Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Владимир, рад приветствовать Вас в нашей студии. Пользуясь случаем, поздравляю Вас с праздником Крещения Господня.
– Спаси Господи, я тоже хотел бы всех поздравить с великими праздниками Рождества Господа нашего Иисуса Христа, Крещения Господа нашего. Между этими праздниками были еще даты и будут еще. Январь – праздничный месяц. Хотелось бы пожелать всем доброго здоровья, душевного спасения. Начался новый год, и хотелось бы, чтобы он прошел менее тревожно, чем прошедший: было много тревог, а все мы люди и все одинаково боимся беды. Дай Бог, чтобы беды миновали всю Россию и вообще всю Землю-матушку. Дай Господи, чтобы мы с вами были здравы, чтобы наши детки, мужья, жены, родители были здравы и имели пусть скромный, но постоянный и твердый достаток, имели какие-то радости в жизни и, конечно, благодарили бы Бога и каялись в своих бедах и недостоинствах. Храни всех вас Господь.
Спасибо за поздравление и назидание. Действительно, – начиная с дней святого Симеона, Рождество Христово, Крещение Господне, Обрезание Господне, память преподобного Серафима Саровского – очень насыщенная богослужебная жизнь, и в крещенский сочельник, когда праздник Крещения уже вступил в свои права (богослужебные сутки начинаются с вечера), я предлагаю поговорить об этом празднике, о традициях его празднования и, может быть, каких-то заблуждениях, которые бывают у людей в связи с ним.
– И заблуждений, и добрых традиций именно на эти праздники приходится, наверное, больше, чем на какие-то другие церковные и даже гражданские праздники.
Первое заблуждение – это гадание, которое чуть ли не культивируется. Сейчас и по телевидению рассказывают, как лучше гадать, об обычаях гаданий. Это, конечно, лишнее. Помнится, и у великих писателей и поэтов есть такое – «Светлана» и «Людмила», к чему может привести гадание. Это ведь достаточно жутковатые произведения. Конечно, от гаданий надо отходить.
Во-вторых, есть такая наша общая русская беда: что «в праздник надо выпить, и выпить покрепче», и тут все позволено и разрешено. Это не так. Если ты устал, потрудился, и как-то снимешь рюмкой свою усталость, это и не беда, немного можно. И апостол Павел пишет своему ученику: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» – в этом не будет вины. Но если праздников много – Симеон Верхотурский, Новый год, Рождество Господне, Обрезание, Крещение Господне, так весь месяц можно и не просыпаться от этого? Это страшно, и этого не надо делать.
Рождество и Крещение я называю русскими праздниками. Да, Господь родился и крестился для всех землян, но то ли исходя из широты русской души Рождество – это мощные морозы, катание на тройках, русские добрые забавы, кулачная борьба – все это принято на Руси. А Крещение Господне особенно: мне доводилось видеть, когда на улице 30◦ мороза, ветер, а люди – в прорубь. Да причем так по-доброму – с размаху, по-настоящему. Мне приходилось такое видеть. Когда-то, еще до своих операций, когда освящал проруби на Шарташе, мы делали 6 прорубей, и во все проруби очереди стояли сутками. Освятив первую прорубь, я сам окунался в ней в подряснике. Я это любил, но после операции мне этого делать нельзя. Опять же здесь у людей есть другое заблуждение: им почему-то кажется, что перед тем, как окунуться в прорубь, надо выпить. Категорически нельзя. С одной стороны, и по медицинским показаниям: сердце и так получает температурный удар, шок; а если еще выпить, то это уже второй шок, а если еще и закурить – и третий шок. Здесь надо, наоборот, освободить организм от лишних нагрузок – не выпить, не закурить, если ты уж куришь, то освободи свои легкие, не кури какое-то время до и после этого. Дай место именно русскому доброму духовному настрою и раздолью. А то ведь и беды часто бывают от пьяного купания. Конечно, этого тоже не надо делать.
Когда я служил в Коуровской слободе, помню, один старичок мне рассказывал: «А у нас было так. Крепкие мужики соберутся, выбьют во льду большую прорубь, 5 на 5, а, может быть, 10 на 10 метров. Народ подходит на Иордань освящать воду. Вот воду освятили, и у батюшки была такая русская добрая забава: он бросит в воду несколько кипарисовых крестиков, и мужики со всех сторон в эту прорубь ныряют, и зело радуются те, кому удалось крестик достать. Потом считали, что у него весь год все будет хорошо, весело и достойно». Это было еще до революции и сразу после. Рядом стояли телеги с лошадями. И вот такой мужик из проруби в тулуп – и тройка несет его домой. Такие русские радостные забавы. Кто-то над ними смеется, кто-то их не принимает, но это наше, русское. Где-то лазают на пальмы за кокосами, а у нас в прорубь ныряют за крестиком, и даже если без крестика. Кто это не принимает, не надо смеяться, кто принимает, примите с радостью, подражать – тысячу раз проверьте себя: сможешь ли ты вынести? Потому что есть Евангельские слова: не искушай Господа Бога Твоего. И есть пословица: тихонького Бог накажет, бойконький сам налетит. Так вот, ты старайся не налетать: хоть ты и бойконький, но подумай прежде, сможешь ли ты это вынести. Если сможешь, то во славу Божию, помоги тебе Господи.
Честно говоря, я впервые слышу, что в России была традиция нырять за крестами, но мне помнится, что где-то в теплых православных странах вроде Греции устраиваются такие заплывы за святыми крестами – целые соревнования, кто быстрее поднимет крест в воде и доплывет обратно.
– Видите, ведь и в старое время кто-то бывал за границей, может быть, оттуда взяли. Может быть, какой-то батюшка решил, что это хорошо. Если бы был у меня кипарисовый крестик, тогда я бы его с удовольствием бросил в прорубь: «Доставайте, ребята, достанете – ваше счастье». Ведь это такая добрая русская забава, но она не бесчестная забава, а достойная – это хорошо.
Есть несколько церковных праздников, когда в храмах много не только прихожан, но и «захожан», – Рождество Христово, Крещение Господне, Пасха. Это люди, которые приняли Крещение, но в храме бывают раз-два в году. Не кажется ли Вам, что на Крещение Господне людей приходит еще больше: уйдут они не с пустыми руками, а еще и получат святую воду?
– На Крещение как раз приходит больше «захожан». Бывает, я выйду на крыльцо храма, если не очень холодно, чтобы я мог громко разговаривать, дыша полной грудью, и не простыть, то вижу, что люди стоят в очередь за святой водой, а кто-то даже курит или сквернословит. Они возьмут святую воду, даже не перекрестятся, взяли – и ушли домой.
На Рождество меньше «захожан». В последние годы я наблюдаю, что на Рождество, а это еще и наш престольный праздник, если не 100%, то 70 – 80 от того числа людей, что было в начале, остаются до конца богослужения. Многие готовятся и стараются причащаться, чтобы год начать именно с Причастия.
В Пасху тоже отмечается, что от первоначального прихода во время крестного хода, до конца ночного богослужения достаивает, может быть, не 70, но 50%. Но если поначалу народ и в ограде, и за оградой...
Не все даже заходят в храм.
– Да. Сейчас все-таки стало больше людей, и стало заметно, что больше людей стали ходить семьями. Смотришь, девушка одна, потом: «Батюшка, вот мы пожениться решили, благословите нас». Поженились – смотришь, они вдвоем ходят, потом она в положении. Есть у меня прихожане, у которых уже трое детишек, и все они идут в храм. То есть храм становится уже потребностью семейной, духовной и внутренней: если в храме не были, то вроде бы и праздника нет. Хотя это не так. Если ты по какой-либо уважительной причине не смог пойти в храм, помолись дома. Если ты не смог встать, лежишь на одре, лежа помолись. Помню, когда у меня был очень тяжелый год, я думаю, что надо почитать 50-й псалом, начинаю: «Помилуй меня, Боже!..» – и забыл или сознание потерял. Но все равно хотя бы мысль «Помилуй мя, Боже!», хотя бы стремление – Господь стремление приемлет, если оно искреннее и от души. Может быть, даже, молясь, мы не помолимся так, когда так лежим. Вот минута – и кто-то лежит, может, умирает: «Господи, помилуй...» – и забудет. Потом снова: «Господи, помилуй!..» – и опять забудет, но у него есть желание. Вот здесь и проявляется, что ты накопил за свою жизнь. Если ты Господа поминаешь, то ведь Господь у тебя в сердце-то пророс, если ты поминаешь Его в полубессознательном состоянии. Значит, он поселился и живет в твоем сердце, и значит у тебя есть великая надежда на спасение.
Или другой случай, о котором мне рассказывали. Умирала одна молодая женщина, болезнь была неизлечимая, она знала, что умрет, и последние дни она буквально кричала, ругала скверными словами, буквально проклинала всех: «Вы будете жить, а я умираю, да так-то вам и так!..». И с такой злобой в сердце – это просто страшно, страшно...
Поэтому если можешь, иди в храм, если не можешь, молись дома. Мне доводилось такое слышать: «Наша мама была неверующей, а потом стала верующей. Когда она была неверующей, то мало ходила в церковь, мало обращалась к Богу, но была добрая, оставалась посидеть с ребеночком, отпускала нас погулять: „Да идите, детки, а я тут посижу и обед приготовлю”. И какой-то праздничек еще устроит. Вот она стала верующей, сходила в церковь раз, потом два – и у нас началось: вот этого нельзя, этого нельзя, тут – „вас Бог накажет”, тут – „Бог накажет”!.. И началась у нас совсем другая жизнь...».
Если ты верующий, то сделай так, чтобы около тебя было теплее, уютнее, и тогда твои дети, даже если они неверующие, придут к Богу, скажут: «Вон как хорошо – какая у нас мама стала. Дай-ка и мы потянемся к этому». То есть поленом, кнутом и пощечиной вера не вбивается, она любовью дается. Посмотрите на Христа: Он пришел на землю, крестился. Что такое Крещение? Это погружение в воду, омытие. От какого греха надо было омываться Господу? Он безгрешен. Он Владыка, Глава, Творец, и от Своего раба, Иоанна, он принимает омытие – Творца омывает творение. И нигде во всем Евангелии Господь никого не отвергнул, даже Иуду: «Иуда, целованием ли предаешь Сына человеческого?», – со смирением спросил Господь, еще здесь пытаясь его образумить. Никого не отверг. Апостола Петра, который отвергся от Него, Сам Он ведь не отвергся, назвал его первоверховным. Ни разбойника, ни слепого, ни блудницу не отверг. «Иди, и я не осуждаю тебя», – смиренно говорит Господь блуднице, но и твердо добавляет: «И впредь не греши».
Почему евангельская вера привела к себе так много людей? Через величайшее, Божественное, глубочайшее смирение Господа Евангелие взяло людей к себе так много и так уверенно. Ведь евангельская вера не только православная, ведь и у католиков вера-то евангельская (я, конечно, с католиками ни с одной стороны... но это тоже евангельская). То есть полмира – православные, евангелисты, католики – все ведь исходят из Евангелия. Полмира Евангелие к себе привлекло. Чем? Величайшим Божественным смирением. Так и мы должны поступать.
Я помню, ко мне в храм еще в Талице ездила женщина: – «Я вот в храм иду, а моя доченька моя и ругает...» – «А ты что, Александра?» – спрашиваю ее. – «Ну, что, молюсь, „доченька, да уж прости меня, надо мне в храм” – молюсь: смотрю, что-то у нее плохонько, думаю, дай-ка я ее поддержу да помогу».
Потом я ее не видел несколько лет. Я уже был здесь, и однажды мы с ней встречаемся. Я говорю: – «Ну как у тебя дочка, Александра?» – «Ой, батюшка, так она же ко мне переехала, теперь мы в церковь вместе ходим».
Вот пример смирения! Смирением можно привязать гораздо крепче, чем любыми канатами, таково мое глубокое мнение. Так же и крещение – Господь крестился от Иоанна. Так же и обрезание – Господь обрезывался. Для чего Ему это надо было? Да чтобы показать необходимость исполнения Закона. Но показать не кнутом: если вы не обрежетесь, вам то-то и то-то будет! Господь Сам принял обрезание. Господь Сам принял омытие. Господь Сам постился 40 дней и под конец взалкал. Ведь Он мог просто прогнать дьявола, когда сказал: «Отойди от меня, сатана». А ведь дьявол еще и пытался Его искусить, но Христос с глубочайшей Божией мудростью отвечал на дьявольские соблазны, но и опять же проявил в это время смирение. И только под конец, не проклиная, не унижая, сказал: «Отойди от меня, сатана».
Безусловно, Спаситель должен быть тем ориентиром, к которому должна стремиться каждая христианская душа, каждый христианин, в том числе и в миру.
– Спаситель не должен быть никем и ни перед кем... Спаситель – это Спаситель, а мы должны, мы! А Спаситель ни перед кем и не должен! (смеется) Простите меня, ради Бога!
Да, спасибо за это уточнение. Отец Владимир, чуть ранее, говоря о празднике Крещения Господня и о людях, которые в этот день приходят за святой водой, Вы упомянули, что в очереди на улице есть люди, которые могут и толкаться, и ругаться, тут же закурить, сразу уйти, только набрав воды. Вам, как настоятелю храма, приходилось долгое время сталкиваться с организацией – может быть, как-то разнимать толпу, успокаивать людей, приводить все в порядок. Скажите нашим зрителям, как себя не надо вести и как вести себя по отношению к святыне.
– Если мы идем в храм с твердым убеждением, что будем брать освященную воду – «святая вода» это немножко неправильное выражение – и если считаем, что она принесет нам пользу, то поверьте мне, братья и сестры... Есть маленький пример: если ты принес освященную воду домой и решили попить прямо из сосуда, не наливая куда-то, то даже есть такое поверье, что ты осквернил ее. Я не берусь судить, правильное это поверье или нет. Когда мы святим воду, берешь кропило и кропишь людей, а она и на пол капает. А в сельской местности освящали все: и огороды, и конюшни. Поэтому не берусь утверждать правильно или нет пить прямо из того сосуда, в котором ты принес освященную воду. Конечно, лучше налить воду.
Но, с другой стороны, как же мерзко получается перед Богом, когда человек стоит за освященной водой и при этом сквернословит и толкается… Я часто сталкивался с тем, что когда много народа, то выходишь на улицу и пытаешься как-то успокоить, но чаще всего, когда стоит толпа, никто ничего не слушает. Это, конечно, зря ты и за водой пришел.
Второе – многие пытаются набрать больше воды: ведро, 20-40 литров, «чтобы наверняка хватило». Церковь нас учит, что капля освящает море, то есть если одну капельку в море, то все море освятилось. У меня даже бывали случаи, когда возьмешь 3 – 5 литров, семья большая, где-то по утрам запивочка, смотришь – кончается. Ничего, ничтоже сумняшеся добавляешь туда простой чистой ключевой воды, и она снова вся освящена – и не надо набирать ее ведрами, в этом совершенно нет никакой необходимости, и она будет не то что частично свята, а полностью: на ней всей первозданное освящение, когда ты капельку добавишь в сосуд. А значит, ты можешь добавить капельку, когда принимаешь ванну, и вот уже освященная водичка. Кто-то мне скажет: как это можно в ванну? Но, простите, когда мы освящаем озеро Шарташ или озеро Балтым, то ведь все озеро освящается, а люди потом туда идут купаться – это тоже ванна своего рода, поэтому ничего богопротивного здесь нет.
Если дома ты все освящаешь… Вот меня просят: – «Батюшка, освятите дом. В каких комнатах можно?» – Я говорю: – Везде, где бываете. Любое помещение, которым вы пользуетесь, надо освящать. Где желаете, открывайте все двери», – и шифоньеры, и, простите, санузлы, все кропишь святой водой. А в деревне и огороды кропятся, и бак с водой для полива растения, капельку туда воды добавишь, и она уже и в растения идет.
Так ею пользуются, но не надо ведрами – и одной капли достаточно, если с верой. А если без веры, то можно и море... Евреи сквозь Чермное, то есть Красное, море прошли посуху, и оно для них было свято – не тронуло их, не затопило. А египтяне пошли – оно для них было гибельное. Одни пошли со злобой и без веры, другие – с верой и надеждой на Бога; вот нам дивный пример.
Каково правильное отношение к освященной воде? Самой воде приписываются свойства, как некоей магической сущности, может быть, даже одушевленной, когда говорится, что от такой-то болезни надо принять столько-то миллилитров воды.
– Никакой магии тут нет. Как учит Церковь? Если кто-то болящий, в церковь идти не может, священника вызвать к нему невозможно (было такое время, когда священника не найдешь за 300-400 километров!), тогда говорили: передайте просфорочку и святой водички, пусть с верой помолится и с верой примет антидор и святую воду. С верой примет – и Господь ему это вменит даже и в Причастие. Но везде – вера. Первое действо – это вера в то, что тебе это поможет. Как сказал Господь: если будет вера с горчичное зерно, скажете горе сей сдвинься и ввергнись в море – будет по-вашему. Не будет веры, не будет ничего.
Поэтому первое действо – это вера. Второе – вокруг воды сейчас много и ученых исследований. Ученые исследуют до каких-то глубоких версий...
В советское время была популярна версия, что, когда освящают воду серебряным крестом, ионы серебра что-то освящают, поэтому она не портится.
– Ко мне не так давно приезжал брат из Красноярска и рассказывал: «Мы решили специально серебрить воду. Сперва взяли серебряный сосуд, потом серебряные монеты, какие-то слиточки серебра, а потом обратились к врачам, и они сказали, что чрезмерное серебро не полезно для организма. Когда немного, то можно...».
Когда мне говорили такое про серебро, я отвечал: «Видите, как просто и легко – давайте у нас в Талице положим серебряный крестик в водонапорной башне! Зачем нам хлорка и все остальное? Тогда будет все здорово». Что мы тогда обсуждаем, какой водоем чистый, какой нет, где можно купаться? Давайте положим серебряный крестик и освятим все.
Это была обыкновенная фальшь. Я несколько раз слышал и читал о воде, что она имеет и память. Но это ученые. Мы, Церковь, и учение – это все друг от друга далеко отстоит. Я даже про растения читал, что они имеют память, когда один человек издевался над цветком, а другой гладил, говорил хорошие слова, потом они уехали куда-то. И когда тот, кто издевался (а он тушил о листья свои сигареты), зашел в комнату, то приборы, подключенные к этому растению, показали, что оно волнуется. А когда пришел тот, кто ласкал это растение, то оно через некоторое время расцвело, совершенно не в свой период, то есть поблагодарило. Много разных чудес на свете. (Окончание в следующем номере)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
В ходе заседаний Поместного Собора 1917–1918 годов обсуждалось, в частности, чтó есть «главнейшая обязанность пастырского служения». Будущий митрополит – архимандрит Вениамин (Федченков), выступая по этому поводу в пленарном заседании Собора, отметил, что «пастырь является, прежде всего, тайносовершителем», затем «молитвенником», а «на третьем месте» – проповедником. Начну с последней перечисленной обязанности.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.