Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (942) → Игумен Фома (Василенко): Утешение

Игумен Фома (Василенко): Утешение

№45 (942) / 1 декабря ‘17

Беседы с батюшкой

Утешение – это, наверное, то главное, ради чего люди приходят в храм. Как Вы считаете, это правильно или мотив должен быть другой?

– Конечно, правильно. И священник, который служит проводником этого утешения и всячески ему способствует, занимается своим делом – способствует этому или молитвой, или наставлением. Священник должен быть помощником Утешителя – Святого Духа. Люди, приходящие за утешением, поступают правильно: Бог создал человека именно для вечного блаженства, а не для страдания. Но в результате грехопадения у нас все поменялось, и теперь все наши труды лежат в том направлении, чтобы вернуться к плану, задуманному Богом о человеке, а это блаженство. Но без утешения блаженства быть не может.

Святитель Лука написал книгу, которая называется «Я полюбил страдание». Можно ли полюбить страдание? И может ли утешение, исходящее от священника, быть направлено на то, чтобы человек в некоторой мере полюбил страдание?

– Одно другому не противоречит, ведь утешение – это вообще-то помощь свыше. Страдание, о котором говорит архиепископ Лука, – это страдание тела, страдание человеческого существа ради блага других.

Наш современник, известный старец архимандрит Кирилл говорит, что самое большее утешение, выше всех утешений – это добровольное, произвольное страдание ради Христа. Вот об этом и говорит архиепископ Лука: он полюбил страдания ради блага ближних. Имеется в виду не само по себе мучение, истязание – это ненормально, а духовный смысл страдания. Он в том, что, отдавая себя на служение ближним, тем самым тоже утешаешься.

В том и заключается духовное утешение, что ты поступаешь, как Христос. Христианин и не может быть христианином, если он не подражает в своей жизни Христу. А как жил на земле Христос? Почитаем Евангелие, где написано, что это были одни сплошные страдания. Когда Он был еще в утробе матери, уже начались страдания, гонения ради нас с вами.

Но для многих утешение, наоборот, включает в себя желание разрешиться от каких-то проблем, разделить свои трудности с кем-то, кто утешает. Ведь это желание избавиться от трудностей?

– Это естественное желание. Хорошо, что есть такое желание, а не наоборот, когда ревность не по разуму и человек ищет себе каких-то ненужных испытаний ради тщеславия, чтобы показаться перед другими людьми подвижником. А те, кто приходит и пытается получить в храме облегчение от страданий, поступают правильно, для этого и храм: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»,– говорит Господь в Евангелии. И священник занимается этим, и все архипастыри призывают, чтобы священник на своем месте именно облегчал тяжкий земной путь людей. Но облегчал не поблажками, а разъяснением правильного отношения к жизни и страданиям.

Бывает, некоторые жалуются на свою жизнь, спрашивают батюшку, как найти выход… Всегда надо обращаться к Евангелию: как жил Христос – Ему не было где главу приклонить, Он трудился с детства и показывал пример (не имея в этом никакой нужды, кроме Своей благости), как человеку должно жить на земле. А благости у Него, как сказано, через край, и заключается она в том, чтобы сообщить правильное устройство жизни всем людям.

В Евангелии Спаситель обещает, что после Его Вознесения придет Утешитель. Насколько Дух Святой связан с утешением?

– Святой Дух, как мы сказали уже в начале передачи, приносит помощь свыше в любой жизненной ситуации. Не только когда человеку трудно. Вообще все дышит и все держится Духом Святым. Если отнять Дух Святой от земли, все умрет, так как все оживляется Им: трава, деревья по весне, все птицы, все животные, насекомые, все люди – все дышат Святым Духом. Что касается даров, это уже кто из людей сколько сможет вместить. Без Святого Духа человек не может получить ни помощи, ни утешения. Соответственно, наша жизнь и есть Дух Святой.

Когда Господь говорит, что пошлет иного Утешителя вместо Себя, Он говорит о том, что апостолы станут подобными Самому Христу, и не только апостолы, а вообще все христианские последователи. Все, кто захочет жить по-Божии, будут иметь в себе, как в храме, Святого Духа, и Бог будет прославляться в этих людях – конечно, в зависимости от того, кто как живет, кто насколько способен к принятию какого-то дарования. Как написано в Священном Писании, кто-то может быть учителем, кто-то пророком, кто-то может различать духов, есть разные иные способности: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Опять же все это дает Святой Дух. Человеку, обладающему какими-то способностями, надо быть очень внимательным к себе, чтобы этим не превозноситься. Кто я такой? Я просто сосуд, горшок, в который Бог вложил данный дар: Он создал меня и посчитал, что я могу это вместить. Чем мне превозноситься? Я это получил. Опять же в одной проповеди отец Кирилл (Павлов) говорит: «Чем тебе превозноситься? Все ты получил: жизнь тебе дали родители, учили тебя воспитатели и учителя – этим превозноситься нельзя. Превозносись тем, что ты имел до рождения. Все, что у тебя есть после рождения, ты получил». А чем можно превозноситься до рождения? До рождения тебя не было. Значит, нечем.

Мы говорим о таких, может быть, возвышенных категориях, но часто сталкиваемся с совершенно житейскими вещами: устаем на работе, устаем в семье, накатывают какие-то болезни и трудности, и хочется иногда просто материального, что ли, утешения – поспать, вкусно покушать, что-то еще. Противоречит ли это чем-то духовному утешению?

– Опять же эталоном для нас остается Евангелие. И в послании апостола написано, что «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» – «попечения о плоти не превращайте в похоти». Да, можно что-то вкусить – в Типиконе даже написано, что после поста есть «утешение на трапезе», когда разрешается вино и что-то еще, что не дозволялось во время поста. Но тут надо знать меру, чтобы не получилось, что весь пост воздерживался, а как только он закончился, все сразу загубил. Нужно быть хозяином своей жизни. Можно позволить себе что-то, но нельзя позволить, чтобы это потом командовало мной, чтобы тело стало моим господином. К телу надо относиться с почтением: оно вмещает душу, которую вдохнул в нее Господь, однако душа – госпожа, тело – служанка. К слугам надо относиться с заботой, поэтому мы прилагаем к телу заботу, но чтобы это не выходило за рамки здравого смысла.

Бывает, люди говорят: мы поехали отдыхать на природу. Берут ящик водки и едут отдыхать на природу, где убивают свою печень. Это не отдых. Нужно знать меру. У каждого своя мера. Святые отцы пишут: когда ты в гостях, можешь выпить ради ближнего два бокала вина, но помни, что вино содержит в себе блуд – и дьявол будет разжигать тебя на то, чтобы ты выпил еще. Как говорят, вечером всегда мало – утром всегда плохо.

Как относиться к телевидению, где много развлекательных передач, а люди воспринимают их как утешение? Будет ли утешением такая зрительная пища?

– Если кто-то находит там для себя пользу... Вообще, надо помнить, что надо знать меру и в строгости к себе: когда гнешь палку, не сломай ее, – с одной стороны. С другой стороны, можно все время оправдывать себя тем, что ищешь утешения и, в конце концов, самооправданием жить. Но если найдешь что-то полезное для себя в передачах, то можно и посмотреть. Все-таки я думаю, что все изобретения произошли не без воли Божией. Нельзя называть телевизор или телефон адской машиной. Когда изобрели паровоз, его тоже называли адской машиной, а сейчас люди пользуются всем этим, в силу того что человек становится слабее и ему нужны технические средства.

Поэтому, как пишут святые отцы, нужно с пониманием относиться ко всем своим необходимым потребностям. На самом деле, много человеку не нужно, если человек начнет себя испытывать, а не оправдывать все время: я немощный, мне это надо, и это, и это. Так можно обрасти целым комом всяких необходимостей.

Если человек будет относиться к своим потребностям критически, как говорят святые отцы, усеченно прилагать к себе все это, тогда он будет крепче. Если посмотреть на святых, которые не были замучены, например, на преподобных, то они проживали больше 100 лет. Хотя они всю жизнь питались скудно, много молились и мало спали, мало ели и пили, а прожили 100 лет.

Вопрос телезрительницы: «Почему молитвы, которые я читаю, не приводят к утешению, а, наоборот, очень бередят душу? Обыкновенные утренние и вечерние молитвы вызывают у меня море слез, душа в надрыве – и никакого утешения, а морально собираешься по правде читать молитвы. С чем это связано, как это можно объяснить?»

– Во-первых, вечно это происходить не будет. Надо к молитве прибавить терпение, и в конце концов утешение придет – всему свое время. Как мы не даем детям раньше времени спички или что-то еще, с чем они не умеют обращаться, так и к нам не приходит утешение, если мы еще не подготовлены.

Господь хотел бы нас утешать бесконечно, но Он, бывает, не утешает нас потому, что для нас это несвоевременно и может быть вредным. Нам нужно до этого дорасти, нужно потрудиться. Молитва, связанная со слезами, – это очень хорошо: блаженны плачущие, ибо утешены будут. Тот, кто плачет, будет утешен, – но правильно плачет человек, когда он сожалеет о своих грехах. Вот этот плач должен быть бесконечным, платков не должно хватать, чтобы эти слезы вытирать, как говорят святые отцы. Другой же плач – неправильный, когда скорбишь, что не получил чего-то на земле: это неправильно, это печаль о земном, это грех. Третий плач самый страшный – бесконечный плач, который будет после Страшного Суда у душ, что попадут в геенну огненную.

Какое место занимает в утешении человека его участие в таинствах?

– Если вспомнить, что утешение – это помощь свыше, то это первостепенная вещь в духовной жизни человека. Как можно соединиться с Богом? Некоторые говорят: «Я дома молюсь. У меня Бог в душе». Хорошо, если ты один из нескольких на земле людей, которые не нарушили того, что нарушило все остальное человечество, и Бог остался в душе. Но в Церкви есть таинства, или, скажем так, механизм, который нам явно показывает, что нужно сделать, чтобы произошло обожение – преображение человека, когда Бог таинственным, необъяснимым способом вселяется в человека и меняет его. И у человека, который вчера или позавчера ругался скверными словами, после участия в таинствах Покаяния и Причастия уже, как говорится, просто язык не поворачивается говорить их; он только радуется переменам, которые в нем происходят. Артист Петр Мамонов говорит: «До участия в таинствах, когда я бил молотком и попадал по пальцам, я произносил определенные непечатные слова, а когда стал регулярно ходить в церковь, исповедоваться и причащаться, то если промажу мимо гвоздя и попаду по пальцам, говорю “ой!” Я понимаю, что это Бог меня изменил, но не без моего участия – я захотел этого». Это сотрудничество с Богом. Бог его хочет всегда и ждет, когда ты тоже захочешь этого и сделаешь какие-то шаги. Поэтому таинство – это важнейшее.

Сейчас все больше и больше людей нуждаются в медицинской помощи, а в Церкви у нас есть таинство Соборования. Как Вы считаете, это таинство надо воспринимать как средство к утешению или как средство к реальному исцелению?

– Нельзя требовать, чтобы чудо произошло и в моем случае. Бывает такое горделивое желание – выказать себя лучше других. Надо идти царским, средним путем. Заболел – надо исповедоваться, раскаяться в своих грехах, пособороваться и идти к врачу, если, конечно, не произошло чудо. Бывает, происходят чудеса. Наверное, любой священник, который прослужил несколько лет и регулярно исповедовал людей, может рассказать какие-то истории, что есть на его памяти. А если этого не происходит, то врачом пренебрегать нельзя, но за врача нужно молиться, чтобы его рукой все устраивал Сам Господь.

Можно добавить, что некоторые люди просто сходят с ума, желая вылечить себя совершенно. Все-таки не надо бросаться в другую крайность, а нужно подлечивать себя. Иначе такой человек замучает всех, и тут ведь еще бес поможет: мы вроде спать легли, а бесы не спят, только и ждут... Поэтому человека, который собрался лечиться или, наоборот, не хочет лечиться, бес разгоняет в ту или другую сторону либо, напротив, останавливает. Так что надо быть рассудительным, советоваться с более-менее опытными и читать книги: как поступали святые люди, что советуют подвижники благочестия, старцы. Сейчас у нас много книг. Рядом, на Невском проспекте, прекрасный магазин: захожу, ничего и не покупаю, а просто похожу посмотрю, как много хороших книг, и уже утешение получил.

Что можно сказать об уединении и, наоборот, интенсивном общении людей? Кто-то считает, что уединение обязательно связано с унынием, а активное общение, наоборот, связано с утешением. Так ли это?

– Прогоняется уныние трудом. Нападает уныние на людей, ведущих уединенный образ жизни. Это больше относится к монашествующим отшельникам, которые начинают свои подвиги, уединяются, и через какое-то время бес начинает говорить: «Вот зачем ты это делаешь? Столько времени прошло, и никакой пользы и радости тебе от этого не будет». Таким образом он начинает давить и давить на человека.

Как поступали святые отцы? Они выполняли какой-то самый простой труд (например, меняли забор) – уныние не любит, когда человек что-то делает руками. Святые делали корзины, какую-то другую простую работу. Что это может быть в наших современных условиях? Если у тебя есть дача, поезжай на дачу, трудись. Если нет дачи, то можно взять пример святителя Иоанна Шанхайского, который, будучи архиереем, брал метлу, выходил на улицы Сан-Франциско и подметал их; пожалуйста, и тут можно себе найти такое занятие. Можно взять для себя примером то, как побеждали уныние святые – взять книгу «Добротолюбие», там 5 томов и в каждом томе несколько глав, и каждый святой, изречения которого взяли в эту книгу, пишет про уныние – то, или другое, или третье. Каждый человек может для себя это найти, только не нужно поддаваться унынию и лежать: «Все, жить мне осталось уже так мало, мне 17 лет!» (была такая героиня одного фильма).

Уныние нужно прогонять, помня, что человек – это Божие творение, для которого создана земля. А приносят уныние те, кто Бога отверг, – падшие ангелы. Человек просто не может идти у них на поводу. Надо помнить, что мы должны всегда радоваться и благодарить Бога за все.

По поводу того, чтобы идти куда-то в общество, – наверное, надо, но только не в то общество, где такой образ жизни, что можно из уныния впасть в распутство, чтобы не променять одного беса на другого. Ведь бесы так и делают: они видят, к чему склонен подвижник, и соблазняют его на то, в чем он слаб. Если не берут человека унынием, то толкают его в шумную компанию: давай, повеселись, забудь про посты. Человек забыл про пост, и ему уже не до молитвы, у него начинается охлаждение к заботе о своем спасении, о вечной жизни, он начинает думать, чтобы как-то устроиться здесь, на земле.

В общем, надо всегда быть рассудительным и трезвым, все время проверять себя по учению Святой Церкви. Как пишут святые отцы, каждый день сверять: «Сегодня я прожил день так и так, у меня было то-то и то-то, и мне становится грустно: опять я ничего не сделал». Может быть, это и не так, все равно, может быть, какой-то зазор есть, но к успехам своим надо относиться критически. Однако и к осуждению себя надо относиться сдержанно, чтобы не перегнуть… Не подумать: раз все равно ничего не получится, так пойду и брошусь во все тяжкие грехи.

Уже не за горами пост, и хочется спросить у Вас, каким образом его проводить и как, самое главное, встретить, чтобы он был в утешение, а не неудобоносимым бременем?

– Во-первых, не нужно налагать на себя слишком большое воздержание в пище. Нужна умеренность в этом. По мнению святых отцов, проще избавиться от излишества, когда ты, например, занимался чревоугодием, чем если возьмешь на себя слишком большой подвиг, – это потом труднее исправить. Надо смотреть, ради чего берешь на себя подвиг. Сам с собой это не разберешь, нужно, чтобы кто-то рассудил. Для этого у нас есть множество книг – надо брать и проверять себя по ним. Помнить, что везде примешивается гордость, везде примешивается тщеславие. Надо проверять себя – может быть, я накладываю на себя слишком суровый пост, чтобы потом говорить себе в душе: «А я вот такой, не то что эти!»?.. И питать себя этой ложью, этим состоянием обмана.

И, конечно, надо помнить, что цель – не в воздержании от пищи, а в приобретении смирения. Пост – инструмент, который помогает этому. Надо так выстроить жизнь во время поста, чтобы воздерживаться не только от пищи, которую не разрешает устав, а дать какое-то усечение своему зрению, чтобы не везде бегать глазами, не все слушать, что вредно, научиться сдерживать язык – это очень трудно. Так же и все остальные чувства: обоняние – думаю, что кальяны, например, для православного человека не подходят; осязание – когда человек дает вольность рукам, это считается дерзостью, грехом пред Богом: не надо никого ни толкать, ни бить дружески по плечу, надо сдерживать себя.

Бывает, что язык подсказывает нам, какой грех у нас главный, поэтому надо посмотреть за тем, что говоришь: от избытка сердца говорят уста. Говоришь о еде – значит, ты чревоугодник; говоришь, как деньги достать, – сребролюбец; хочешь, чтобы тебя похвалили, – тщеславный; хочешь, чтобы все было по-твоему, – гордец.

Спаси Господи, батюшка! Говорить с Вами так приятно, что хочется продолжать, но, к сожалению, время нашей программы уже истекает. Благословите нас на прощание.

– Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс