Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема у нас сегодня – «О семье». Вы священник, преподаватель, учитель и еще – отец 8-х детей. Каково это – быть главой такого многочисленного семейства?
– Хочу сразу сказать, что я не очень большой специалист в воспитании детей, я нахожусь в воспитательном процессе. Никто из детей у меня еще не женился, у меня нет внуков, поэтому рассуждать о чем-то высоком и далеком я не могу. Могу только, исходя из своего опыта, чем-то поделиться.
Когда Вы с матушкой наблюдали, как семья пополнялась (рождение первого ребенка, 2-го, 3-го), Вы что-то обсуждали, планировали? Или все это приходило постепенно – осознание, как нужно воспитывать, что нужно говорить ребенку?
– Перед глазами – в первую очередь опыт моих родителей, как это происходило в моей семье. Во вторую очередь – наблюдение за окружающим миром, за моими родственниками, большинство из которых многодетные. В-третьих – это книги, где я пытался найти ответы на вопросы. Так и складывался личный опыт.
Что значит «воспитание в христианской семье»? Воспитание в семье священника как-то отличается от воспитания в обычной христианской семье?
– Телеканал православный, поэтому будем говорить именно о христианском воспитании детей. Вопрос стоит так: что такое воспитание в христианской семье? Есть три ключевых слова: «воспитание» – корень «питание» – это взращивание чего-либо. Слово «христианская» отсылает нас к Господу Иисусу Христу, «семья» – некая общность людей, объединенных чем-то общим, в данном случае объединенных верой в Господа Иисуса Христа. Если семья на первое место ставит Личность Господа и Спасителя, все остальное проистекает из того, чему учил Спаситель, как Он говорил, наставлял, к чему призывал. Это и есть христианское воспитание: наличие Спасителя в центре.
Я знаю, что Ваши дети учились как раз в той школе, где Вы преподаете. Слово «пансион» обозначает, что дети живут вне семьи и только по выходным приходят к родителям. Расскажите о специфике Вашего воспитания, о взаимоотношениях в семье именно в условиях, когда дети учились и жили вне дома.
– Я – сотрудник школы, и мои дети полностью на пансионе не жили. Можно долго спорить о преимуществах пансиона или его ненужности, но школе-пансиону «Плесково» в этом году исполняется 20 лет. Есть определенный опыт, есть положительные результаты, очень хорошие наработки по воспитанию; конечно, есть над чем работать.
Наработки какие, например?
– Это определенные условия жизни в христианской общине, где все делается сообща, начиная с молитвы, продолжая учебным процессом в течение дня, послушаниями после учения, спортивными секциями, творческими мастерскими и заканчивая отходом ко сну, который тоже завершается молитвой. Это определенный школьный уклад. У нас он такой.
Если в школе трудный ребенок?.. Или таких там нет? Как попадают в эту школу, если это православная школа – есть какие-то критерии? Туда может прийти обычный ребенок, светский, который не активный христианин, но каждый раз ходит в храм? Может, даже не из верующей семьи?
– Идеализировать христианских православных детей не стоит – у них такие же руки, ноги, такая же голова, такие же устремления, желания. Просто есть платформа, есть фундамент – в данном случае родительско-христианский, на котором семья пытается выстроить воспитательный процесс. В этом случае школа – помощник семье в деле воспитания детей.
А по поводу трудных детей – конечно, всякое бывает. Часто родители сами мало представляют, что такое воспитание. Они создают ребенку условия, записывают его в различные кружки, заставляют часто много читать того, что считают нужным они. То есть всячески стараются ребенка развивать, в их понимании.
Но воспитание ребенка – это, в первую очередь, личный опыт, это впитывать чей-то опыт. То есть ребенок должен смотреть на семью. Соответственно, если в семье он не находит подтверждения подлинной жизни во Христе, по Евангелию, в образе жизни, укладе, то, когда вступает в более сознательный возраст, когда послушание для него уже не главное и он выходит на самостоятельный уровень принятия личных решений, то очень часто то, что не по-настоящему переживалось в детском возрасте, имеет очень печальные последствия – в более зрелом подростковом возрасте ребенок все крушит на своем пути, все отвергает, все разрушает.
Конечно, бывают такие случаи в нашей школе. Но с помощью коллектива, братьев и сестер (с помощью Божией в первую очередь) эти моменты преодолеваются. Бывают случаи, когда ребенок приходит в школу совершенно нецерковный и начинает потихоньку воцерковляться, живя в христианской среде, где он от начала до конца проживает свой суточный житейский круг в христианском укладе. Потихоньку он становится подлинным христианином, и родители идут следом за своим ребенком. Бывают такие случаи, не единичные.
Вы сказали, что школа может дополнять воспитание, которое получают в семье?
– Если говорить о христианской школе, она должна и в укладе своем, и в задачах ставить помощь семье в воспитании. Но я скажу такую вещь. В нормальной семье, где есть подлинные взаимоотношения между мужем и женой, где родители уделяют время детям, где они развиваются, не только посещают кружки, но и трудятся, – особые условия такой семье (в данном случае пансион) не нужны: родители сами с этим справляются. Но бывает так, что родители честно говорят себе: мы где-то недорабатываем, мы молоды, у нас нет опыта. А там люди потрудились (как в нашей школе, например) 20 лет – может быть, лучше, если я им доверю дело, буду вместе с ними? В этом случае получается гармоничное сотрудничество.
Очень плотная работа идет с родителями.
– Да. Если говорить о светской школе, я не знаю, остались ли такие среднестатистические школы в поселках, в небольших городах, где обращают внимание на собственно воспитание ребенка. Там дается определенная сумма знаний, ребенок к старшей школе уже ставит себе цель, к ней идет. Главная цель – набрать как можно больше баллов по ЕГЭ и с этими баллами поступить. Часто от этого зависит и рейтинг школы, и авторитет. Получается, что огромный пласт формирования личности остается просто невозделанным, на него никто не обращает внимания. Зачем обращать на него внимание? Ходишь ты там за оградой школы – это твое дело; в школе не кури, не мозоль глаза, и все будет хорошо. Вот у тебя есть успеваемость, родители поставили задачу – ты к ней идешь. Сдал экзамены, аттестат получил – и иди. У меня такое мнение складывается о сельских школах. Не обо всех, конечно, но очень часто с этим приходится в жизни сталкиваться, когда на само воспитание в общеобразовательной школе совсем не обращается внимания.
Воспитание – совместный процесс школы и родителей, а если родителям все равно, если школа дает им знания, гарантирует поступление в вуз, то зачем усложнять себе жизнь, входить со школой в какие-то сложные взаимоотношения? Я сам с усами – сам все знаю, не лезьте, права ребенка и все такое.
Как Вы относитесь к домашнему обучению? Это сейчас в тренде, если выражаться современным языком: часто можно услышать, что ребенок воспитывается в семье.
– Мода переменчива. Если не знаешь глубинных основ, если кто-то сказал, что это хорошо, а ты не разобрался, не изучил вопрос глубоко, что из этого получится? Кому-то нужно быть дома с ребенком. Маме. А если 2 человека дома работают, бюджет семьи будет неполный, как кормить детей, как одевать? Тут очень много всяких побочных вещей завязано, что нельзя просто так взять и перевести всех на домашнее обучение. Хотя я лично знаю множество примеров, когда мама кладет свою жизнь на алтарь воспитания детей, и результаты удивительные. У детей хватает времени и на учебу, они успевают приезжать в приписанную школу и сдавать контрольные задания, прекрасно аттестуются, переходят из класса в класс. Я много общаюсь с людьми, у меня большой круг знакомых. Таких знакомых немного, очень маленький процент – это требует полной отдачи, отречения от себя. То есть мама – учитель 11 лет. Или, если семья обеспечена, нужно нанимать тьюторов, репетиторов, нянечек, воспитателей. Овчинка выделки не стоит: опять та же школа, только мини-школа на дому. Зачем тогда все устраивать? Не проще ли наладить очень хороший, живой, человеческий, профессиональный контакт со школой, хотя бы для начала с классным руководителем? Это речь о светской школе. Поэтому меня всегда пугают такие резкие перемены, особенно если человек вопрос не изучил, а просто кто-то сказал, что нужно попробовать.
Да, тогда, получается, родители только ради детей, содержать семью достаточно сложно, в нынешнее время нужно работать.
– Не нужно забывать, что для обучения на дому должен быть определенный семейный уклад. Семья должна жить в естественных условиях – не в многоквартирных домах, а в частном доме, где ребенок не только учится, но и трудится по дому, приобретает трудовые навыки, развивается, помогает. В конце концов, если у него столько свободного времени, он может ближе к старшей школе спокойно идти зарабатывать, приносить копейку семье. Но такого уклада нет. Поэтому нужно сначала вернуться к нормальной семейной жизни – спокойной, несуетливой. Мы же, как лошади загнанные, несемся, начиная с понедельника по пятницу: работа – дом, работа – дом, потом суббота – воскресенье.
Вы отец многочисленного семейства, ведете довольно активное священническое служение, преподаете. Успеваете уделять время своей семье? Может быть, это очень малое время, но как Вы его проводите?
– Современные психологи говорят: чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, отцу нужно быть с ним хотя бы 10 минут в день. Но еще до того, как я такую умную мысль прочел, я это опытно прочувствовал. Даже если ты очень занят, приходишь и валишься с ног, упал на кровать, просто на пол – и дети по тебе ползают… Ты вообще можешь не затевать никакую игру. Важен сам факт, что ты среди них, их обнимаешь и целуешь, они тебя теребят, бороду заплетают… Эти 10 минут уже компенсируют, выравнивают весы недостаточного нахождения отца дома.
Конечно же, надо планировать свой день. Как мы утром, бывает, встаем? Мы все делаем в спешке. Проснулись, будильник прозвенел (а мы же ставим его не с запасом времени на 10–15 минут, а в большинстве случаев впритык). Часто проспали немного – уже что-то рушится, уже нет времени даже перекреститься, сотворить вздох молитвенный, позавтракать бы дай Бог успеть (завтрак – это важная часть жизни человека в течение дня). Бежим сломя голову – там опоздали, там не успели, а если с вечера день не был продуман, не был распланирован и разделен на важные и второстепенные дела, к вечеру никакого времени на детей не хватит – нужно планирование. Это мой личный опыт. Можно вести ежедневник на каждый день – две графы: важные дела и не очень важные, или важные и срочные и второстепенные, важные дела делать в первую очередь, а второстепенные могут перекочевать на следующий день или даже дальше. А может быть, через месяц ты посмотришь – уже неактуально это дело. При таком рассудительном подходе время для детей остается.
Вопрос важный, не знаю, как его задать священнику, но попробую. Вы как-то планировали детей, хотели, чтобы у Вас была многодетная семья? Этот вопрос вообще как-то обсуждается с матушкой? Сейчас очень модно планировать детей: я сейчас 2 годика поработаю, на 3-й год мы родим. А как это в православной семье?
– Я себе этот вопрос задавал, почему у меня много детей. На поверхности вроде понятно: Господь дал. Это самое простое. Но не так все просто на самом деле. Мы с супругой это обсуждали. У нее тоже многодетная семья, как и у меня, и мы пришли к единому мнению, что наши родители никогда ни намеком, ни специальной беседой не говорили о том, что нужно иметь много детей. Мы с ней друг на друга смотрим: ничего себе, а как такое может быть, ведь нужно было говорить! А вот так просто был спокойный пример жизни наших родителей.
Для нас это было нормой, поэтому, когда мы поженились, дети пошли один за другим. Конечно, непросто было. Первые 2–3 ребенка в семье – это сложно. А потом уже очень хорошо, гармонично, старшие помогают младшим, старшие, по сути, занимаются воспитанием, от них идет реальная отдача и помощь. Нет ничего в этом страшного. Но говорить кому-то, что ты должен иметь не меньше 5-ти или 8-ми детей, я никогда не буду – я просто скажу, что это норма, я так жил. Мне нравится, мне интересно так жить.
Один мой знакомый все время подшучивает над своей супругой, говорит, что хочет 8, 9 детей. Грубо говоря, футбольную команду. Она говорит: «Нет, у нас такого не будет, это невозможно». И у них возникает конфликт на этой почве: женщина не хочет столько.
– А сколько у них уже детей?
У них пока двое. Но вообще правильно ли планировать именно в этом вопросе?
– Сколько детей иметь в семье – это прерогатива сугубо супружеская, это личное дело каждой семьи. Главное, чтобы не было желания пожить для себя. Хотя себя любить тоже нужно, без фанатизма, но без этого нельзя, без уважения к себе самому. Но если мы не хотим детей, мы хотим путешествовать, у нас кредит на вторую машину, мы хотим из двухкомнатной переехать в трехкомнатную, то в этом такая ущербность! Человек начинает мельчить. А когда начинает мельчить, он двигается назад… В этом неестественность.
Посоветуйте вашему другу, пусть их трое будет вначале… По законодательству Российской Федерации, многодетной семьей считается семья, где 3-е детей.
Хотя бы для начала так. Смешно как-то гнаться за какими-то цифрами… У нас был случай. В семье моего друга батюшки отца Сергия тоже 8 детей. Матушки понесли во чреве, приносил Господь ребенка в дом, как-то поочередно было. И вдруг какое-то затишье образовалось. А потом Господь еще подал ребенка. Мы с супругой анализируем эти паузы нашей супружеской жизни – и понимаем, что они были именно тогда нужны, Богом даны именно тогда, чтобы что-то осмыслить, подвести итоги и задать себе какую-то новую планку в супружеской жизни. Господь так мудро все устраивает в семье… Вдруг средняя дочка говорит: папа, мама, нас уже обгоняют, нужно тоже нам постараться… Это детское такое, смешное соперничество, но между взрослыми такого быть не должно. Зачем? Это сугубо индивидуально.
Одно дело, когда Господь не дает детей. Несколько супружеских пар, которым Господь по какой-то причине не дает детей, решили вопрос очень просто: по благословению духовника взяли несколько деток из детского дома. Так они реализуют свое родительское начало, и с большим успехом. Другое дело, когда тебе Господь дает.
Не нужно забывать, что в мире действует Закон Божий. Все меняется – мода, политическое устройство, влияние экономических систем, векторы развития общества в искусстве, политике, экономике. Но одно останется неизменным – Закон Божий. Это Священное Писание, а дети – это благословение Божие. Если Господь благословляет мою семью, как я могу от этого отказаться?
Вы как-то говорили своим детям о Боге, читали им Библию вслух, разбирали законы? Проводили целенаправленно воспитательный процесс?
– У меня есть личный детский опыт, когда меня близкие люди учили молитвам. «Богородице Дево, радуйся»… Как сейчас помню. По одной строчке. Можно сказать, что эта молитва очень сложная для понимания даже для подростков; подросткам уже можно объяснять Архангельскую весть Гавриила Деве Марии, а в детстве это же такая возвышенная молитва… Я учил ее просто как стих, и мне это врезалось в память. Но уже тогда, в детстве, чувствовал неестественность этого, что так не должно быть. Потом, с возрастом, понял, что так не должно быть, а тогда всеми силами противился. Я уходил, уже знал наизусть, но не рассказывал. Был внутренний протест.
Мне в таких вопросах близко мнение греческого святого преподобного Порфирия Кавсокаливита. Он говорит: лучше Богу говорить о детях, чем детям о Боге. Дети впитывают то, чем живут родители. Если для родителей Христос – настоящая ценность, если Христос для них – Спаситель, если они стараются строить свою жизнь по Евангелию (пытаются, ошибаются, перед детьми признают свои ошибки, но для них это настоящая, подлинная ценность), то это впитывается естественным образом: дети понимают, что это ценность, она переходит без всяких лишних слов – от сердца к сердцу передается, без всяких слов. Декларациями, громкими словами эту задачу не выполнить. Но воспитывать в семье с изучением Священного Писания и Библейской истории вполне возможно.
В каждой семье бывают разные ситуации: и хорошие, и плохие. Вы прибегали когда-нибудь к помощи извне, чтобы решить какую-то ситуацию внутри вашей семьи? Помощь духовника, например.
– О, духовник в идеале – очень важная личность в деле духовного воспитания детей. Бывает так, что родители не согласны по какому-либо вопросу. Очень полезно прибегать к мнению духовника. Но в этом случае человек должен быть авторитетен для обоих супругов. Духовника нельзя воспринимать как «тяжелую артиллерию», чтобы доказать: а вот ты не прав. Супруги просто сами предприняли усилия к разрешению конфликта, честно пытались разобраться в этом. Ведь какая главная проблематика конфликта? Это желание не докопаться до сути, не взять на себя честно часть вины за происшедшее (ведь не бывает семейных конфликтов без взаимной вины, в большей или меньшей степени с обеих сторон), а всегда в семейных конфликтах в подавляющем большинстве случаев это желание доказать свою правоту. Первое, что нужно делать в конфликтах, – честно самому себе сказать: да, здесь я был не прав, погорячился. Когда такая взаимная работа проделана, можно идти к духовнику за советом, чтобы он поставил последнюю точку. Но это должен быть авторитетный человек.
Спасибо Вам за беседу. Прошу Вас подытожить нашу программу, обратиться к нашим телезрителям.
– Я хотел бы попросить всех и пожелать всем: не бояться семейных трудностей. Молодые юноши, девушки, которые встречаются, любят друг друга и боятся сделать первый шаг! Парни, поймите, что девушки ждут этого шага, делайте им предложение, если вы любите их. Девушки, будьте готовы, если вы любите своего избранника, сказать «да» и стать настоящей его спутницей.
Еще хотелось бы сказать утешительное слово родителям. Канал православный… Бывает, дети от нас уходят. Это не то чтобы нормально, но трагедии в этом нет. Нужно всегда помнить пример блаженного Августина, одного из величайших святых IV века, который был блестящим политиком, историком, философом, богословом. У него была очень бурная молодость. Мама дала ему христианское воспитание, а отец испортил это воспитание – Августин в юношестве пустился во все тяжкие, но мама не отходила от него ни на шаг, она переживала, молилась, воздыхала к Богу. И в конце концов он из самых глубин, из секты манихейской, вернулся в Церковь и стал блистательным защитником Евангелия, слова Божия. Пример блаженного Августина пусть служит нам вдохновительными, назидательными моментами, что материнская, отцовская молитвы очень нужны, очень сильны, не ослабевайте в этом, не унывайте никогда. С Богом
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.