Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №08 (953) → Иеромонах Никодим (Шматько). Таинство Соборования

Иеромонах Никодим (Шматько). Таинство Соборования

№08 (953) / 13 февраля ‘18

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – «Таинство Соборования: духовный смысл текста чинопоследования и содержание молитв». Отец Никодим, Великим постом принято собороваться. Кто-то соборуется один раз, кто-то несколько... Каков смысл таинства Соборования?

– Это действительно важный вопрос – идут споры. Ведущие не к разделению, а, наоборот, – к уточнению. Соответственно, важно обратить внимание на духовный смысл. Именно так и обозначена тема: духовный смысл чинопоследования. Есть три вида толкования: если взять треугольник и разбить его условно на три части, то верхняя часть – это духовное толкование, чуть пониже – душевное, еще ниже – телесное.

Телесное. Мы видим определенный порядок (сначала идут предварительные молитвы, потом канон из 9-ти песней, потом молитвы, мирная ектения, освящение, 7 Апостолов и 7 Евангелий). После каждого Евангельского чтения читается молитва и помазуется болящий. Вот буквально чин, который сформировался с XVI–XVII века именно на Руси, именно в той форме, которую мы сейчас знаем.

Душевное толкование. Здесь нужно посмотреть, что же вложено в молитвы, что мы понимаем под этим чинопоследованием? Как это пробудит нашу нравственность? Как увидеть, насколько наша совесть духовно возрастает? Это важно.

Духовное понимание: как в этих душевных переживаниях обязательно подниматься через покаяние? Так вот, именно духовный смысл хотелось бы обозначить, и Церковь именно на этом языке с нами говорит.

Конечно, в Священном Писании и в богослужении должна быть и конкретика, порядок (что за чем), должны быть четкие заповеди Божии, четкие заповеди блаженств. Нельзя сказать сначала: страдайте, а в конце: будьте нищие духом. Заповеди блаженств расположены в определенной последовательности. Первая заповедь – осознание своих грехов, в соответствии с молитвой «Отче наш»: «Да святится имя Твое». «Блаженны плачущие» – «Да приидет Царствие Твое»: если Царь грядет, чем мы можем оправдаться? Только своим плачем. Если мама или папа с ремешком, чем оправдаться? Плачем: помилуйте нас. «Блаженны кроткие» – это покаяние. Таинство Покаяния соответствует 3-му прошению молитвы «Отче наш»: «Да будет воля Твоя» (я хочу жить по Твоей воле). «Хлеб наш насущный» – «Блаженны алчущие и жаждущие правды». «Блаженны милостивые»: высшая милость – оставить долги своих ближних, это 5-е прошение молитвы «Отче наш» и 5-я заповедь блаженств. 6-я заповедь: «Блаженны чистые сердцем». Если я чист сердцем, я вижу искушения – не введи меня в них, но избави меня от лукавого, потому что я хочу быть Твоим сыном, Боже: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся».

И это очень четко видно при прочтении Евангелий: каждое Евангелие соответствует определенному духовному уровню, каждому прошению молитвы «Отче наш» и каждой заповеди блаженств. А почему не 8 и не 9 прошений молитвы «Отче наш»? У нас 7 дней творения, 7 цветов радуги... И когда человек стал сыном Божиим с чистым сердцем, он уже может по-настоящему постоять за правду и быть мучеником за Христа. Он в этом случае уже славословит Бога. Поэтому у 8-й и 9-й заповедей блаженств 8-го и 9-го прошений нет. Это славословие – мы славословим Бога. Мученики славословили: они и врагов благодарили, и молились за них, о чем заповедовал нам Господь.

Вот духовный смысл. Оказывается, все взаимосвязано: 7 таинств церковных соответствуют 7-ми заповедям блаженств, 7 заповедей блаженств соответствуют 7-ми прошениям. Число 7 очень духовное. В частности, блаженный Феодорит (а ему вторит Владыка Аверкий (Таушев)), который толкует Священное Писание, говорит: троица – это Троица, а четверица – это человеческое число, 4 Евангелия. Происходит синергия Троицы и четверицы. То есть 7 – число синергии. А где синергия? В 6-й заповеди блаженств: «Блажени чистые сердцем, яко тии Бога узрят».

Именно таинство Соборования и ведет человека к этой чистоте. Ведь все наши грехи, какие существуют, страсти – это результат того, что в наше сознание приходит греховный помысел (прилог). Далее – сосложение с помыслом, внимание изменяется (ум паразитируется), услаждение (чувства) и воля – мы набираемся решимости и совершаем грех. Грех повторяющийся приводит к страсти, страсть приводит к пороку. Как говорится, мизинец дай – по локоть откусит. Кто откусит? Дьявол. То есть все начинается с помысла.

В чем же духовный смысл чинопоследования?

– Таинство Соборования условно можно разделить на 2 части.

1-я – это представление идеального человека. Как вы думаете, духовное состояние идеального человека по каким заповедям мы можем узнать?

По заповедям блаженств.

– Да, по заповедям блаженств. Поэтому читаются сначала подготовительные молитвы – и сразу дается канон идеального состояния души. И во время чтения канона не только священник, но и сам человек думает: «А вот это у меня не так. А здесь я не так подумал. А по 1-й заповеди блаженств у меня вот эта проблема: я Боженьку не знал и не хотел осознавать свои грехи. 2-я – я не плакал о своих грехах, 3-я – я никогда не каялся или каялся неправильно, лукаво, 4-я – я лукавил, обманывал, полуправду говорил, Священное Писание не читал. 5-я – я дела милосердия неправильно совершал. А чистоты сердца так вообще у меня нет; искушения все время настигают меня, и я всю вину перекладываю на кого-то, как Адам: «Я тут ни при чем, это Ева виновата». А Ева: «Да я тут ни при чем, – это государство виновато». А государство: «Мы тут ни при чем, это люди виноваты». Начальник на подчиненного – и так далее: нет чистоты сердца». 7-я заповедь: «Я не хочу быть миротворцем, наоборот, мне бы лучше, чтобы люди дрались, а под шумок я могу тоже грешить»... Вот картина сразу! А уж за правду стоять... Если мы боимся перед храмом перекрестить себя и своих детей... А еще и мучеником быть – нет, это не для меня! Поэтому Господь ограничил: хотя бы усыновитесь («Блажени миротворцы, яко тии сынами Божиими нарекутся»).

1-ю, подготовительную часть мы начинаем обычно с Трисвятого. «Пресвятая Троице, помилуй нас!» – обращаемся ко всей Пресвятой Троице. «Господи (обращаемся к Отцу), очисти нас! Владыко (то есть Сын Божий), прости беззакония наши»: 10 заповедей я нарушил, 9 заповедей вообще, может, даже не знаю (10 заповедей – это внешняя очистка). Далее мы обращаемся: «Отче наш...». Любое таинство начинается с молитвы «Отче наш». Трисвятое прочитали, Пресвятую Троицу прославили – и сразу же «Отче наш». По сути, в этой молитве вся антропология: душа имеет 3 свойства – это ум, чувства и воля. Мы их дважды очищаем: первые 3 прошения и вторые 3 прошения. То есть чтобы ум освятился («да святится имя Твое»), чтобы чувства были царственные, воля… Потом – «хлеб наш насущный»: ум наш еще более должен причаститься, чтобы наши чувства не паразитировали на ближних, а прощали им грехи; и просим волю нашу укрепить, чтобы никакое искушение не постигло нас, тогда мы с лукавым поборемся уже. Так что это молитва усыновления, то есть идеал.

Далее читается 142-й псалом. В этом псалме выделим сразу, сколько раз перечисляется «услыши»: услыши молитву, услыши мя в правде Твоей, смятеся сердце мое, скоро услыши мя, слышану сотвори мне, аз есть раб Твой. То есть 5 раз произносится «услыши», чтобы сердце наше было чисто: чистое сердце – это 6-я заповедь блаженств, вот к чему мы будем стремиться в таинстве Соборования.

Теперь хотелось бы сказать самое главное по канону. 1-я песнь канона (это символ таинства Крещения, или символ 1-й заповеди блаженств) – это момент осознания своих грехов. Смотрите, что мы читаем в тропарях: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь». Немощь. Этот припев постоянно будет петься, после каждой песни и перед двумя стихами каждый раз будет повторяться. 2-й стих: «Исцели мя, яко смятошася кости моя». Кости – это символ заповедей Божиих, в Псалтири тоже это встречается. Какие-то заповеди я знаю, но неправильно их выполняю, где-то я их исказил, где-то неправильно их понял: «Воровать у своих нельзя, а вот у чужих можно? Оказывается, я неправильно думал – вообще нельзя воровать!». «Смятошася кости моя»: все принципы жизни ложные. Дальше: «Человеколюбче, прости меня... немощствующия рабы Твоя...». То есть 1-я песнь – и сразу несколько слов указывают о нашей немощи, что соответствует 1-й заповеди блаженств.

3-я песнь: «Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи...». Почему веселится? После таинства Покаяния тяжесть грехов спадает с человека, и он веселится. Поэтому 3-я песнь сразу о покаянии («Блаженны кроткие»), потому что кроткие возвеселятся, они просветятся помазанием. Седален говорит: будет река милости, и ко Господу обращаются как к Врачу и Помощнику.

Помните, когда идет общая Исповедь, священник говорит: «Вы, люди, как в бане, вы, как в больнице». А кто в больнице главный? Господь Иисус Христос главный в больнице духовной, в Церкви, поэтому мы обращаемся: Врачу, Помощниче. А когда врачевство начинается? Именно когда мы вскрываем нарыв нашей души, исповедуем это все. Вот 3-е прошение молитвы «Отче наш»: «Да будет воля Твоя», 3-я заповедь блаженств: «Блаженны кроткие». Таинство Покаяния прямо просится сюда, мы просим у Господа: «Прости нас, Врачу, Помощниче».

4-я песнь (ключевые слова): «Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающи...». Кто Солнце правды? «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо насытятся». Насытятся правдой. Вот оно – Солнце правды: мы Христа причащаемся. То есть, получается, 4-я песнь канона нас готовит, чтобы мы достойно приступали к таинству Причастия. Соответственно, если мы не читали Священное Писание и святых отцов, мы просим прощения у Господа.

5-я песнь (ключевые слова): «Ты, Господи, мой Свет... милости бездна, помилуй, Милостиве...». Слова «Преблагий» и «милости» в 5-й песне канона как раз соответствуют 5-й заповеди блаженств: «Блажени милостивые, яко тии помилованы будут». Если внимательно посмотреть, то в каждой песне есть ключевые слова: в 4-й говорится о правде, в 5-й – о милости: милости бездна, помилуй, Милостиве, Преблагий.

6-я песнь канона. Ирмос: «От крове очищшися...». Очищусь от ложных помыслов («Блажени чистые сердцем, яко тии Бога узрят»); «...обстени славы Твоея». И дальше опять 6-я песнь, кондак: «Милости Источник, Благоутробне...». Почему между 3-й и 6-й? Потому что 3 песни канона прошло (ум, чувства, воля) – и мы делаем малую ектению. Потом опять ум, чувства, воля – после 6-й песни опять ектения. Потом опять ум, чувства, воля (воля уже в мужестве) – и опять ектения. Получается 3 по 3: ектении ставятся после каждой 3-й песни (ум, чувства, воля; ум, чувства, воля). А между ними: «Яко Ты еси Бог наш», «Ты бо еси Царь»; и в конце: «Яко Тя хвалят все силы небесные».

7-я песнь («Блажени миротворцы, яко тии сынами Божиими нарекутся», и прошение: «но избави нас от лукавого»), мы просим: «Меч над демоны». Действительно, миротворцы – это те, кто словом Божиим побеждает лукавых. Здесь: «Горстию вся... меч простри... Твоя печать... милостию Твоею... любовию благочестия паче...». И именно здесь отроки. Мы помним, три отрока Анания, Азария и Мисаил были брошены в печь, и ангел их охранял. Ведь они не были крещеными – это еще Ветхий Завет. Сами принципы жизни призвали этого ангела. Они стояли насмерть за веру в Истинного Бога, и произошло чудо. Когда они вышли из огня, Навуходоносор сказал: «Вот они – представители Истинного Бога, поклоняйтесь их Богу». И пророк Даниил перевоспитал, преобразовал всю страну, включая колдунов. А какие колдуны на него наклеветали, тех съели тигры и львы, когда их в ров бросили.

8-я песнь: тоже говорится о стоянии в правде: «Благочестия рачители... львов зияния в рове затче». То есть заткнули рот им, не смогли они съесть пророка Даниила, а клеветников съели. «Помилуй мя... тайно вообразующе щедрот Твоих приклонение». Именно здесь воспоминается уже венец: «Преславное яко венец, Чистая...», то есть именно исповедники. 8-й уровень: «Блаженны изгнанные за правду», те, которые стоят, они исповедники, и уже венцы на них опускаются.

И 9-я песнь: «Камень нерукосечный от несекомыя горы... совокупивый разстоящаяся естества» – Божественная природа соединилась с человеческой, и вот оно: нераздельно, неразлучно, неизменно, неслиянно. Вот Он, Камень – Богочеловек. Вот смысл нашей жизни: настолько соединиться в нетварных энергиях с Богом через Причастие, чтобы уже неразлучно вместе с телом пребывать вечно на Небесах.

То есть 9-я песнь – это вершина, это идеал человека, который готов отдать свою жизнь. Строгали, бросали в кислоты... Георгия Победоносца привязывали к колесу и вращали, потом бросили его в известь. А они все равно держались. Почему? Настолько их душа соединилась с духом, настолько тело соединилось с душой и духом, что тело было буквально нетленно – их в кипящее олово и в кипящую смолу, а они живые.

Вот они, русские народные сказки. «Конек-Горбунок»: Иван ныряет из чана в чан, выскакивает из чана еще молодой и женится на царице. Это же символ нашего царского достоинства.

И именно дьявол не соблюл 8-й заповеди блаженств: он совратился, он не устоял, не сохранил своего достоинства. А Матерь Божия сохранила. Поэтому в конце и поется: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу...» – достойно: Она сохранила Свое достоинство. Когда пропели «Достойно есть», читаются определенные тропари, читается мирная ектения и молитва на освящение елея. Еще читаются тропари – и начинаются апостольские чтения.

Далее Евангелие от Луки... Почему у нас грехи совершаются? Потому что мы не знаем Истинного Бога. Поэтому 1-е Евангельское чтение из многих Евангельских чтений (4 евангелиста) выбрали именно то, когда законник подошел к Учителю и сказал: «Как мне спастись?». А Господь говорит: «Надо заповеди соблюдать». – «Какие?» – «А ты как думаешь?». Он отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и возлюби ближнего, как самого себя». Господь говорит: «Право отвеща, сие сотвори, и жив будеши».

То есть, по сути, 2 заповеди только у нас: любовь к Богу и любовь к ближним, они друг друга дополняют. Если мы любим Бога, расстояние между нами меньше. Принцип: круг, в центре Господь, а мы движемся по радиусам (как это у аввы Дорофея) – чем мы ближе к Богу, тем между нами меньше расстояние, любовь к Богу автоматически нас делает ближе друг к другу.

Второе Евангельское чтение. Прокимен: «Крепость моя и пение мое Господь (то есть человек плачет о своих грехах, но утверждается: я верю, что крепость моя и пение мое Господь). «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» – Его сын, я хочу быть вместе с Ним. Апостольское чтение говорит: немощных нужно носить, терпение и утешение да даст им. «Едиными устами, единым сердцем» милости Твоя, Господи, вовек воспою.

2-е Евангелие от Луки соответствует 2-й заповеди блаженств, второму прошению молитвы «Отче наш». Почему берется из всех Евангельских событий событие с Закхеем? Закхей очень отчаивался. Он был, во-первых, маленького роста, собирал налоги, и его сердце буквально разрывалось, он плакал: «Как же я спасусь? Я же сборщик налогов». И когда они с Господом встретились глазами, Он сказал: «Я должен быть у тебя дома». Плач сменился радостью: Он оказался у него дома. И Закхей половину имения своего и вчетверо готов был отдать. И что сказал ему Господь? «Ты сын Авраама», то есть по духу ты действительно Авраам.

Третье Евангельское чтение повествует нам, что Господь посылает учеников на проповедь, и только Он им дает власть совершать таинство Покаяния. То есть в 3-м Евангельском чтении говорится: не идите к колдунам, знахарям, не покидайте Православную Церковь, не отрывайтесь от Матери Церкви, все знахари и колдуны вас обманут – только в Церкви Православной может быть исцеление, только в таинствах православных это может быть совершено. Через таинство Покаяния идет исцеление. Обычно на все операции надо брать благословение. Если мы этого не делали, то это не всегда правильно. Понятно, если человек живет где-нибудь в Сибири... Но если ты живешь рядом с храмом и не можешь взять благословения, это неправильно.

4-е: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Мы учимся рассудительности. И сразу же из всех Евангельских чтений берется полуправда одного ученика, который говорит: «Куда бы Ты ни пошел, и я с Тобой пойду». А Господь говорит ему: «Ты как лицемер, как лисица. Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову Поэтому Мне ученики, которые не ради Иисуса, а ради хлеба куса, не нужны». Тут же второй ученик подходит: «Разреши мне отца своего похоронить». Он искренне подошел, он захотел помочь своему отцу. А Господь сказал: «Не стоит тебе идти, пусть мертвецы погребают своих мертвецов». То есть, скорее всего, похороны могли превратиться в попойку, поэтому «ты там не нужен; ты больше сделаешь для души отца, если будешь воцерковляться, будешь со Мной» (по-современному скажу). А мы часто: «Вот, пригласили на день рождения, мы там напились, подрались». «Вот, у нас корпоративная связь, с женой потом развелись». Зачем все эти лжепраздники? Эта полуправда не нужна. Поэтому здесь мы просим: «Господи, прости нас за полуправду, за лицемерие, за обман».

5-е Евангельское чтение. Мы не умеем совершать дела милосердия. Поэтому оно говорит о пяти мудрых и пяти юродивых девах. Мы спасаемся по нетварной энергии, то есть по благодати, которую получаем от добрых дел. Если мы добрыми делами хвалимся, то можем оказаться вместе с козлищами, а не с овечками. Поэтому: «Прости нас, если мы совершали дела милосердия только телесные, а не душевные, а, тем более, не духовные». Чем отличается душевное милосердие от духовного? Душевное милосердие утешит человека, но не приведет человека к спасению, это временное утешение. Невоцерковленные, неправославные психологи именно утешают, и, наоборот, человек в плохом состоянии остается. А покаяние очищает по-настоящему, вот оно, милосердие, – покаяние. «И остави нам долги наша» – 5-е прошение молитвы «Отче наш».

В 6-м Евангельском чтении говорится, как мы можем уже быть чистые сердцем и ходатайствовать за ближних. Как ходатайствовала женщина в Сарепте Сидонской, прося: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй мою дочь беснующуюся». И Господь показал: эта женщина имеет такое терпение, такую чистоту и смирение! За то, что она сказала: «Но ведь и псы едят от крошек, падающих с господских столов».

Последнее Евангельское чтение говорит, что нельзя гордиться. Потому что именно Господь пришел для ближних.

Соответственно (повторюсь), 1-е прошение: Господи, жили без Бога. 2-е: мы не плакали о своих грехах. 3-е: мы притекали к знахарям, колдунам – надо выкинуть все эти книги чародейские, сатанинские, в карты ни в коем случае не играть. 4-е: не всегда причащались, недостойно причащались, Священное Писание не читали, рассудительности не имеем, милосердие только телесное и душевное совершаем, о покаянии забыли. Мы не имеем чистоты сердца, ни за кого не ходатайствуем, лишь бы только нам: «моя хата с краю, ничего не знаю». Прости нас, Господи! И, конечно, не хотим быть миротворцами, боимся пострадать за други своя. А дальше 8-я, 9-я заповеди: прославляй.

Духовное понимание таинства Соборования помогает нам не быть «фанатами», а духовно участвовать в этом таинстве: вместе со священником молиться, понимать смысл, а, следовательно, осознанно приступать к этому таинству. И уже от этого мы будем приобретать, а не терять.

Спасибо большое, отец Никодим, за глубокую, содержательную беседу. Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит нас подниматься по лестнице добродетели в Царство Небесное и притекать к таинству Соборования для исцеления души и тела, о прощении забытых грехов, совершенных по неведению. Аминь.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс