Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №04 (949) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Благоразумное отношение к информации

Протоиерей Димитрий Беженарь: Благоразумное отношение к информации

№04 (949) / 16 января ‘18

Беседы с батюшкой

Сегодня мы продолжаем нашу предыдущую тему – «Благоразумное отношение к информации». Мы говорили в прошлый раз, что современный человек живет в атмосфере «информационной загазованности», что нужно очень внимательно относиться к тому, что мы видим, слышим, читаем, узнаем. Сегодня хотелось бы поговорить подробнее о церковной информации, размещаемой в сети. Очень много полезной информации, но очень много и той, что смущает верующих и соблазняет неверующих людей. Хотелось бы узнать Ваш взгляд на церковную информацию, размещаемую в интернете.

– Совершенно согласен с вами, Дионисий, что среди обилия информации, размещенной в интернете, мало той, которая так или иначе является церковной, православной. Современные священники, так или иначе сотрудничающие со СМИ, священники-миссионеры говорят, что подавляющее большинство информации в интернете, примерно 60–80 процентов (может быть, и больше), это информация душевредная или, по крайней мере, сомнительная. То есть там или пропаганда какой-то ереси (в открытой форме либо упакованная в якобы добрые мотивы), или раскольническая информация и буквально откровенные призывы уходить из Церкви, в которой якобы уже нет благодати, что Божия благодать будто бы ее покинула. Очень много спекуляций вокруг всевозможных чудес, видений и откровений. Причем иной раз откровения из настолько сомнительных источников, что даже неверующие, но мало-мальски мыслящие люди понимают, что это не что иное, как фальсификация.

Очень много спекуляций вокруг видений, откровений, порой создается такое впечатление, что люди, выкладывающие такую информацию, считают, что или святые угодники, или ангелы Божии, или их усопшие сродники банально и буднично являлись в наш мир. То показывают вензеля на паспорте, то какие-то новые российские документы. Такое впечатление, что наши усопшие сродники не имеют других проблем, кроме как бороться с российскими документами.

Вся эта спекуляция вокруг чудес, вся эта прелесть и тысячи просмотров под этими видеороликами и обращениями... Конечно, человеку православному, не безразличному к своей вечной участи, надо быть очень и очень осторожным с информацией. Далеко не все из размещенного в сети и имеющего какую-то церковную окраску или терминологию таковым и является. Нужна осторожность, и в качестве ориентира надо всегда прислушиваться к словам духовно опытных наставников.

В наших беседах мы неоднократно обращали внимание на то, что у каждого христианина должен быть духовный отец. И с ним надо советоваться, полезно ли посмотреть тот или иной ролик или иную сенсационную информацию, осуждающую, порочащую ближних, надо обращаться за советом именно к церковно опытным людям.

Знаю, что некоторые люди даже прикрываются авторитетом духовно опытных пастырей и выдают информацию, смущающую верующих, пороча имя известного пастыря.

– Как говорил преподобный Паисий Святогорец, если человек одержим какой-то грандиозной идеей, овладевшей его умом и сердцем, то, даже обращаясь к авторитетным старцам, какими были, например, блаженной памяти архимандрит Кирилл, архимандрит Наум, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), он хочет не узнать волю Божию о нем, о том, как ему жить, исправляться, каяться, бороться со своими страстями, а обращается с целью, чтобы получить у известного батюшки как бы одобряющую печать на идею, которая им уже овладела.

Мы знаем, как шли в 90-е годы к известному духовнику, насельнику Киево-Печерской лавры, ставшему в конце жизни насельником Китаевой пустыни, – схиархимандриту Феофилу (Россохе), известному старцу, исповеднику. Когда к нему пришла некая Ольга Асауляк, впоследствии основавшая деструктивную секту «Школа единого подвижничества», то действовала очень хитро. Она попросила сфотографировать ее, когда среди множества других людей брала благословение у старца. Старец шел в окружении многих людей, под руку его поддерживал келейник, и старец всех благословлял. И она тоже в платочке брала у него в этот момент благословение. Потом она поместила эту фотографию в начале своей книги с клеветнической надписью, что схиархимандрит Феофил якобы благословил ее на написание этих сомнительных трудов. Естественно, это смущает людей. Видите, как непорядочно, когда человек хочет прикрыть свою идею авторитетом известного старца, духовника.

Когда мы учились в духовной школе, то нередко встречались с такими людьми. Например, по лавре ходит какой-нибудь мужчина и с возбуждением говорит: «Уже все, все. Я только что был у батюшки Кирилла, спросил: “Батюшка, уже все?” А батюшка так серьезно на меня посмотрел и говорит: “Ваня, уже все”. Я переспросил: “Батюшка, действительно все?” А батюшка сказал: “Все”. И после этого я понял, что теперь уже все».

Вопрос телезрительницы из города Москвы: «Сейчас все чаще и чаще слышишь, что православным необходимо избавляться от религиозной изоляции, что нам нужно больше учиться у католиков, протестантов – их миссионерству, социальному служению, что у них это на более высоком уровне. Что на это отвечать?»

– Благодарю вас за вопрос. Помните, был такой телевизионный проект «Старые песни о главном»? С некоторой долей юмора можно говорить, как некоторые люди рассуждают о том, что мы якобы находимся в изоляции, что нам надо от нее избавляться, учиться у представителей других конфессий и религий. Это говорят те люди, которые по-настоящему Православия, к сожалению, не знают. И что хуже всего, не хотят это Православие поглубже изучить.

Я отвечу на ваш вопрос в виде притчи. Представьте себе, что после долгой, продолжительной командировки вы возвращаетесь домой, стоите на остановке и ждете автобус, который останавливается недалеко от дверей вашего дома. Вы знаете, что дома вас ждут родные и близкие. Ждут с нетерпением, молятся, переживают за вас. Они давно не видели вас, и все их мысли и чувства только о вас: скорее бы вы к ним вернулись. И вот вы стоите на остановке, ждете своего автобуса, и подъезжает автобус под другим номером, который двигается по другому маршруту. Роскошный, двухэтажный автобус: мягкие сиденья, прохладительные напитки, перед каждым из пассажиров и кондиционер, и видео. Он останавливается, и водитель приглашает вас войти и поехать с ними. Вы смотрите: автобус действительно намного лучше того, в котором вам обычно приходится ездить: тесном, скрипучем, с расшатанной ходовой частью, где и пассажиры, бывает, друг друга толкают и огорчают. Тем более что и водитель говорит вам с улыбкой: «Посмотри, сколько здесь прекрасных пассажиров. Если ты поедешь с нами, ты можешь многому у нас научиться: посмотри, сколько добрых, сострадательных людей». И вот у вас дилемма. Если вы сядете, то, может быть, действительно многому научитесь, не спорим; может быть, получите некую пользу, расширится ваш кругозор. Но автобус едет в другом направлении – вы никогда не вернетесь домой. А вас дома ждут. Как вам правильно поступить? Вот вопрос.

Разъясним эту аналогию. Дома нас ждут великие святые Русской земли: святой равноапостольный князь Владимир, равноапостольная Ольга, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим, блаженная Ксения, благоверный князь Дмитрий Донской, святой праведный Иоанн Кронштадтский, Царственные мученики, святой благоверный князь Александр Невский. Все они, великие святые Русской земли, ждут всех нас, чтобы мы, пройдя это поприще земной жизни, пришли туда, где находятся они. Они ждут нас с нетерпением, молятся за нас, переживают. А если мы сядем на автобус, который двигается в другом направлении (хотя, может быть, многому там научимся), мы рискуем так никогда и не вернуться домой.

О том же, что Православная Церковь якобы находится в изоляции, что нам надо многому учиться, говорят люди, которые Православия не знают. Разве преподобный Серафим Саровский был в изоляции? В Западную Европу он не ездил, храм Парижской Богоматери не посещал, к каким-то реликвиям там не прикладывался… И в то же время преподобный Серафим никогда не был в изоляции. Протоиерей Николай Гурьянов прослужил на острове Залит всю жизнь. Можем мы сказать, что он был в изоляции? Тысячи людей старались в любую погоду попасть к нему, чтобы получить ответ на интересующие их вопросы.

А скольких молодых людей, в том числе католиков, протестантов, вообще анархистов, самых разных людей, одержимых всевозможными идеями, привел к Церкви святой Паисий Святогорец! Можем мы сказать, что он был в изоляции? Конечно, нет. Но он был верен Преданию. Или архимандрит Кирилл, духовник лавры? Даже те многие годы, когда он находился в болезни и, казалось бы, у людей не было возможности общаться с ним, он все равно не был в изоляции. Потому что сколько людей в Русской Православной Церкви, и не только в ней, молились за него и поддерживали с ним духовную связь...

Поэтому учиться можно тем, кто получше узнал Православие и утвердился в своей вере. Такому человеку, может быть, полезно было бы что-то почитать, посмотреть. Поэтому тем, кто так говорит, я бы порекомендовал почитать «Письма о Западе» священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Он описывает, как, будучи еще преподавателем Московских духовных школ, ездил по Западной Европе, посещал многие города, видел римо-католические храмы, разговаривал с духовенством. Будучи человеком богословски подкованным, он сделал рассудительные и грамотные выводы в этой книге.

Спасибо, отец Димитрий. Снова о внимательном отношении к информации, размещенной в сети. Я знаю, что распространены видеоролики, казалось бы, даже в церковной информационной среде, где существуют ссылки на свидетельства из потустороннего мира. И эти ролики удивительно популярны, у них десятки тысяч просмотров. Как объяснить такое явление?

– На этот феномен в свое время обратил внимание иеромонах Серафим (Роуз), известный богослов и миссионер XX века. Говоря в своей книге «Душа после смерти» об обилии внетелесных опытов, которые участились в XX веке у самых разных людей, далеких вообще от какой бы то ни было религиозной традиции (люди выходят в астральную плоскость, общаются там с кем-то, к ним приходят какие-то духи, что-то открывают, вещают), отец Серафим делает очень грустный и в то же время справедливый вывод о том, что современные люди настолько удалились от Священного Писания, Предания и вообще от основ христианства, что с легкостью попадаются на уловки падших духов поднебесной, которые этими ложными чудесами и знамениями вводят людей в заблуждение. Отец Серафим там очень мудро говорит, что современного человека еще легче ввести в заблуждение: достаточно кому-то что-то увидеть или услышать. А уж если что-то несколько раз приснится, человек считает, что он чуть ли не пророк.

Заметьте еще одну печальную, но справедливую тенденцию, сколько сейчас пророков на душу населения. Недавно закончился Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, а за несколько месяцев до него даже я встретил нескольких людей, которые заранее пророчествовали, какие решения будут на этом Соборе. И все эти пророчества были, как правило, резко негативные: и то будет плохо, и это, и там предадут, и тут сдадут позиции. Сейчас, когда Собор прошел и мы можем познакомиться с документами, мы видим, сколько там действительно положительных решений, какая вдумчивая была работа. Например, в режиме онлайн проходила пресс-конференция, посвященная «екатеринбургским останкам», которую мог посмотреть любой желающий и послушать, какие приводились доводы. Там не было никакой тенденциозности, дали возможность озвучить свою точку зрения и экспертам, и самым разным историкам. Я тоже нашел время и посмотрел бо́льшую часть этой конференции. А за несколько месяцев до начала Собора мне встречались «пророки», которые говорили: «Вот точно, точно все будет сдано». Поэтому нам, дорогие друзья, надо быть очень и очень осторожными.

Вопрос телезрительницы: «С большим смущением и огорчением я услышала от одного священника, что детям ничего не нужно запрещать, надо давать им все, что они просят, не надо тащить их в храм на Двенадцать страстных Евангелий, потому что это отбивает охоту молиться. Что Вы посоветуете в такой ситуации?»

– Утешьтесь, дорогая собеседница. Далеко не все священники могут дать такой совет. Не дерзая никого осуждать, я могу только предположить, что такой совет мог дать священник, у которого нет своих детей. Особенно многодетный отец никогда не даст такого совета, потому что сам жизненный опыт подсказывает, что так говорить ни в коем случае нельзя. Это, к сожалению, очень опасная педагогическая инновация, пришедшая к нам с Запада, и она даже имеет наименование – «недирективная педагогика», когда говорят, что ребенку ничего не надо запрещать, но надо все разрешать. Например, на Страстной седмице сами вы идете на чтение Двенадцати страстных Евангелий в храм, а ребенок хочет на футбол или хоккей, так что же его тянуть в храм? Пусть идет на хоккей или футбол.

Не осуждайте того, кто так говорит, не смущайтесь и ничему не удивляйтесь. В наше время ничему нельзя удивляться. Еще апостол Павел в Послании к Тимофею говорил, что будут времена, когда всевозможные лжесловесники, для того чтобы прельстить верующих, будут говорить то, что приятно слуху. Конечно, это приятно слуху молодых людей, тем более это приятно слышать молодежи: никаких запретов, только делай то, что хочешь. Но я рекомендовал бы у человека, который Вам посоветует подобное, просто и спокойно спросить: а что мне делать дальше? когда остановиться? Дети растут, вместе с ними растут их страсти и запросы. Вначале ребенок действительно просит жевачку, конфеты, хоккей и футбол. Но он подрастает, и когда-нибудь он может сказать вам, чтобы вы шли на богослужение, а он пойдет переночевать к подруге. Неужели вы все будете разрешать? Или вы просто просите помочь в чем-то вашего сына или дочь, а они, уже в переходном возрасте, увлеклись зацепингом – очень опасным и деструктивным времяпрепровождением, которое приводит к тому, что ребенок может покалечиться или вообще погибнуть. Если ребенок привык, что вы ему ничего не запрещаете, и скажет, что хочет подняться на высотное здание и сделать селфи прямо на краю, вы ему это тоже должны разрешить?.. Спросите таких советчиков: «Когда мне остановиться? И что будет дальше?» Это было бы очень полезно.

Со своей стороны, наоборот, хочу сказать, что чем раньше мы приобщим детей к красоте богослужения (может быть, ребенок и не все понимает, хотя в силу чистоты души дети порой понимают лучше, чем взрослые), к пользе поста (естественно, в разумных пределах, соответственно возрасту ребенка и его силам), к радости молитвы (чтобы он понимал, что такое молитва, что Господь его слышит и ему поможет), тем сильнее будет духовный иммунитет у ребенка. И это поможет ему жить в нашем лживом и порой очень жестоком мире.

Такой простой и одновременно сложный вопрос: «Существуют ли какие-то конкретные правила, которые могут как-то урегулировать наше пользование интернетом, сделать его более правильным и полезным? Например, я слышал такой совет, что перед тем как сесть к компьютеру и окунуться в сеть, надо помолиться. Кажется, даже есть какая-то специальная молитва перед тем, как сесть к компьютеру. Может быть, есть еще какие-то правила? О чем надо помнить, когда мы соприкасаемся с интернетом?»

– Я бы вообще не советовал в интернет окунаться, надо быть на некоторой дистанции от него.

Не сочтите за иронию, дорогие друзья, но я бы посоветовал распечатать на листе бумаги, заламинировать и поставить над своим ноутбуком слова из Священного Писания: «Всяк человек – ложь». Это помогает не сразу принимать за чистую монету все, что вы там увидите, услышите и прочитаете.

И, конечно, надо пользоваться интернетом очень дозированно. Всегда задавайте себе вопрос: «Я сейчас открываю интернет, что конкретно я хочу узнать?» И не идти по разным ссылкам, потому что много чего может всплыть, даже якобы благочестивого, полезного и сенсационного: завтра будет то, а послезавтра начнется это, – сказал такой-то старец. Сколько есть таких роликов, когда вы видите изображение даже какого-то известного старца, но когда щелкаете по нему, это изображение пропадает, появляется какой-то совсем другой дяденька и вещает вам совершенно иное. Это просто обыкновенное прикрытие.

К сожалению, время нашей передачи подходит к концу. Может быть, подвести какой-то короткий итог?

– В качестве итога, дорогие друзья, из второго тома «Духовное пробуждение» сочинений преподобного Паисия Святогорца я зачитаю одно короткое наставление, чтобы оно укрепляло вашу веру и согревало ваши души: «Если ты хочешь помочь Церкви, то старайся лучше исправить себя самого, а не других. Если ты исправишь самого себя, то сразу же исправится частичка Церкви. И понятно, что если бы так поступали все, то Церковь была бы приведена в полный порядок. Но люди сегодня занимаются всем чем угодно, кроме самих себя, потому что заниматься другими легко, а для того, чтобы заниматься самим собой, нужен труд.

Если мы займемся самоисправлением и, полагаясь преимущественно на Божественную помощь, обратимся более ко внутренней деятельности, чем ко внешней, то мы поможем другим больше и результативнее».

То есть человек, который больше ведет внутреннюю работу, результативнее помогает другим.

«Кроме того, мы сумеем стяжать и внутреннюю тишину, которая будет тихо помогать тем душам, с которыми мы встретимся, потому что внутреннее духовное состояние выдает душевную добродетель и изменяет души других».

Как говорит преподобный Серафим, тот, кто стяжал дух мирен, помогает другим без слов, без проповедей, без каких-либо конференций и резолюций. Преподобный Серафим не говорил слова «резолюций», он сказал по сути.

«Когда кто-то отдается внешней деятельности, не достигнув еще очищенного внутреннего духовного состояния, то он может вести какую-то духовную борьбу, но иметь при этом и расстройство, терзание, ему будет не хватать доверия Богу, и он часто будет терять мир. Если он не делает добрым самого себя, то не может сказать и того, что его интерес об общем благе является чистым».

Знаете, как порой говорят: я не за себя, ничего личного, я за благо Церкви, за спасение страны.

«Освободившись от своего ветхого человека и от всего мирского, он будет иметь уже Божественную благодать. Так что и у него самого на душе будет покой, и он будет в состоянии помочь человеку любого склада».

Преподобный Паисий говорит, что человек, стяжавший внутренний мир и покой, поможет любому.

«Но если он не имеет благодати Божией, то не может ни совладать с самим собой, ни помочь другим так, чтобы результат был угоден Богу. Сначала сам он должен погрузиться в благодать, и лишь потом его силы, уже освященные, могут быть использованы для спасения других».

Так говорит преподобный Паисий Святогорец в главе четвертой «О том, что действовать подобает с благоразумием и любовью». Очень рекомендую вам, дорогие друзья, прочитать, что дальше говорит здесь преподобный Паисий.

Большое спасибо, отец Димитрий, за беседу.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс