Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №09 (954) → Игумен Филарет (Пряшников): Подвиг мученичества в наши дни

Игумен Филарет (Пряшников): Подвиг мученичества в наши дни

№09 (954) / 1 марта ‘18

Беседы с батюшкой

Тема беседы – «Подвиг мученичества в наши дни». Мы вспоминаем трагическую дату – 100-летие начала безбожной годины в нашей стране. В 2018 г. нас ждет целый ряд трагических дат. 100 лет прошло, подвиг новомученичества при этом, наверное, не в полную меру осознан, и мы снова встречаем мучеников уже XXI века. Как Вы считаете, такое явление – это какие-то случайные события или нормальная жизнь Церкви?

– Когда Господь отправлял Своих апостолов в этот мир, Он не обещал им сладкой, спокойной жизни. И часто мы говорим: что Господь принес в этот мир? Он принес нам осознание того, что Он нас очень любит. И Он находится с нами в разных жизненных ситуациях – и в страданиях, и тогда, когда человек переносит какую-то боль утраты, потери. Но когда апостолы пошли в этот мир, они имели предупреждение от Него: в мире будете иметь много скорбей. А то, что их самих (апостолов) и их последователей будут предавать на казни, – мы это тоже видим в Евангелии от Матфея. Но там сказано: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити».

Церковь никогда не жила спокойной жизнью. В первые века христианства были страшные гонения, более трехсот лет лилась кровь верующих во Христа – они без боязни входили на арену к животным, поднимались на эшафот, где горел костер. Удивительно, что они стали примером для многих людей, которые пришли после них. Церковь жила своей жизнью (когда-то спокойно, когда-то не очень), но интересно сказал кто-то из мужей апостольских, что кровь мучеников – это семя Церкви. Ведь это не просто подвиг ради красного словца. Что такое отдать жизнь? Жизнь за что, за кого? Часто люди, которые не очень положительно относились к Церкви и христианству, говорили: «Ну, это такой всеобщий психоз». Невозможно обмануть всех. Человек отдает свою жизнь только потому, что он знает за Кого отдает. Личное общение со Христом делало это чудо.

Когда мы смотрим назад, на начало этой вакханалии, когда убивали ни в чем не повинных людей… Бутовский полигон, Москва: шла шеренга, убивали священников. Каждого ставили перед ямой, чекист держал пистолет возле виска и говорил: «Ну, скажи мне, поп, есть ли Бог?». – «Да, есть Бог». И звучал выстрел. Невозможно понять вот эту глубину, беспредельную любовь ко Христу – вот так, зная, что сейчас перечеркнется весь твой земной путь, идти за Христом. Надо иметь великую любовь. Поэтому и сегодня мы почитаем этих героев. «Мученик» в переводе с греческого означает «свидетель». Часто люди говорят: «Ой, как Вы называете моего ребенка? В честь мученика... Только не мученик, пожалуйста, всю жизнь будет мучиться». Люди не понимают важность слова «мученик». Это свидетель, который, отдав свою жизнь, свидетельствует о глубокой вере и преданности своему Господу.

Не всякая смерть является мученической, мы это тоже должны понимать. Смерть в бытовом каком-то споре – это не мученическая смерть. Человек разбивается в аварии, умирает – это тоже не мученическая смерть. Есть определенный подход в понимании, что такое свидетельство за Христа, поэтому мы молимся и вспоминаем эту жизнь. Конечно, в земном измерении смерть человека – трагедия. Насильственная смерть не является чем-то таким, чем можно хвастаться. Тем более, еще раз говорим, огромное количество людей было уничтожено, каждый третий священник расстрелян, если не ошибаюсь.Огромное количество людей было убито за веру во Христа.Мы их не забываем.

Совсем близко будет отмечаться Собор новомучеников и исповедников Российских. В него включено около двух тысяч человек, с каждым годом число увеличивается. В 2011-м было 1700 с лишним, но это число растет, какие-то новые свидетельства становятся достоянием общественности. Так что многих мы не знаем, но все равно обращаемся к ним, чтобы они укрепляли нас своим подвигом в том, чтобы идти и быть похожими на них хоть немножко.

Но и сегодня дата знаменательная, особенно для Александро-Невской лавры, – столетие со дня убийства святого священномученика Петра Скипетрова. Сто лет назад на отца Петра красногвардеец направил свое ружье, и с этим выстрелом оборвалась его жизнь. Но и в Вашей жизни был близкий человек, жизнь которого оборвалась похожим образом. Позвольте, я Вам задам вопрос об этой трагической ситуации.

– Действительно, в 2014 году в Южно-Сахалинске, где я тогда совершал свое служение, произошло событие, которое никого не оставило равнодушным. Девятого февраля в два часа дня в кафедральный собор в воскресный день зашел человек. Кстати, тогда праздновалась память новомучеников и исповедников Российских. И очень было все не случайно в этот день. И все люди были расставлены Промыслом Божиим тоже не случайно. Мама не должна была в этот день работать в иконной лавке. И вот зашел человек с ружьем и начал стрельбу средь бела дня в храме. Он планомерно расстреливал иконы и, конечно, направлял оружие на людей. Шесть человек были ранены, а двое убиты. Это Владимир Запорожец, который первый прибежал на выстрелы (его буквально изрешетили), и моя мама, монахиня Людмила (Пряшникова).

Она приняла монашеский постриг в декабре, то есть монахиней она побыла совсем немного, три месяца. Основное ее послушание было – храм. И вот то, что произошло тогда, изменило и мою жизнь, и жизнь многих людей, которые, так или иначе, связаны с этим событием. Понятно, что прошло время, мы начали как-то думать над этим событием, размышлять: как можно, что в наши дни заходит человек просто так и показывает свою ненависть вот таким злым способом, расстреливая людей в упор? Маму расстрелял прямо в лицо, когда она находилась за исполнением своих обязанностей. Мало того, она постоянно звонила в духовно-просветительский центр, просила помочь. И она была свидетелем всего до конца, хотя могла убежать. Она не ушла, Владимир мог не зайти.

Знаете, всегда, когда переживаешь такое важное событие, не можешь ответить на вопрос: почему они? Владыка Тихон, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский, сказал так: они были достойны этой смерти. В соборе пролилась кровь в наши дни тоже, думаю, не случайно. Мы живем благодаря крови этих мучеников, в том числе мучеников Сахалинских. Пройдет время, и я думаю, что все встанет на свои места. Поэтому – да, для меня это такое событие (9 февраля будет четыре года), и я буду присутствовать в Южно-Сахалинске на богослужениях, мы обязательно посетим и могилы убитых – монахини Людмилы и Владимира, где будем совершать молитвы и снова и снова возвращаться мыслями туда.

Если мы говорим про XX век, то убивали христиан убежденные атеисты. Какова же была мотивация этого убийцы?

– Есть люди, которым, к сожалению, в принципе ничего не нравится, когда оспаривают исторические события, эпохальные изменения в истории нашего государства. Неоязычество – одно из направлений, которое, так или иначе, говорит, что христианство – лишнее в истории русского народа, христианство ничего, в принципе, не дало, ничего не принесло. Но позвольте, почитайте... Есть свидетельства, насколько жестокими были нравы языческой Руси, тех племен, которые населяли исторические территории. Это были далеко не ангелы. Посмотрите, что происходило, есть свидетельства. Потому это – ненависть к человеку, который не такого цвета кожи, не такой веры, не таких взглядов.

А сейчас наш мир строится на принципе «разделяй и властвуй»: разделить людей по убеждениям, по взглядам на жизнь. Особенно когда смотришь телепередачи, смотришь какие-то ток-шоу... Сейчас люди живут шоу, им нужно шоу, где кипят страсти, где перетрясают какие-то моменты личной жизни того или иного человека. Ведь на самом деле это страшное время, когда людей разделяют. А что объединяет? Почему столько сил брошено против Церкви, против христианского православия, нашего русского православия? Потому что есть силы, работающие на то, чтобы мы не были единым народом. Вот это самое страшное. Я говорю так, потому что это мое видение жизни. Наверное, я бы так ответил на этот вопрос. Ненависть никогда не созидает, наоборот, разрушает или жизнь человека, или государства, или дома: если домашние начнут между собой делить власть и ссориться, то такой дом не устоит. Любая семья не сможет жить в мире там, где есть разногласия.

Слово «мученик» переводится как «свидетель», и с первого взгляда непонятно, в чем же свидетельство этих двоих, которые погибли от ружья преступника.

– Когда я собирался к вам, прочитал очень интересный рассказ из святоотеческой православной истории. Жил один монах в келье, и вдруг он услышал, что в городе начались гонения на христиан. Он почувствовал себя готовым и сказал: «Я иду, чтобы меня убили». Но все-таки в монашестве есть определенный момент послушания: надо зайти к своему духовному отцу, взять благословение на мученичество. Ничего с собой не взял, заходит к старцу и говорит: «Отче, благослови, я иду мучиться». Тот берет палку и бьет его по голове. И этот так называемый новомученик говорит: «Ты что, отче? Что ты делаешь?». А тот говорит: «Вот видишь, я тебя ударил, а ты не проявил никакой любви, милосердия и снисхождения. Как же ты будешь проявлять их тогда, когда тебя будут мучить? Поэтому ты будь готов, когда за тобой придут. Сам не иди, но будь готов». То есть подвиг мученичества – это не просто так. Знаете, как говорят: смерть на людях красна…

В чем заключался их подвиг? Во-первых, основная мотивация человека, который пришел убивать: он пришел убивать христиан. Второе: нет большей любви, если кто душу свою отдаст за друзей своих. Владимир пошел спасать, он был верующим человеком, крещеным. И, конечно, мы какие-то моменты его жизни совершенно не знаем, потому что они потаенные. Матушка Людмила также отдавала свою жизнь; может быть, она предотвратила более страшную трагедию, когда звонила, когда просила, чтобы помогли, чтобы не входили, когда она предпринимала все попытки, чтобы узнали о том, что творится в соборе в данный момент. Поэтому их свидетельство было явное, в центре их подвига стоит любовь, а Бог есть любовь. Мы не должны забывать, что все-таки в центре мучений за Христа стоит любовь ко Христу, прежде всего. Умираем ради Него. Не ради того, что о нас потом напишут книги или что-то скажут. Умираем ради веры во Христа.

Но, конечно, не надо бояться. Эта тема непростая для многих. Ну, как это понять? Что значит бросить все – работу, детей – и пойти отдавать свою жизнь? Я недаром рассказал случай про монаха. Когда за вами придут, как это было после Октябрьского переворота (приходили за священниками и монахами, арестовывали простых мирян, которые стояли за веру во Христа), – вот здесь уже действительно начинается свидетельство. Не нужно стремиться к этому самому, но и не убегать, если Господь тебе это даст. Сегодня мы живем в мирные времена. Я бы не хотел, чтобы мы забывали: ежедневно христиане умирают в наше время. Это Ближний Восток, это Африка. Мы знаем те страны, где за хранение Евангелия смертная казнь. В наши дни. Так что мы не застрахованы от того, что, может быть, когда-то и нашему русскому народу придется это пережить вновь. Не дай Бог, конечно. Поэтому надо беречь память наших новомучеников, помнить о них.

Такое возникает чувство, что в некотором роде и Вы несете подвиг свидетельства о тех событиях, которые заняли важную часть в Вашей жизни.

– Жития святых основываются на мученических актах. Мы должны перенестись в те жестокие времена, в Римскую империю, ведь это было правовое государство. И там были такие законы: если ты незаконно наговариваешь на человека, тебя самого накажут. Если объявлялся христианин, его приводили в суд. Все это документировалось, а потом эти свидетельства легли в основу мартирологов – мученических актов. Наверное, моя задача в дальнейшем тоже свидетельствовать об этом. Мы выпустили книгу, которую назвали «Капельки любви», ко второй годовщине, собрали свидетельства людей, которые, так или иначе, помнили матушку, поместили в эту книгу жизнеописание Владимира, какие-то фотографии. В Южно-Сахалинске, по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского, был организован музей в нижнем храме кафедрального собора, где выставлены фотографии, личные вещи. Допустим, для меня самое драгоценное – это параман матушки Людмилы, который мне принесли на второй день после убийства, он полностью пропитан кровью, даже на кресте сохранилась частица ее тела. Я одно время хранил это дома как великую святыню для себя, а потом все-таки передал в музей. В Южно-Сахалинске на месте расстрела установлена памятная доска.

Здесь не только моя роль, а все-таки любовь других людей. Мы что-то делаем, стараемся свидетельствовать об этом, люди пишут мне письма. Допустим, такой маленький сюжет я запомню на всю жизнь. Были выпущены фильмы к этому дню, чтобы рассказать о подвиге сахалинских верующих. После расстрела (буквально недели две прошло) пришел ко мне мужчина и сказал: «Ваша мама меня спасла от смерти, от самоубийства». Я спросил, как это произошло. Он говорит: «На моих руках умерла моя любимая жена (человек не очень верующий, понятно, что такая трагедия всегда страшна, когда теряешь любимого человека). Ведь я думал так: зайду сейчас в собор и пойду брошусь... не хочу больше жить. Она остановила меня, и мы с ней встречались почти каждый день. Я приходил в собор, она мне что-то говорила, мы что-то читали, молились вместе. И спасибо Вам, Ваша мама меня спасла, она дала мне силы жить дальше». Видите, Промысл Божий до конца не понять, и он действует в жизни, судьбе любого человека. Я в это верю.

Начиная с перестройки, что ни год, мы слышим об убийстве того или иного священнослужителя. Это и отец Александр Мень, и отец Павел Адельгейм, и монахи Оптиной пустыни, и многие другие. И ведь этот человек, который ворвался в храм в Южно-Сахалинске, наверное, изначально искал Вас? Наверное, его целью было найти именно священнослужителя? Как Вы считаете, священнослужители должны принимать какие-то меры безопасности для того, чтобы это предотвращать?

– Совсем недавно в средствах массовой информации проходила новость: готовился теракт в Казанском соборе. Я думаю, что это было бы ужасающей трагедией. В любом событии, в любом происшествии тоже есть некий Промысл Божий. Если есть возможность это предотвратить, то нужно предотвращать, чтобы сохранить человеческие жизни, что и было сделано. Но когда идет такая запланированная, всеобщая борьба против добра, против веры, когда христиане не могут, в принципе, ничего сделать, как в Африке, на Ближнем Востоке, где они в меньшинстве, когда они бесправны, когда идет постоянное уничтожение верующих, – это и есть гонения. Когда верующие вне закона, когда им нельзя делать то или это, и прочее, прочее...

Священнослужители тоже в руках Божиих, мы тоже орудия Божии, как любой человек. Нужно воспринимать все происходящее со смиренным осознанием, что все-таки мир во зле лежит. И очень много людей, которые свою идеологию ненависти, злобы распространяют на других. А государство призвано нас защищать от таких людей. То есть здесь два подхода к тем событиям, которые могут расцениваться как мучения за Христа, за веру. Именно когда они происходят за веру, не просто из-за ненависти. Но это мой взгляд.

Мы уже сказали, что, наверное, подвиг новомучеников начала XX века не до конца осознан. Хотя наша страна номинально является православной, но мы видим, что люди праздновали и Октябрьскую революцию, и совершенно лояльно относятся к коммунизму в его атеистическом изводе. Как Вы считаете, как нам сделать так, чтобы все-таки подвиг новомучеников действительно вошел в сознание людей?

– Я хочу вспомнить событие из жизни Христа, связанное с гадаринскими бесноватыми и теми жителями, которые жили в той стороне. Когда Господь совершил чудо, они Его выгнали: «Иди прочь, мы не хотим ничего знать о Тебе; мы будем жить так, как живем». По толкованию святых отцов, основной их грех состоял в том, что они не хотели менять свой образ жизни. Ведь Господь, Который обращается к нам, есть любовь, справедливость, долготерпение, милосердие и прочее. Он обращается к человеку, прежде всего, с призывом изменить свою жизнь. Но не просто номинально перестать обманывать, приносить какие-то неприятности близким, а поменять свое сознание. Даже само слово «покаяние» означает «изменение сознания». Так же и здесь.

Наверное, самое страшное, что сегодня происходит в общественной жизни, – люди не хотят менять свое сознание и часто живут теми старыми принципами, которые были в советское время. Это было хорошее время, на самом деле много сделано, и открытий много, но как-то остаются в тени концлагеря, ссылки. И люди боялись говорить открыто то, что говорят сейчас в интернете. Вы только посмотрите, какая безнаказанность, когда ты можешь сказать все что угодно, когда не отвечаешь за свои слова. А ведь было так, что люди боялись звука машины в 30-х годах, так называемый «черный воронок» забирал бесследно человека. Родителей разделяли с детьми. То есть мы почему-то забываем о тех страшных страницах истории, которые пережил наш народ, что-то идеализируем. Да, были какие-то хорошие моменты, но вспомните, какой ценой это все далось. Кровь всегда разделяет, она никогда не остается безнаказанной, потому что она вопиет к Небу. Помните случай из Библии, когда Каин убил Авеля? Написано очень хорошо: «Кровь брата твоего вопиет ко Мне». Вот так же и здесь.

А про подвиг новомучеников, думаю, будут писаться какие-то исторические работы, выходить книги. То есть наша задача, как мы уже сказали, свидетельствовать об их жизни, говорить, что это имело место в нашей Церкви. И ведь мы живем в аванс, Церкви дан сейчас аванс благодаря крови мучеников. Мне сказал один очень знаменитый умный человек такие слова, что мы живем за счет того подвига, который сияет на небосклоне истории христианской Церкви. И вот самое главное, чтобы была возможность нам дальше свободно исповедовать свою веру, свободно ходить в храмы, свободно высказывать свое мнение, не боясь, что тебя заберут и ты больше никогда не увидишь свою семью. Вот об этом нельзя забывать. Мы можем сделать все для того, чтобы память новомучеников сохранялась. Пишите работы, издавайте книги, снимайте фильмы, которые будут говорить нам о подвиге нашего великого народа.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс