Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (957) → Историк, публицист Мигель Паласио: Это не профессия, это направление служения

Историк, публицист Мигель Паласио: Это не профессия, это направление служения

№12 (957) / 20 марта ‘18

Церковь и общество

Окончание. Начало в №8 (953) – №11 (956) 2018

То есть теологию признали как науку, которая требует изучения в том числе и в светских вузах?

– Абсолютно верно.

Это очень важно.

– Это очень долгий был путь, непростой. Немалую роль сыграли митрополит Иларион, Патриарх Кирилл: это в значительной степени стратегическое, политическое решение, требующее поддержки очень высокопоставленных лиц. Немалую роль сыграло министерство образования, особенно в период руководства им нынешнего министра Ольги Юрьевны Васильевой, которая, кстати, была несколько лет преподавателем, профессором нашей Общецерковной аспирантуры на заре ее существования. Ольга Юрьевна как раз специалист по церковной истории.

Возвращаясь к тому, кто у нас может учиться. Может учиться не только священник, не только мужчина. У нас довольно много представительниц прекрасного пола, которые получают образование по разным специальностям. Никто из них не жалеет. Причем многие из наших учащихся пришли из МГУ, из МГИМО, других светских вузов. Это те люди, которые хотят послужить Церкви и хотели бы работать в очень важной сейчас сфере – отношения Церкви и общества, Церковь и международное сообщество, получать знания в области теологии: для нас сейчас одна из приоритетных сфер деятельности – именно развитие теологии как научной дисциплины.

Прямо название нашей программы – «Церковь и общество».

– Вы пришли к себе домой.

Скажите, цель или итог обучения такого студента, аспиранта, сотрудника аспирантуры – обязательная защита диссертации? Или необязательно?

– Обязательна все-таки защита диссертации – магистерской, кандидатской или докторской. После этого человек либо продолжает работу в науке, остается здесь, или идет в другой церковный или светский вуз.

Значит, имеет право заниматься научно-исследовательской деятельностью?

– Да, совершенно верно, на новой ступени.

То есть Вы не только преподаете, но еще и занимаетесь научными исследованиями?

– Занимаемся. У нас очень сильный научный департамент с некоторых пор, поэтому неспроста мы претендуем на ведущую роль в продвижении теологии как научной дисциплины: у нас очень сильные научные сотрудники, очень сильный аппарат проректора по научной работе, который состоит из признанных экспертов в своей области. Наши выпускники к тому же могут идти работать в синодальные учебные заведения. Корочка Общецерковной аспирантуры немаловажна, чтобы претендовать на это.

Но что очень значимо – они могут работать в епархиальных структурах: там тоже нужны специалисты по церковной дипломатии, по церковно-общественной сфере. Протокольщики, делопроизводители, пресс-служба, секретари епархий, сами архиереи. У нас есть многолетний проект – семинары повышения квалификации. Мы участвуем в общецерковных семинарах повышения квалификации, у нас есть собственные семинары повышения квалификации и для архиерееев, и для самых разных специалистов епархиальных управлений. Мы собираем представителей более чем 30–40 епархий здесь, на нашем Черниговском подворье, в самом центре Москвы, на Пятницкой. Очень удобное месторасположение. И целую неделю ликбез для них по самым значимым для них вопросам. Читают эти лекции государственные и общественные деятели, известные профессора.

Потрясающе! Все-таки в светском мире кандидат или доктор наук PhD – это общепризнанные вещи, которые признаются во всем мире, в том числе у нас. Общецерковная докторантура, аспирантура имеет право на присвоение PhD? Оно признается или нет? Или нужно добиваться этого?

– Нет, сейчас это церковная…

Или это не нужно?

– Кому как. В зависимости от того, какой путь для себя выбирает человек в будущем. Мы выдаем сугубо церковные научные степени, которые выдаются в других церковных учебных заведениях, но, кроме того, в общецерковном диссертационном совете можно с некоторых пор защищать диссертацию не по богословию, а по теологии, по той самой научной дисциплине. Диссертационный совет по научной дисциплине теологии. У нас уже был прецедент, первая защита по теологии протоиерея Павла Хондзинского, который вызвал очень широкую общественную дискуссию. Были письма биологов против того, что не может считаться научной работой текст, в котором признается существование Бога. Я, может быть, сейчас утрирую, но были очень сильные негативные рецензии.

То есть они могут научно доказать отсутствие Бога, так?

– Очевидно, могут. Было бы интересно посетить их коллоквиум или защиту их диссертации, где они будут это доказывать.

Но это безумие, потому что дарвинизм присутствует и властвует во всех учебных заведениях до сих пор.

– К сожалению. Нам приходится преодолевать и дарвинизм, и инерцию советского времени. Поэтому мы очень благодарны нашим партнерам в крупнейших светских высших учебных заведениях. Помимо упомянутых МГУ и РАНХиГС это Московский педагогический государственный университет, Московский государственный лингвистический университет, университеты в ряде регионов, которые помогают нам в этой деятельности, с уважением относятся к тому, что теология встала в один ряд с научными дисциплинами. И они помогают нам и стратегически, и мозгами, своими интеллектуальными ресурсами, своими преподавателями, ведь многие наши преподаватели совмещают работу в Общецерковной аспирантуре с преподаванием в светских учебных заведениях, помогают продвигать это очень важное научное направление.

Ну вот, предположим, выпускник защитил диссертацию. Куда он идет, помимо того, что он может остаться у вас и заниматься научной деятельностью? Он просто пополняет собой некую армию преподавателей церковных, которые могут преподавать и в светских, и в духовных учебных заведениях? Или что-то еще? Какова его будущая судьба?

– Я бы сказал, что у нас больше практиков, чем теоретиков среди выпускников. Наши выпускники могут работать в ОВЦС, в других синодальных учебных заведениях, в Патриархии. Повторюсь, что очень важно, в епархиях. Ведь у нас большинство студентов не из Москвы. Они приезжают сюда учиться из других городов, подчас очень отдаленных. Мы обеспечиваем таких студентов общежитием, очень комфортным.

Вот, я хотел спросить, если обеспечивать, то поедет миллион человек сразу же к вам. Если вы встречаете с хлебом-солью, то конечно…

– Мы встречаем хлебом-солью, обучение у нас бесплатное. Кроме того, мы обеспечиваем жильем.

Это очень важная деталь, потрясающе.

– Причем жилье не где-нибудь на окраине, а все в центральных районах Москвы, потому что мы стараемся заботиться…

…В пешей доступности от учебного заведения?

– В пешей или в двух-трех станциях метро. Все очень удобно.

Потрясающе. Достаточно ли Церкви такого учебного учреждения или их нужно гораздо больше? Нужна какая-то сеть подобного рода докторантур и аспирантур по всей России? Вы еще на начальной стадии формирования или есть более грандиозные планы?

– Скажу так. Когда я приходил сюда работать, Общецерковная аспирантура была в зачаточном состоянии. 3–4 года прошло, аспирантура уже начала занимать свое место в образовательной системе Русской Церкви. Но вот за последние года 2 мы сделали рывок, который большинство учреждений любых, не только учебных, способные сделать лет за 10. Сейчас мы – полностью сформировавшееся учебное заведение. Не только учебное, но это и научный центр, культурно-просветительский центр, потому что мы проводим массу мероприятий, которые находятся как раз на стыке церкви и общества. Хотим поставить на поток эти мероприятия, с Божией помощью в этом году нам это удастся. Мы имеем все возможности для этого: Черниговское подворье – одно из самых красивых достопримечательностей Замоскворечья.

Хотел бы Вас попросить сказать хотя бы два слова о Черниговском Патриаршем подворье. Это такой пятачок земли с уникальной архитектурой в самом центре, недалеко от Кремля...

– Совершенно верно, удивительное подворье между Пятницкой и Большой Ордынкой. Подворью более 600 лет. Здесь находился еще с XI века Иоанновский монастырь, где жил почитаемый старец, и к нему в 1415 году князь Василий I отправил гонцов с просьбой молиться о благополучном рождении у его жены, Великой княгини, ребенка, жена болела очень тяжело, была беременна.

Софья Витовтовна, дочь…

– Старец молился, и к концу того же дня она родила благополучно сына – Василия II. С тех пор здесь стали молиться о благополучном рождении будущего Московского князя. Потом Иоанновский монастырь перенесли в более безопасное место: Ордынка – это как раз была дорога, ведущая из Золотой Орды, по ней проходили полчища татаро-монгол. Монастырь перенесли на Китай-город, здесь остался приходской храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи; сейчас он существует – перестроенный, отреставрированный, – это академический храм Общецерковной аспирантуры, во многом уникальный храм: здесь можно услышать молитвы на самых разных языках. У нас ведь есть учащиеся из Болгарии, из Сербии, был учащийся из Мьянмы, студенты с Филиппин, из Греции, с Кипра, из других стран. Они за богослужением обязательно часть молитвы произносят на своем родном языке. Поначалу наши прихожане удивлялись, но потом сами стали спрашивать: а когда мы услышим молитвы по-сербски или по-гречески? То есть у нас уникальный храм.

То есть богослужение идет на церковнославянском, но туда, в некоторые моменты…

– …Чуть-чуть, да, пономарь, диакон или священник обязательно из другой страны произносит какую-то часть на своем языке.

Удивительно.

– Напротив храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи – храм Черниговских Мучеников Михаила и Федора. В честь них-то и названо подворье – именно это место, связанное с историей Золотой Орды, прямо у Большой Ордынки, на подступах к Москве, Иван Грозный выбрал, чтобы торжественно встретить мощи Михаила и Федора Черниговских. Князь Михаил и верный боярин его Федор в XIII веке были жестоко убиты в Золотой Орде, отказавшись поклониться языческим идолам. Их тела были доставлены в Чернигов, торжественно там положены, начались чудеса на их мощах, началось общероссийское почитание, из-за чего царь Иван Грозный и решил перенести их в Москву, положить здесь, в Московском Кремле, в храме, который так и назывался – храм Черниговских Мучеников Михаила и Федора. На месте сретения мощей в 1578 году вскоре был заложен храм Черниговских Мучеников, который дал название Черниговскому подворью и Черниговскому переулку.

Хочу Вас поздравить, что Вы работаете в таком замечательном месте, что Вы один из активистов.

– Спасибо большое, я все-таки воспринимаю эти пожелания как направленные всему коллективу Общецерковной аспирантуры, нашей семье.

Да, конечно. Спасибо Вам за интересную и обстоятельную беседу.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkov-i-obschestvo-beseda-s-predstavitelem-obschetserkovnoy-aspirantury-i-doktorantury-migelem-palasio-chast-1;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkov-i-obschestvo-beseda-s-predstavitelem-obschetserkovnoy-aspirantury-i-doktorantury-migelem-palasio-chast-2

Записала:
Маргарита Попова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс