Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №04 (949) → Протоиерей Максим Миняйло: Богослужение совершается в нашем сердце

Протоиерей Максим Миняйло: Богослужение совершается в нашем сердце

№04 (949) / 16 января ‘18

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрительницы из г. Чебоксары: «Моя мама очень беспокоится: она слепая и не может читать, не может подготовиться к Исповеди, Причастию. Она спрашивает, может ли подготовиться, читая только Иисусову молитву, но не читая каноны и Последование ко святому Причащению?».

– Думаю, вам стоит утешить вашу маму. Пусть молитвы, которые она помнит наизусть, послужат ей подготовительным правилом к святому Причастию. Те же молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся» и, конечно, Иисусова молитва. На Горе Афон есть случаи, когда при невозможности совершения всенощного бдения монахи заменяют его значительным количеством Иисусовых молитв, которые отмеряют по четкам, тем самым как бы компенсируя службу.

Богослужение совершается в нашем сердце – вот тот алтарь, на котором происходит таинственное принесение жертвы Богу. А формы богослужения бывают очень разные. Они могут отличаться по дням недели – так называемый Октоих регламентирует на каждый день свою службу, свой устав и свои особенности. Есть и другие богослужебные книги, например, Минея: каждый день мы открываем ее и видим службу святому – служба каждый раз разная. Может быть разная она и из-за географических особенностей – например, в Антиохийской или Александрийской Церквах и облачение может быть другое, и служба может идти по-другому. И с греками мы служим по-разному. Да что там говорить, зайдите в разные храмы – и в каждом может быть своя богослужебная практика. Какой-то один устав не может быть возведен в абсолют. Здесь мы всегда должны подходить с рассуждением. В Типиконе даже есть такая фраза: «Аще изволит настоятель». То есть настоятель формирует богослужение в зависимости от тех или иных обстоятельств.

Обстоятельства вашей мамы, конечно, налагают определенные ограничения. Ничего страшного, используйте те возможности, которые у вас есть. Но если вы предложите почитать ей вслух правило, думаю, ей тоже будет приятно. Так она помолится не одна, вы помолитесь вместе, мне кажется, это будет очень хорошо.

В наше время очень популярны аудиокниги, есть на аудио и Последование ко святому Причастию, и молитвы.

– Это тоже. А почитать вместе с мамой правило и вместе причаститься – это же прекрасно. Думаю, для любого, у кого есть дети, наверное, нет большей радости, когда они причащаются вместе с ними.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «При лечении от алкоголизма я поставила укол-блокировку. Я сообщила врачу, что церковный человек и причащаюсь, а он мне сказал, что надо ограничиться в Причастии. Я восприняла это как епитимью для себя, но очень переживаю. Что Вы мне посоветуете? Конечно, мы верим, что это Тело и Кровь Христа, но из-за присутствия кагора врач наложил запрет».

– Я вам посоветую приходить в наш храм к отцу Игорю Бачинину, который занимается трезвением не только в нашей епархии, но и во многих наших городах, – он участник всероссийского движения. При всем уважении к доктору, его профессиональной компетенции и заботе о вас я как священник, конечно, не могу согласиться, что Причастия надо избегать. Как раз наоборот, как мне представляется, любая блокировка вроде той, о которой вы сказали, не приводит к исцелению от недуга. Только с помощью Божией, подаваемой благодатью в таинствах, мы можем измениться.

В чем разница? Да, может быть, силой воли или волей обстоятельств мы можем не пить или воздерживаться от какого-то другого греха, но мы не перестанем носить этот грех в себе – мы будем думать об этом, и это будет влиять на нас. Бывает, проходят годы, когда человек, скажем так, хорошо себя ведет, то есть не делает этого, но внутренне остается зависимым. А как преодолеть эту зависимость? Нам же это важно – нам важно, чтобы мы обрели свободу.

Я знаю человека, который подошел к иконе Богородицы и попросил: «Божия Матерь, я устал от этого курева, нет никаких моих сил. Я хочу избавиться, помоги мне». Перекрестился, приложился, вышел из храма и забыл, что когда-то курил. Он даже не помнит ощущений, ни тактильных, ни вкусовых, у него нет никакой зависимости. Что произошло? Произошло реальное изменение человека.

Доктор просто спасает вас через то, что, можно сказать, происходит некий договор с лукавым: действие одной страсти приостанавливается, но бывает так, что на доминирующее место выходит другая страсть. Но мы же хотим счастья, хотим свободы в добре. А свобода в добре – это свобода от зла, от страсти.

Что нам дает свободу от зла? Благодать Божия. А откуда берется благодать Божия? Из четырех средств – молитвы, добрых дел, чтения Евангелия и таинств. Это те средства, которые может использовать христианин для привлечения благодати Божией в свою жизнь, свое сердце. И она уже будет врачевать.

Поэтому приходите, пожалуйста, к любым нашим священникам – я вам назвал даже конкретного человека, который непосредственно занимается этой проблемой. Хотя в каждом храме, и в нашем тоже, есть люди, вставшие на путь трезвенной жизни, и некоторые из них дали долгий обет, даже пожизненный, чтобы освободиться от этой зависимости. Конечно, жизнь их совершенно изменилась, а основой всему, повторим еще и еще раз, становится участие в таинствах и через это наше освящение.

Напомню, храм во имя Святителя Николая Чудотворца, где настоятель протоиерей Игорь Бачинин, председатель Отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Екатеринбургской епархии, находится в здании Уральского горного университета на улице Куйбышева, 39. Можно послушать лекции отца Игоря, которые во множестве представлены в интернете.

Вопрос телезрительницы: «Бывает, так устанешь вечером, что просто нет сил на вечерние молитвы. Можно ли в таком случае молиться вечером как-то покороче?».

– Конечно, можно все, всякое бывает в нашей жизни. Мы проходим путь воспитания самих себя, и пусть наша совесть будет нам подсказчиком, как нам действовать, чтобы хотя бы перекреститься и прочитать какую-то молитву. Есть хорошее Серафимово правило, которое для таких случаев нам заповедал батюшка Серафим. Сегодняшняя жизнь человека суматошная, интенсивная, напряженная. Преподобный Серафим предлагает в течение дня читать Иисусову молитву и «Богородице Дево» все время, где бы ты ни находился. Это несложно и в машине, и в автобусе, даже на работе, вместе с тем занятием, которое делаешь. А вечером читать хотя бы какое-то правило, которое вам известно.

Вопрос телезрительницы: «Хотя я и прихожанка храма, у меня почему-то возникло затруднение в Исповеди. Однажды священник сказал, что мне нужно еще поготовиться, и не дает благословения на Причастие. Как быть в таком случае?».

– Мы не знаем всего контекста, не знаем, чем руководствовался священник, который вас принимал. Исповедь – это и таинство, и тайна, которую вы приносите Богу, и свидетелем ее является священник. Думаю, просто надо спросить батюшку, как лучше подготовиться и что он конкретно вам советует. То есть перед вами стоит определенная задача. Вот приходит ученик к учителю на зачет и слышит, что пока зачет он не сдал. Что ему делать? Я думаю, что батюшка вас не обидит и не прогонит, а объяснит, как лучше подготовиться, а вы уже руководствуйтесь в той или иной мере его советами. Если это ваш духовник, вы, конечно, ему доверяете, тогда укрепляйтесь в своем доверии к своему священнику. А если вы просто попали к этому батюшке, то всегда имеете возможность спросить еще у кого-то, посоветоваться, почитать святых отцов и, может быть, найти ответ, что хотел до вас донести священник.

Поэтому не стесняйтесь спросить. Все мы люди, может быть, что-то недопоняли вы, возможно, священник не понял что-то из того, что вы сказали, у вас не произошло контакта. Задайте несколько вопросов: «Батюшка, а как лучше? Что вы посоветуете? Что мне сделать, чтобы причаститься? Я очень хочу причаститься». Думаю, что большего радетеля за то, чтобы вы причастились, и нет. Могу сказать, что чем больше причастников у Чаши, тем радостней и легче служится священнику (естественно, не тогда, когда человек зашел с вокзала и заодно пристроился к очереди), поэтому стараемся объяснить человеку, что должна быть подготовка, не большая и не очень сложная, используем этот повод, чтобы с ним поговорить. Мой ответ таков – спросите в простоте у этого батюшки. Он сказал: – Надо еще поготовиться. – Спросите: – А как еще?

Вопрос телезрительницы: «Мы с мужем вместе уже 30 лет и венчаны, но 6 лет назад был тяжелый период, и мы с ним развелись (правда, всего на 3 недели). Сейчас мы живем вместе. Надо ли нам регистрировать наш брак? Вроде бы такой необходимости у нас нет, надо ли это делать?».

– Если вы развелись юридически, а теперь, слава Богу, живете вместе, что не может не радовать, это вам, конечно, решать, но мне кажется логичным, чтобы ваш брак имел и юридические последствия – чтобы ваши отношения были зарегистрированы.

Кстати, на Архиерейском Соборе был принят документ о семье и браке – «О канонических аспектах церковного брака», где обязательным условием Венчания является наличие зарегистрированного брака, в том числе и потому, что должна быть регистрация ради имущественных отношений между супругами: это попадает в сферу интересов их будущих детей. Церковь желает видеть брак, зарегистрированный законом и признанный всем обществом, и после этого уже может освящать его Венчанием.

У вас Венчание уже было, но, думаю, если вы живете вместе и хотите видеть своего мужа законным, то, наверное, логично привести этот вопрос к окончательному решению. Я бы это посоветовал.

Вопрос телезрителя в социальной сети «ВКонтакте»: «Один мой знакомый, человек воцерковленный, однажды сказал мне, что православным в России можно было бы отмечать Рождество 25 декабря, как это делают, к примеру, православные в Греции. По его мнению, готовясь к Рождеству, из-за праздника Нового года постишься не до конца усердно, а так 25 декабря – Рождество, а потом готовишься к светскому празднику. Что Вы об этом думаете?».

– Все можно – другое дело, что не все полезно, не все хорошо. Почему обязательно должно быть легко? Почему такие испытания так фатально и трагично нами воспринимаются? Почему мы хотим, чтобы пост прошел легко и ничто нам не мешало? Богу как раз угодно, чтобы мы прошли через некоторые испытания. Через испытания, может быть, какого-то изобилия, каких-то возможностей: когда тебя зовут туда или туда, а ты ради Христа, ради Рождества, поста не идешь или идешь из уважения к людям, но держишь пост. В этом же есть определенная ценность.

Мы сторонники нашего календаря. За последние 100 лет мы жили в трех государствах: Российской империи, СССР и на сегодня живем в Российской Федерации. Только на наших глазах было 3 государства. Может быть еще? Может. Одни говорят: давайте сделаем конфедерацию, кто-то говорит: унитарное государство, чтобы соединить наши области и регионы еще более крепкими узами. Может и название поменяться: не Российская Федерация (что мне нисколько не нравится), а просто Россия. Все может поменяться. Календарь еще может раза 2 или 3 поменяться. И Церковь должна будет каждый раз следовать за веянием политического ветра определенного времени? Конечно, нет. Не будет этого.

Когда все устанут от метаний, шатаний, вспомнят, что есть та сила, которая остается неизменной, та доминанта, тот стержень, хребет, на который можно всегда опереться, – это наша традиция, наша вера. И уставшего путника ждет стабильная, неизменяемая в своих канонах Православная Русская Церковь – вот в чем смысл. Это не упорство. Это определенная позиция – мы исходим в нашей деятельности из существования вечности и нашего к ней устремления.

Некоторые так же говорят о Конституции, но ведь это обычный общественный договор, причем не самого хорошего исполнения, и как-то сакрализировать его... Дали бы волю, поменяли бы его и сделали лучше в 10 раз. А можно менять постоянно, совершенствуя, – все более и более приводя в соответствие с Евангелием. Все это нестабильно, меняется и будет меняться. И будет меняться еще при нашей жизни.

Расскажите, почему все-таки появилась календарная путаница? Есть Поместные Церкви, с которыми у нас Евхаристическое общение, и они празднуют Пасху в тот же день, что и мы, а Рождество – на неделю раньше.

– Как известно, при папе Римском Григории XIII в XVI веке был установлен сегодняшний григорианский календарь. Причиной возникновения этого календаря послужили некоторые астрономические реалии. Все мы знаем, что день не состоит точно из 24 часов, в этом основа проблемы. Соответственно, возникает некоторый «хвостик» из секунд, которые складываются в дни. Потому было принято такое решение. Как утверждают некоторые историки, изменение календаря носило, с точки зрения католиков, миссионерский характер – с помощью установления нового календаря они хотели распространить католическое вероучение, в том числе и на страны Востока, Малой Азии – традиционные православные страны.

Нас это не смущает, мы, слава Богу, остались в этом календаре. Кстати, удивляюсь, с какой частотой об этом спрашивают, в том числе и на светских встречах. И на встречах с журналистами этот вопрос всех интересует. Мы уже говорили, что остаемся сторонниками этого календаря, и это нисколько не мешает не только нашей богослужебной, но и обычной жизни.

Вопрос телезрительницы из Крыма: «Скажите пожалуйста, когда, где и кем было введено спасительное крестное знамение?».

– Крестное знамение было введено достаточно поздно, не раньше IV–V века. Были разные традиции его исполнения. Например, есть такая поговорка: «И лба не перекрестит». О чем это говорит? Мы не крестим лоб, мы делаем широкое крестное знамение. По всей видимости, была такая раньше традиция, что одним пальцем – указательным или большим – перекрещивали только лоб. Принадлежность к христианству в том числе определялась осенением себя и таким крестным знамением. Крестились двоеперстием еще такие наши отцы, как преподобный Сергий. Чуть позже была реформа, и с середины XVII века мы применяем при крещении троеперстие. Имеет ли это значение? Да, это традиция, это очень важно. Но можно ли перекреститься двоеперстием? Безусловно, можно. Просто на сегодняшний день мы придерживаемся такой традиции, которая возникла не сразу, не в I веке, не во II и даже, насколько я помню, не в III.

Мы то и дело слышали новостные сообщения, в основном из Европы, что открытки, появляющиеся на прилавках накануне празднования Рождества, не содержат слово «Христово», то есть надпись просто: «С Рождеством!» или «С праздником!». Причем все оформление открытки показывает, что она рождественская, но символические обозначения отсутствуют, чтобы не смущать людей другого вероучения, другой традиции, другой конфессиональной принадлежности. Как Вы к этому относитесь? Ведь таким образом можно запретить и новогодние открытки – живут в Европе, например, китайцы, которые отмечают Новый год в феврале, и для них, например, оскорбительно празднование Нового года в конце декабря.

– Как относиться? Безусловно, это отречение от христианства, от Христа. Просто оно не может быть таким быстрым, и те силы, которые запускают и поддерживают эти процессы, делают это через такое «антивоспитание», когда потихонечку вымарывается имя Христово из жизни. В частности, из жизни европейцев.

Когда я был в поездке в Бари, встретился с одной нашей знакомой, которая трудится там гидом и в сообществе своих коллег увидела в соцсетях поздравление с Пасхой. Все друг друга поздравляли с Пасхой, и когда она написала «Христос Воскрес!», там возникло некоторое замешательство, а через 5–10 минут ей ответили: «А при чем тут Христос?». Это удивительно, странно и, безусловно, страшно. Потому что все, что мы делаем, должно иметь какой-то смысл, и Пасха без Воскресения Христа не Пасха, а просто повод для этих людей... Только не понимаю: повод для чего?

Не дай Бог нам пойти этим путем. Конечно, мы все связываем со Христом, с Его Личностью. Это главное событие человеческой истории. Сама Личность Христа – главное, что сегодня есть у человечества, то, что должно его вдохновлять, направлять и в конечном итоге спасать. Мы видим, что происходит с теми, кто забывает об этом. Видим, как в праздник Рождества Христова приехавшие люди в Германии и других странах устанавливают уже свои порядки… Мы не хотим сохранять наши христианские традиции? Придут люди, которые, видя наше малодушие, наше предательство, отречение, установят свои порядки и уже не спросят нас, хотим мы жить по новым порядкам или не хотим. Просто мы будем ходить ровным строем, так, как они нам скажут, если превратимся в мягкотелых существ, не имеющих ни своего флага, ни своей веры, ни традиций.

Когда-то в нашей утренней программе «Четверть часа» мы проводили опросы, спрашивая людей о святых, праздниках, заповедях. И как-то спрашивали: «Вот мы отмечаем Рождество, а кто Родился?». К нашей радости, все из респондентов, поучаствовавших в опросе, сказали правильно.

– Дмитрий, проблема в том, что эти люди работают надолго, они стратегически запустили этот процесс. И если мы каждый праздник, каждый день, каждый час не будем останавливать такое, тогда рано или поздно скатимся в эту реку. Поэтому здесь от нас зависит очень многое. Потому мы делаем праздники в воскресных школах, отмечаем Рождество через стихи, песни...

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс