Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (939) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Монастыри – это лечебницы для израненных душ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Монастыри – это лечебницы для израненных душ

№42 (939) / 8 ноября ‘17

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №41 (938)

Отец Мелхиседек, мы уже говорили, что нас смотрят не только в России, но и во многих других государствах, и подтверждением тому вопросы, которые пришли из очень многих стран, в частности из Австралии, Италии.

Очень серьезный, тяжелый вопрос, адресованный лично Вам. Многое, что написала наша зрительница, – глубоко личное, я не буду рассказывать всего. Телезрительница живет в Австралии. В свое время вышла замуж за адвентиста, сама приняла Православие. К сожалению, ее мама в России тоже адвентистка. Она себя чувствует, наверное, одинокой, тем более, что все ее родственники тоже адвентисты и двух маленьких детей они тоже стараются отвести от Православной Церкви и втянуть в свою секту (ведь адвентисты – это же секта, будем так говорить). Зрительница просит молитв и, наверное, совета и нашей всеобщей поддержки.

– Вопрос непростой, и, чтобы ответить, надо знать человека. Но я еще раз повторюсь. Нам всем заповедано: пусть будет брак, но только о Господе. Поэтому надо было сразу думать, что нет ничего дороже веры, дороже души – нет ничего дороже единства душ, нет ничего дороже воспитания своих детей в Православной вере.

И если будет угроза перетягивания в эту секту, тогда, я думаю, ничего нет дороже, чем сохранение душ детей и своей души, и тогда возможно построить свою жизнь уже другим образом. Ради того, чтобы спасти детей, вполне возможно супружескую связь прервать, потому что ни к чему доброму это не приведет.

А сейчас – попытаться терпеливо исполнять свой христианский долг, жить в семье, быть примерной женой, матерью, воспитательницей своих детей, вкладывать в них всю свою материнскую любовь до того момента, когда возможно движение навстречу. А когда движения навстречу не будет, тогда это уже отдельный вопрос. Мы потом будем держать связь (почта есть), вникнем в обстоятельства жизни, и тогда, уже зная человека конкретно, попытаемся чем-то помочь.

Вспоминается мать блаженного Августина, святая Моника: она своего мужа-язычника, который вел просто безумный образ жизни, в конце концов своим терпеливым христианским отношением обратила в Православную веру. Но для этого надо быть матерью блаженного Августина, надо быть святой. Не у всех в наше время это получается, к сожалению.

Хороший пример: если целое свежее яблоко положить к гнилому, сможет ли свежее яблоко изменить гнилое? Не сможет. А гнилое яблоко, положенное к свежему, сделает его тоже гнилым. Яблоки, может быть, не совсем удачное сравнение, все же душа – это другое...

Но направление мысли понятно.

– Но, к сожалению, человек больше подвержен злу, чем добру, плохому учится гораздо быстрее, чем доброму, – это факт нашей жизни. Под горку катимся сами, а в горку надо подниматься с огромным усилием. Поэтому мы зрительнице сочувствуем, переживаем, будем о ней молиться и ждать какого-то более близкого общения.

Да, нужно хотя бы знать, в каком городе она проживает, ведь в Австралии есть православные приходы. Надо постараться наладить с ними связь, может быть, даже по интернету.

– Волна русских и греческих эмигрантов в Австралию была довольно большая. Сейчас там есть епархия Русской Зарубежной Церкви Заграницей, в Сиднее есть епископ. Так что связь реальна и доступна.

Во всяком случае, мы действительно сочувствуем этой женщине, нашей сестре по вере. Пожелаем ей всего доброго и будем надеяться, что все у нее разрешится и будет хорошо, и она еще вернется в Россию.

– Да, с крещенным в Православие мужем.

Вопрос, который близок, наверное, каждому из нас: как научиться молиться каждый день? Имеется в виду домашняя молитва, которую, что греха таить, мы частенько пропускаем.

– Надо просто молиться каждый день. Все мы ходим под Богом. Начало премудрости – страх Господень. Дело в том, что впереди любого действия должна идти мысль. Вот если есть мысль, что ходишь под Богом, тогда себя заставлять не надо и все у человека естественно преизливается.

Что такое молитва? Это разговор с Богом. Если для тебя это реальность, тогда невозможно не разговаривать. Мы молимся перед едой (это уже является сущностью нашей веры и жизни), потому что Бога благодарим за то, что у нас есть на столе. Кстати, однажды при раскопках в Греции нашли глиняный сосуд, на котором очень красивым почерком была нацарапана следующая мысль: у одних есть что есть, да нечем есть, у других есть чем есть, да нечего есть.

У нас есть чем есть и что есть, нам осталось только благодарить Бога. Поэтому, пока у нас есть чем есть и что есть, надо не забывать благодарить Бога, а то скоро может одного или другого не стать. Кто-то пошутил: для того чтобы непрестанно молиться, надо непрестанно есть. В том смысле, если есть привычка молиться перед едой и после еды.

У одного священника спросили: «Батюшка, а вот когда едим банан или конфету, надо ли читать молитву перед едой и после еды?» Конечно, надо. Хотя бы это будет подвигать к маленькой, краткой молитве. Молитва – это не только вечерние и утренние правила каждый день (это неотъемлемая часть, она должна быть, и к этому надо стремиться, начинать хотя бы с кратких молитв, потом переходить на полные), а вообще упоминание Бога уже есть молитва.

Кстати, очень интересная мысль была у святителя Феофана, Затворника Вышенского. Одна христианка писала ему, что у нее четверо детей, она всегда дома, в бесконечной суете, не может выбраться в храм, пропускает богослужения, ведь есть маленькие дети. И святой ей говорит: Ваше служение семье и дому может стать не суетой, а богослужением. Каким образом? Он советует: предположим, Вы начали варить борщ, скажите: «Господи, благослови». Варите борщ – говорите: «Господи, помоги». Сварили борщ – скажите: «Господи, благодарю». И так ваше дело, начатое с Богом, продолжающееся с Богом и законченное призыванием имени Божиего, будет уже не суетой, а богослужением, раз вы все это делали ради любви к своей собственной семье.

Что такое молитва? Это возношение ума к Богу. Что для этого надо, какие обстоятельства? Никаких, только усилие воли. Не нужна какая-то специальная обстановка, иконостас, лампада, ладан и прочее. В любом месте возможна молитва Богу: на кухне, у стиральной машины...

Вспоминается один разговор и такая картина: жена священника держит одного ребенка на руке, другой рукой мешает овсяную кашу, плечом зажала телефонную трубку, и в это время еще двое детей держатся за ее юбку. По телефону у нее спрашивают: «Матушка, как дела?» И она говорит: «Все нормально, слава Богу, не отхожу от мартеновской печи». То есть чрезвычайно важен настрой. Когда он будет, тогда будет и молитва. А он будет тогда, когда мы будем направлены на Небесную волну. На связь с Богом мы выходим, только включая программу молитвы, именно тогда включается наш радиопередатчик и наш радиоприемник. В общем, самое главное – это волевое движение: маленькое усилие, но потом большая радость. Святые отцы говорят: молитва дается молящемуся. Начни... Кто-то сказал: чтобы что-то начать, не надо быть великим, но, если ты начнешь, великое может совершиться. Так что все – в нашем волевом решении и движении.

Вопрос: «Живу в Италии. Наша церковь далековато, по состоянию здоровья не могу туда ездить. Могу ли я ходить в католический храм – не на службу, а просто помолиться?»

– Наверное, нет.

То есть тогда нужно молиться дома. И смотреть телеканал «Союз». Нам не возбраняется просто посещать иные храмы?

– Посетить можно, но не принимая участия в богослужении. Если человек зашел в храм, увидел иконы, распятие, может быть, обстановка храма расположит его к молитве. Но в самом богослужении участия мы, конечно, не принимаем. Когда мы посещаем Европу и невольно оказались в храме, мы можем поклониться мощам – есть общие святыни (святые чудотворные иконы, святые мощи), которые прославились до разделения Церкви на Западную и Восточную, и мы их почитаем. Кстати, у католиков другой взгляд на мощи. Большей частью мощи у них недоступны: в реликвариях, под престолами или над престолами. Мощи Афанасия Афонского, по-моему, хранятся в Венеции над престолом. То есть на Западе к этому своеобразное отношение. Но нам, православным людям, обязательно надо приложиться к святыне.

Чудотворные иконы у католиков тоже ограждены, к ним не подойти.

– Да. Но присутствие в святых местах, где находятся общие вселенские святыни, все равно благодатно. Если мы пришли в чужой храм в тот момент, когда идет богослужение, в этом ничего страшного нет, так сложились обстоятельства. Поэтому мы можем своими молитвами помолиться, вспомнить святых, тропари... А так, конечно, нужно искать место для души. Если сложились обстоятельства, что рядом нет храма, ищи такое место, где храм есть, потому что нет ничего дороже души. Если храм далеко, хотя бы раз в две недели, раз в месяц надо постараться туда съездить...

Или священника пригласить, если уж совсем плохое состояние.

– Если совсем плохо – да. Но, скорее всего, писал человек молодой. В Европе хорошие дороги, машины есть, поэтому раз в месяц доехать до храма, чтобы исповедаться и причаститься, возможно.

Вопрос, который меня, честно говоря, немножко смутил. «Как приучить себя ходить в церковь?» Что значит «приучить»? Ведь Церковь же Мать – «кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Немножко странным мне показался вопрос для православного человека. Куда же нам ходить тогда?

– Все, конечно, рождается от веры. Человеку, который задал этот вопрос, надо посоветовать, чтобы он просил у Бога веры: «Верую, Господи, помоги моему неверию». В 17 лет, когда до меня дошла истина бытия Божия, истина присутствия в нашей жизни Христа, Его жизни, Рождения, страдания, распятия, Воскресения, то приучать себя было не надо, настолько это было естественно.

Когда у нас есть вера, то совершенно естественно быть в храме, в доме нашего Отца. Только малая и слабая вера дает такое устроение души, которое описал наш телезритель. Поэтому надо просить у Господа другого устроения души, укрепления в вере, и тогда реальность бытия Божия будет как источник воды. Когда человек в реанимации – он ничего не чувствует, он лишен чувства жажды, а когда человек живой, чувство жажды у него реально. Я желаю, чтобы жажда Бога была для Вас естественной и, самое главное, спасительной.

Бог не нужен человеку, мертвому душой, а живая душа будет искать Бога и находить Его она будет в храме: «Дом Мой домом молитвы наречется». Господь сказал о храме, что это Его дом. «Господня земля, и исполнение ея». Господь видит, слышит, и можно молиться в любом месте. Но храм – место особого присутствия Бога и особого присутствия благодати. А самое главное, Церковь создана ради одного – ради совершения таинства Евхаристии. Никакая другая обстановка не может заменить храм, где совершается Евхаристия. Стержень всей нашей духовной христианской жизни – это святое Причастие, святая Евхаристия.

Чисто практический вопрос: «Как правильно выходить из поста?» (вопрос как настоящему врачу). Не переедать?

– Выходить спокойно, «без фанатизма»...

Конечно, пища имеется в виду. Не набрасываться на мясо...

–...чтобы не было постразговейного синдрома, происходящего от обильной белковой пищи. Знаете, у греков, которые оставили нам не только богатую веру и культуру (наша Церковь раньше даже называлась Греко-Российская Церковь), был, а, может быть, и есть, такой девиз: «Ничего сверх. Все красит мера». «Все края (то есть крайности) – бесовские», – это уже говорили Оптинские старцы. Чрезмерное воздержание тех, кто хочет подражать модным журналам, доводит до истощения и часто до летальных исходов – такая крайность встречается.

И другая крайность – когда еда становится главным в жизни. Кстати, как медик советую, чтобы еда была лекарством, а не лекарство едой. От переедания люди больше всего и страдают: болезни суставов, соли, повышенный холестерин, тромбы, ишемия и прочее. Однажды мне кто-то сказал: «Вы представляете, что такое лишний вес? Это сумки в двух руках по 5 килограммов». И вот на работу, с работы, в магазин, туалет, храм ты всегда ходишь с этими сумками. Когда ты сумки поставил, и они стоят на полу – какая радость! Но сумки-то можно на пол поставить, а лишний вес не поставишь. Поэтому есть замечательное стихотворение: «И в радости, и в горести, и даже когда стресс, держите под контролем мозги, язык и вес».

Тема крестников (очень серьезная, кстати). Вы, батюшка, наверное, сами помните то время, когда было массовое Крещение. В крестные звали первого, кто согласится, – даже не знали, зачем нужны крестные, звали по традиции. Вопрос: «Что делать, если нет общения с крестником? Не получается найти общий язык, сколько ни пытались оба. Насколько это большой грех – не общаться с крестником? В молитвах и записках поминаю его постоянно, но не помогаю, не бываю в гостях и не приглашаю сама в гости, так как все заканчивается конфликтом».

– Остается только одно – сердечные переживания, молитва, несколько поклонов за крестников, и держать их в своем сердечном расположении. Помните, апостол Павел говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». А порой бывает невозможно с нашей стороны: я хочу, а они (противоположная сторона) не хотят. Поэтому остается молитва с нашей стороны.

Сейчас вообще среда становится самозамкнутой, нет человеческого общения. Вот вчера, например, проезжая мимо футбольного поля, не увидел там ни одного человека. Мы с водителем разговорились, что в наше время, когда мы были маленькими, мы ставили два кирпича – это были ворота, за рубль покупали в спортивном магазине самый простой резиновый мяч, и для нас было радостью общение друг с другом, во дворе была масса ребят – больших, маленьких, мы все хотели побыть вместе. Сейчас все внешнее для совместных игр есть...

И дворовые площадки есть.

–...но на них никого нет. А потом это передается и на мир семейного общения. В одном кафе я увидел надпись: «Выключите мобильные телефоны, пообщайтесь с друзьями».

Какая хорошая надпись!

– И еще я знаю один обычай (может быть, наши телезрители что-нибудь из этого заимствуют): люди собираются вместе в ресторанчике или кафе, кладут мобильные телефоны на общий поднос, и кто первый возьмет мобильный, тот расплачивается за весь стол.

О как!

– Для чего? Ну пообщаться надо с друзьями.

Да. А мы вынимаем телефон, кладем его рядом с тарелкой и...

– Это вообще проблема XXI века: не только с крестниками нет общения, но и друг с другом… Еще кто-то рассказывал: рядом сидят девушка с юношей, которые находятся уже в более тесных отношениях, и общаются друг с другом sms-сообщениями. Это, кстати, уже признак приближения конца света. (Смеется.) У нас был вопрос, когда будет конец света...

Батюшка, я в таком недоумении! Огромное число вопросов. Я Вам не смогла и трети, наверное, задать, увы.

– Все впереди. Поэтому будем любить друг друга, молиться друг за друга, держать подальше сотовые телефоны, когда находимся рядом с друзьями и близкими людьми. Самое главное, чтобы у нас Бог был на первом месте – тогда все остальное будет на своем. И главное – молитва друг за друга.

Отец Мелхиседек, огромное спасибо! Я сердечно прошу наших телезрителей не расстраиваться: все вопросы у меня напечатаны, обязательно задам их в следующий раз. Есть вопросы, на которые надо отвечать очень пространно, и это, скорее, темы бесед. Так что мы продолжаем отвечать. Спасибо Вам большое, и до следующих встреч!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс