Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №36 (933) 2017
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Богохульство может быть разным, это не только какое-то ругательство – неправильная вера в Бога тоже может быть богохульством. Если человек хулит Бога, то о каком спасении может идти речь? Это тоже связано с верой и страстью гордости. Это такое состояние ума человека, его души, когда он обвиняет в каких-то своих бедах, своей или общественной жизни Бога, ему не нравится такой Бог, какой есть, как Он себя открывает в Евангелии.
– Само слово «богохульство» в наши дни употребляется достаточно редко, да и то – в церковной среде. А потому прежде, чем говорить о поступках, которые совершает человек, согрешающий этим смертным грехом, давайте уточним смысл слова «хула». Хула есть резкое осуждение или порочащие слова. И человек, высказывающийся так в отношении Бога, сам себе закрывает путь ко спасению. А хулящий Духа Святого, по сути, упорно и сознательно отвергает спасительную Божью благодать.
Протоиерей Андрей Канев: – Это когда человек вроде бы думает, что верит в Бога, но не принимает духовного наследия Церкви, например учения о покаянии. Учит не так или понимает не так – это тоже хула на Духа Святого, которая не прощается вовеки. Перечисления грехов связаны с верой. Если христианин отрекается от веры вследствие жизненных обстоятельств или каких-то скорбей, это тоже состояние смертного греха.
Вероотступничество не всегда бывает явным, когда тебе пистолет к виску приставили и говорят «за Христа или против Христа». Вероотступничество еще бывает бытовым, когда человек пришел к Христу, а потом не следует за Ним. Это тоже отступник. И людей, находящихся в таком состоянии, к сожалению, у нас очень много. Они крестились, приняли Крещение, но не будучи оглашенными и просвещенными, так же и ушли от Него. Это тоже форма отступничества: человек получил благодать Крещения – и отступил.
– Примеров отступления от Бога можно найти много и в истории, и в наши дни. Они могут быть яркими и почти незаметными, совершенными многими людьми или одним человеком. Но суть такого отступления всегда остается одной и той же: человек (или целый народ) отвращается от Бога и уклоняется от пути спасения. Один такой пример мы и вспомнили с отцом Андреем. Некоторое время назад немолодая женщина совершила убийство – не умышленно. Пытаясь удержать злодея от преступления, она просто не рассчитала свои силы. Находясь в СИЗо, женщина ела лишь хлеб, пила воду и все молила Бога о прощении своего греха. Ее близкие решили (видимо, желая этим умилостивить Бога): если их любимую жену, маму и бабушку не посадят, то все они примут Крещение... И Господь дал этим людям шанс изменить жизнь, обратиться ко спасению. Но воспользоваться этим шансом у них почему-то не получилось. Женщину помиловали, но со временем она стала ходить в Церковь все реже и реже, а ее родные своего обещания так и не выполнили. Отступили они от Бога? Увы! Но зачем нам нужны такие, казалось бы, нетипичные, примеры? Отец Андрей уверен: нужны, чтобы за таким явным отступничеством мы могли бы увидеть те тонкие греховные наклонности, которые присущи всем нам.
Протоиерей Андрей Канев: – Человек может подумать: это не про меня, я не отступник, я вроде креста не снимал с себя (хотя бывают и такие случаи). Просто термин веры гораздо глубже, чем можно понять с наскоку. Ведь что такое вера? Это не только точное и ясное понятие о Боге, переданное нам в Символе веры. Вера – это жизнь. Христианство – это не нравственная теория, это жизнь. Если человек осознанно, оправдывая себя, уходит от образа христианской жизни, это и есть вероотступничество. То есть он отступил от веры, не живет по вере, к сожалению.
– Хотя люди порой не хотят этого ни видеть, ни признавать. Они надеются спастись, не идя путем спасения – как Емеля, лежа на печи, делать ничего не хочет, но при этом желает иметь все! Но мы-то живем не в сказке! И в нашей суровой действительности есть место жизни и смерти, верности и отступничеству, добродетели и греху, даже греху смертному!
Протоиерей Андрей Канев: – Понятие смертного греха должно нас наталкивать на мысль: приводит ли это к спасению или нет? Мы пытались создать дневник со списком грехов, разделенных по тяжести их воздействия на душу. Лично мне кажется, что это была удачная попытка, но, к сожалению, она была плохо воспринята нашими собратьями. В том числе страсть уныния и есть такой грех, как «не изучали Православную веру». Казалось бы, никто не убит, никто не пострадал, но если человек не изучает веру, он не знает, во что верит, и верит ли вообще, и знает ли как жить. Это тоже одна из форм вероотступничества, когда человек должен жить по вере, как он обещал в Крещении: «Соединяюсь со Христом», равносильна тому, как если военнослужащий принял присягу, а сам потом бросил оружие и убежал. Их мы осуждаем, называем дезертирами, говорим о воинском и гражданском преступлении, а почему мы так же не воспринимаем христиан, которые крестились и потом не живут вместе с Церковью, не знают понятий, не читали Евангелие, не знают что хорошо, что плохо с точки зрения Евангелия? Что с такими людьми делать? Можно конечно всех утешать, говорить: «Спите спокойно, все хорошо, мы все спасаемся, благодать Божья нас ведет», но это же самообман. Если мы посмотрим на качество жизни этих людей, разве это спасающиеся люди? Это беда.
Я могу привести яркий пример: русский человек, крещеный, отрекся от христианства, принял ислам, а его жена, неверующая, решила ему отомстить, за то что он ей мало уделял внимания. Она узнает, что беременна от этого человека, идет в церковь, принимает Крещение (понятно, что без всякого оглашения), тут же изменяет мужу, а потом идет и делает аборт. Такой «комплекс мероприятий по погублению души». Разве мы можем говорить об особом водительстве этой женщины Божьей благодатью? А сколько таких примеров? Если реально работать с народом, реально знать, чем люди живут, даже становится страшно. Это не просто человек плохо про кого-то подумал, – это реально человек пришел сразу и стал вероотступником. Что было дальше с этой женщиной, я не знаю, единственное, что семья тут же развалилась, тут ярко виден сам факт отношения. К сожалению, можно привести много таких примеров, все это как раз формы вероотступничества.
– А далее в списке смертных грехов святитель Игнатий ставит… Нет, опять не «убивал и воровал». Он указывает на беззаконие, которое, присутствуя в жизни человека, однозначно лишает его спасения, а еще свидетельствует о неверии человека и его недоверии к своему Творцу. Святитель называет этот смертный грех – по меркам современного мира, совсем безобидно: волшебство! (Продолжение в следующем номере)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.