Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (956) → Архимандрит Савва (Мажуко): Об общительности

Архимандрит Савва (Мажуко): Об общительности

№11 (956) / 13 марта ‘18

Свет невечерний

– Дорогие друзья, мы, православные христиане, каждое утро читаем Символ веры, в котором непременно поется такая строчка: «Верую во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Мы подчеркиваем, что наша вера, опыт церковной жизни преемственен, храним их с очевидным почтением к опыту святых апостолов. Мы верим в Бога так, как святые апостолы, мы пытаемся жить так, как жила первая христианская община.

В Книге Деяний апостолов, во второй главе есть замечательная строчка, которая одним предложением описывает фон, атмосферу жизни в первой христианской общине, которой мы стремимся подражать в нашей жизни: «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба, и в молитвах. И каждый день единодушно пребывали в храме, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселье и простоте сердца. Хваля Бога и находясь в любви у всего народа».

Вот здесь 4 важных момента жизни церковной первых христиан: во-первых, они пребывали в учении апостолов, т.е. изучали, принимали, осмысляли, хранили заветы, учение, которое принес Господь Иисус Христос и которое передали нам апостолы. Во-вторых, находились в преломлении хлеба – это Евхаристия: то, что мы совершаем сейчас на Божественной литургии, читая Священное Писание и мистически соединяясь с Господом и с друг другом, таким образом являя миру Церковь, чудо Тела Христова. В-третьих, это общение, которое было между ближними – братьями и сестрами в первой христианской общине. И четвертый момент – совместная молитва.

Эти 3 пункта – учение апостолов, хлебопреломление и молитва – нам очень понятны: богослужебную жизнь и активность Церкви в этом мире можно ясно себе представить в этих 3-х категориях. Но вот общение, которое здесь упоминается отдельно от хлебопреломления, от Евхаристии, мы понимаем не совсем правильно.

У апостола Павла в некоторых посланиях встречается упоминание об общении, напоминание, что мы должны учиться быть общительными – имеется ввиду не какая-то мистическая активность, которая совершается в таинстве, Литургии, в момент Причастия, стержень церковной жизни, но общительность естественная, светская.

Я помню, что когда был подростком, во мне вызывала жгучий протест вежливость взрослых людей. Я даже вел себя подчеркнуто невежливо и иногда старших называл на «ты». Почему? Мне казалось, что все вокруг врут, мне казалось, что это фальшь – любезность, услужливость, вежливость. Позже я осознал, что быть вежливым человеком – это не фальшь, это не лицемерие, а это духовное упражнение.

Вот когда мы говорим об общительности в смысле, который в это слово вкладывал апостол Павел, мы имеем в виду как раз духовное упражнение. Общительность – как добродетель: добродетель общительности. В обычном «наборе» христианских добродетелей общительности вы не найдете – там есть смирение, послушание, молитвенность, молчание, а общительность если и есть, то, может быть, в самом конце. Мы пренебрегаем этой добродетелью, этим духовным упражнением – и совершенно напрасно, иначе мы не сможем понять атмосферу, традицию, в которой жили первые христиане, находясь перед глазами апостолов, будучи современниками Христа.

Итак, общительность и вежливость суть духовные упражнения, определенный образ, идеал, икона что ли, каким должен быть человек, как он должен себя вести – как он должен вести себя по отношению к близким, к своей семье, супруге, детям, государству: представление об идеале человеческого поведения. И когда мы пытаемся быть вежливыми, вести себя прилично, мы примериваем к себе этот идеал.

Иногда, конечно, между нашим внутренним состоянием и одеждами, которые мы на себя примеряем, образуется разительный зазор (это не значит, что нужно перестать быть вежливым и грубостью, каким-то угрюмым хамством своим кичиться, демонстрировать его людям). Но если мы отнесемся к общительности и вежливости, как к духовному упражнению, причем ежедневному, все вопросы сразу отпадают.

Мы с вами, братья и сестры, должны учиться быть общительными людьми. Посмотрите, как много конфликтов у нас в наших семьях, в наших общинах христианских, между собой, между друзьями, врагами, близкими – как много конфликтов из-за элементарного непонимания. От чего оно происходит это непонимание? Я уверен, что в большинстве случаев причиной этому наше неаккуратное отношение к ближним и нежелание учиться быть вежливыми и общительными.

Слово «вежливость» славянское, очень древнее. Оно происходит от глагола «ведете», который древнее, чем славянский язык. Он пришел к нам из санскрита, с нашей очень древней родины и с очень древнего языка. Ведеть и знать. Т.е. вежливый человек – это человек знающий, если угодно – это мудрец. Мудрость же нашими предками измерялась, как мы можем предположить, способностью понимать друг друга, способностью доносить до другого человека мысли и идеи, которые я действительно имею ввиду.

Очень часто супруги в семье хотят одного и того же, стремятся к одному и тому же, имеют один и тот же идеал семейной жизни или воспитания детей, но эти свои идеалы, эти стремления, цели называют разными именами – и споры, распри, тяжбы происходят именно из-за слов, люди больше внимания уделяют словам, чем мыслям. А это значит, что с детства каждый из нас должен учиться – изучать язык своего ближнего.

У нас есть много социальных языков, мы должны учиться общаться со взрослыми. Это для нас первое, может быть, испытание, которое приходится выносить детям, когда ты не понимаешь, чего от тебя хотят взрослые – они, конечно же, хотят добра, может быть мыслят его иначе, представляют иначе. И если мы не научимся в детстве понимать своих близких, родных, родителей, старших, следующие подвиги, следующие испытания в общине нам будут даваться тяжелее. Что это за испытания такие?

Это испытание в общении с супругом, в общении потом со своими собственными детьми. Посмотрите, все поколения говорят о конфликте между отцами и детьми – это классический конфликт, в котором мы учимся понимать друг друга: не просто понимать, что нам говорят наши взрослые, наши родители, но еще и, изучив их язык общения, донести до них свои мысли, свои представления. А это требует терпения и большого труда.

Очень сложно научиться общаться со своими врагами, делать это благородно. Очень сложно спорить – это настоящее искусство спорить, не унижая своего оппонента, донося до него свои истинные мысли и намерения, и уважая его точку зрения, может быть даже и ошибочную.

Стремление христианина быть миротворцем, стремление жить в мире со своими ближними естественно – эта заповедь Божия. И поэтому мы, принимая заповедь об общении и вежливости, как заповедь Христову, как заповедь апостолов, должны осознавать, что это требует большого труда воспитания и чуткости сердца, и особой христианской душевной восприимчивости.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс