Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (940) → Епископ Орский и Гайский Ириней: Главная мысль всегда – проповедь о смерти и Воскресении Иисуса Христа

Епископ Орский и Гайский Ириней: Главная мысль всегда – проповедь о смерти и Воскресении Иисуса Христа

№43 (940) / 15 ноября ‘17

Архипастырь

Владыка, мы рады приветствовать Вас у нас в студии, и хотелось бы начать нашу беседу с ближайшего Вашего маленького юбилея – Вы 6 лет уже в епископском сане и столько же лет управляете Орской и Гайской епархией. 6 лет – Вы можете подвести какие-то итоги? Может быть, есть что-то, что Вы хотели бы осуществить?

– Спасибо за поздравление. Но вот насчет того, отмечать ли юбилей, в нашей епархии принято следующее… Однажды один наш священник подошел к представителю нашей пресс-службы и сказал: «Я на днях отмечал первый юбилей: 5 лет назад рукоположен и стал священником. Почему информацию об этом не поместили на сайте епархии, почему меня официально не поздравили?» И на встрече со священниками я сказал: «Дорогие мои братья священнослужители! Мудрый врач вам покажет на кладбище могилы и скажет: „Дорогие мои, простите, возможно, вы здесь по той причине, что я не оказал вам внимание. Возможно, не проявил любовь, поставил не тот диагноз”. Спустя годы они понимают, что ошибались. Так и священник. В основном не знают, как поступать, не обращают внимания на что-то в первую очередь те, кто только начинает служить. И отмечать свои неудачи не стоит. Вот когда у вас появятся духовные чада, взрослые, подойдут и скажут: „Батюшка, в ближайшее время Вы отметите 25 лет служения. Мы – Ваши духовные чада, мы – новое поколение нашей страны, позвольте нам в этот день быть рядом с Вами, радоваться и благодарить Вас за Ваше воспитание”, тогда – да. А в 5, 10 и более лет служения какие духовные чада? Дети. Они вас поздравить не могут. Отмечать вместе с ними? Они еще дети».

Поэтому что касается юбилеев, в нашей епархии священники отмечают 25 лет служения или 50 лет со дня рождения – это муж совершенный, который может научить, дать правильный и мудрый ответ. Так что спасибо за поздравление, но я буду иметь в виду, что Вы пожелали мне, чтобы быть внимательным, помнить: впереди много лет служения, и когда стукнет 25, смогу ли порадоваться? Или, наоборот, буду скорбеть и говорить: не прав, не обратил внимания, обидел и прочее... Не обижайтесь.

Очень интересный ответ...

– А если вот так смотреть... Позади уже практически 6 лет. Поехал на Орскую кафедру, до этого никогда в Оренбургском крае не был...

Он граничит с Казахстаном, Уральские горы...

– Да. И с Челябинском и Башкирией...

Далековато – тем более, Вы родом из Молдавии. Мне кажется, есть некая трудность.

– Трудности – да, но вот что я думал: «Поеду туда. А были ли другие люди на таком же месте, как я?» Я посмотрел – да, апостолы. Они отправлялись куда-то, не зная никого и ничего, но знали одно: надо проповедовать Воскресшего Христа. Главная мысль всегда – проповедь о Воскресении и смерти Иисуса Христа.

Чтобы знать лучше, чем занимались апостолы, какие у них были успехи, трудности, последователи-миссионеры, я взялся читать курс «Миссиология» в нашей Оренбургской духовной семинарии. Зная о том, что лучшие умы восточной части Оренбуржья (как раз это территория Орской епархии) – в нашем педагогическом институте (индустриально-технологическом, как это сегодня звучит), я устроился преподавать в этом вузе, чтобы быть ближе к светилам науки и студентам и преподавать им то, что должен был преподавать как преемник апостолов, если имею право так говорить.

По большому счету, не каждый епископ имеет право говорить о себе, что он преемник. В какой-то степени – да, но тем, чем занимались апостолы, занимается ли сегодня до конца епископ или священник? Не всегда. Ведь апостолы шли проповедовать вне храма, а если ты – епископ – сегодня только в храме, то похож ли ты на апостола? Возможно, нет. Вот по этой причине решил устроиться официально в институт. Кроме того, имею право посещать школы на территории Орской епархии и еду уже как преподаватель института, как профессор.

В рясе, с панагией?

– Да, конечно, но без панагии – могу с панагией, могу без нее, но я еду туда как преподаватель. Ведь получается так, что учителя школ приезжают в наш институт и подтверждают свою квалификацию, порой принимаю экзамены у них или читаю им лекции. Если в институте они подчиняются мне, то почему, приезжая куда-то, не могу пойти в школу и сказать: «Дай-ка я посмотрю, чем ты занимаешься?» Так не говорю, было бы грубо, но все равно посетить, посмотреть, порадоваться за тех учителей, которые трудятся в селах, просто обязан.

Ведь это не так сразу получилось? Вы же не могли прийти в институт и сказать: «Возьмите мена на работу»? Как вообще проходит Ваше преподавание в школах, в институте – ведь не все же радуются, когда священники приходят в институты? Как Вы выстраивали взаимоотношения со светскими властями, с преподавательской корпорацией? Это очень интересно.

– Вы знаете, я же в системе образования практически 20 лет. И строить уроки, беседу со студентами мне намного легче, чем пойти договориться с каким-то начальником: дай мне деньги на стройку или еще на что-то. Пусть этим занимаются другие люди, кто умеет. Почему они меня взяли? Посмотрели автобиографию, а я все время преподавал.

К Вам было отношение как к преподавателю, а не как к епископу, представителю церковной власти?

– Да. По большому счету, это уже на 2-м, 3-м месте. Прочитали статьи, которые постоянно появлялись (я очень много писал), посмотрели книги, и после этого было принято решение заключить договор. Заключили договор с институтом, и потом я уже приезжал и просто читал лекции. А дальше уже официально был оформлен как преподаватель.

А лекции по каким предметам? На каких специальностях?

– Сегодня, допустим, я читаю «Религиозный взгляд на ключевые вопросы современности». Или, по-другому: «Социология». Но когда приезжал, читал разные лекции по вопросам, которые поступали или от преподавателей, или от студентов. Я с ними периодически встречался. И никто не посмотрел криво, плохо, почему, мол, священник или епископ приходит… Нет. И для них важно, что прихожу я не один, всегда беру с собой какого-то специалиста в той или иной области. Если говорю о медицине (это суррогатные отношения или кремация, другие темы), беру врача. Бывает о войне. Ведь для православного, для любого верующего человека любой конфессии понятия «священная война» и «священные границы» воспринимаются с осторожностью. Свят может быть Бог, предметы культа, а каким образом граница сегодня становится свята здесь, а завтра она в другом месте? Вот эта территория, которая отошла или перешла к нам, тоже свята? Или каким образом, как освящается? Много вопросов – беру с собой или пограничника, или представителя ОМОНа, или кого-то из военных.

То есть представителей силовых ведомств?

– Да, у нас есть ракетные войска, приезжают офицеры. Мы с ними беседуем, смотрим один подход, другой... И если у меня на курсе бывает 13–15 человек официально, то в аудиторию приходили 40 и 50, и уже ректор говорил: «Хорошо, просятся многие, но давайте так, дорогие студенты, с каждого факультета можете приходить по несколько человек, но предупреждайте вашего преподавателя». Потому что мне самому некомфортно было: преподаватели остаются в аудитории – там несколько человек, и многие приходили ко мне. Понятно, темы были интересные, важные, но и обижать коллег тоже не имел права. Но они радовались, что студенты начали думать.

И вот моим студентам дал задание в ближайшее время подготовить семинар. «Представь себе, что ты классный руководитель. У тебя в классе несчастье – погиб ребенок, тебя пригласили или на отпевание, или за поминальный стол, попросили сказать слово. Что ты скажешь? Как? Хвалить ребенка? Добавляешь этим слезы. Не упоминать – тоже. Что ты скажешь?» И они это в письменном виде должны готовить. Или – кто-то выходит замуж; поздравить – какими словами? День учителя, первый звонок, последний звонок в школе, пришли главные представители образования города или района, глава города или районного центра, директор хочет тебя послушать, у тебя выпускной класс. Скажи слово. В каком порядке обращаешься, как обращаешься, на кого обращаешь внимание? Готовят речь.

Многие вопросы студенты должны готовить в письменном виде, кроме того, читать книги. И преподаватель радуется: наши студенты обязаны читать и рассказывать что-то кроме того материала, что им преподают. Есть у меня 15 человек на курсе, считайте: первое полугодие все знают 15 книг, второе полугодие – еще 15… 30 книг в течение года. Это замечательно – хотя бы знаешь содержание книги. А ты должен выписать от руки, кто автор, название книги, главную мысль и какие-то хорошие цитаты. То есть человек полистал книгу, и хорошо, если бы взял ее с собой, чтобы я посмотрел на нее и тоже запомнил.

Оренбургские семинаристы, специфика региональной семинарии – в чем отличие от тех, что находятся в центрах?

– По большому счету, все зависит, говорят, от качества образования, преподавателей. Конечно, подальше от центра нет таких светил, какие есть в Московской духовной академии, но наши преподаватели стараются и дают знания, и я рад, что выпускники Оренбургской семинарии поступают в магистратуру (или в Московскую, или в Санкт-Петербургскую). И мы готовим кого-то – да, надо признать, уровень не тот, но если выпускник Московской или Санкт-Петербургской духовной семинарии придет и скажет: «Вы знаете, где я учился? Вы знаете, кто у меня преподавал? А вы знаете, что я больше, выше...» – и прочее, то такому человеку я скажу: «Дорогой, хвалить ты имеешь право преподавателей, но не себя. Заслуги преподавателей присвоить себе ты не имеешь права. Докажи, что ты умеешь...».

Как говорится, не место красит человека, а человек место.

– Докажи, что ты достойный ученик того или иного профессора, что выше, лучше, чем наши местные.

Есть такой случай, если я не ошибаюсь: в какой-то монастырь пришел выпускник академии, и ему сказали: «Иди работай на скотный двор». А он: «Я богослов, куда же я пойду?» – мол, я же ого-го...

– Вы знаете, с одной стороны, понять можно и выпускника, если его отправляют на скотный двор. Издеваться над человеком только по той причине, что он окончил, тоже нельзя, но и сам выпускник не имеет права сказать: я выше, я лучше, раз учился в Москве.

Нужно быть скромнее...

– Ты должен показать свои знания, делиться ими, и тогда местный семинарист скажет: ты лучше нас, помоги нам. А не наоборот: я над вами.

Я дорасскажу притчу: и ему ответили: «Ты богослов? Есть только Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов – вроде 3, а 4-го не знаем».

– Я жил в разных монастырях, посещал разные монастыри, видел в том числе и хамское отношение к богословам. Да, защитил работу, да, богослов. Писать – это труд, поэтому оценивать необходимо труд человека, но пусть другие будут тебя хвалить, твои поступки, чем ты сам себя.

Но Вы считаете, что богословие имеет место в нашей современной науке, должно преподаваться в университетах?

– Исходя из того примера, что сам преподаю… Кроме того, беру многих наших священников, они едут со мной в институт, преподают, готовят заранее какую-то тему, выступают. Да, если я смотрю, что что-то не получается у кого-то из моих священников, сам вступаю, обязательно направлю дальше в нужное русло, и все идет, слава Богу. Если ты сможешь объяснить так, чтобы было понятно не только тебе или человеку из твоей среды, а понятно было всем людям, тогда – да. Если же не можешь объяснить кому-то, один раз послушают из вежливости, второй раз, а на третий раз скажут: «Простите, но вы не соответствуете, мы вас попросим к выходу».

Я так понимаю, у Вас идет активная работа, взаимодействие с духовенством...

– Наши священники лучшие, трудятся больше, чем в Москве, я просто имею полное право сравнивать, потому что как-никак 7 лет служил в Новоспасском монастыре и знаю, как трудятся в Москве. Если взять всех священников...

Но здесь больше священников.

– Правильно, здесь больше, но если взять всех и взять всех наших, то процент, кто чем занимается, выше в Орской епархии. Вот смотрите, в Москве не нашли священника, который стал бы помощником ректора военного университета, нужно было приглашать из Орской епархии, и наш протоиерей Димитрий Солонин в Москве – помощник ректора военного университета. Он в Москве в командировке. Человек несколько раз побывал в Сирии, до этого чуть больше 15-ти раз побывал в горячих точках в Дагестане, Чечне, сопровождая ОМОН. У человека опыт. Если не нашли в Москве, а нашли в Орске, – Орск выше, лучше, и слава Богу.

Да, это хорошо, но в каждом есть...

– Хвалить я буду наших!

Это очень приятно, когда начальник...

– Вы знаете, надо понять, что такое начальник. Если я поставлен, чтобы командовать, кричать и только давать указания, то – нет.

Кстати, архиерей – это начальник? Как правильно?

– А вы помните тропарь святителей?

«Правило веры, образ кротости...»

– «Правило веры, образ кротости, воздержания учителю...» И все вот эти качества и понятие сегодняшнего начальника – они близки или не очень?

Где-то близки, а зачастую не очень.

– Вот если говорить о начальнике, то хотелось бы стать начальником – человеком, который покажет, подскажет и будет отстаивать интересы подопечных...

А вот про духовенство хотелось бы подробнее, потому что Вы рассказывали, пока мы с Вами готовились к передаче, о священниках-врачах. Расскажите о них.

– Да, есть ли в Москве какой-нибудь врач-хирург – священник? А в Орской епархии есть.

Ну, мы не знаем, не будем говорить...

– Если бы он был, я бы знал, я так полагаю. У меня есть другие врачи, но врач-хирург тоже приносит счастье людям, проповедует Христа, возвращает здоровье и предлагает больным приходить еще получить духовную пользу в храме. И низкий поклон нашему священнику Вячеславу Кочкину за то, что он подтвердил квалификацию, сегодня работает – к нему обращаются больные из двух районных центров, он делает операции. И я верю, что в ближайшее время Архиерейский Собор рассмотрит положительно вопрос и позволит нашим врачам (они есть, их немного) продолжить свое служение и в храме, и в больницах, ибо они приносят огромную пользу. Ставится вопрос: «А может, не надо? Есть риск: пролитие крови и прочее...». Надо честно понять и признать, что пролить кровь в автомобильной аварии или еще в чем-то – это одно, а здесь совсем другое: он спасает людей.

У Вас есть духовник, авторитет, кого Вы слушаетесь? Видно, что Вы действительно человек, который умеет принимать решения и эти решения воплощать в жизнь. А Вы советуетесь с кем-то, есть у Вас наставник?

– Я первый раз попал в лавру, когда мне было лет 14 – до этого мои родители уже ходили к отцу Науму. Первый раз я пошел к нему, и с того момента моя жизнь связана с этим человеком. Правда, когда нужно было пройти ставленническую грамоту, стать диаконом, священником, я пошел к нашему академическому духовнику, отцу Илариону (низкий поклон батюшке, поминаю), и Исповедь прошла у него. А когда рукополагали и я стал иеромонахом, пошел к отцу Кириллу (Царство Небесное). А так – все время с отцом Наумом.

А в вашей епархии монастыри есть?

– В нашей епархии есть духовник, рад за него, выпускник наших Московских духовных школ, хороший батюшка, и если он отсутствует, секретарь епархии, тоже духовный человек, протоиерей Сергий Баранов, исповедует. Если и его нет на месте, тогда священники подходят ко мне или, если есть необходимость, я иду к священникам, исповедуюсь у наших. То есть у нас есть доверие друг к другу: они не боятся, и я не боюсь. Отношения хорошие. Приезжаю к ним, останавливаюсь у них дома, могу приехать в районный центр послужить, приезжаю на несколько дней, отпускаю водителя, остаюсь...

То есть Вы видите быт – чем живет Ваш подчиненный?

– Да, и со священником еду по деревням, вместе кушаем с людьми при храме, не где-то отдельно. Люди радуются. Знаю очень многих людей, могут и подойти, и вопросы задать – отвечаю. При соборе читаю лекции в воскресной школе для взрослых.

Как Вы успеваете все?

– Вы знаете, молитва верующих… И, конечно, низкий поклон моему наставнику, профессору Осипову – его школа. Ему часто звоню и у него, особенно в последнее время, спрашиваю, как быть. Рад, что он в здравии и дает мудрые ответы. Владыку ректора помню. Вот люди, которые сформировали меня.

Я хотел попросить Вас, чтобы Вы обратились к нашим телезрителям, подытожили нашу сегодняшнюю передачу и обратились с каким-то наставлением.

– Дорогие братья и сестры, помните слова Священного Писания: «Всякий, кто будет исповедовать Меня перед людьми, того Я буду исповедовать перед Моим Отцом Небесным». Мы можем не успеть творить добрые дела, совершать молитву и прочее, но у нас есть возможность иметь Заступника, если мы будем говорить о Христе людям. Можно словами, но лучше своим поведением. Бог вам в помощь!

Дорогой Владыка, спасибо Вам за сегодняшнюю беседу. Мы желаем Вам Божией помощи, крепости и сил в Вашем служении. Надеюсь, что в следующее Ваше пребывание в Москве Вы вновь придете к нам в студию и мы снова сможем пообщаться с нашими телезрителями.

– Спаси Господи, буду рад!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Любовь Божественная предела не имеет

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня 20-е воскресенье по Пятидесятнице, и в этот день за Божественной литургией читается Евангелие, в котором повествуется о чудесном воскрешении сына наинской вдовы (см.: Лк. 7, 11–16). В только что прозвучавшей проповеди об этом было достаточно много сказано. Скажу лишь, что именно в чуде воскрешения сына наинской вдовы в полной мере проявила себя любовь Господа к людям.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Илия Зубрий: О семье, школе и воспитании

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс