Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (942) → Протоиерей Димитрий Смирнов. Для Бога важно только одно: живет ли в тебе Святой Дух

Протоиерей Димитрий Смирнов. Для Бога важно только одно: живет ли в тебе Святой Дух

№45 (942) / 1 декабря ‘17

Беседы с батюшкой

Хочу начать с вопроса о сегодняшней евангельской притче: «В притче о богатом и Лазаре мне непонятна участь богача: человек приобрел богатство, но ведь не сказано, что украл, – заработал и пользуется этим богатством. В чем здесь грех и за что его в муку вечную определил Господь? Только за то, что он наслаждается жизнью?»

– Нет, конечно же. Просто вопрошающий не понимает, что такое грех, и смотрит со своей точки зрения. Этот человек думает, что, если гуляет на свои, значит, все в порядке. Это с его точки зрения, исходя из тех жизненных принципов, которые он исповедует. А Господь сказал: «Мои пути – не пути ваши». Для Бога совершенно не важно, богат ты, беден, здоров, болен, умный или не очень. Это не играет никакой роли. Для Бога важно только одно: живет ли в тебе Святой Дух. А Дух Святой может жить только в человеческом сердце, исполненном милости, любви. А данный богатый человек в этом не замечен: не жалко ему нищего, убогого. То есть его сердце безжалостно; следовательно, в нем не может поселиться Дух Святой. А раз не может, он не может достичь Царствия Небесного.

Сам он заработал или украл – не играет никакой роли. Имеет значение только, добр он или равнодушен к нужде ближнего. И грех заключается не в том, что человек совершил какой-то проступок, грехом является качество души человека, которое его отделяет от Бога. То он и наследовал в результате своей жизни. С точки зрения государства, закона, признания общества, человек может быть народным артистом СССР. И что? Да ничего. Ты же не предъявишь диплом на том свете. Это ничего не дает. В земной жизни человек пользуется какими-то благами, которые сам своим трудом заработал. Так о богаче и сказано: ты же уже получил свою награду: одевался в драгоценные одежды, пировал каждый Божий день...

На свои гулял. Но для Бога надо, чтобы человек, гуляя на свои, заботился о ближнем. А ближний на пороге сидит. И не хочет богатого убить, отравить, что-то отнять, не устраивает митинги, майданы у него под окнами, чтобы сделать все справедливо. А что такое «справедливо»? Отнять половину мне. Нет, он хочет, если крошки случайно упадут (так сказать, рукавом заденут), прежде чем собаки съедят эти крошки, чтобы ему полкрошечки досталось. Только и всего, очень скромно. Он бы и сам пошел на работу охранником или у шлагбаума стоять, чтобы хозяина выпускать, за еду даже согласился бы, но у него нет возможности: он болен, весь в язвах. Даже псы более милосердны – они зализывали ему раны. Так что богатенький оказался хуже, чем пес.

Вопрос: «В чем в наши дни в верующих людях может проявляться фарисейство?»

– Да во всем. Фарисейство – очень глубокая болезнь, поражающая все. И выражение лица, и походка, и как он держит голову, и как разговаривает с людьми – все выдает фарисея. Вообще, фарисей – это артист, который всю жизнь из себя изображает человека праведного, хорошего, доброго. Но все это не настоящее, а как в театре. В театре же сама актерская среда кошмарна, та жизнь, которой живет эта публика, ужасна. А изображают из себя праведников. Раньше их дальше прихожей не пускали, а теперь они являются учителями: я считаю, я это, я то... Поэтому каждый фарисей – артист. Но при большой опытности человек понимает, что театр, в котором он играет, давно погорел в аду. Вот сейчас вдруг стало модно, всякая человеческая мерзость всплывает – как у тухлого супа, когда его кипятишь, пена поднимается наверх. Так и здесь: все это мелко, гадко, подло и вообще скучно и неинтересно, за этим ничего настоящего, никакого благородства не стоит, одна клоунада.

И фарисей бесконечно любит себя, любит похвалы. Если кто-то не заметил его какое-то мнимое достоинство, он очень огорчается. Фарисей очень обидчив, все время считает, что с ним недостаточно хорошо обошлись. Он никак не может признать своей духовной нищеты, не понимает, что в этом признании блаженство. Место твое – это место половой тряпки в мужском туалете на Казанском вокзале. А думает: «Как ты смеешь со мной разговаривать!..». Да кто ты такой? Какие-то значки, побрякушки перед Богом – ничто.

Чем больше комфорта, тем сложнее прийти к Господу?

– Нет, не сложнее, все то же самое. Просто человеку это не надо, его больше интересует новая модель айфона или новая форма каблука на туфле, это гораздо более важно для человека. А о спасении души он даже знать не знает и не хочет ничего об этом читать. Он весь в виртуальном пространстве, а оно формируется людьми очень примитивными. Поэтому спасение зависит от самого человека. Нельзя сказать, что какая-то эпоха более этому способствует. Конечно, Господь каждому человеку подбирает свои обстоятельства, которые были бы именно для этого человека наиболее спасительными. Но люди этого даже не замечают. Люди в последнее время Бога вообще как-то не замечают.

Сейчас, в нынешнее время, знать о Боге легче, чем раньше?

– А знать о Боге – это ничто. Каждый бесенок знает о Боге. И что? Ничего. Пойди к метро, подойди к первому попавшемуся человеку или даже к тому, кто пропускает по пропускам, и спроси: «Есть Бог?» Скажут: есть. Все все знают. Ну и что?

То есть это знание человеком никоим образом не используется?

– Оно ему является в осуждение. «Кто знал и не делал, биен будет больше», сказано в Писании. Поэтому неудивительно, что эта добрая женщина так жалеет людей, потому что все они будут страшно биты, когда закончится их земная история.

Но если человека так прямо спросить: «А знаешь ли ты, что будешь бит за то, как живешь?», он скажет: «Бог же милосерден, как же так?»

– Бит – имеется в виду фигурально. Душу побить нельзя. Просто душе откроется то, к чему человек мог бы прийти, если бы не собственное фарисейство.

То есть человек увидит то, что он имеет, и то, что мог бы иметь?

– Лев Николаевич Толстой говорил, что человек – это дробь: числитель – то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. А когда человек цену дроби узнает, то ему будет горько: там будет плач и скрежет зубов. Скрежет зубов по поводу упущенных возможностей. Дана жизнь, даны встречи с прекрасными людьми, написаны тысячи прекрасных книг – и что?..

Из всего выбрано худшее.

– Да, худшее, пошлое, безвкусное, то есть совсем какой-то примитив.

Вопрос телезрительницы: «Я хочу задать вопрос по поводу Божественной литургии, которая проходила в Санкт-Петербурге в духовной академии (это транслировалось по каналу «Союз»). Божественную литургию я не узнала. Было предупреждено, что это Литургия какого-то века, какого-то апостола, он заповедовал нам ее служить. На Литургии не было пропето Символа веры, а только читали слова…».

– А зачем вы мне это рассказываете? Я это знаю наизусть. Вы думаете, что я такой неученый человек, что ли?

А почему не пели, а говорили? И Причастие было не из одной Чаши, а отдельно Хлеб и Чаша Причастия. Рукой раздавали Хлеб...

– Эта Литургия древняя, ее всегда служат в день апостола Иакова. Вы об этом ничего не знаете, так как у вас в голосе сквозит какое-то заблуждение. Наоборот, вам хотели показать. Ведь было время, когда не служили Литургию Иоанна Златоуста, Василия Великого, а каждая Церковь служила свою Литургию. После того, как были составлены эти два великих текста, Церковь на Соборе решила, что лучше этих текстов нет ничего, и остановились на этом выборе. А так литургий существует много. Просто вы еще церковно малограмотный человек, в этом все дело. Поэтому вас все это смущает. А меня не смущает, у меня дома есть целый многотомник, где список всех оставшихся в истории литургий, в переводе на русский язык.

Я просто слышала, что когда на Литургии не будет петься Символ веры, «Достойно есть»...

– Надо не слухами питаться, а книгами. А то: «Мне одна женщина сказала...». А если у этой женщины два класса образования, и она на одни двойки училась?

Да, с образованием, конечно, порой сложности.

– Например, Александр Сергеевич Пушкин Литургию Иакова не знал – это стопроцентно. Но нельзя сказать, что он был человеком необразованным. Он был не только образованный, он был умнейший человек. Проблема в другом: человек не испытывает доверия; считает, что митрополит Санкт-Петербургский специально этой женщине морочит голову. И она, вместо того чтобы постараться понять, что и как, разобраться, начинает его обвинять.

Человек ничего не понимает и уже берется осуждать: «этого не пели, того не пели». И в Греции не поют, и в Сербии не поют, и в Болгарии не поют. Только в России с определенного периода, с XIX века, стали петь. А в XVIII и не пели. Что тут такого? А человек не понимает: петь или не петь – это не играет никакой роли. А до XI века вообще никакой Херувимской не было. Ее сочинили, чтобы заполнить пространство в Литургии во время переноса Даров с жертвенника на престол. А ей невдомек, ей главное, чтобы все было спето. Некоторые думают, что Херувимская – это вообще самое главное место в службе, потому что все замирает, все так торжественно. А некоторые вообще в этот момент на колени бухаются, потому что ничего не понимают. И вместо того чтобы понять, разобраться, начинают говорить: митрополиты виноваты.

Тоже про сомнения вопрос: «У меня порой возникают сомнения, что Бог меня слышит или что Он сможет мне помочь. Как научиться доверять Богу?»

– Человеку, который Богу не доверяет, помочь нельзя.

То есть эти сомнения так и будут его преследовать?

– Нет, они просто заменят ему веру и заменят ему жизнь. Представьте себе, маленький ребенок трех лет совершенно не доверяет маме. Чем это кончится? Или тем, что он съест какую-нибудь отраву, или под машину попадет, или таблеток наглотается. Это кончится всегда бедой, если дети верят больше мальчишкам-сверстникам, чем маме с папой, которые их действительно любят, хотят предостеречь от плохого. Здесь то же самое. Кому, человек, ты не доверяешь? Самому Господу Богу. А кому ж тогда ты будешь доверять? Любое сомнение – от дьявола. Задумайся, человек.

Говорят: я молюсь...

– А все попусту, хоть обмолись. Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибет. Результат молитвы – расшибленный лоб. Ты этого хотел?

Хотел, чтобы Бог меня услышал, помог.

– А у тебя в сердце нет доверия, поэтому бесполезно ты молишься, человек. Надо всю надежду возложить на Бога, всю.

Вопрос: «Мои дети уже взрослые, 30 и 40 лет. И тоже получается конфликт, они мною недовольны: либо я не так сказала, либо не так встретила, либо мало помогаю».

– Помогать тридцатилетнему человеку?

Ну, хотя бы посидеть с внуком.

– Но внук – это же не ваш сын?

А что делать, если они очень обижаются? Я не хочу конфликтовать.

– А что они обижаются? Человек может помочь только тем, чем может, что в силах и ему в радость. А так что: силком, за горло?

Получается почти так.

– Получается очень просто: «Хорошо, дорогие мои, я лишу вас наследства полностью. А сейчас найму девушку, которая будет за мной ухаживать, ей все и отдам. Раз у вас мама плохая, найдется чужая дочка, для которой я буду хорошей. У нее до сих пор жилья нет, мне недолгий век остался, я ее облагодетельствую, по крайней мере, она будет мне благодарна...». И тон деток, которые почему-то думают, что им все должны, сразу изменится. Тут виновато плохое воспитание. Есть такая русская поговорка: как аукнется, так и откликнется. И еще: на осинке не растут апельсинки. Каждый наследует то, что заслужил. Какие родители – такие и дети. Я бы понял, если у вас было шестнадцать детей, мало им внимания уделяли, денег было маловато. А тут двое – и не смогли воспитать, они еще что-то требуют. Дети должны быть так воспитаны, чтобы в драку, кто будет ухаживать за родителями. И только: «Мамочка, мамочка любимая, не надо ли тебе чего?» А вы так не воспитали, теперь придется применять жесткие меры. А денежки любят все, особенно дети у плохо воспитанных родителей. Как скажешь, что «не получишь ни метра жилплощади, ни автомобиль, ни гараж, ни дачу», – сразу будет другой разговор.

Вопрос: «Объясните, пожалуйста, зачем антихристу Господь позволит три с половиной года на земле царить?»

– Во-первых, мы не знаем, что это будет за степень его царения. А во-вторых, мы видим, что тенденция современного мира и тех людей, которые правят этим миром сейчас (это целая группа людей), такова, что они стараются именно так и сделать. Это не Господь.

Но время его царства Господь ограничит.

– Безусловно.

Но даст ему все-таки эту власть...

– Эта власть будет политическая. Душа-то остается свободной, если человек сам эту свободу не отдаст.

Такое искушение для каждого человека...

– Да, конечно. Потому что в этой торжественной встрече антихриста участвует все население земли в той или иной степени.

Но это будет царство сплошного искушения и для верующих.

– В большей степени, чем во все остальные эпохи.

Вопрос: «Нужно ли для спасения души человеку самому искать нуждающихся в помощи людей? Или же Господь Сам Своим Промыслом пошлет нуждающегося?»

– Господь Сам пошлет.

Только нужно увидеть то, что Господь посылает.

– Да что там видеть-то? Господь дал нам алгоритм: ближний твой. Не надо обязательно ехать в Аргентину.

В Неделю о Страшном Суде мы каждый год это слышим...

– Слышим, да не разумеем, к сожалению.

Вроде так просто: «Я был голоден, и вы накормили Меня».

– Да.

Вопрос: «Насколько человеку нужно проявлять в обществе свою веру?»

– А при чем тут общество? Мы живем не для общества, не для того, чтобы угождать этому обществу, не для признания общества. А то додумались уже: покойникам аплодисменты. Вообще абсурд! Несут гроб – и все вокруг хлопают. Хорошо, что покойник не встает и ручкой не машет.

Такая форма признательности человеку за его земные заслуги.

– Я понимаю, что это форма. Но зачем же абсурдная форма? Зачем шарики пускать в небо? Кому? Кадильный дым или молитва, обращенная к Богу, – это я очень хорошо понимаю. А что такое пускать шарики, я не понимаю. Что за детский сад?

Но человек на другое не способен.

– Возьми и почитай молитву: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих»... Это не понятно, что ли? А шарики понятно. Это понятно для трехлетнего дитя, но ты же не трехлетнее дитя.

Однажды к нам в храм пришли две уже пожилые женщины и начали со мной диалог со слов: «Знаете, батюшка, мы очень мало что знаем в церковном, нас не научили». Вот такой аргумент – «не научили».

– Очень просто. Давай сейчас привяжу тебя к лавке и буду учить. Повторяй за мной: «Отче наш...». Не хочешь учиться?

Люди, которые запускают шарики, хлопают, выражают свою радость...

– Пусть они сделают себе церковь из фанеры, шариками ее украсят и туда ходят. Если человек умер, они шарик запускают, а если человек жив, – шарик лопают, как салют. Мы-то, православные, тут при чем?

Человек все-таки отождествляет себя с Церковью, особенно если он крещен.

– Гитлер тоже крещен, и что теперь? Ты отождествляешь себя с Гитлером?

Нет, с Гитлером рядом ставить себя никто не хочет.

– Понятное дело. А с шариком?

Обычно говорят так: а что в этом плохого?

– Плохого ничего нет, абсурдно. Ну, давайте куски сала вверх кидать. Или некоторые начинают голубей кормить, чтобы они что-то отнесли, считают, что это какой-то ритуал. Но это все, скорее, Древний Египет напоминает, чем нашу Православную веру. Церковь же борется с религиозными предрассудками, с суевериями.

Затем мы с Вами здесь и сидим, чтобы немножечко какие-то религиозные предрассудки развеять.

– Церковь – за истину, а не за религиозные предрассудки. Так можно в бубен бить – и все, это такая религия. Прыгаешь через костер, бьешь в бубен – и человек здоров, прямо по телевизору показывают.

Батюшка, надеюсь, Ваши слова как-то повлияют на умы людей.

– Господи, помоги!

Спасибо Вам за передачу.

– Всего доброго, до свидания!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс