Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (934) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 70

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 70

№37 (934) / 3 октября ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902), №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №36 (933)

– Мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем разбирать 70-й псалом, который имеет следующее преднаписание: Давиду псалом, сынов Ионадавовых и первых пленшихся, не надписан у Еврей, 70. Этот глубокий псалом составлен Давидом от лица сынов Ионадавовых, мужей благочестивых, богобоязненных, о чем Сам Господь свидетельствовал пророку Иеремии; он дается всем верным людям для примера, чтобы и мы подражали сынам Ионадавовым в исполнении заповедей Божиих и хранении заветов Его.

«На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. Правдою Твоею избави мя и изми мя: приклони ко мне ухо Твое и спаси мя». Конечно, только упование на Господа не посрамится. Почему? Потому что нам нельзя уповать на людей, всяк человек – ложь. Мы можем уповать на человека, но не получим надежды в этом уповании: у человека ограничены силы, у него нет столько милости, сколько необходимо для нашей поддержки – кто хочет иметь твердое упование и быть избавлен от рук врага рода человеческого и от рук видимых врагов, тот должен всегда уповать на Господа. Бог никогда не оставляет человека: «Аще и мать забудет отроча свое, Аз не забуду тебе», – говорит Господь в Священном Писании; Он всегда заботится и печется о каждом из нас больше, чем наши родители (хотя мы знаем, насколько наши родители болезнуют о нас и о нашем состоянии, если мы впадаем в какие-то бедствия).

«Правдою Твоею избави мя и изми мя: приклони ко мне ухо Твое и спаси мя». Мы не раз уже говорили, что Псалмопевец выбирает такие обороты, в которых как бы приписывает Господу некие человеческие качества: чтобы Господь приклонил ухо Свое. Что значит приклонить ухо? Это значит услышать человека. На ушко обычно говорят вещи сокровенные, но говорят так, чтобы человек услышал: если мы говорим просто так, человек может не услышать, но когда человек приклонит ухо, тогда он слышит и понимает каждое слово того, кто к нему обращается. Не раз Псалмопевец обращается к Богу в таких оборотах, чтобы Господь услышал, приклонил ухо. Действительно, это важно: если Господь слышит, значит Он немедленно приходит на помощь. Но почему Господь должен являть такую любовь к человеку? Он обладает милостью – и здесь говорится: «…правдою Твоею избави мя», то есть по милости Твоей избави меня. Правда – это милость, говорят святые отцы. По милости Господь избавляет: не мы достойны чего-то, но Господь обладает великой милостью и любовью к человеку, поэтому прощает верных Своих за их нехорошие поступки.

«Буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя: яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты. Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго». Здесь Псалмопевец четко говорит, от какой руки избавить: конечно, от руки человека, который живет во грехе, хочет причинять зло своему ближнему и в этом видит и наслаждение, и утверждение какой-то правды, но не правды Божией, а правды человеческой. Мы с вами только что говорили, что Божия правда – это милость, и человек, поступающий по правде, должен поступать согласно милости, которую он имеет примером от Самого Господа.

Правда без милости – это уже не правда Божия, а правда человеческая, это правда человека грешного. Поэтому от такого человека, законопреступнаго и обидящаго, избави мя, Господи. Закон преступается не по правде, по той милости, которую должен являть человек, согласуя свои поступки с Законом. Здесь опять псалмопевец Давид обращается к Богу и просит: «…буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя: яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты» – «не к кому мне, Господи, обратиться. Ты – мое прибежище, Ты – мое утверждение в этой жизни, Ты – моя крепость». И невозможно найти защиты и ограды в этой жизни не только от окружающих нас людей, но и от демонов, от врага рода человеческого, не оставляющего нас в покое – и Господь вырывает из руки врага рода человеческого все человечество, которое пошло за Ним после Его Воплощения, после Его крестных страданий и Воскресения. Тот, кто услышал проповедь от святых апостолов, кто уверовал во Христа, тот уже имеет надежду на то, что Господь вырвал его из рук врага рода человеческого, вырвет и из рук тех, кто желает злое человеку.

«Яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея. В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну. Яко чудо бых многим: и Ты помощник мой крепок». Удивительные слова! Они, с одной стороны, очень утешительны для каждого верующего человека. А с другой стороны, к ним нужно прислушаться особенно в наше время, когда Бог становится неким препятствием, что ли, к духовному совершенствованию человека: не каждый воспринимает Бога, не каждый идет к Богу, прививает любовь к Богу. А она должна прививаться, и не просто так, а как псалмопевец Давид говорит: «Ты – упование мое от юности моея» – с юного, буквально младенческого возраста, человек начинает уповать на Бога: надеяться на Него, искать в Нем помощь, защиту. «И если я с самого раннего детства имею в Тебе, Господи, упование, то, конечно же, Ты никогда не оставишь меня» – Ты помощник мой крепок, то есть «я на Тебя уповаю, Господи, и в жизни Ты меня не оставляй». Почему? «В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея». Разные толкования по этому поводу… Мне очень близки слова святителя Василия Великого, которые мы читаем в нашем утреннем правиле: «Ты еси Бог мой от чрева матери моея» – и Псалмопевец, и Василий Великий говорят, что вера в Бога переходит к нам с кровью и плотью нашей матери: когда человек находится в утробе верующей женщины, тогда он и воспринимает веру и затем проносит ее в течение всей жизни, то есть рождается уже верующим человеком – признает Бога, поклоняется Ему и принимает Его от утробы своей матери.

Мы имеем право уповать на Господа, искать в Нем помощи и заступничества, ведь Он – Бог наш от чрева, от утробы матери, и от юности мы имеем упование на Него. И если мы хотим счастья и блага для своих детей, своих близких, конечно, нужно прививать эту любовь к Богу и веру еще от чрева матери. Когда человек имеет это упование, то, что бы с ним ни приключилось в жизни, Господь не оставит его – какое бы падение ни происходило, все равно Господь с любовью относится к такому человеку, видя в нем крепость, силу. И если кто-то ему в жизни помогает, человек понимает, что десница Божия коснулась его и привела к такому доброму делу. В этом и заключается великая тайна и великая милость, о которой возвещает нам пророк Давид.

«Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое». Каждый верующий должен обращаться к Богу и просить, чтобы Господь вложил в его уста славословие Бога. Мы находимся в жизненной суете, она очень часто отвлекает нас, и наша молитва бывает недостойной, поспешной. Хотя наши уста и пытаются славословить Бога, но все это вперемежку с суетой и с бытом, – а Бога надо славословить, благодарить Его, что Он от юности нашей, от утробы матери нашей защищает нас, что Он становится для нас непобедимою крепостью, нерушимою стеною, ограждающей нас от всякого зла; и за это мы должны славословить Бога. Но у нас не получается. Поэтому мы должны просить Его, чтобы Господь вложил в наши уста возможность Его славословить, и чтобы это прославление и благодарение Бога исходило с радостью и с любовью, а не по принуждению.

«Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене». Легко совершать грехи в юности, но грешить можно и в старости. Сама по себе старость маломощна: сил не хватает в старости, чтобы противостоять и греху, и беззаконию, и собственной немощи – она становится порой таким соблазном и искушением, что не каждый ее может перенести в старости. Поэтому Бог нужен, и помощь Божия нужна человеку как в юности, когда грехи совершаются с легкостью, так и в старости, когда они совершаются по исчезновению сил и духовному малодушию. Вот Псалмопевец и учит нас просить Бога, чтобы Он помогал нам не только в юности, но и в старости: «Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене». Если человек прославляет Бога и живет Богом, тогда Господь являет ему силу, и не просто силу, а дает крепость, «внегда оскудевати крепости моей». То есть утверждение ты получаешь только когда имеешь действительно глубочайшее упование на Господа.

«Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, глаголюще: Бог оставил есть eго, пожените и имите eго, яко несть избавляй» – очень тяжелое воздыхание псалмопевца Давида… Он говорит, что, если Господь оставит тебя, что ты можешь представить Богу? Ничего – ведь причиной этой оставленности стал грех: если человек совершает грех, то Господь на некоторое время оставляет человека, и тогда происходит некое посмеяние над человеком, хуление его. Вот об этом и пишет Псалмопевец: какая радость бывает у врагов! Когда ты находишься на высоте – у тебя все друзья, за обедом все соседи. А когда пришла беда, говорит русская пословица, смыла всех вода: когда ты на высоте положения, около тебя очень много людей, и все поют тебе хвалебные песни, но приходит беда, когда Господь попускает некую оставленность человека, – и друзья становятся врагами, и все начинают смеяться над человеком. И здесь псалмопевец Давид так и говорит: «Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе». То есть те, кто хотел причинить зло и искал повода его причинить, вдруг находят этот повод и говорят: «Бог оставил его, и нет такому человеку избавления». И тогда начинается поношение такого человека.

Но псалмопевец Давид не останавливается на этих строках и продолжает: «Боже мой, не удалися от мене: Боже мой, в помощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне». Здесь Псалмопевец хорошо говорит: «Господи, не оставь меня, не откажи мне в помощи, не удаляйся от меня, хотя грех, который я совершаю, смердит пред Тобою, но все-таки я Твой». Здесь очень важное понимание. Есть русская пословица: хотя дитя криво, да для родителей мило. Хоть мы и грешники, но мы грешники Божии, поэтому Господь болезнует о нас, как о Своих чадах, которые заблудились на время, и Он никогда не отвергает человека, даже в чем-то согрешающего. Об этом говорит притча о блудном сыне: отец ждал его возвращения и возвращает своему сыну все, приличествующее ему, согласно его положению. И Псалмопевец тоже просит Бога, чтобы Господь не удалился, хотя он и находится в греховном состоянии: оставленность порождает большую греховность среди близких людей, в своем безумии начинающих также согрешать. Через что они согрешают? Дальше псалмопевец Давид говорит: «Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою, да облекутся в студ и срам ищущии злая мне» – начинается клевета, ложь, которая возводится в ранг правды. «Да постыдятся и исчезнут» – они исчезнут потому, что им стыдно будет появляться в обществе за то, что они говорили неправду и клеветали на человека, они облекутся в стыд и срам, потому что они искали напрасно злое на ближнего своего.

«Аз же всегда возуповаю на Тя, и приложу на всяку похвалу Твою. Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная. Вниду в силе Господни: Господи, помяну правду Тебе Единаго». Очень глубокие слова говорит здесь Псалмопевец: он говорит, что не любил суету в этой жизни, не познавал книжное, не мудрствует лукаво, он не философствует, не развлекался в своей жизни: книга – это тоже в какой-то степени развлечение, познание неких философских мыслей дает полет и парение твоей гордыне. Или ты можешь через это понимать вообще некое развлечение по жизни, вплоть до смотрения телевизора и различных житейских увеселений. А псалмопевец Давид говорит, что он никогда не увлекался этим. «Вниду в силе Господни: Господи, помяну правду Тебе Единаго» – он всегда уповал на Бога и прославлял Бога через ту милость, которую Господь являл ему в жизни. И это было настолько убедительно, что все славословили и прославляли Бога через его слова и через ту жизнь, которую он говорил о себе и представлял как твердое свидетельство великого милосердия Божия.

«Боже мой, имже научил мя еси от юности моея, и доныне возвещу чудеса Твоя. И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему». Опять замечательные и удивительные слова говорит псалмопевец Давид: «От юности я возвещал правду и милость, которую Господь являл, и даже до старости своей буду возвещать и никогда не перестану, но буду возвещать о Тебе, о Твоей великой силе, Твоей огромной помощи всему роду грядущему». Как Псалмопевец возвещает? Конечно же, через свои псалмы, свои пророчества, через род христианский, который сегодня читает Псалтирь и познает, какую милость в истории явил человеку Сам Господь и как мы должны относиться к нашему Господу, как должны Его благодарить, призывать. Вот это глубочайшая благодарность псалмопевца Давида за те великие благодеяния, которые Господь явил ему и являет всему роду человеческому... Имя Божие поминается из рода в род, когда человек открывает Псалтирь и читает, и происходит славословие Бога за то, что Господь никогда не оставляет человека в скорбном обстоянии и никогда в нем не поддерживает зло. Но – более того: кто рождает зло, будет посрамлен от Господа, на того вернется тот стыд, который он воздвигает на своего ближнего.

«Силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия: Боже, кто подобен Тебе?» Действительно, мы всегда должны уповать на Господа, на Его великое и неизреченное милосердие – до Небес была явлена эта великая милость. Здесь уже пророчество Псалмопевца о Христе, Который пришел на эту землю и явил великую милость всему роду человеческому, избавив его от греха, проклятия и смерти. Конечно, Господь Сам Себя предложил, но такой великой милости и такой силы вообще не видел мир, потому что это все было явлено от Господа. И никто не может сделать что-то подобное. «Кто подобен Тебе?», – говорит Псалмопевец: ну кто такое может сделать, кто может явить такую милость, такую жертвенность всему роду человеческому? Ты всегда и в древние времена, паки и в новые времена, являешь что-то такое неподобное, величественное, которое ни с чем не может сравниться. И никто, как Ты, не может принести это на землю.

«Елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси». Бездною земли называются те глубокие страдания, те глубокие падения, которые могут быть в жизни человека – они бывают в жизни каждого, и никто от них не может избавиться, потому что каждого человека Господь ведет спасительным путем, и скорби помогают ему приблизиться к Господу. Но без Бога их преодолеть нельзя. Поэтому и из таких великих скорбей Господь избавляет человека.

«Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси». Опять-таки, многие трудности и скорби, но Господь Своим пречудным Промыслом, Своею благодатью спасает нас и выводит от скорбей и трудностей.

«Ибо аз исповемся Тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже: воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев». Под сосудом псаломским имеется в виду всякий христианин, славословящий и прославляющий Господа. Струнами могут называться и уста человеческие, и дела, что совершаются согласно заповедям Божиим.

«Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил: еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне». Действительно, нужно поучаться Закону Божию и жить по правде Божией, но и всегда помнить о том, что нам необходимо делать. И здесь Псалмопевец очень четко говорит, что еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, то есть мы должны прославлять милость Божию и не забывать, что необходимо славословить Бога. В каком бы состоянии мы не находились, мы должны жить согласно Закону Божию. От юности до старости необходимо нам прославлять Господа и уповать на Него. Имеющий такое упование никогда не постыдится и не посрамится. Нужно помнить, что Бог Своих не оставляет – Он всегда будет помогать, поддерживать и отводить нас от испытаний и искушений, какими бы они не были, и в какую бы бездну мы не впали в этой жизни, Господь никогда не оставит: Он всегда помнит тех, кто любит Его и исповедует Его от чрева матери своей. Об этом мы должны заботиться в нашей жизни – чтобы наши чада имели веру и такое упование, и тогда они будут самыми обеспеченными во всех отношениях в этой жизни.

Да хранит вас всех Господь! И Бог даст, до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс