Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (957) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 91

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 91

№12 (957) / 20 марта ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860), №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №48 (945) 2017, №1 (946)– №10 (955) 2018

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 91-м псалме. Он имеет преднаписание: псалом песни, в день субботный, 91.

Суббота – особый день в Ветхом Завете. Суббота сегодняшняя – это воскресный день, священный день: Господь повелевает каждому из нас в этот день не трудиться, а заниматься духовным деланием – всякое житейское попечение в этот день должно быть отложено, человек должен молиться и совершать то духовное восхождение, что приносит ему пользу. Поэтому и дается особый псалом – как молитва субботнего дня, когда человек молится, изучает Священное Писание и направляет все свои внутренние силы на духовное совершенствование.

«Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний». Полезно и плодотворно, говорят святые отцы, восхвалять Господа, и мы постоянно обращаемся к Богу с молитвой. Но как человек должен молиться? Псалмопевец особо обращает внимание, что, когда мы служим Богу, мы должны обязательно вначале принести исповедание Ему, то есть очистить сердце свое, покаяться в своих грехах, и только после следует приступать к молитве – тогда она будет услышана Господом. Очень важное установление: порой мы говорим, что молитва не идет, что мы очень сильно рассеяны и ум наш постоянно блуждает где-то вне молитвы. Причина в том, что мы порой врываемся в молитву, а к ней нужно приступать в совершенно спокойном состоянии.

«Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь». Псалмопевец говорит, что не только в день субботний мы должны молиться, но всегда должны думать о Господе – и днем, и ночью. Но прежде чем благодарить Господа, надо достойно принести Ему и славословную молитву, и молитву покаянную и лишь после этого воздать благодарение.

Благодарение и молитва должны присутствовать в течение всей нашей жизни: Господь дает нам очень многое, Он постоянно сохраняет нас, посылает ангела-хранителя, дает нам возможность трудиться, приобретать то необходимое, что делает нас уверенными в жизни, дает возможность быть здоровыми и здоровье нашим детям. Все, что есть у нас, дается нам по Божиему благословению… Господь открывает нам еще и пределы Царствия Небесного через нашу духовную работу, дает нам и жизненные уроки, вразумляет и милует нас. Поэтому за все надо благодарить Бога – благодарность эта, конечно же, не может быть краткой, поэтому и молитва, и благодарность должны быть постоянными.

«В десятоструннем псалтири с песнию в гуслех». Очень внимательно относится к молитве Псалмопевец, и нас призывает быть внимательными. Что значит «в псалтири и гуслях»? Это значит, говорят святые отцы, что мы должны все свои внутренние силы и все свое внутреннее внимание направить на молитву – она не должна быть пустой, но должна твориться всем существом человека, всей полнотой.

«Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем, и в делех руку Твоею возрадуюся». О чем Господь возвеселил? О том, что Он сотворил нас, и сотворил разумными существами. Когда человек видит, насколько он гармоничен сам по себе, он благодарит Господа за то, что Он таким сотворил человека, столько вложил в него и такой интересной сделал его жизнь. Если человек разумно живет, по заповедям, то многие скорби и печали не касаются его, и он радуется этой жизни, ведь она удивительна! В этой жизни ты можешь применить и свои физические, и духовные силы, и интеллект – все это наполняет эту жизнь. Поэтому Псалмопевец и говорит: «…яко возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем, и в делех руку Твоею возрадуюся». Конечно, невозможно не радоваться делам рук Божиих, когда рассматриваешь мир, который сотворил Господь, приложив Свою Божественную десницу, – насколько он удивителен, насколько прекрасен, насколько замечателен!

Куда бы мы ни ехали, где бы ни путешествовали, в какие страны ни приезжали, мы всегда в первую очередь радуемся природе, гармонично созданной Господом для того или иного места – радуемся и горам, и полям, и лесу, и деревьям, и морю, и океану. Во всех краях мы найдем такие замечательные места, за которые невозможно не прославить Бога: чувствуется, что ко всему этому миру приложена Божественная рука, Высший Разум… Мы не можем даже предположить, что в Господе, если Господь так прекрасно отражает Себя в этом мире. И Псалмопевец передает этот восторг: ведь можно увидеть руку Божию и дела Божии через творение – человека, и через видимый мир, который тоже показывает, что он создан Высшим Разумом. Святые отцы называют это естественным Откровением, то есть Откровением Бога – Он Сам говорит о Себе, о Своей премудрости, о Своей красоте, о том, что Он есть. Через этот видимый мир и познается Бог…

«Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: зело углубишася помышления Твоя» – мы открываем Бога через наблюдение за этим миром: как Господь промышляет о человеке, о мире, как Он заботится, как духовно обогащает, какие стремления дает. Но, конечно, до конца глубину Промышления Божия мы не можем узнать – все-таки человеческий разум ограничен. Но наблюдая за всем, что происходит в этом мире или с каждым из нас, как зло переходит во благо, мы начинаем понимать, что вроде бы зло и не было злом, ибо Господь через это избавил нас от больших трудностей, бед, скорбей и греховных падений. Вот Псалмопевец и восхищается тем, что Господь дает нам такое познание Его Промысла, глубиной Промысла о человеке.

«Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих». Конечно, безумен человек, который не видит всего этого в мире, и вообще, тот, кто не интересуется Богом и Его Промыслом, – человек безумный, то есть лишенный разума, рассудка. В какой степени – большей или меньшей – мы начинаем понимать, когда встречаемся с такими людьми. Псалмопевец Давид сказал другие замечательные слова: «Рече безумен в сердце своем, несть Бог» – только безумный человек может сказать, что нет Бога: нужно быть либо слепым, либо глухим, либо не имеющим разума, чтобы не увидеть Промысла Божия в этом мире. Как ты можешь не увидеть Бога, не интересоваться тем, что Господь тебе дал, не интересоваться Его Божественным Откровением, изложенном в Священном Писании?

Как ты можешь интересоваться красотой этого мира и в то же время не размышлять, почему это так, и почему такая глубочайшая связь в этом мире между водой, рекой, лесом и так далее? Даже каждое животное, каждая букашечка в этом мире имеет свое предназначение, выполняет свою особую роль – в этом мире есть гармония, есть определенное послушание даже у твари неразумной. Над всем этим каждый разумный человек (разумный – это именно человек, имеющий разум) размышляет, рассуждает и стремится все это познать. В то же время человек неразумный или муж безумен, как говорит здесь псалмопевец Давид, не интересуется этим: людям интересно смотреть фильмы или часами сидеть за компьютером, интересны придуманные игры – тем самым человека лишают разума. Разумный человек всегда рассуждает и размышляет: если ты не размышляешь и не рассуждаешь, ты теряешь рассудок, становишься безумным. Вроде бы все нормальные, – но в то же время безумны те, кто не интересуется Богом, и разум возвращается к человеку только тогда, когда он начинает познавать Бога через то откровение, которое Господь оставил. Эта жизнь, к сожалению, так и направлена. Посмотрите, сколько суеты! Специально жизнь наполняется суетой, чтобы человек становился безумным. Безумный не может размышлять, рассуждать, значит, не может стремиться к Царствию Небесному. И вроде бы он не плохой, но он уже погиб, потому что он не стремится к Богу, не познает Бога, не интересуется Богом, вся его жизнь проходит вне Бога, Бог для него становится чужим, и он становится чужим для Бога.

В чем же цель нашей жизни? А цель – чтобы мы возвещали заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь. Благо есть, то есть полезно и плодотворно, переводят святые отцы, исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний, – и исповедоваться, и воссылать благодарение и молитву Господу, прославлять Бога за Его дивные, чудные дела. Человек, который не познает Бога, – неразумный, безумный: он не разумеет великой милости и благости, которую Господь явно оказывает каждому из нас.

«Внегда прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века». Тоже удивительные слова: беззаконные и грешные живут, как трава, одним днем – у них нет продолжения жизни: пожили, получили благо от этой жизни и ушли в никуда, ведь для них закрыты двери Царствия Небесного. То есть они потребятся, как высохшая трава со скошенного газона, – она высыхает, и мы ее сжигаем. Так и человек, который вроде бы расцвел, и благо получил, вроде бы пожил в этом мире, – но, к сожалению, он потребляется за свои грехи, то есть бросается в огонь и от него ничего не остается. Святые отцы говорят и о страстях, которые потребятся. Те, кто занимается подвигом, могут страсти победить, когда сначала они рождаются в нашем разуме, затем проявляются, человек видит их, начинает бороться и побеждает их.

«Ты же Вышний во век, Господи» – непостижимый Господь: мы не можем проникнуть разумом в Бога. И об этом очень красноречиво сказал святой апостол Павел: «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его, и неизследовани пути Его. Кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть?» – действительно, мы не можем проникнуть в Божественный разум. Человек, не имеющий веры, до конца не может принять и то, что Господь открыл ему. Почему столько у нас и различных перипетий в духовной жизни? Мы порой не можем и понять, и принять, что Господь нам дает: Он дает во благо, для спасения душ наших, но мы не можем принять, ибо до конца не можем понять все; вера – это не логика: здесь нужно принимать, здесь мало что будет логического. Определенный Промысл Божий о всех деяниях, о человеке, об этом мире нам рано или поздно открывается, но, опять-таки, в меру нашего духовного роста.

«Яко се, врази Твои, Господи, яко се, врази Твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие». Здесь очень четко Псалмопевец называет врагов – это не только те, кто не принимает Бога, борется с Богом, но и делающие беззакония, и грешники, которые не борются со своими грехами, не приносят исповедание Богу за соделанные грехи, тоже называются врагами Божиими; мы должны это очень четко понимать, если не хотим враждовать против Бога. Вражда против Бога – это недостойная жизнь, а дружба с Ним – это исполнение заповедей Божиих, потому что в основе дружбы лежит любовь. А кто любит Бога? «Любящий Меня да исполняет заповеди Мои». Конечно, «несть человек, иже жив будет, и не согрешит», и правда Божия вечно пребывает. Но мы должны помнить, что Господь дал нам возможность избавляться от грехов, и их никогда не поминает, если мы приносим покаяние. Неслучайно Он дал Церковь Свою нам в утешение и сказал Своим служителям, священнослужителям, которые восприняли благодать Духа Святого: «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся, имже не отпустите – не отпустятся». То есть если человек здесь, на земле, кается, то Господь ему прощает грехи и уже не поминает на Небе. А если человек не кается, то, конечно же, он не может получить очищение и на Небе – тогда он уже не друг, а враг Божий. Об этом красноречиво говорит Псалмопевец.

«И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите». Здесь говорится о вознесении и под рогом понимаются Крест Христов и вера Христова, которая вознесена и прославлена через Крест Христов. Но Крест – это страдание, ведь Крест возвеличен был через страдание. Поэтому жизнь праведного человека тоже исполнена страданий, и через них человек возвеличивается, возвышается – он духовно совершенствуется, начинает жить осмысленно. Здесь Господь через Псалмопевца говорит: «…и старость моя в елеи мастите». Что это значит? Человек достигает старости маститой, славной, но старость не может быть безболезненной, не многотрудной. Болезнь и труд. Мы говорили в прошлых псалмах: эта жизнь наполнена болезнями и трудами, а если ты перешел возрастную черту аще 70 или 80 лет, то болезни и труд становятся уделом твоей жизни, ты все делаешь с трудом и через труд получаешь и много болезней по старости своей. Но Псалмопевец говорит: и старость моя в елеи мастите. Что значит елей? То есть будет и утешение. А какое утешение для человека почтенного возраста? Утешение через будущие блага, которые ждут его, потому что он достойно прожил свою жизнь, принес достойное покаяние, и, уповая на милосердие Божие, он имеет надежду, что Господь даст ему место в Своих обителях или в обителях Отца Своего Небесного.

«И воззре око мое на враги моя, и востающыя на мя лукавнующыя услышит ухо мое». Врагами здесь называются враг рода человеческого и те люди, что приносят немало зла. Но Господь всегда помогает человеку и дает Духа Святого, Который дает возможность победить врага рода человеческого и тех, кто причиняет нам беды.

Далее Псалмопевец говорит: «Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в Ливане, умножится. Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут». Когда он говорит о праведнике, то оговорит о человеке добродетельной жизни: уделом праведника становится добродетель, ведь добродетели – это то, к чему стремится праведный человек, то есть к действенной вере. И здесь сравнивает праведника с финиксом и кедром. Это два дерева, которые имеют твердость и долговечность, они очень долгое время растут. Это говорит о том, что праведным человек становится не сразу, праведность он получает не от крови и молока матери, он ее приобретает за счет длительной работы над собой, за счет духовного восхождения, за счет духовного совершенствования. Поэтому здесь и приводится такое удивительное сравнение. И дальше он продолжает: «насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут». То есть они получают свое начало, свою жизнь в Церкви Христовой и дальше в полноте уже расцветают в оби-телях Отца нашего Небесного. Удивительные слова! И святые отцы тоже говорят нам: вне Церкви нет спасения.

«Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут». Опять говорится о старости маститой и о старцах – старцем называют того человека, который духовно уже вырос и окреп, молодым называют того, кто только приступил к духовной жизни. Старцы могут достигать высоты благочестивой жизни, и именно об этой старости маститой говорит Псалмопевец.

«Да возвестят, яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем». Кому старцы возвестят, что прав Господь Бог наш и нет неправды в Нем? Всем, кто собираются около них – вокруг старцев всегда собираются люди, ученики, и они возвещают уже о той милости, которую Господь являет, и то, что в Боге нет неправды. Если ты будешь идти за Богом, если ты будешь Ему исповедоваться, прославлять Его и благодарить Его за милость, то Господь никогда тебя не оставит, но всегда будет рядом с тобой и будет помогать, сохраняя и от демонов, и от злых людей.

Вот такой удивительный псалом в день субботний нам дал Псалмопевец, и мы порассуждали со сладостью и благодарностью в своем сердце. Сегодня мы прощаемся с вами, дорогие братья и сестры, и до новых встреч!(Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс