Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (930) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Обиды

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Обиды

№33 (930) / 5 сентября ‘17

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №32 (929) 2017

Если мы приходим к выводу, что обида – это не способ решения конфликта, что решение ситуации не происходит, то вообще человек имеет право обижаться?

– Я думаю, что, наверное, это почти естественная реакция. То есть она происходит очень импульсивно. И если вдруг что-то не понравилось, временное замыкание (в психологии есть понятие фрустрации – от неожиданности произошло какое-то внутреннее погружение) вполне естественно, вполне возможно. Но мне кажется, что оно, независимо от ситуации, настолько неполезно, никуда не ведет, что выходить из него нужно побыстрее. И нужно выходить, чтобы дальше то, на что возникла ситуация обиды, решилось.

Не просто говорят: «На обиженных воду возят», да? Есть такая поговорка.

– Ведь он молчит, ничего не говорит – в таком случае на нем можно все что угодно провезти. Коль ты обиделся, коль ты не реагируешь на вопросы, как хочешь или что нужно – тогда получай, что есть.

Давайте пройдемся по Вашим личным советам и комментариям: как быть, если человек, партнер обижается или обижаемся мы сами, что делать? Как от этого, может быть, уйти? Как научиться взаимодействовать по-другому? А если можно взаимодействовать по-другому, то как?

– Во-первых, понять, что обида – это естественное состояние, попадая в которое, человек точно осознает его внутри себя. То есть, когда возникла обида, ничего не мешает вам сказать: «Мне обидно». Этого вполне достаточно, чтобы собеседник понял, что он сделал что-то не так, чтобы вы посмотрели сейчас, что можно сделать по-другому.

Второй момент: когда вы видите, что ваш собеседник обиделся и, вероятно, хочет показать, что это произошло по вашей вине, надо обязательно предложить ему обсудить, что произошло, и сказать: «Я не экстрасенс и не телепат, чтобы понять, что произошло. Если я что-то сказала, то не знала, что это вызовет такую реакцию. Объясни, я не пойму этого без слов». То есть обида, которая выражается в молчании, ни к чему не ведет. Это не разрешает, а только усугубляет ситуацию.

Человек, который привел к обиде, тоже будет накручивать себя относительно того, как надо было поступить. Хочу предупредить телезрителей, что он может предполагать совсем другую причину, которая привела к тому, что вы обиделись. И бывает очень парадоксальная ситуация, когда человек, сам пытаясь найти ответ на вопрос, почему кто-то на него обиделся, понял это иначе и потом говорит: «Ты знаешь, я так делать больше не буду». Ему говорят: «Вообще я на тебя не по этому поводу обиделась», а он кучу времени, эмоций, сил потратил на то, чтобы к этому прийти. Зачем эта мазохистская стратегия, когда мы пришли не к тому, к чему нужно, это – ошибочная точка зрения?

Следующий момент: когда обида выражается ярко, может быть, в слезах, истерике и так далее...

С какими-то движениями...

–...то останавливать это состояние не стоит: вероятно, человеку важно так выразить свое недовольство, свои эмоции. Но обязательно нужно разобраться – не «что сделано не так», а «как надо». Это человек должен запомнить, понять, чтобы больше обидной ситуации не происходило. Ну и не видеть только в обидчике единственного виноватого. Как правило, тот, кто обижается, тоже вносит лепту в эту ситуацию. Возможно, объяснил не так, чтобы собеседник его понял.

Не так понял то, что тебе сказали...

– И так далее. Вообще в этом процессе нет одного виноватого или одной причины, которая привела к обиде, к такому развитию событий. Не задерживайтесь долго в обиде, старайтесь по мере отхождения эмоций начинать разрешать конфликт. Абсолютно бесполезна ситуация, когда в семье кто-то уже готов пойти на компромисс, уступки и снять напряжение и конфликт, но не делает этого – он для себя определил, что обижается; неделю молчит и терпит, держа самого себя в некомфортных условиях.

Кому-то что-то доказывает...

– Абсолютно верно. Бесполезное поведение. Поэтому как только отрицательные эмоции ушли на второй план и вы готовы говорить – начинайте обсуждать свою обиду, непонимание, обязательно проговаривайте то, как надо, как хотелось бы. Договаривайтесь о подходящем, удачном, удобном варианте, чтобы каждый запомнил именно то, как надо, а не то, что было сделано ошибочно. Запоминаться должна не ошибка, а решение, которое будет использоваться в жизни дальше.

В конце небольшой вопрос: бывает так, что люди могут научиться не обижать друг друга и не обижаться, даже если приходят к конфликту или каким-то серьезным противостояниям во мнениях?

– Конечно. Вообще наш русский язык, умение договариваться настолько разнообразны, что это, конечно, нужно сделать. Обижает чаще всего не то, что сказали, а то, как сказали.

Спасибо Вам большое за ответы. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Аксиния Шмонденко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс