыхание, животворящую благодать Духа Святого. И все мы, крещенные во имя Святой Троицы, носим в сердце эту искру, благодать Божьего Духа. А значит, мир и радость, ясность ума, чистота и мудрость, целеустремленность, воздержание и мужество – все эти сокровенные Христовы добродетели являются отражением, искорками, которые исходят от этого небесного огня Божьей благодати. Все мы одним миром мазаны, поэтому праздник Пасхи длится не день и даже не неделю, а целых 40 дней. А уж если смотреть в суть вопроса, малая Пасха – каждый воскресный день. И днем, и ночью, и осенью, и зимой, и жарким летом, и дождливой весной дух Воскресшего Христа веселит сердца христиан, которые стараются жить по заповедям и питаются Божьей благодатью через таинства Церкви.

Есть такая шутка, многие люди так говорят: как ни зайду в храм, все время поют «Христос Воскресе», то есть каждый год приходят только на праздник Пасхи или, может, на Рождество. А в остальное время...

– Уже нужно этому радоваться. Поверьте, гром грянет – гимназистка и перекрестится. Мы живем в России, а ведь и китайцы, сами того не ведая, чтут Воскресение Христово, ибо именно в этот день эта гиперработоспособная нация, составленная из миллиарда трудоголиков, не работает, то есть чтит заповедь «день седьмый Господу Богу твоему».

А как праздновали Пасху во времена апостолов? Сейчас есть целый чин, а как тогда вспоминали эти события?

– Именно так, как в Пасхальном каноне мы слышим – он же повторяется каждый вечер в течение всей Светлой Седмицы: «Приидите, пиво пием новое». Не «Клинское», простите, и не какое-нибудь «Фламандское», а речь идет о нетленном брашне и нетленной влаге Святой Чаши.

Для апостолов Пасха была в том, чтобы Воплощенное Слово принимать в глубь своего сердца. Да и сегодня мы по-апостольски празднуем Пасху. Только что мы выяснили, дорогие друзья, что проведенные под сводами православного храма часы утром или вечером, вхождение в пространство Пасхальной службы, участие в ней умом и сердцем, готовность приобщаться Святых Христовых Таин при сознании своей неготовности дадут нам такое глубинное, сущностное постижение Христовой Пасхи, что все обрядовые вещи отойдут на второй план.

Для чего мы собираемся, как и апостолы собирались на трапезы земные? Они являются продолжением обедни, то есть литургии после Литургии. И мы призваны делиться сокровищами веры с нашими ближними и дальними родственниками, мы призваны будни превращать в праздник. Давайте вспомним, что в царской России на Светлую Седмицу останавливались фабрики и заводы, люди в праздничных одеждах участвовали в гуляниях, выезжали на природу. И я могу только посоветовать вам, дорогие друзья, помимо храмовых служб, больше общаться с весенней пробуждающейся природой – таинство Воскресения отражено и в набухающей почке, и в появившемся подснежнике, и в каком-то легком облачке, которое плывет по горизонту («тучки весенние, легкие странники» – если перефразировать Лермонтова). Вся природа таинственно участвует в этом вечном торжестве – победе, одержанной Христом над смертью.

А в вашем монастыре есть ли какие-то особые традиции празднования Святой Пасхи?

– Еще как! У нас много людей приобщается за каждой Литургией (50–60, иногда 100 человек, учитывая наших школьников) – это очень приятно. Люди носят Христа за пазухой – прекрасное выражение. Во-вторых, традиция в самих одеждах: только зайдешь на службу (я не хвалю свою обитель, есть и Сретенский монастырь, и Новоспасский) – расплываешься в улыбке: белые и красные одежды, женщины в розовых, белых платочках, беретиках, шляпах с полями, мужчины в красных свитерах – это уже не большевистское «воровство» и плагиат, но действительно как будто розарий расцвел, тут уж за спиной крылья раскрываются…

Благодарим Вас за эту встречу. Обратитесь к нашим телеприхожанам в этот святой праздник…

– Дорогие друзья, мне хотелось бы, чтобы всю Пасху (как вы помните, она длится 40 дней) вы светились улыбками, чтобы, приходя из храма домой, щедро делились искорками радости, милости и любви с вашими домочадцами. Дай Бог, чтобы Дух Воскресшего Спасителя осенял вас светлым облаком так, чтобы все ваши дела восполнялись содействием Божиим. И, конечно, хочется чаще с вами встречаться – как очно, так и заочно, ведь «я, ты, он, она – вместе целая страна» сегодня в потоках Божественной благодати, исходящих от Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Христос Воскресе!

Воистину Воскресе! Спасибо Вам, что этим святым вечером Вы были с нами.

– Надолго не расстаемся.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс