Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №3 (948) 2018
Еще одна традиция, связанная с Крещением Господним, о которой мы уже говорили, – окунание в иордань в память о крещении Господа. Но встречается заблуждение, что это окунание очищает человека от грехов. В Символе веры читаем: «Верую во едино Крещение во оставление грехов» – имеется в виду крещение, которое Господь принимает единожды. И окунание в прорубь в праздник Крещения Господня – не таинство Церкви, это церковная традиция.
– Вы знаете, не только на наших уральских водоемах, но и в Израиле, Иерусалиме, где мне доводилось бывать дважды и погружаться на Иордане, там и то есть такое заблуждение, что якобы они все крестятся и все грехи снова прощаются. Нет, грехи прощаются человеку единожды, когда он принимает святое Крещение. А здесь, если он идет с верой, желанием, любовью к Богу, в какой-то степени благодать Божия, конечно, на него нисходит, но чтобы очиститься от грехов... Если ты идешь с мыслями, что весь очистился и уже свят, то лучше после этого идти в церковь и исповедаться: ты уже этими мыслями нагрешил изрядно.
По учению Православной Церкви, грехи прощаются во время Исповеди. В Крещении прощаются все грехи тем, кто осознанно принял его, кто твердо решил больше не грешить, как-то изменить свою жизнь, покаялся в грехах. Но сказано святыми, что кто хоть один день прожил на земле, уже не может быть безгрешным, у него уже есть грехи.
Поэтому не будем утешать себя тем, что раз я каждый год купаюсь, я уже чист и сверкаю, как бриллиант. Помнится, я однажды исповедовал одного милиционера, умиравшего от неизлечимой болезни и знавшего об этом. Это было лет 40 тому назад. В церковь он не ходил, но был крещен. Я стал с ним беседовать: надо как-то утешить человека, подсказать. И он с каким-то надрывом, а потом с каким-то облегчением: «Батюшка, ведь я несколько лет ходил на Пасху охранять крестный ход». Но ведь какая тогда была охрана… Когда я служил в Талице, Камышлове, наряды милиции выезжали с той целью, чтобы не пропустить в храм молодежь. Там не было охраны, а было так: крестный ход идет внутри ограды, а с внешней ее стороны стоят люди, цепляются за нее и смотрят, как он идет. Но когда пришло время смертного часа, и он стал искать в душе что-то хоть чуть-чуть доброе, хоть немножко, он нашел в себе это. И знаете, я и здесь за него подаровался, потому что он искал, потому что понял. Если он искал в себе это доброе, значит, знал, что злого много. А если знал, что злого много, значит, уже в какой-то степени начал каяться. Я даже за него порадовался, хотя, конечно, и погрустил, что он не обратился раньше.
Так и к воде. Не надо думать, что сейчас мы в нее окунемся и будем чистыми. Огради себя трижды крестным знаменем, зайти в прорубь – не надо никакой бравады, просто окунись трижды, выйди, хорошо разотрись полотенцем, одевайся и иди тихонько домой. Но никакой бравады не надо: нам перед Господом нечем гордиться и «бравадиться» (смеется) – перед Господом мы всегда должны быть смиренными. Господь нас сегодня допустил на иордань, сделал сопричастниками Своего крещения – Он тоже крестился, и мы, чуть-чуть подражая Самому Господу, тоже идем погрузить себя в иордань. Но это дано нам только по смирению Божию, и больше ни по какой причине. Господь смирился ради нас и допустил нас до Крещения. Так надо принимать это доброе действо.
Наверное, главное, чтобы это не было желанием показать – «я могу!», своего рода испытанием себя. Некоторые даже умудряются себя сфотографировать на телефон. А это должно восприниматься как пусть небольшой подвиг, но во имя Господне.
– Именно во имя Господа: «Господи! Ты крестился в это время...». В Израиле в это время тоже не жарко – конечно, не наши холода, но и не очень жарко. И вот мы решили стать сопричастниками действия Господа. Я уже рассказывал, что, когда освящал прорубь, первый в ней купался. И первое время я просил, чтобы остались только самые близкие, потому что раздевался до белья и купался, а потом меня осенило, и я стал купаться в подряснике. Я просил выходить журналистов, и слышал, как они там говорят: «Ну, он просто водой поплещет, а сам не купается». И тогда я стал думать, как быть, а поскольку стал купаться в подряснике, то сказал: «Да ладно, ребята, идите, снимите». Долго после этого показывали кадры, как я купаюсь, но это было только ради того, чтобы кто-то не заподозрил в нас обмана.
Наверное, к этому обряду и традиции нужно быть готовым, и морально, и физически, и понимать, что это не развлечение. И, главное, никаких спиртных, горячительных напитков.
– Никакой бравады, никаких спиртных напитков быть не должно, уж если ты решил почтить праздник. Когда сядешь обедать с семьей, то выпей рюмку вина, – Господь этого не возбраняет, когда в меру. Вино в Церкви не запрещается – пьянство запрещено.
Хотел рассказать случай. Есть старое село Савино, его почти и нет: домов осталось там мало, но церковь все-таки стоит...
Церковь не закрывалась, насколько мне помнится.
– Она не закрывалась. И в Талице не закрывалась.
Туда стягиваются люди как к месту, где есть благодать Божия. Наоборот, поселковая жизнь там как-то возрождается. Я там сам бываю...
– Я 40 лет в тех местах, знаю это село. Там еще есть святой источник, где сейчас уже и часовня, и воду набирают. В ноябре там праздник, кажется, 10 ноября мы туда часто приезжали, а в это время уже и морозы, и льдом все покрывается. Оставалась такая небольшая прорубь, и люди в нее погружались. И я тоже. И с нами была дочка Машенька, которой было 4 года, и вот она плачет и просится: «Папа, искупаться хочу. Мама, искупаться хочу». Ну, что тут… Мы приготовили все, чтобы ее сразу укутать, взяли с мамой за ручки, три раза окунули, вынули, завернули в платок, и ни насморка, ничего не было совершенно. То есть если это с любовью, то вреда не принесет, только пользу. Но с верой и любовью
Мы с Вами достаточно долго рассуждаем на тему окунаний, но не это главное в праздник Крещения Господня. И, наверное, вновь надо напомнить нашим зрителям, что если они хотят почтить событие Крещения Господня, то лучше прийти в храм и дома умыться водой, нежели только ехать на прорубь и окунаться.
– Это правильно. Первое, что необходимо, – побывать в храме: кому позволяет время, здоровье, надо все-таки побывать в храме. Не можете побывать сами – передайте записочку, какую-то монетку, чтобы там за вас поставили свечку. Хотя бы дома помолитесь, но будьте с храмом. А если вы в храме не были, а только стояли в очереди за водой, да еще и сквернословили, то все это напрасно. И купаться напрасно. Поехал купаться как спортсмен, ну и почитай себя как спортсмена: «Я вот решил моржом стать», только имени Божия тут уже не присовокупляй: имя Господне и слово Евангельское со словом скверным не вяжется. Псалтирь можно прочитать тысячу раз, но ни одного плохого слова там не найдешь. Там вообще нет понятия нецензурных слов. Поэтому не надо этого сочетать. Отдели мух от чистой духовной пищи (а «мухи» – это и сквернословие, и бравада, и рюмка водки). Не надо этого делать, это плохо и прегрешительно, ведь именем Божиим ты прикрываешь свои недостатки, которыми бравируешь.
Каждый христианин принимает таинство Крещения. В традициях ранней Церкви Крещение совершалось раз в году, насколько мне помнится, и как раз накануне Крещения – в крещенский сочельник. Сейчас это таинство совершается, когда человек к нему готовится. Но если говорить о состоянии, то люди могли годами быть оглашенными – теми, с кем проводят беседу, кто изучает свою веру, кто тщательно подходит к изучению, чтобы принять таинство, уже зная то, во что они крестятся. В наше время где-то на приходах действительно проходят месячные или двухмесячные курсы оглашения, где-то хватает 2 – 3-х бесед, чтобы человеку вкратце рассказать о составляющей его веры. Как Вы думаете, достаточно двух подходов, когда требуется тщательное изучение, прежде чем крестить человека, или сначала Крещение, а потом уже все тщательно изучай, – где найти золотую середину?
– Знаете, было время, когда мы просто радовались, если человек пришел креститься. Это было 30–40 лет назад, и тогда крестились единицы. Потом в 90-е годы пошло массовое Крещение. Когда в Талице нам были нужны свидетельства о Крещении, а в епархии было не купить, мы заказали в типографии 20 тысяч свидетельств. Диакон говорит: «Ну, батюшка, нам их теперь до середины следующего столетия хватит!».
Я хорошо помню, что все они закончились где-то через полтора года: я крестил по 400 человек в неделю. Тогда мы торопились крестить и беседу вели по ходу Крещения: мы боялись, что завтра снова придет какой-нибудь Хрущев, откроет лютые гонения и снова все... Надо успеть! Мы ездили по деревням и крестили. Пришло время, сейчас все систематизировалось. Слава Богу, Церковь развивается свободно. Но здесь начинаются другие перегибы: 10 бесед или 2 месяца бесед. Все-таки я считаю, что первое это: «Ты верующий?» – «Батюшка, слабоват в вере, но стремлюсь к этому. Начинаю уже читать Евангелие». – «Ты хочешь креститься?» – «Хочу». – «Ты будешь стараться исполнять заповеди Божии, чему тебя учить Церковь?» – «Конечно, буду, батюшка»
Вот это первое.
– «А желаешь ты поучиться?» – «Я сначала крещусь, потом легче будет в учении». И такое может быть.
А другой скажет: – «Я желаю сначала узнать, какие догматы, заповеди, Святое Писание». Пожалуйста, учись. Но это должно быть добровольно.
И очень большая наша ошибка, повсеместная – прости меня, Господи! – когда мы знание догматов ставим выше их исполнения. Один исполняет догматы, хотя толком в семинарии не учился, но у него любовь, радость, мир, долготерпение, трудолюбие в церкви, вера, кротость – все это он несет, но объяснить не сможет. А другой изучил догматы, но не желает их исполнять. Я говорю, что знание догматов не должно доминировать над их исполнением. Исполнение догматов выше, а у нас сейчас как раз обратная ошибка.
Помню, когда начинал я – это 1973–1974 годы – отец Владислав Петкевич, известнейший священник, кочегаром работал. Отец Александр, достойный священник, ныне уже скончавшийся, работал слесарем-сантехником. Отец Евгений Колыванов имел юридическое образование, но работал токарем на Уралмашзаводе. Я могу привести десятки примеров таких людей, у которых 6–7 классов образования и они стали священники. И ведь это поколение священников приняло нашу епархию, в которой было 19 храмов и ни одного монастыря, а сейчас только в нашей области около 700 храмов. А ведь это они сделали этот разворот – храмы строили, открывали и бились за Церковь. А как на нас КГБ, уполномоченный наседали, а как запугивали со всех сторон… Выдержали? Выдержали.
А возьмите наших апостолов. Если взять апостола Павла, то он по нашему времени был не менее академика, если не выше – он был очень большой образованности, но ведь есть и другие: и рыбари, и плотники, и названный хранителем Божией Матери Иосиф тоже был плотником. То есть нет нигде такой великой образованности, и у нас сейчас давайте смотреть на исполнение догматов: это гораздо больше приблизит нас к Богу, нежели знание догматов. Дьявол знает все догматы, если бы он пожелал, то все Священное Писание рассказал бы до последней буквы, но он остается дьяволом. Может быть, иногда мы чрезмерной образованностью чуть-чуть и приближаем себя к нему? (смеется)
Есть разные статистические данные, где говорится, что около 60–70% Российской Федерации считают себя православными и крещены. Но есть другая сторона этой статистики. Когда людям начинают задавать вопросы, как часто они посещают храм, исповедуются, причащаются, то 70% уменьшается до 5% людей, которые считаются людьми церковными. К счастью, людей в храмах, как мне кажется, все больше и больше и сколько бы храмов не открывалось, в них всегда появляется община, прихожане. Может быть, это какая-то фантастика для людей, которые говорят: «Храмов не надо, людей в них нет». Если говорить о статистике, как сделать, чтобы эти 60% из состояния крещеных перешли в состояние воцерковленных, прихожан храмов?
– Где-то я даже приводил такой несколько неожиданный пример. Например, мы идем по болоту и видим, что в зловонной его жиже утопает человек, его засасывает. Как ты можешь его спасти? Только соприкоснувшись с ним. То есть подать ему руку и вытаскивать его оттуда, не побоявшись грязи, в которой он барахтается, – и этим ты его спасешь.
Так вот, сейчас тем 5%, которые уже твердо стоят на основании догматов Церкви, ее учения, они уже люди воцерковленные, надо не пренебрегать: «А, этот неверующий, этот такой-сякой, этот вообще...». Помните блудницу? Разве Господь от нее отвернулся? Помните Иуду? Разве от него Господь отвернулся? Помните братьев, которые попросили сесть по правую и по левую сторону от Господа? Ведь это гордость, а разве Он от них отвернулся? Ни от кого не отвернулся Господь. Всем подал руку. И Иуде подавал. И вот если мы – эти 5% – подадим руку нашему ближнему... Нет, не гордостью, не палкой, не кнутом, а любовью подадим, тогда нам удастся если не вытащить, то хотя бы затормозить его утопание, а там, может быть, кто-то поможет – и вытащим. А тут хотя бы затормозим.
Помню, когда я был еще совсем молодой – 22 года, меня пытались привлечь к себе баптисты, даже раза два приглашали к себе на собрания. Священником я стал через 9 лет. И помню, что говорю тому, кто меня вел: – «Знаете, ведь я курю». – «Ничего, придет время, Бог сердца коснется – бросишь. Не заметишь, как бросишь». – «Так я уже пытаюсь бросить много лет». – «Ничего, бросишь, бросишь». – «Так у меня ведь иногда и сквернословие». – «Ничего, и это бросишь. Коснется Бог сердца – все бросишь».
И вот этой любовью... Но потом он сделал ошибку. Раз или два я был у них на собрании, потом он приходит меня приглашать на собрание, а мы с супругой только несколько месяцев живем. И я говорю ему: – «Федор Степанович, не могли бы Вы мне дать 3 рубля до зарплаты? Через несколько дней будет». Его супруга мне говорит: – «Вот поедешь с нами в церковь на собрание сегодня, дадим. А не поедешь, не дадим». Я поехал на собрание, но с тех пор больше не ездил никогда. Все. Он меня этим тут же отбросил. В данном вопросе, чтобы привлечь из этих 60% хотя бы избранных, не нужна хитрость, какое-то корыстолюбие. А корыстолюбие тут в чем? «Вот я уже пятерых привел к вере, вот уже десятерых!» И это уже гордость. Не нужно этого, нужна любовь и только любовь: «Сегодня ты не можешь? Ничего. Мы помолимся, ты тоже Бога попросишь, как-нибудь вместе и совладаем с твоей бедой». Вот если так, то люди за нами пойдут. А если, как та мама, о которой я рассказывал в начале нашей беседы, «и тут Бог тебя проклянет, и тут ангелы от тебя отвернутся, тут вас накажут!», – а ее дети мне говорят: «Отец Владимир, у нас так хорошо было раньше, а теперь мама стала верующей, и мы не знаем, куда деваться от этой верующей». Если так пойдет, то мы ничего и никого не привлечем.
Что ж, остается сказать спасибо Федору Степановичу: поступи он тогда правильно, сегодня бы в нашей студии не сидел протоиерей Владимир Зязев, с которым я был рад побеседовать, который духовный руководитель и воспитатель многих священников Екатеринбургской епархии (и разъехавшихся по другим епархиям), в числе которых архимандрит Димитрий (Байбаков), руководитель нашего телеканала, которому, когда он еще был юношей, отец Владимир дал почитать священную Книгу – Евангелие. Но это отдельная история.
– «Книгу мудрых изречений», как он ее назвал (смеется), потому что не знал тогда Евангелия. Я рад, что Господь поставил меня это исполнить, что через мои руки и священники прошли, но, видит Бог, я не считаю, что это какая-то заслуга: Господь дал – и слава Богу. Ныне крестившийся наш Господь – вчера, сегодня такие праздники – показавший нам пример смирения, чистоты, человеколюбия, Он нам все дает, Он за нас трудится, а мы только чуть-чуть пытаемся исполнить Его волю.
Записала:
Ксения Сосновская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.