Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Для начала – банальный вопрос: «Зачем нужен храм, может быть, достаточно Бога в душе?»
– К сожалению, это распространенная форма религиозного мировоззрения, которая называется «Бог в душе». Святые отцы по-разному отвечали на этот вопрос. Я не буду оригинален, но из всех их ответов мне импонирует следующий: вода присутствует в воздухе, но чтобы напиться, нужен колодец и к нему нужно прийти – если ты не проделаешь этот путь, есть риск погибнуть от жажды. Все-таки храм Божий – это место, где душа явственно ощущает незримое присутствие Божие. Кто совершил шаг в храм Божий, тот согласится с моими словами.
Если боишься прийти в храм или стесняешься, то как сделать первый шаг?
– Мой путь в храм, к сожалению, начался не с детского возраста. В церковь я пришел в сознательном возрасте и помню, что, когда первый раз в своей жизни пришел сознательно помолиться в храм, то просидел 40 минут у входа: мне было страшно. И я прекрасно понимаю людей, которые приходят и понимают, что за порогом храма заканчивается их обыденная жизнь и начинается нечто совершенно иное, с совершенно другими законами, принципами. Но я переступил через страх, вступил в храм и никогда не жалел об этом впоследствии: Бог – нечто неизмеримо большее, чем все, что ты знал до этого. Я хочу просто пожелать людям, попадающим в сходные ситуации, мужества и терпения, чтобы преодолеть свой страх и войти в храм.
Пример с сосудом, который нужен, чтобы напиться, должен побуждать человека?
– Безусловно. Речь, наверное, идет о некоем зове, о жажде, которая появляется в сердце человека, и ее невозможно заглушить ни мирскими радостями, ни развлечениями (во всяком случае я именно так пришел в храм Божий), и в какой-то момент этот зов становится сильнее твоего страха.
Говорят, что в храм идут люди слабые: когда у них возникают какие-то проблемы, они идут в церковь эти проблемы решать.
– Я сказал бы так: действительно, в храм приходят по причине каких-то проблем, внутренних или внешних. Но это не означает, что люди слабые, а означает только то, что Промыслом Божиим человек подводится к обстоятельствам, которые, как он сам понимает, невозможно преодолеть без помощи Божией; я думаю, что это норма. К сожалению, от хорошей, сытой, спокойной, наполненной развлечениями жизни в храм Божий не приходят. Как правило, это серьезные сложности, стрессы в жизни человека, и он надеется, что, придя в храм, получит помощь.
Как найти свой храм?
– Это и сложно, и просто. Сложно потому, что существует огромное количество храмов, и в этом многообразии трудно разобраться. А просто, потому что нужно слушать свое сердце. Православная Церковь похожа на большой дом, где есть место для всех людей всех возрастов, всех уровней интеллектуального образования, социального статуса. И я предполагаю, что есть и храмы, которые ближе лично тебе, и сердце это отчетливо ощущает, когда ты туда приходишь. Надо искать, приходить в храм и на службы, и вне службы: прийти, постоять, послушать тишину, прислушаться к своему сердцу, отзывается ли оно на красоту этого храма.
В связи с поиском храма – в отзыве на работу нашей телекомпании телезрительница пишет: «Начала смотреть телеканал “Союз”, пришла к Богу, крестилась, начала ходить в храм. Там все не так, как у вас в передачах. Пошла в другой, третий, четвертый, обошла все храмы города – все не так, как говорят батюшки на телеканале “Союз”. В итоге сижу дома, смотрю “Союз” и довольна». Нам, конечно, приятен такой отзыв о важности работы, которую делаем мы с коллегами, но правилен ли такой подход?
– Это тупиковая ситуация, возникшая либо потому, что что-то недосказано, либо мы не знаем каких-то обстоятельств. Мне кажется, что это почти невозможно – обойти все храмы и не найти своего. Может быть, человек искал чего-то, что не присуще Церкви? Может быть, это проблема не храма, а внутреннего устроения самого человека? Возможно, автору вопроса следует поговорить с каким-то мудрым священником, который бы указал на эти обстоятельства.
Какие ошибки могут подстерегать человека при поиске храма?
– Я полагаю, главная ошибка связана с гордостью и тщеславием: когда человек приходит в храм не чтобы услышать, внять, научиться, а показать себя, «раскрыть свои внутренние способности» (часто мнимые) и продемонстрировать свою собственную «высоту» (которая нередко является заблуждением). В результате такого подхода, как правило, возникают внутренние конфликты.
Кстати, о конфликтах. Видимо, новоначальный человек пишет с недоумением: «Нахамили в храме, как такое вообще возможно? Все же Божии люди».
– Как настоятель храма, должен сказать, что хамство по отношению к приходящим людям, особенно новоначальным, – неприемлемое явление, которого не должно быть ни при каких условиях. Тем более, если человек поступает неправильно от незнания. Это не повод его оскорблять. Но, с другой стороны, я думаю, у всякого правила есть исключения. К сожалению, такие явления бывают, но я уверен, что не все сотрудники храма, где произошло подобное недоразумение, склонны к подобному резкому, негативному отношению к людям, только переступившим порог храма. Я бы рекомендовал отнестись к этому по-христиански, то есть помолиться за оскорбившего человека; а если такой конфликт произошел, попытаться найти другой храм.
Но, может быть, у служителя храма или свечницы, резко обратившейся к человеку, был повод так высказаться в адрес пришедшего? Какой совет Вы можете дать тем, кто служит в храме?
– Зависит от реакции. Конечно, когда человек приходит в храм и поступает неправильно, это может вызывать недоумение у постоянных прихожан или сотрудников храма. Если сделано корректное замечание и человек на него корректно реагирует, то это признак внутреннего смирения. Если он начинает чрезвычайно возмущаться этим обстоятельством, то, к сожалению, это негативное явление, наверное, не совсем приемлемое для христианина. Думаю, нужно просто по-христиански простить человека; люди, которые трудятся в храме, испытывают серьезную нагрузку: храм – это место, куда приходит огромное количество людей, и не все идут напрямую к священнику, но, как правило, к свечницам, чтобы обсудить свои жизненные проблемы. Иногда люди приходят в храм, чтобы получить поддержку, просто с кем-то поговорить – в основном это касается пожилых людей, которые часто оказываются в ситуации, когда им не с кем поговорить и они приходят в храм просто пообщаться со свечницей. И не все сотрудники храма, к сожалению, могут выдержать эту серьезную психологическую нагрузку. Поэтому я бы все-таки призвал человека, претерпевшего такое резкое отношение, отнестись с пониманием к этому обстоятельству.
Пришла такая мысль: может быть, значение свечницы в храме даже не меньше, чем священника.
– Да, вы правы. К священнику подойти страшно, но это ложный страх, ведь смысл священства заключается в том числе и в общении с народом; это одна из первейших обязанностей священника – научение и поддержка людей.
Вопрос телезрителя: «Вы говорите, что надо слушать свое сердце при поиске храма. Но как понять, что не обманываешься?»
– Слушать свое сердце трудно: обстоятельства наши наполнены шумом и грохотом нашей суетной жизни. Чтобы слушать сердце, нужно услышать тишину, и, чтобы понять, когда сердце лжет и когда оно говорит правду, нужно смотреть на его состояние. Если в результате сердечного размышления вы чувствуете страх, беспокойство (или даже тень беспокойства) либо смущение, но при этом ваша мысль или поступок кажутся вам правильными, то, скорее всего, сердце предупреждает, что выбор неверен. Признаком, что вы нашли искомое, будет ощущение глубокого покоя и тихой радости. Это признак того, что сердце наполнено благодатью Божией. Но, повторяю, нужен навык, чтобы вслушаться в свое сердце. Это получается не всегда и не с первого раза.
И надо, наверное, молиться?
– Безусловно, молитва для православного христианина – это способ обрести внутреннюю тишину и покой.
Кстати, о смущении. Человек пишет, что его смущают порядки в храме – какие-то действия священнослужителей, отношение к некоторым таинствам, правопорядок, может быть, хор во время богослужения.
– Я очень благодарен своим учителям, которые во время моих первых шагов в храме научили меня такой простой мысли: всех священников почитай, одного слушайся. Ни в коем случае не хочу оправдывать всех священников; безусловно, бывают спорные ситуации, могущие вызывать недоумение, но подход, о котором я сказал, – с моей точки зрения, наиболее конструктивный. Как бы то ни было, какие бы обстоятельства ни возникали, православному христианину все равно должно выразить уважение к священнику, а слушаться своего духовного отца.
Правильно ли я понял: если, предположим, в том храме, куда удобно ходить семейному человеку, или если это маленький город, где мало храмов, даже что-то и смущает, мы просто прикрываем на это глаза, ходим в этот храм, а духовную жизнь строим с духовником.
– Безусловно. Ведь никто не мешает тихонечко встать у иконы Спасителя и молиться на богослужении. Никто же не выгоняет из храма. Все эти процессы возникают, когда человек сближается со священником или настоятелем того или иного храма и возникает оценка его деятельности. Если это вызывает смущение, лучше или не приближаться, или сменить храм, если есть такая возможность.
Про «не приближаться» – это очень неожиданно. А что значит «молиться в храме»? Если ты не можешь разобрать все, что читают или поют в храме, как правильно построить свою молитву?
– Это очень глубокий вопрос. Дело в том, что есть две направленности в жизни человека. Первая направленность – вовне, когда человек остро ощущает и переживает несправедливость, которую он видит рядом с собой. И есть направленность вовнутрь – к своему собственному сердцу. Два этих направления всегда конфликтуют. Думаю, что если всегда быть направленным вовне, то тебя всегда будет что-то смущать в храме – пение, работа свечницы за свечным ящиком, просьба передать свечи, внезапный вскрик ребенка, которого усталая мама принесла на Причастие, и т.п. Это всегда будет бить по нервам и отвлекать от молитвы.
Великий опыт наших православных подвижников древности – путь вовнутрь, путь к своему собственному сердцу – это путь соединения своего собственного сердца с молитвой, которая совершается в храме Божием. Думаю, что об этом следует помыслить и приходить именно к практике внутренней сердечной молитвы, в том числе, и в храме Божием.
Надо ли изучать ход богослужения?
– Безусловно. Богослужение – это мистическое действо, которое осуществляется и Промыслом Божиим, и действием благодати Божией, и действиями священника. Даже не зная последовательности богослужения, либо когда человек не слышит, что именно поется (не всегда можно расслышать церковнославянский текст), он все равно ощущает свою причастность к этому мистическому действию. Но, безусловно, лучше и полезнее для ума знать порядок службы и смысл тех песнопений, что исполняются. Нужно прилагать труд, чтобы разобраться с этим.
Не единожды я наблюдал, что люди стоят с книжками и следят по текстам за последовательностью богослужения.
– Думаю, что это приемлемая практика. Человек, который так учится, не всегда будет смотреть в книжку: через какое-то время он все запомнит, и это послужит весьма существенным обстоятельством, наполняющим не только сердце благодатью Божией, но и ум содержанием Божественных словес.
Кстати, Святейший Патриарх Кирилл ввел традицию, когда тайные молитвы, которые священник произносит в алтаре, слышны прихожанам в храме или звучат во время трансляции в телеэфире. Получается, что это правильно – знать, что сейчас происходит в алтаре? Понятно, что на Божественную литургию мы ходим, чтобы причаститься. В воскресенье с утра храмы полны. Бывает, что мы часто транслируем всенощное богослужение, приезжаем в храм, большой, красивый, где батюшка хороший, а в храме – пусто.
– Это очень печальное обстоятельство. Духовенство нашего храма старается все же прививать людям мысль о необходимости посещать всенощное бдение: у него иная благодать. Все-таки всенощная является необходимым условием для Причастия. Но, к сожалению, не всегда это получается: на Божественной литургии в воскресный день людей в 5–6 раз больше, чем было на всенощном бдении.
Вопрос телезрительницы из г. Пензы: «Недавно на “Союзе” выступал протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Кирилла, и его заключительные слова были такими: “Радуйтесь, сейчас время, когда нет преследований и гонений на Церковь, все церкви открыты”. Почему нет радости ни в глазах, ни в сердце христиан? Даже в праздники этой радости нет. Я понимаю, какая загруженность у батюшек, им совсем не до улыбок и радости. Но этого не хватает. Объясню, почему. Я приехала в Пензу из другого города, где знаю нескольких батюшек, которые, когда выходят из алтаря, прямо светятся, в их глазах любовь ко всем людям. И люди шли в храм даже из-за того, что там такой батюшка. А когда я приехала в Пензу, то увидела здесь только одного такого батюшку. А люди мне сказали: “Да он у нас просто ангел”. Для людей это очень важно – они идут в храм со своими бедами и проблемами, и так хочется увидеть радость, поверить в нее. Ведь храм – это единственное место, где можно встретить радость»… Отец Андрей, а в Вашем храме радость есть?
– Я считаю, что улыбнуться прихожанину (или прихожанке) и поддержать человека – это долг священника, вне зависимости от тех состояний или переживаний, которые его мучают.
Но я хотел бы прокомментировать слова телезрительницы. Нужно понимать, что есть разные батюшки. Церковь – это большой дом для всех, и в нем должно хватать места для самых разных людей. Есть батюшки, открытые вовне, они светятся радостью, готовы обнять и поцеловать всех, приходящих в храм Божий. Есть батюшки-молитвенники, которые пытаются найти в своем сердце Бога, преодолевают какие-то свои внутренние сложности, и т.п. Поэтому, дорогие мои, прилепляйтесь к тем, кто вам по сердцу, и будет вам хорошо. Но не может быть одного канона, одного мерила и одного стандарта для всех священников.
Еще один вопрос о батюшке: «Ходили в храм, очень любили батюшку, но любимого священника перевели на другой приход и ходить в храм больше не хочется. Как быть?»
– Если это был священник по сердцу, духовный отец, то, наверное, нетрудно преодолеть какое-то расстояние, чтобы увидеться с ним и получить духовное окормление. Если это не так, то нужно понимать, что Бог един во всех храмах и, какой бы священник ни был, кого бы ни назначил на приход Владыка, совершаются одна и та же Евхаристия, те же таинства. Поэтому, если случилось так, что в результате утраты батюшки, у вас не лежит сердце к новому настоятелю, никто не мешает вам просто прийти в храм Божий помолиться, помолиться за любимого батюшку и его дальнейшую судьбу. Ведь и для священника переход с одного прихода на другой – это серьезный стресс, ведь не только вы, дорогие, прилепляетесь к священнику, но и – может быть, вы удивитесь – он тоже прилепляется к вам. И когда происходит такой отрыв – это маленькая трагедия. Поэтому помолитесь о батюшке, а с новым настоятелем пока что, может быть, стоит соблюдать некоторое внутреннее расстояние, а потом Господь вас благословит – и ваши отношения наладятся.
В одном из вопросов человек, видимо, описывает свои впечатления от церковной жизни: «Раньше в храмах было все хорошо: службы благолепные, батюшки хорошие, а сейчас – только деньги, деньги, деньги. Все испортилось».
– Для большинства наших зрителей очевиден факт, что Церковь живет подаянием. И благоукрашение храма, его благополучие зависят от степени благополучия прихожан. Сейчас в нашей стране непростые времена, у многих людей возникают сложности, и, соответственно, в храме тоже возникают сложности. Но, конечно, это не повод, чтобы в храме были только «деньги, деньги, деньги»...
Думаю, что не следует так сильно акцентироваться на этих вопросах. Я могу судить только по собственному храму: вне зависимости от экономической ситуации в нашей стране, все, что касается денег, в нашем храме никак не изменилось. Точно так же совершается сбор пожертвований во время Литургии. Может быть, подросла стоимость свечей, но в разумных пределах. Мы не концентрируемся на деньгах как на главном смысле существования храма – это глупо, нелепо и пошло.
Может быть, человек воспринимает даже деньги за свечу как требование?
– Храм живет подаянием, и Церковь живет подаянием – это непреложная истина в веках. Храм тоже должен думать о своем состоянии: требуется многое – мы живем в условиях государства и должны платить налоги, коммунальные услуги и т.д., и это, естественно, связано с деньгами; эти вопросы нужно решать, но не надо на них чрезвычайно концентрироваться.
Хотя, с другой стороны, вы правы: прихожанин должен осознавать свою меру ответственности за судьбу храма – это правильно.
Еще вопрос: «Что делать, если становится плохо в храме, когда ты в него приходишь?»
– Я понимаю, о чем речь. Это процесс, особенно свойственный новоначальным, и он связан с неким внутренним перерождением, связанным в свою очередь с тем, что человек приходит к Богу. Нужно не пугаться этих вещей. Если бывает плохо, можно выйти во время богослужения минут на 5–10, подышать воздухом и снова вернуться в храм. Это процесс, и он конечен.
Спасибо, что Вы пришли, рады Вас видеть и надеемся, что Вы придете еще не раз.
– Благодарю Вас. С радостью!
Записала:
Ксения Сосновская
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.