Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №03 (948) → Протоиерей Владимир Волгин: Какую любовь Церковь проявляет по отношению к своим чадам!

Протоиерей Владимир Волгин: Какую любовь Церковь проявляет по отношению к своим чадам!

№03 (948) / 10 января ‘18

Беседы с батюшкой

Продолжение. Начало в №21 (870) – №36 (885), №44 (893) – №45 (894) 2016, №5 (902), №17 (914) №23 (920) – №39 (936) 2017

Мы говорим о Божественной литургии с отцом Владимиром – настоятелем храма в честь Софии Премудрости Божией (что в Средних Садовниках города Москвы) и храма Трех Святителей (при ОК «Архангельское»).

Я специально, батюшка, подчеркнула второй храм, Вы – настоятель замечательного храма, из которого мы ведем вторую нашу программу. Прошлую мы посвятили как раз истории его создания, объясняли, почему он посвящен трем святителям. Но у наших телезрителей есть возможность еще раз окунуться в Небесную благодатную красоту этого храма, внимательно посмотреть фрески, совершенно замечательные, какие-то очень уютно домашние – на меня фрески всегда производят такое впечатление. Позвольте Вас еще раз поздравить с великим освящением этого храма, с тем, что он уже живет обычной приходской жизнью – Вы сказали, что уже были и Венчание, и Крещение, Литургии и Причастие.

– Да, в этом храме очень легко молится, прекрасная акустика, и я не ожидал, что будет собираться достаточное количество людей. Я думаю, что постепенно оно будет увеличиваться…

Я позволю себе напомнить: после обращения ко Пресвятой Богородице, когда Ей воспевают песнь, священник молится вообще о всей Вселенской Церкви: о упокоении, о здравии. И позволю себе прочитать эту молитву. Конечно, я всегда стараюсь рекомендовать людям, прихожанам наших православных храмов, иметь с собой Служебник и читать эти молитвы – не все священники, как я, имеют дерзновение читать молитвы вслух: они предпочитают как-то про себя или вполголоса читать, и люди думают, что все ограничивается возгласами и песнопениями хора, который, безусловно, украшает службу, но во многом ее сокращает и мешает восприятию полноты молитв, которые произносятся священнослужителями, предстоятелями во время Божественной литургии.

После возгласа «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» хор поет: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

А священник в это время читает молитвы. Он молится: «О святем Иоанне Пророце, Предтечи и Крестители…». Святой пророк Иоанн Предтеча заключил ряд ветхозаветных пророков. Христос его назвал одним из самых величайших пророков: не было среди рожденных женами такого пророка, как Иоанн Предтеча – если исходить из этих слов, и Моисей, и Илия, Исаия и Иезекииль не того уровня пророки, которого был Иоанн Предтеча, которому выпали особая Божия благодать, благословение и любовь Божии: именно он должен был выйти из пустыни, по глаголу Божию, совершить подвиг проповеди, а потом встретить Иисуса Христа и совершить над Ним крещение в водах Иордана.

Он, можно сказать, не только последний ветхозаветный святой, но и один из первых новозаветных святых, хотя он не причисляется к новозаветным святым. И вот мы прославляем его, Иоанна Предтечу, прославляем святых славных и всехвальных апостолов, потом поминаем имя того литургиста, Литургию которого служим: либо святителя Василия Великого, либо святителя Иоанна Златоуста, либо (во время Преждеосвященных Даров) папу Римского Григория Двоеслова. Потом перечисляются все святые, в этот день празднуемые, а потом поминаются все святые и – «ихже молитвами посети нас, Боже», то есть предполагается (и Церковь имеет такое знание), что вся Полнота Церкви, святости присутствует, участвует духовно в этой Божественной литургии, молится. И дальше: «Помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя. И упокой их, идеже присещает свет лица Твоего».

Еще молимся: «…помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины». Что такое «право правящих»? Это правильно управлять Церковью и правильно, без тени ереси, проповедовать слово, которое вручено, как харизма, это по особой благодати Божией рукоположение человека в епископский сан, управление Церковью и проповедование слова Божия: «Всякое пресвитерство, во Христе диаконство и всякий священнический чин. Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о Святей, Соборней и Апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих; о богохранимей стране нашей, о властех и воинстве ея». Вот слова: «о властех и воинстве ея» – это прошение существует со времен апостола Иакова. Для диссидентствующих людей это катастрофа. Вы помните, как уже после упокоения святителя Тихона Церковь не могла восстать на святителя – он был очень почитаем иерархами, а ведь после того, как он наложил анафему на власть, через некоторое время, когда эта власть утвердилась, он подписал указ, чтобы молились «о властех». Его не могли укорить, но когда митрополит Сергий (Страгородский), Патриарший местоблюститель, стал говорить, что нужно почитать власти и молиться за них, его чуть не предали анафеме – он имел, конечно, не такое значение в то время, как Святейший Патриарх Тихон, на которого не могли возвысить голос.

Не случайно я сказал, что с апостола Иакова ведется эта молитва «о властех и воинстве». Разные цари управляли государствами. Среди них были отступники от Христа, язычники, которые не принимали и уничтожали христиан. Неужели об этом не знали святые? Неужели апостол Павел не понимал этого? Он, как апостол Петр, можно сказать, погиб от руки народа – был усечен мечом. Тем не менее он в своем Послании все время как будто утверждает, чтобы мы молились «о властех» своих – через это утверждается мир и благоденствие государства, в котором мы проживаем: «Тихое, безмолвное житие проживать» – это не значит безмолвствовать, уходить в пустыню. Это значит – мы в тишине, в мире и покое будем проводить время, если будем молиться за власти, какими бы они ни были по своему вероисповеданию, гонителями или не гонителями Церкви. Те, кто думает иначе, не правы и должны изучить Священное Писание не только Нового Завета, но и Ветхого Завета – там говорилось о почитании царей и тех, кто возглавлял государство.

И дальше эта фраза – «даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте». А тех, кто хулит власти свои, апостол уподобляет облакам, ветром носимым, или волнам моря бушующего, пенистого. После этой молитвы, которую священник читает в алтаре, он произносит прошение о великом господине, отце нашем, Патриархе.

Есть такая формула: если нет епископа, нет Церкви. Кто тогда будет рукополагать нас в священники, если нет епископа? Если нет епископа и кто-то скажет, что он священник, – окажется самозванцем, присвоившим себе то, что ему не полагалось присваивать... А Патриарх – это лицо совершенно особое: он не только епископ града Москвы – он старший архиерей во всей Полноте Православной Церкви, и всегда во всех епархиях Патриарх должен поминаться Церковью. Сейчас мы имеем Патриарха – глубоко мыслящего, яркого проповедника, человека, который отстаивает Церковь, этот корабль, на протяжении его движения к Богу. И мы молимся о великом господине, отце нашем Кирилле, Святейшем Патриархе Московском и всея Руси. Если человек, священник, служит в иной епархии, то поминается имя епископа той епархии, в которой он служит.

И дальше: «…ихже даруй, Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины» – с этим прошением мы уже встречались. И дальше хор поет: «И всех и вся» – тут вся Вселенская Церковь: и усопшие, и живые, и священники, и не священники, и власти, и воинство, все уже помянуты. И здесь священник молится не совсем за людей, хотя и за людей тоже – в этом же прошении будет прошение священника: «Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град, и страну, и верою живущих в них».

Какую любовь Церковь проявляет дальше по отношению к своим чадам… Кто, казалось бы, для нас «плавающие, путешествующие, недугующие»? А Церковь всех поминает и молится: «Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных». Церковь не разбирается, по какой причине человек оказался в плену – защищая Родину, либо делая в своей жизни поступки, не соответствующие нравственному кодексу, либо еще почему-то. Церковь поминает страждущих и спасение их: «Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах, и поминающих убогия, и на вся ны (то есть на всех них) милости Твоя низпосли». Вот чадолюбивая Мать – наша Церковь, членами которой мы с вами являемся.

И дальше опять возглас священника: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Когда мы находимся в каком-то конфликте, связанном, может быть, и со взглядами богословскими или иными другими на жизнь, то в этих нестроениях невозможно было бы произнести этот возглас с упованием, что мы можем стать «едиными устами, единым сердцем» и сможем вместе славить и воспевать пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святого Духа. Только в состоянии любви, мира, терпения, великодушия (если каждый из нас будет этим состоянием преисполнен) мы можем соединиться в единые уста и единое сердце, что и требует от нас Господь и Святая Православная Церковь.

Спаси Господи, батюшка, спасибо. Я думаю, наши телезрители очень расстроятся, если это была наша последняя программа. Я Вас сердечно благодарю. Вот это благодатное время, эти несколько лет я очень счастлива, что Господь дал мне эти годы, когда мы с Вами говорили о Божественной литургии: я вхожу в храм и молюсь на Божественной литургии уже с абсолютно другим чувством. И думаю, со мной согласятся многие наши телезрители. Спасибо Вам, отец Владимир, это очень трудная тема – по сути, даже разбор богослужения. Низкий Вам поклон еще раз от всех нас. Спасибо.

– А я благодарю за долготерпение Вас и телезрителей, которые не один десяток передач о Божественной литургии со вниманием прослушали и просмотрели. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Казакова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс