Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №09 (954) → Протоиерей Владимир Хулап: Евангельские притчи вчера и сегодня

Протоиерей Владимир Хулап: Евангельские притчи вчера и сегодня

№09 (954) / 1 марта ‘18

Беседы с батюшкой

Тема нашей беседы совпадает с названием Вашей недавно вышедшей книги «Евангельские притчи вчера и сегодня». Первый вопрос: почему Господь говорил именно притчами? И второй: почему в своей книге Вы рассматриваете именно названные притчи?

– Если мы посмотрим на проповедь нашего Спасителя, то увидим, что она имела очень разные формы. Иногда это прямое обращение к слушателям, как в Нагорной проповеди, иногда – проповедь через исцеление, через какие-то чудесные деяния, иногда – теми или иными действиями, порой довольно провокационными: нарушение субботы. Это должно было вырвать иудея из привычных, удобных для него рамок и заставить по-другому задуматься о смысле Закона Божия, о том, чего же на самом деле хочет от верующего Бог.

Если посмотреть на общий объем слов Христа, который сохранился в Евангелии, то где-то треть из них – притчи. Это истории, которые могли быть взяты из жизни, некоторые из них представляют собой определенный рассказ, но притча всегда, помимо основного смысла, находящегося перед глазами, пытается сказать нам о чем-то другом. Это некое нравоучение, наставление, поданное в виде рассказа.

Эти истории, обращаясь к человеку на языке понятных ему символов, действий, пытаются сказать ему что-то о Боге, о человеке, о том, как он живет, и призывают задуматься о смысле человеческого бытия. И раввины, учители той эпохи, нередко обращались к людям именно в форме притчи. Поэтому такой жанр был понятен. Мы видим его не только в Евангелии. Например, у Эзопа – хотя у него и немного иная форма, но те же истории принесли ему всемирную известность и до сих пор изучаются детьми в школе.

Поэтому Христос берет какие-то события из окружающего мира. Например, Он идет засеянными полями – и рассказывает притчу о сеятеле, Он находится на трапезе – и рассказывает притчу о брачном пире. Это, как мне кажется, очень глубокий богословский момент, показывающий, что нельзя разделять человеческую жизнь на две сферы – сферу чего-то маленького и сакрального и большую сферу профанного, светского, того, что, якобы, не может стать местом встречи с Богом. Христос говорит, что если человек имеет богословский взгляд на мир, то самые элементарные вещи – жемчужина, закваска, потерянная овца, потерянная монета и так далее, все это (и все происходящее в его жизни) может стать для него тем (книгой, голосом), через что к нему обращается Творец: поскольку за каждой реалией нашего окружающего мира находится Бог, Создатель, любую вещь, любое событие в жизни можно рассмотреть как определенный призыв, на который нужно ответить.

Поэтому настоящее истолкование притчи – это не просто необходимость или желание обозначить какой-то культурный контекст или понять, какие уровни в нем существуют. Непросто прочитать оригинальный греческий текст и попытаться перевести его на современный язык, но, наверное, человек может сказать, что понял ту или иную притчу, только если применил ее в жизни: любая притча Христа приглашает к размышлению и вместе с тем к какому-то конкретному поступку.

Более того, некоторые из этих притч были известны иудеям той эпохи, но в другом варианте. Например, притча о блудном сыне уже существовала в то время, когда проповедовал Господь, но заканчивалась тем, что блудный сын пришел к отцу и отец сказал ему: «Ну вот, ты живешь со свиньями – возвращайся к ним». Такой ветхозаветный ответ: ты нарушил закон, хотел быть самостоятельным, ты завершил свою жизнь с ритуально нечистыми животными – вот, ты извергнут из числа сынов Израилевых.

Вполне возможно, что многие, кто слушал притчу о блудном сыне от Христа, думали: ну, эту притчу мы знаем, сейчас будет известная концовка (подобно тому, как мы смотрим фильм, который неоднократно видели, – мы знаем, чем все заканчивается). А здесь Христос говорит совершенно о другом: Он представляет абсолютно иной образ отца, который бежит к сыну, принимает его, одевает и так далее, и притча заканчивается совершенно неожиданным образом.

Или притча о мытаре и фарисее; вроде бы с самого начала все понятно: хороший – плохой, белое – черное, наш – враг, и так далее. А в конце притчи оказывается, что все становится совершенно иным в глазах Божьих.

Я попытался собрать в книге материалы своих проповедей, бесед и обобщить в таком виде. Книга вышла в издательстве «Никея» с прекрасными иллюстрациями. В том числе, мне кажется, книга станет неплохим подарком для самых разных людей – и для воцерковленных, и для тех, кто делает первые шаги, только открывает Евангелие. Если нам, воцерковленным христианам, эти истории кажутся уже понятными, хотя мы можем открывать в них новые смыслы и аспекты, для многих людей они не говорят ничего, поэтому здесь необходимо истолкование.

Если мы посмотрим на Евангелие, то увидим, что Христос толкует только 2 притчи (притчу о сеятеле и притчу о пшенице и плевелах: апостолы Его спрашивают, и Он эти притчи истолковывает); все остальные остаются без толкования, и Спаситель призывает каждого из нас, прочитав историю, задуматься о ней. Возможно, она должна отлежаться. Как и в притче о сеятеле, это семя должно пасть на сердце, и, возможно, только через какой-то период оно принесет определенные всходы, определенный плод. Но личный ответ – это то завершение, которое человек призван был дать и 2 000 лет назад, и и сейчас.

Поскольку мир изменился, притчи нужно объяснять. Во-первых, очень сильно изменились окружающие условия. Большинство наших детей никогда не видели, как растет пшеница, как выращивают хлеб, поэтому нужно объяснить, кто такой сеятель, как сеяли в то время. Многим людям, далеким от Церкви, ничего не говорят слова «мытарь» и «фарисей». Им нужно объяснять, кто эти люди, чем они занимались.

С другой стороны, поскольку человек остается тем же, несмотря на технический прогресс, новые технологии, тем же остается и обращенный к нему голос Божий. И все вопросы, волновавшие людей 2 000 лет назад в далекой Палестине, где проповедовал Христос, рано или поздно встают перед каждым человеком, если он действительно искренне, по-настоящему относится к своей жизни. Эти истории помогают нам тем, что мы можем встать на место одного из действующих лиц, посмотреть на свою жизнь со стороны и что-то в ней изменить.

Из рассмотренных Вами в своей книге притч мне самой интересной кажется притча о неверном домоуправителе… Эта часть книги озаглавлена «Обманщик на пьедестале». Разъясните ее, пожалуйста.

– Эта притча, наверное, одна из самых сложных (может быть, даже искусительных) как для современных читателей, так и, вполне возможно, для людей, слушавших Христа 2 000 лет назад. Толкований ее довольно много. В книге я привожу некоторые из них.

Мне кажется, эта притча призывает нас задуматься или идти путем от противного. Мы видим, что в притчах встречаются не только положительные, но и отрицательные герои. Например, неправедный судья, к которому долго вопиет вдова. Или (хотя это и не притча) когда Пришествие Христа сравнивается с появлением татя в нощи, то есть вора, который приходит ночью, чтобы, пока спят хозяева, сделать подкоп и забрать то, что находится дома. (Конечно, не представляется в качестве идеала ни та, ни другая профессия.) Поэтому здесь речь идет о том же. Управитель – это человек, которому в древности богатые люди полностью доверяли свой дом. Мы видим и положительный пример – Иосиф в Египте: ему был поручен весь дом, у него были все ключи, печати, он мог располагать всем имуществом, и предполагалось, что он и его семья от этого имущества в том числе живут (скажем так, в разумных пределах). И, конечно, время от времени могла нагрянуть проверка (аудит, если говорить сегодняшним языком), которая в данный момент выявила большую недостачу. Вместе с тем, хозяин дома в этой притче довольно милосерден – он не сажает управителя в тюрьму, но расторгает с ним контракт, причем оставляет за ним определенное место. То есть не так, как показывают в современных американских фильмах: человека увольняют и сразу выносят коробку с его личными вещами, он сидит на ступеньках и плачет.

В притче управителю дается некий период, когда он может задуматься, как ему жить дальше. Мне кажется, это первый момент, призывающий каждого человека задуматься, как мы расходуем время, которое нам доверил Бог: у каждого из нас есть определенный ресурс – каждый из нас на той или иной ступени является таким же управителем, поэтому Господь дает нам время, силы, здоровье. Кто-то управитель в семье, кто-то – на рабочем месте (это не обязательно высокая должность). Когда мы оказываемся в обществе даже нескольких людей, от нас требуется некая ответственность: по отношению к этим людям можно поступить одним или другим образом. Вот Господь и говорит нам, что мы такие управители и рано или поздно дадим ответ Богу – наш ответ в вечности на Суде. Мы призваны не оказаться в положении неверного управляющего, когда настанет наша проверка.

С другой стороны, у него есть определенная отсрочка, которой он пользуется, продолжая иметь свой неправедный, коррумпированный взгляд на мир. Этот человек совершенно не образец добродетели, и Христос в этой притче нигде не говорит, что на него нужно равняться. Поняв, что дело очень серьезно, управитель начинает предпринимать конкретные шаги. Он начинает действовать совершенно по-другому, это уже не какое-то расслабленное состояние, когда он спокойно живет и может неограниченно запускать руку в казну своего хозяина. Нужно что-то делать. И он понимает, что можно что-то сделать только через своих ближних, через тех, кто был должен его хозяину. Если пересчитать суммы, которые он списывает, на деньги той эпохи, то это очень большие суммы, по нынешнему курсу это сотни тысяч рублей, может быть, даже миллионы.

Здесь мы видим житейскую мудрость, или житейскую хитрость, которая тоже оказывается неким антитезисом, неким зеркальным отражением... То есть Христос в конце этой притчи говорит, что сыны века сего догадливее – в чем-то более расчетливы, обладают большей смекалкой, чем сыны света, то есть мы, христиане. Этот человек, над которым висит дамоклов меч новой, неизведанной жизни и который, как он говорит, копать не умеет, просить стыдится, пытается каким-то образом выправить свое положение, создавая через общение круг тех, кто примет его в свой дом, может быть, даст ему временную работу. Хотя, конечно, если поставить себя на место этих людей, то вряд ли кто доверит ему управление в своих домах: судя по всему, он может поступить точно так же. Вероятнее всего, это некое пропитание, помощь: раз он списал им большой долг, они оказываются его должниками.

Мне кажется, эту притчу можно прочитать так: мы постоянно приближаемся к концу. Каждый прожитый день еще больше приближает нас к смерти, вечности, поэтому Христос как бы говорит: «А почему же вы не задумываетесь?». Даже этот человек начал предпринимать какие-то действия. А мы, христиане, очень часто влачим довольно расслабленное существование: вроде бы все хорошо – мы ходим раз в неделю в храм, может быть, смотрим какие-то церковные телевизионные передачи или слушаем церковное радио и так далее. Но можем ли мы сказать, что мы, как этот неверный домоуправитель, горим этим вопросом или понимаем серьезность нашего положения перед лицом вечности? Никакого второго шанса, к сожалению, не будет.

Посмотрим на людей, достигающих успеха, – на бизнесмена, менеджера или, например, спортсмена. У последнего намного больше тренировки и нередко спортивной аскезы, чем у нас, христиан, когда мы вроде бы и постимся, но стараемся найти лазейки, чтобы пост не показался серьезным и изнурительным для нас. Или, например, бизнесмен может работать по 16 часов в день на действительно серьезной работе, чтобы сколотить капитал.

Нам же предлагается приобрести совершенно другой капитал и участвовать в совершенно иной олимпиаде или иных спортивных состязаниях: как говорит апостол Павел, не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным вечности. Тем самым вечность проводится уже в совершенно ином качестве – как безысходность и осуждение.

То, что этот управитель не просто убегает, а обращается к людям, – это еще одно завершение притчи. Христос говорит, что богатством неправедным можно и нужно приобретать друзей. Это не означает, что мы можем воровать, не платить налоги, заниматься махинациями, а потом просто подать 100 рублей милостыни и считать, что исполнили долг. Тем не менее, все, что мы приобретаем, – это в том числе и средство послужить Богу через служение ближнему. Потому этот неверный управитель показывает, что у каждого из нас в жизни есть определенный ресурс. Это не обязательно деньги, но время, силы, которыми можно послужить людям, в том числе – если мы жили или живем неправильно – попытаться изменить нашу собственную судьбу, пытаясь помочь другим людям.

Спасибо за ответ. Притча о блудном сыне – в каком свете Вы рассматриваете ее в своей книге?

– Да, мне кажется, что эта притча даже, может быть, трехчастная. Первая ее часть говорит, что на свободу человека не посягает даже Сам Бог. Каждый из нас полностью свободен в принципиальных моментах нашей жизни. Нам иногда кажется, и нам нередко внушают, что нас что-то предопределяет: наши родители, предки, наша генетика и так далее. Безусловно, мы живем не в безвоздушном мире, но, с другой стороны, человек и не камень, который, если отпустить, просто упадет на землю под действием силы тяжести. У каждого есть выбор. И Бог этот выбор принимает.

Мне кажется, первый посыл этой притчи – Бог принимает даже наш неправильный выбор, поскольку Ему нужны не послушные роботы, которых Он хочет запрограммировать (недавно по телевидению прошел сюжет: робот уже в человекообразном виде – девушка, которая запрограммирована и может свободно вести беседу). Эта притча говорит, что Бог не программирует человека изначально. У любого человека, от Адама и Евы и до последних людей, которые будут жить в конце истории, на заре эсхатологии, всегда есть свобода выбора. И этот выбор может быть очень болезненным, в том числе и для Бога. Младший сын говорит отцу, который, по разным святоотеческим толкованиям, символизирует Бога или Христа: «Дай принадлежащую мне часть имения» – сын как бы говорит: отец, я жду не дождусь, когда ты умрешь. К сожалению, каждый из нас сталкивался с ситуациями вокруг нас, когда дети ждут квартиры или наследства со стороны пожилых родителей. И здесь молодой человек набирается наглости, это настолько хамская просьба (особенно в контексте того патриархального общества), что он практически говорит отцу: «Отец, ты для меня умер. Отдай мне мою часть имущества, и я буду жить сам. Ты для меня не существуешь».

Интересна реакция отца: он не устраивает скандала, не закрывает его дома, не наказывает каким-то образом, не отправляет на тяжелую работу – отец принимает его выбор. Он делает то, чего, наверное, многие родители не сделали бы. Это те проблемы подросткового возраста, когда молодому человеку 17–18 лет, у него свой круг общения, он ставит под вопрос мировоззрение родителей, в том числе нередко и православное мировоззрение. Родители часто бывают в шоке: когда он был маленьким ребенком, то ходил в храм, в воскресную школу, было все хорошо, а начинается отрочество, возраст исканий, и молодой человек уходит из дома, нередко уходит из храма. Но здесь мы видим, что Бог не насилует волю человека: Ему нужны те дети, которые добровольно считают себя детьми Отца.

Поэтому Бог дает право на ошибку, как отец дает право на ошибку этому молодому человеку, радостная и беззаботная жизнь которого довольно быстро заканчивается, поскольку заканчиваются деньги. Он ведь не вкладывает их в собственное предприятие, не начинает свое дело: деньги для него – это легкая жизнь, увеселительные заведения, и он очень быстро оказывается рядом со свиньями, с корытами, откуда едят эти нечистые для иудеев животные; быть вместе со свиньями, тем более есть с ними из одного сосуда, – для иудея той эпохи это самое дно, дальше падать уже некуда.

Здесь начинается вторая часть притчи, когда у человека вновь есть выбор. Как бы глубоко человек ни пал, что бы в его жизни ни случилось, Бог готов принять его, если человек добровольно захочет вернуться к Нему. Действительно, бывают в жизни периоды, когда у человека вроде бы все плохо, все рушится, никакой дальнейшей перспективы вообще нет, все плохо – и на работе, и в семье, и со здоровьем. Но если мы посмотрим на нашу предшествующую жизнь, то увидим, что очень часто именно мы сами были источником этих проблем (вначале маленьких, но затем приведших уже к каким-то серьезным моментам в жизни). Но если все уже так трагично и безысходно, это не значит, что надо впасть в уныние или депрессию. Это значит, что надо повернуться назад и совершить то, что Священное Писание называет покаянием (по-гречески это μετάνοια – «метанойя», изменение ума, по-еврейски «шув» – «обратиться, возвратиться»), то есть возвращение на обратный путь.

Отец принимает сына не как раба, не как наемника: сын готов вернуться как наемный рабочий, но отец полностью восстанавливает его в том же самом достоинстве, в каком он был раньше, – он дает ему перстень, который в то время был печатью для финансовых документов, дает ему на ноги сандалии, одевает его, устраивает пир и так далее.

Вместе с тем появляется третий – сын, который никуда не уходил. Вроде бы нормальный, верный сын, но, оказывается, внутри его все эти годы проходила тяжелая драма: он был недоволен своим пребыванием вместе с любящим отцом, и его взгляд на мир совершенно иной – безысходный. И притча заканчивается как раз ничем – мы не знаем, зашел старший сын на этот радостный пир или рассердился и пошел куда-нибудь один, злясь на отца и своего младшего брата.

Каждый из нас может идентифицировать себя с одним из этих трех персонажей – с отцом, с блудным сыном, со старшим сыном. Притча остается без концовки: каждый из нас должен ее дописать своей жизнью.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс