Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (939) → Епископ Сафитский Димитрий: Православие в Сирии

Епископ Сафитский Димитрий: Православие в Сирии

№42 (939) / 8 ноября ‘17

Архипастырь

– В начале передачи я хотел бы поблагодарить телеканал «Союз» за это интервью. Еще хочу поблагодарить, что вы выбрали этот красивейший монастырь в Сирии – монастырь Святой Феклы – как фон нашей сегодняшней передачи о ситуации и о христианах в Сирии.

Тема нашей беседы – «Православие на сирийской земле». Очень важная тема, она интересует всех наших телезрителей в России, поскольку мы ежедневно молимся, чтобы на сирийской земле воцарился мир и на православных христиан прекратились гонения.

– Нам очень нужны ваши молитвы – мы находимся в сложной ситуации. Мы тоже молимся о мире, это очень дорогая для нас ценность. Не только для Сирии, но и для всего мира, особенно для христиан. Поэтому мы благодарны вам за ваши молитвы. Многие христиане продолжают молиться за Сирию и за христианское население Сирии. Мы благодарим всех за поддержку и за их добрые дела.

Дорогие друзья, я представлю вам еще одного нашего гостя – это аспирант Санкт-Петербургской духовной академии Александр Андреев, который сегодня любезно согласился прийти к нам в студию вместе с Владыкой Димитрием и перевести нашу беседу. Владыка, пожалуйста, расскажите нам немного о себе, чтобы наши телезрители узнали Вас поближе.

– Есть единственная митрополия Антиохийской Церкви, которая имеет две части (в двух странах) – часть в Сирии, часть в Ливане. Я викарный архиерей этой митрополии, как раз для той части, что находится в Сирии, в небольшом городе Сафита. Там у нас два города и где-то 22 деревни. Я – профессор исследований экуменического движения и межхристианских отношений в Баламандском университете, на богословском факультете. Один из двух представителей Антиохийского Патриархата в официальном диалоге между Православной Церковью и Римско-Католической: у нас два представителя – я и митрополит Василий. Мы представляем Антиохийский Патриархат в официальном богословском диалоге с Римско-Католической Церковью.

На этом снимке мы видим красивый храм, красивый монастырь, но, к сожалению, известно, что многие храмы в Сирии разрушены, стерты с лица земли войной. Расскажите, пожалуйста, что сейчас происходит в Сирии и в каком положении находятся православные христиане.

– В Сирии много групп христиан. Если мы будем говорить о всех церквах, которые были разрушены во время войны, – это где-то 45 церквей. Но если посмотрим на Православную Церковь во время войны, она потеряла где-то 15 церквей, они полностью стерты с лица земли. Еще много церквей повреждены, но там еще могут совершаться богослужения, Литургии.

Сейчас ситуация в Сирии, слава Богу, улучшается. Мы должны сказать, что благодаря помощи России ситуация улучшается, и мы благодарим Бога, что многие христиане перестали покидать страну. У нас христиане выезжали из городов, некоторые выезжали из Сирии, а другие становились беженцами и искали прибежища где-то внутри Сирии. Могу сказать из личного опыта. Мой город безопасный, и много христиан остается в городе, и нехристиан тоже, беженцев, приезжающих к нам из других районов Сирии, из тех зон, где продолжается война. И мы должны предоставить им все что требуется для их нужд. Надеемся, что в ближайшее время война все-таки прекратится и мир воцарится в Сирии.

Что касается монастыря, к сожалению, он очень сильно пострадал. Вы слышали, что монахини монастыря Святой Феклы были взяты в плен, где-то в течение трех месяцев они были в плену. Но, слава Богу, все они остались живы. К сожалению, они не могут вернуться в свой монастырь – он был истреблен, а территория вокруг монастыря до сих пор небезопасна. Они сейчас остаются в монастыре Святого Георгия, который находится в христианской долине, это где-то полчаса от Сафиты. Это безопасное место. Они там живут в надежде, что когда-то смогут вернуться в монастырь и восстановить его. Что же касается двух епископов из города Алеппо, которые были взяты в плен, мы ничего о них не знаем, нет никаких новостей.

Да, эта новость про сирийских епископов, которых взяли в плен, появилась несколько лет назад. В России верующие люди очень переживали об этом: сейчас у нас очень сложно представить, хотя мы тоже имели долгие годы гонений, чтобы так был схвачен священник или епископ и бесследно исчез на несколько лет, и судьба его была неизвестна.

– Это для нас тоже очень сложно, ведь это случилось в начале войны. Многие христиане думали, что это сигнал, который дается христианам Сирии с требованием покинуть Сирию: раз террористы не уважают епископов, они не будут уважать вообще никого из христиан. После этого многие христиане просто начали эмигрировать из Сирии. Сейчас, слава Богу, миграция сократилась, люди остаются.

Говоря о ситуации в Сирии, мы употребляем термин «гонения». Насколько он справедлив? Действительно ли это направленные гонения на христиан? Как православные христиане в Сирии понимают свое положение? Принимают ли они его как гонение, как некий подвиг, испытание? Как в христианском сознании отражается то, что сейчас происходит?

– До 2011 года у нас не было никаких гонений или даже притеснений христиан и вообще христианских Церквей. Я могу сказать, что мы жили в большой свободе. У нас был полный круг богослужений, все необходимые молитвы, мы никогда не боялись, что кто-то будет нас гнать или притеснять, у нас не было никаких проблем. Но после 2011 года ситуация начала меняться, и очень стремительно: фанатичные мусульмане приехали в Сирию и начали войну с целью установить исламское государство. Они также хотели установить шариатский закон в этом государстве. А христиане не могут принять шариатский закон: при шариатском законе они либо должны принять ислам, либо покинуть страну. Многие христиане, перед тем как эти фанатичные мусульмане прибыли, заранее покинули свои дома, бросили работу, уехали туда, где безопасно. Поэтому очень быстро появилось много беженцев без вещей, без способа существования, они просто убежали от радикальных группировок.

В каждом городе, каждой деревне, которую контролируют радикальные мусульмане, они начинают истреблять церкви, снимают кресты, находящиеся на куполах храмов, и даже кресты на кладбищах. Они не хотят видеть крест нигде, а вместо креста поднимают флаг так называемого «Исламского государства» на куполах всех церквей. То есть они хотели, видимо, их обратить в мечети. Такая ситуация в тех местах, где радикальные группировки контролируют территорию.

Были ли случаи, когда люди не хотели покидать места, где они жили, не хотели оставлять храм или не могли это сделать по причине слабости здоровья, может быть, и оставались в том месте? Что с ними происходило? Могли ли они как-то сопротивляться, обороняться, или же их выгоняли, убивали, они принимали мученическую кончину?

– Можно рассказать разные истории. В деревне, где находится монастырь Божией Матери Сайданая (это очень известный монастырь, о нем знает весь мир), христиане решили, что будут обороняться, защищать свою деревню (она тоже называется Сайданая). Они решили защищать деревню своими силами, купили оружие, все, что им было необходимо, и остались там. Слава Богу, они смогли остаться в своей деревне. Но в других деревнях события развивались по другому сценарию. В одной деревне рядом с Сайданаей, Маалуле, где находится монастырь Святой Феклы, христиане не смогли себя защищать: приехало очень много радикалов, очень большая группировка, и они были вынуждены просто бежать. Небольшая группа молодежи решила остаться до самого конца, и когда исламисты их поймали, то просто убили, отрезали им головы. Мы думаем, будут люди, которых канонизируют как мучеников: исламисты требовали, чтобы они перешли в ислам, но эти молодые люди отказались принять ислам, остались верны своей вере. Тогда их убили – 18 человек.

Упокой, Господи, их души.

– Наш Священный Синод, который недавно, два дня тому назад, заседал, организовал комиссию для исследования жизни этих людей. И других, кто пострадали, кто, несмотря на все, сохранили верность Христу, христианству. Например, у нас два священника были убиты. Они просто помогали людям переехать в другое место, бежать, и их застрелили снайперы с расстояния. Мы тоже исследуем их жизнь и готовим материалы. Может быть, они тоже будут канонизированы. Один игумен с Горы Афон в Греции сказал мне, что сирийская земля – это 2 000 лет после Христа. Может быть, это требует новых святых, которых бы тут канонизировали, на сирийской земле. Так сказать, сирийская земля жаждет святой крови мучеников, поэтому Бог допускает такие гонения на нашей земле, ведь это место, откуда свет христианства распространяется на весь мир.

Помоги Господи людям, которые стоят в вере, быть стойкими до конца! Что касается православного сообщества Антиохийской Церкви в Сирии, растет ли оно? Или, наоборот, из-за гонений и нападений радикальных исламистов уменьшается?

– Должен сказать, что, к сожалению, количество христиан не только в Сирии, но и везде на Ближнем Востоке сейчас сокращается. Многие предпочитают уехать. Многие семьи говорят, что уезжают ради детей, чтобы их дети могли иметь безопасное детство и хорошее будущее, ведь в нашем регионе постоянно происходят какие-то нестроения, войны, весь регион Ближнего Востока опасен. Каждые 50 или 100 лет происходят большие войны, потрясения, поэтому многие люди думают, что лучше уехать – искать будущего в другом месте на земле. Но в то же время есть христиане, которые ни за что не хотят уехать. Даже если ситуация станет очень плохой, они хотят остаться и готовы даже умереть в Сирии. Все зависит от ситуации и от человека, нет одного решения для всех. Многие, даже несмотря на все трудности, решают остаться и продолжать жить христианами в этой стране.

Когда в России были развернуты гонения на Церковь, даже несмотря на страх быть убитыми, отправиться в тюрьму на очень долгие годы, были люди, которые принимали священный сан, становились священниками, прекрасно понимая, что с ними может произойти, что они будут нищими, ведь духовенство было совсем не в почете. Что касается Сирии, Антиохийского Патриархата, православных в Сирии, тех, кто сегодня идет в священники, – есть ли молодые, которые, несмотря на все трудности, гонения, принимают решение стать священниками?

– Да, у нас есть молодые люди, становящиеся священниками. Я бы не сказал, что их очень много, но, слава Богу, есть. У нас Богословский институт Святого Иоанна Дамаскина в Ливане, где-то 70 студентов там обучаются и готовятся стать священнослужителями. Слава Богу, у нас есть священники. Но большая проблема заключается в том, что во время войны многие молодые люди, после того как они оканчивают университет, покидают Сирию – в Сирии очень сложно найти работу, из-за войны безработица. Поэтому они предпочитают уехать из Сирии, и тогда мы их теряем. Это очень трагичная для нас ситуация.

Что же касается столетия начала гонений на Русскую Церковь, которое мы вспоминаем в этом году, надо сказать, что перед тем как началась война, гонения, мы слышали, что происходило в России: о гонениях на Русскую Церковь в советское время, о гонениях на Сербскую Церковь в недавнее время, но это нами не воспринималось как-то лично. Мы просто слышали об этом, но не совсем вникали. А теперь мы проходим через ту же волну гонений и уже лучше понимаем, что такое гонения, те сложные обстоятельства, в которых христиане находились во время гонений в ХХ веке. Мы понимаем, насколько может быть сложно и какой подвиг для человека остаться верным своей вере. Вспоминаем и апостолов, святых всех веков, которые сохранили свою Православную веру и смогли передать ее нам. А теперь наша обязанность – сохранить нашу веру и передать ее будущим поколениям.

Как живет православный священник в Сирии в условиях войны и безработицы? Может быть, человеку помогают содержанием, поскольку он не может работать и совершать богослужения?

– Обычно все священнослужители имеют только церковное послушание, они обычно не имеют гражданской работы. Но в недавнее время в некоторых епархиях начали рукополагать людей, которые уже имели какое-то образование, работу, чтобы у них был стабильный заработок и они могли жить с этого заработка. Но в обычной ситуации священник получает жалованье от пожертвований своих прихожан. У нас нет заработной платы, которую платит государство, каких-то внешних источников финансирования. Только пожертвования, что люди дают в Церковь.

Благодарю Вас за ответы, Владыка. Я хотел бы Вас попросить адресовать несколько реплик нашим телезрителям. Что бы Вы хотели сказать верующим, живущим в относительном мире и спокойствии? Мы видим, что в глобальном мире все очень зыбко: там, где сегодня мир, завтра может начаться война.

– Я бы хотел сказать: будь то война или мир, мы должны оставаться верными Церкви. Мы должны сохранять нашу веру. Это для нас самое главное, самое главное для нашего спасения. Без нашей веры мы не можем попасть в рай. Как сказал апостол Павел, наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.

Когда начинаются гонения, мы, может быть, быстрее достигнем Небес. Но все равно, быстрее или медленнее, наш путь на Небеса продолжается, самое главное – чтобы мы сохраняли нашу веру. Оставаясь с Церковью, мы спасаемся. Это самое главное для христианина. Это большой дар, который Христос даровал нам, – дар того, что даже во время внешней войны мы все равно чувствуем мир внутри нас: мы имеем Христа. Многие люди живут в мире, в мирных условиях, в странах, которые никогда не знали войны, но внутри себя они не ощущают мира, внутри продолжается война. А мы молимся Царю мира, Который может нам преподать мир внутренний, духовный, он намного важнее внешнего мира, который мы имеем.

Что бы Вы хотели сказать людям, которые сегодня недовольны Церковью? Таких людей много, они считают, что то или это не так, выражают свое мнение в интернете, и не только. Некоторые священники так себя ведут в своих церковных проповедях и смущают таким образом народ Божий. Это очень важный момент – момент единства.

– Я бы сказал, что это от лукавого: эти люди просто разрешают лукавому прийти внутрь них и внушать им неправильные идеи о Церкви. Лукавый использует их таким образом, чтобы попытаться разрушить Церковь. Мы имели в прошлом и сейчас имеем тоже некоторых людей, выступающих с критикой, но многие такие люди поменяли свою точку зрения и вернулись в Церковь, когда начались гонения, после того как началась война. Им никто не смог дать то, что им было нужно, только Церковь могла предоставить им необходимое.

Даже если они выступали против Церкви или с критикой священнослужителей, потом имели очень хорошее впечатление о Церкви во время войны, их взгляд на Церковь изменился, они вернулись в Церковь. Теперь они исповедуют свою веру, покаялись в своих ошибках. Это может послужить хорошим примером для всех нас. Мы должны выступать с критикой не Церкви и священнослужителей, а самих себя: Церковь не состоит только из священников и епископов – она состоит из всех нас. Когда мы все собираемся вместе, мы объединяемся, тогда мы лучше можем работать вместе. Если мы видим какие-то проблемы в церковной жизни, какие-то погрешности, это потому, что нарушаем заповеди и выходим из Церкви. Это вина тех людей, которые вышли из Церкви.

Как все мы, верующие люди, зрители телеканала «Союз», можем помочь Православной Церкви в Сирии, Антиохийскому Патриархату? Я знаю, есть опыт приходов, которые собирают деньги и отправляют чаши, церковные облачения и так далее. Может быть, Вы можете конкретно подсказать и найдутся люди, которые смогут действенно помочь, по своему неравнодушию?

– Самое главное сейчас – это, конечно, молитва о нас, чтобы Господь сохранил всех жителей Сирии, в особенности христиан, чтобы Он вдохновил их остаться в своей стране. В особенности Русская Церковь и государственная власть здесь, в России, посылают очень часто разные посылки, помощь сирийскому народу. Как мне помнится, 10 самолетов из России прибыли в Сирию с продовольствием, лекарствами, одеждой, гуманитарной помощью для народа Сирии. Мы благодарны России за эту помощь и за то, что Россия делает – ее власть, ее Церковь и народ.

Спасибо Вам еще раз за приглашение, за то, что предоставили мне возможность обратиться к русскому народу по всему миру.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс