Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (939) → Протоиерей Григорий Григорьев: Профессиональное выгорание

Протоиерей Григорий Григорьев: Профессиональное выгорание

№42 (939) / 8 ноября ‘17

Беседы с батюшкой

Дорогие друзья, наша тема сегодня – «Профессиональное выгорание». Батюшка, особенно в последнее время на просторах интернета часто стали встречаться статьи православных авторов о профессиональном выгорании. Как Вы думаете, почему? И стоит ли нам, православным, таким термином оперировать?

– Действительно, сейчас идет очень много обсуждений темы профессионального выгорания, как в светской среде, так и в церковной. Одни авторы говорят, что у священников не может быть выгорания, другие – что может быть, но проблема реально существует. Профессиональное выгорание – это потеря жизненной мотивации, когда человеку жить становится неинтересно. В цикле наших передач «Ветер радости», которые выходят каждый последний четверг месяца, мы стараемся через ветер радости увидеть эту проблему. Смысл этого цикла – попытаться оценить любую проблему, любую жизненную ситуацию глазами любящего Отца Бога, насколько это возможно для человека. По крайней мере, попытаться почувствовать то, как Бог на это смотрит.

Господь говорит Своим ученикам: «Ищите прежде Царствия Небесного и правды его, а все остальное приложится вам». Вот когда навигатор души человека наведен на Царствие Небесное, на правду его, то никогда не будет выгорания. Выгорание наступает тогда, когда навигатор души наведен на что-то другое – как, например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» навигатор души старухи был наведен на новое корыто. Она думала, что, когда у нее появится новое корыто, она станет самым счастливым на свете человеком. Я не могу сказать, что новое корыто – это плохо. Плохо то, что это главная цель. И когда она осуществляется (появляется новое корыто), то нет ожидаемой радости. Тогда навигатор наводится на новую избу. Сама по себе изба тоже не зло, ведь нельзя жить без крыши над головой, – но плохо, когда изба является высшей духовной ценностью. И когда она появляется, то нет ветра радости в этой избе. Потом – боярыня, потом – царица, потом – владычица морская… И чем больше доза материальных достижений, тем меньше радости и больше уныния, депрессии.

Преподобный Серафим Саровский так это видел: есть три вида капитала – денежный, чиновный, духовный. Если духовный капитал для человека главный, если главное в его жизни – высшие нравственно-духовные ценности, то ни деньги, ни чины, ни что другое не повредит человеку. Преподобный Серафим Саровский прямо сказал, что главная цель православного человека – стяжание благодати Святого Духа, «спасись сам – и тысячи возле тебя спасутся».

Мне вспоминается притча о талантах. Хозяин раздал своим рабам таланты: одному пять талантов, другому – два, третьему – один. И через некоторое время попросил у них отчета о преумножении этих талантов. Тот, который получил пять талантов, говорит: «Пять ты мне дал – пять я получил с прибылью». Получивший два сказал: «Два дал – два получил с прибылью». И он каждому сказал: «За то, что ты преумножил эти таланты, войди в радость господина твоего». А третий говорит: «Я знал, что ты человек жестокий, жнешь там, где не сеял. Я зарыл талант в землю – вот тебе твое». Собственно говоря, выгорание – это когда мы не преумножаем таланты, данные нам Богом.

Что же это за таланты? Мы находимся еще под сенью дивного праздника Воздвижения Креста. Таланты – это крест, данный Богом человеку, это вера, надежда и любовь. Проходя по дорогам жизни, мы можем приумножать нашу веру, преумножая надежду, которая есть доверие к Богу, и преумножая любовь, соблюдая верность Божиим заповедям. И если вера начинается с доверия человека к Богу, то крест талантов – это доверие Бога к человеку. Бог нам доверяет, Он дает нам возможность стяжать благодать Святого Духа, преумножая таланты на дороге преодоления трудностей, на дороге в Царствие Небесное, а это самая трудная дорога в мире. Для того чтобы жить по заповедям, никаких человеческих сил не хватит, но невозможное человекам возможно Богу.

Надо оказаться в лодке Божественной любви на реке Божиих заповедей и не выйти на берег греха. А река Божиих заповедей – это водопад, по которому мы движемся снизу вверх. Это невозможно абсолютно, но невозможное человекам возможно Богу. Но для этого надо доверять Богу, надо открыть лакированный гроб своей души, чтобы Господь восстановил в нас образ и подобие Божие, что потерял Адам.

Наши таланты необходимы нам для восстановления образа как формы и подобия Божия, как содержания этой формы. Именно спасение самого себя является залогом помощи окружающим: «Спасись сам – и тысячи возле тебя спасутся». То есть человек, у которого наступает выгорание, вероятно, сошел с реки заповедей любви. Ведь когда Адам нарушил просьбу Бога и вкусил плоды с древа познания добра и зла, он потерял образ и подобие Божие. Он был создан по образу и подобию Божию, он любил Бога в себе и любил себя как образ Божий, а когда потеря произошла, Адам потерял любовь к Богу. А, потеряв любовь к Богу, он потерял рай: его никуда не выгоняли географически, он остался в той же точке, но, когда он потерял Божественную любовь, рай стал для него простым садом.

И вот, преумножая таланты, приближаясь к Богу, мы восстанавливаем видение рая на земле, начинаем жить в Царствии Божием, которое есть прообраз Царствия Небесного в вечности. «Жить как у Христа за пазухой» – это значит восстановить любовь к Богу, к себе и к ближнему, восстановить образ в таинстве святого Крещения и таинстве Исповеди как втором Крещении (при необходимости). А подобие Божие восстанавливается в таинстве святого Причастия, когда мы принимаем Тело и Кровь Христа и таким образом преумножаем свои таланты. Мы получаем энергию для преодоления трудностей. Царствие Небесное силою берется, Царствие Небесное внутри нас есть. Мы открываем свою душу Богу во время таинств, и Господь – ветер радости – наполняет лакированный гроб нашей души.

Если мы не восстанавливаем образ Божий, то мы любим не Бога, себя и других людей, а мнение других о себе: лакированный гроб – это когда я люблю мнение окружающих о себе, оно для меня гораздо важнее, чем любовь к Богу. Мнение окружающих тоже может иметь некое значение, иногда оно полезно для человека, только не надо придавать этому большого значения: хорошие люди скажут о нас хорошо, плохие – плохо.

На самом деле Крест – это указатель на Царствие Небесное, Крест – космический корабль Божий, в котором человек отправляется в Царствие Небесное. Крест – это залог вечной жизни, Крест – победа над смертью, Крест – благодать Божия, которая все наши свойства превращает в таланты. Крест – это обещание будущих благ, это то, о чем сказал Господь: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… Возьмите иго Мое на себя, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Крест – это не наказание, это награда, дар Божий.

Все мы носим крест на себе, постоянно к нему обращаемся, наша страна покрыта крестами. Но иногда под крестом мы подразумеваем что-то тяжелое, какое-то испытание, едва ли не наказание человека. А это не наказание, это милость Божия: именно неся свой крест, мы получаем благодать, особенно если останемся на реке Божиих заповедей, не сойдем на берег греха.

Выгорание – это когда человек ушел с реки Божественной любви, выгорание – это когда все его таланты без любви превратились в грехи, как это было с Адамом, когда любовь к Богу и к себе превратилась в любовь к мнению окружающих о себе. Крест – это закон вечности.

То, что Вы говорите, можно отнести к теоретической части, но есть и практическая. Ее тоже можно подразделить на субъективную – есть переживания тех людей, которые испытывают выгорание, и объективную – люди сталкиваются с «выгоревшими» людьми. Вопрос от одного из телезрителей как раз об объективной части – очень краткий: «Почему через 7 лет работы доктор – уже не доктор, никакой жалости к больному человеку?» Мы же сталкиваемся с «выгоревшими» людьми – относиться к этому с пониманием или без понимания? Что это?

– Я более 40 лет работаю врачом и скажу, что всегда любил людей, но любовь эта преумножилась. Я знаю много таких докторов, у которых преумножается любовь. Выгорание любви к больному, сопереживания, сострадания, эмпатии – это показатель того, что ее и не было, это была всего лишь иллюзия любви, иллюзия эмпатии: человеку так казалось, он попытался, но у него не получилось – ведь разум человека вырастает сообразно тому, что встречается ему в пути, как сказал Софокл. И, как сказал апостол Павел, худые сообщества развращают добрые нравы.

То есть если человек встречается с горящими кострами человеческих душ, то его костер разгорается. Если же он встречается с «выгоревшими» людьми, то костер его души начинает затухать. А иногда выгорание – это когда «дрова» закончились. А иногда выгорание бывает, когда ветра задувают горящий костер, или дожди заливают, или каким-то образом его тушат окружающие люди. Поэтому, конечно, нужно очень внимательно смотреть за костром своей души.

Костер человеческой души – это подобие Божие, которое восстанавливается именно в таинстве святого Причастия. Принимая Тело и Кровь Христа внутрь, мы воспламеняем костер своей души. Когда первохристиане причащались каждый день, то костры эти никогда не гасли. В наше время, конечно, нет возможности так причащаться, но раз в неделю, как минимум, – вынь да положь, по заповеди Моисея: шесть дней работай, а седьмой отдай Богу. Это, собственно, есть главная особенность, главный залог разжигания костра души.

Выгорание наступает у тех людей, которые редко причащаются или не причащаются совсем: если причащаться регулярно, принимать Тело и Кровь Христа, то никогда не собьется навигатор души, никогда не выгорит человек. Практически нужно постоянно думать о содержании, и для этого существует Церковь с таинствами Исповеди и Причастия. Исповедь восстанавливает поврежденный уже после Крещения образ Божий, а Причастие – его содержание.

Я бы сказал, что желаемое было принято за действительное. Настоящий дух любви никогда не выгорит – если мы говорим о враче и больном, то не больной нуждается во враче. То есть он нуждается, но еще больше врач нуждается в больном: оказывая помощь больному, он получает благодать. Поможет ли врач больному – еще неизвестно, а то, что больной помогает врачу спастись, – это несомненно. Поэтому люди, выгорающие на этой работе, не понимают, что не они созданы для больных, а больные созданы для них, что больных надо любить как источник своего спасения. Как сказал преподобный Шота Руставели: «Что кому дано судьбою, то ему и утешенье: пусть работает работник, воин рубится в сраженье».

А врач пусть оказывает эту помощь. Поэтому счастливы врачи, имеющие дар сострадания к человеку, это есть дар исцеления. И несчастны те люди, которые, имея знания, не любят других людей, им будет невыносимо быть врачами, это будет для них постоянное наказание. Это не выгорание, это, я бы сказал, момент истины. Потому что, оказывая помощь больному, врач получает благодать, встречается с Богом, костер его души разгорается, поэтому выгорание – это патологические зависимости. Без Бога любой талант становится грехом, многократно повторенный грех становится страстью, а застарелая страсть переходит в болезнь, когда уже нарушается физиология. Так что очень важно понять, что выгорание – это серьезная болезнь духа, души и тела.

Вопрос телезрительницы: – У меня такая тоска и уныние, особенно по вечерам, сил нет! Не могу ничего с собой сделать. Может быть, посоветуете, что мне попить?

– Спасибо вам за вопрос. Я понимаю, тоска и уныние по вечерам – это как состояние богооставленности. Если бы вы жили в Петербурге и были прихожанкой храма в Юкках, я бы первое, что сказал: «Если у вас такое время, давайте каждый день вы будете причащаться в течение недели, а потом мы обсудим вашу проблему, посмотрим, насколько изменится ваше состояние. Давайте начнем с этого». Как правило, после некоторого количества регулярного Причастия у человека эти проблемы решаются на 80–90%. Дальше я бы сказал: «Наверно, так ваша жизнь сложилась, что количество отрицательных эмоций у вас гораздо больше, чем положительных. Надо собирать положительные эмоции, надо вернуть себе радость жизни, которая была в нас заложена с детства: научиться радоваться солнцу, цветам, траве, ветру, шелесту листвы. Надо помнить, что все плохое приходит само, а все хорошее дается с превеликим трудом: Царствие Небесное силою берется, и прилагающие усилия восхищают его. Надо попытаться восстановить в себе все лучшие человеческие свойства, которые были в вас заложены с детства».

Я бы порекомендовал принимать экстракт валерианы либо в виде таблеток, либо в виде корня. Именно экстракт валерианы помогает нам забыть все плохое. Внутренняя валериана, которая вырабатывается в виде изовалериановой кислоты в центральной нервной системе человека, в головном мозге, стирает отрицательные воспоминания. Кот, например, любит валериану потому, что у него начинает вырабатываться внутренний алкоголь, стирающий отрицательные воспоминания. Надо все это отмобилизовать. Но валериану принимать длительно: до года и больше (по своему самочувствию), к ней зависимости практически нет.

Надо активно начать преодолевать это состояние, собирать положительные эмоции. Это все совершенно реально! Научиться думать о хорошем, когда плохо. Когда человеку плохо, у него повышается способность к самовнушению, и, если думать о плохом, плохое будет случаться. А если думать о хорошем, хорошее произойдет. То есть надо думать о хорошем, когда плохо, надо заставлять себя преодолевать все это. Много лет я занимался этими проблемами, и не было случаев, чтобы человека нельзя было вывести из этого. Вы, конечно, далеко находитесь, были бы поближе, я бы сказал: «Приходите к нам, и я Вам помогу в нашем храме справиться с этой проблемой».

Батюшка, Вы говорите: «Приходите к нам в храм». А телезрители как раз спрашивают, где можно поговорить с батюшкой по другой теме и куда обращаться. Может быть, с Вами можно удаленно общаться?

– Hram-yukki.ru – сайт храма. Можно всегда написать письмо по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Юкки, храм Рождества Иоанна Предтечи Выборгской епархии. До меня эти письма доходят. Напишите, как хотите: «протоиерею Григорию Григорьеву» или «профессору Григорию Григорьеву». Я веду еженедельные передачи «Точка опоры» на телеканале «Союз», каждую пятницу они идут в 15.15 с последующими повторами. В этих передачах вы найдете ответы на очень многие вопросы.

Уже более 200 передач «Точка опоры» за эти годы мы записали. Они короткие, по 15 минут, но емкие и имеют ответы на ваши вопросы. Самое главное – помните, что, когда вам хорошо, когда с вами благодать, оставайтесь наедине с этой благодатью, никому о ней не рассказывайте. Но когда плохо, не оставайтесь наедине с плохими мыслями, постарайтесь эти мысли из себя выпустить, общайтесь с теми, кто вас любит, и вам обязательно будет становиться легче.

А не может ли быть синдром выгорания неким голосом Божиим, который говорит, что пора бы сменить деятельность или вектор направления работы?

– От бесов и от себя никуда не уйдешь. Возможно, пора сменить вектор, но надо сначала полюбить то дело, которое не нравится, и с Божией помощью избавиться от этих бесов. Тогда и на новом месте будет хорошо. А если этого не сделать, то этот шлейф потянется по жизни. То есть надо полюбить любую работу, любую! Это очень важно. Особенно надо любить то, что тебе не нравится, – тогда это быстро уйдет, ведь все жизненные испытания, если они не доставляют трудностей, бессмысленны. Нас преследует то, чего мы боимся. Значит, надо перестать бояться, а для этого надо, чтобы мрак и тени рассеялись, для этого надо разжечь костер души. Это очень важно понять! Дело не в месте и времени, где мы находимся. Это мы меняемся, а Бог тот же. Надо полюбить Бога, надо Ему доверять, доверие к Богу подразумевает, что то место, в котором мы находимся сейчас, – наиболее полезно для нашего спасения. А если будет Божий Промысл, то мы переместимся по жизни в то место, которое нам будет доставлять трудность, потому что к Богу всегда трудные дороги ведут. Что-то не нравится – надо полюбить это, чтобы это стало легким. И все поменяется. Господь создаст благоприятные условия, причем таким образом, как нам и не снилось.

Можно еще выделить такой аспект: человек работает не одно десятилетие и сравнивает свое нынешнее состояние со своим начальным состоянием, а ведь возраст уже не тот – может, сахар скачет, может быть, что-то еще, ведь мы часто забываем следить за своим здоровьем, а это сказывается на нашей профессиональной деятельности.

– Тело – это храм духа, мы обязаны заниматься этим. Мне кажется, поговорки «жизнь прожить – не поле перейти», «укатали сивку крутые горки» здесь имеют место. Действительно, надо обследоваться, посмотреть, как щитовидная железа работает, сдать гормональные анализы. Периодически (хотя бы раз в году) надо проходить полное медицинское обследование: если для этой усталости и срывов есть какие-то медицинские показания, то все это можно преодолеть с помощью врачей. Надо об этом помнить. И помнить, как сказал Иисус, сын Сирахов: «Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача» – если вы что-то не так делаете, предайтесь в руки врача, он вам поможет.

Прошу Вас, благословите нас на прощание. Может быть, еще несколько слов о ветре радости?

– Ветер радости – Господь – наполняет всю Вселенную. Главное – помнить: все трудности нашего времени преходящие, а Божественная любовь бесконечна. «Трудное, трудное – все забывается, светлые звезды горят», – сказал Николай Рубцов в своем стихотворении. Помните: откройте души для ветра радости, Господь наполнит их, и вы будете жить как у Христа за пазухой. Но самое главное – старайтесь причащаться хотя бы раз в неделю. Помните, что «кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Без церковных таинств спастись человеку невозможно.

Записала:
Анна Солодникова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс