Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Всех поздравляю с началом Великого поста – временем самым отрадным и, я бы даже сказал, самым радостным. Лично для меня Великий пост – особо вдохновенное время. Даже сам не знаю почему, но переживаю его именно так.
Я с Вами полностью соглашусь, мне тоже очень умилительно время поста. Поговорим о самой главной молитве Великого поста – молитве Ефрема Сирина.
– Эта молитва просто удивительная. Даже Александр Сергеевич Пушкин посвятил ей одно из своих стихотворений (кстати, не только он, а многие обращали на нее внимание). Помню, когда я поступал в семинарию, она входила в состав молитв, которые мы должны были знать наизусть. Эта молитва в каком-то смысле центральная во время Великого поста. Она состоит из трех частей.
Первая часть: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».
– В первой части этой молитвы мы обращаемся к Господу, чтобы Он освободил нас от наших страстей, то есть от того, что нам мешает на пути к Богу. Что мешает человеку на пути к Богу? Его страсти. А что такое страсти? Это сложившиеся греховные привычки. Это цепи, которые тебя сковывают. Если каждый отдельный грех отдельное звено, то все вместе – целая цепочка, которая тебя сковывает.
В молитве Ефрема Сирина мы просим Господа, чтобы Он освободил нас от основных греховных страстей. Причем, когда мы начинаем молитву, то говорим: «Господи и Владыко живота моего», – то есть сразу вспоминаем, что именно Господь является Владыкой нашей жизни. Именно Он нас сотворил, наша жизнь в Его руках. А раз наша жизнь в Его руках, то в Его руки мы и должны вверить себя и постараться согласовать свою волю с Его, чтобы Господь очистил нас от страстей.
Самое первое, от чего мы просим избавить нас Господа, – это дух праздности. Святые отцы говорили, что праздность является матерью всех пороков: праздный человек как невозделанная земля, на которой не выпалывают сорняки. Если землю на огороде оставить в праздном состоянии, она настолько зарастет сорняками, что потом просто не сможешь выполоть, придется выкашивать. И когда человек предается праздности, у него, незаметно для него самого, внутри начинают произрастать всевозможные страсти – уныние, обиды, злопамятство. Человек сидит на месте, а внутри него крутится целый рой мыслей.
На самом деле наш ум не бывает без работы. Если мы не подчинили свою мысль какому-то делу, она будет вертеться в каких-то греховных побуждениях, целях, перемалывать какие-то обиды из прошлого. И такой находящийся в праздном состоянии человек изъедает сам себя. Поэтому святые отцы и говорили, что всегда надо быть занятым какой-то работой. У занятого человека и ум более дисциплинирован, приучается к какому-то порядку. Праздность – это страсть, которой нужно избегать.
Вторая часть молитвы: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему».
– Во второй части мы уже просим Господа даровать нам определенные добродетели. Если в первой части мы старались освободиться от каких-то страстей, то здесь просим уже обрести какие-то добродетели.
Ведь и у святых отцов говорится, что сначала душу надо очистить. Тогда уже в чистую душу приходит благодать Святого Духа, которая подает тебе какие-то дары. И это самые важные дары – целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. Целомудрие – центральная христианская добродетель: целостное мудрование. В чем оно заключается? В том, чтобы в тебе была такая устроенность, чтобы твои мысли были посвящены не грехам, а всецело устремлялись к Богу, чтобы в них были чистота и непорочность. Вот что такое целомудрие в приложении к душе. А в отношении тела это свобода от беспорядочных страстных греховных желаний.
Без целомудрия невозможно быть христианином в принципе. Это такая добродетель, к которой нужно стремиться, поэтому мы просим обрести ее. У человека, обретающего целомудрие, и внутри порядок, и во внешней жизни тоже порядок и устроенность.
Смиренномудрие тоже краеугольная Христова добродетель. Очень трудно, наверное, в двух словах выразить, в чем заключается добродетель смирения. Обычно если кто-то сказал нам что-то обидное, наша реакция: «Он не прав, я же не такой, он не разобрался». Это говорит о том, что внутри нас оковы. Мы так изъедены нашей гордостью, что она нам мешает, у нас внутри нет покоя и мира, а смиренный человек – это человек, у которого внутри мир, который свободен от этих взрывов. И если кто-то со стороны сказал что-то плохое, то это знак: может быть, я в чем-то действительно не прав. Нужно воспринимать то, что происходит, как уроки, которые даются от Бога. Да, может быть, что-то неприятно, но через это Господь учит нас терпению и смирению. Поэтому и нужно просить в молитве смиренномудрия.
Ни одна добродетель не будет устойчива без терпения. Терпение, как говорят, некий раствор, скрепляющий добродетели. Когда раствор затвердевает, то все обретает прочность. Представьте, что мы что-то делаем, но у нас нет терпения. Молимся, но не вытерпели – оставили молитву. Постимся, но тоже не вытерпели и решили: пойду-ка я в супермаркет. Молитва разваливается. Пост разваливается. На работе тоже не стерпел – и все повалилось. А какой ты христианин, если не терпишь? И никакая добродетель не будет совершенной, если у тебя нет терпения. Терпение помогает все довести до конца, вот почему мы просим этой добродетели.
И любовь – это, конечно, венец христианских добродетелей, поэтому молитва Ефрема Сирина обязательно обращает внимание на нее. О том, что такое любовь, можно говорить очень и очень много. Что такое любовь? Это когда тебе хорошо от того, что хорошо другому. Часто мы радуемся, когда мне хорошо, а когда я вижу, что хорошо другому человеку, то мне уже не очень хорошо. А это значит, что у нас уже не любовь, а самолюбие – повернутость на себя. А подлинная любовь – это когда ты повернут не на себя, а, прежде всего, обращен к Богу. И в Боге ты любишь другого человека.
Третья часть молитвы: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков».
– В третьем прошении мы просим даровать нам основные духовные ориентиры. Что является таким основным ориентиром? Это зрение собственного греха и неосуждение другого человека. Если мы не будем иметь дара зрения греха своего, то будем постоянно находиться в самообмане. У нас внутри целый рой разных страстей, и жалок тот, кто не видит самого себя, не видит своих внутренних проблем. Поэтому это тоже как дар Святого Духа – зрение греха своего.
Когда в темную комнату через окошко проникает луч света, то он освещает мельчайшие пылинки, плавающие в воздухе. Так христианин, приобщающийся благодати Святого Духа, начинает видеть в себе мельчайшие недостатки и несовершенства. А когда мы видим свои грехи, тогда понимаем, что надо преодолевать в самих себе, что надо очищать. Такой человек находится на правильном пути.
И это выражается в нашем отношении к ближним. Когда мы начинаем судить других людей? Когда выступаем как судьи. На самом деле мы сами подсудимые: у нас в душе так много всего, как же мы вообще можем осуждать другого человека?
Иногда мы не видим за собой каких-то грехов, считаем себя во всем справедливыми, удивляемся, почему мы несем какие-то жизненные трудности и скорби. И внимательный взор показывает, что все, что нам попускается, попускается, быть может, за какие-то наши грехи, поэтому важно видеть свои грехи, чтобы очищаться от них и не осуждать других людей. Вот почему мы молимся об этом в третьей части молитвы преподобного Ефрема Сирина.
Записала:
Ксения Сосновская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.