Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (887) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Внимательность у школьников младших классов

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Внимательность у школьников младших классов

№38 (887) / 11 октября ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №37 (886)

Мы продолжаем разговор о развитии внимательности у учеников младшего школьного возраста. Мы обсудили ее свойства, узнали, что это такое. Сейчас предлагаю продолжить разговор о развитии внимательности.

– Если вспомнить, что внимание процесс не самостоятельный, а связанный с памятью, мышлением и другой деятельностью нашей психики, то развивая внимание мы обязательно опираемся на другие внутренние процессы. Развивая память, мы будем «тянуть» развитие внимания, и т.д.

Эти процессы имеют очень тесную взаимосвязь, и, если родители занимаются развитием ребенка, то наверняка их уровень познавательного процесса будет достаточно хорош – эта взаимосвязь сказывается на результатах психического развития в целом. Как развивать внимание? Для начала разделим эту задачу на две.

Первая группа – мы целенаправленно развиваем именно внимание. Здесь выделяются упражнения и задания двух типов.

Первый – учебные задания. Мы можем встретить их в учебных пособиях по развитию внимания и памяти. Сейчас они очень разнообразны, есть в книжных магазинах, в разделах развития ребенка. Если вы видите, что требуется развитие внимания, то важно приобрести такие пособия в соответствии с возрастом ребенка (если ребенок чуть-чуть отстает, нужно взять пособия на год раньше и заниматься согласно тем рекомендациям и указаниям, которые есть в пособиях). Это первый путь – учебный вариант, в нем очень важна система: должно быть практически ежедневное обращение к рабочей тетради. Я думаю, системные занятия приведут к тому, что уровень психического развития ребенка станет чуть выше или гораздо выше, в зависимости от интенсивности, сложности заданий и поощрений результатов работы ребенка.

Второй тип – это тоже специальные задания, которые педагог использует в школе, и они связаны с учебным материалом, который ребенок проходит. Педагогу очень удобно, обучая детей новой теме, вспоминать, что дети проходили на предыдущем уроке. Учитель может спросить: «Кто помнит, в какой части доски я писала об этом? Кто помнит, каким мелом? В какой я была одежде? Была ли на том занятии эта девочка – она, к сожалению, редко бывает в школе? Какая была погода за окном?» Эти вещи позволят детям сконцентрироваться на каких-то посторонних объектах.

Педагог напоминает об учебных задачах, которые ему нужно отработать, повторить, закрепить и в соревновательной форме запомнить. Например, педагог говорит: «Ребята, сейчас у нас с вами новая тема. Хочу обратить ваше внимание на то, что, наверное, через какое-то время я снова у вас спрошу, в чем я была, когда объясняла эту тему, какая была погода, кто и где у нас сидел? Итак, новая тема». И дальше педагог уделяет внимание новой теме, ее повторению, и т. д. Спустя какое-то время учитель задает вопросы, о которых она уже говорила. Мне кажется, что такое легкое интересное отступление сделает усвоение материала более необычным: ребенок начинает концентрироваться не на сложной, нужной теме, в которой столько непонятного, но еще и на том, какая погода за окном, пошел ли снег, кто где сидит, где сидят друзья, и т.д.

Вторая группа развития внимания – это игровое направление, когда мы не предлагаем ребенку задание, которое однозначно выглядит сложно и трудоемко. Например, мама с ребенком идет из школы и говорит: «Ты сейчас понаблюдай, мимо каких магазинов мы проходим, мимо каких мест» и т.д. А потом спросить: «Скажи, пожалуйста, что стояло справа от магазина? А что было слева от другого магазина? Кто стоял напротив, мужчина или женщина? Какая машина проехала нам навстречу, когда мы проходили мимо?» Это упражнение будет развивать еще и родителя, ему тоже нужно будет все запомнить. Мне кажется, тут двойной эффект: родитель разовьет свою внимательность, немного нагрузит себя, а для пожилых людей, бабушек, которые идут с внуками, это хорошее упражнение, чтобы немного активизировать свое мышление, свои интеллектуальные способности.

Дома можно использовать разные игры, которые тоже связаны с внимательностью. Например, вы переставили какие-то предметы – ребенок пришел, и вы спрашиваете его, что изменилось в комнате.

Уважаемые родители, не забывайте, что нужно обязательно поощрять, хвалить ребенка, когда он что-то нашел и правильно сделал. Можно использовать такой фокус, сказать: «Если ты поставишь все предметы на место, как они были, то под каким-то предметом найдешь небольшой сюрприз». Если ребенок переставит предметы и увидит любимую конфету или вафельку, то он все сделал правильно. Такой игровой формат позволяет ребенку легко развить свои способности. Эти занятия тоже ориентированы на память, так как надо запомнить, как все стояло, и заранее сохранить этот образ, всю информацию, чтобы потом ее воспроизвести. Поэтому мы максимально воздействуем на разные психические процессы – память и мышление.

Вы сообщаете такую интересную информацию: до сегодняшнего дня я не знал о таком игровом варианте работы с детьми для развития внимательности и мышления. Каждый раз в наших программах, несмотря на сложность проблемы, остроту вопроса, запущенные ситуации, Вы всегда говорите: если приложить усилия, работать, систематически заниматься, то можно изменить ситуацию и сдвинуть ее с мертвой точки, достичь хороших результатов – может быть, полностью ситуацию нельзя изменить, но, по крайней мере, приблизить ее к оптимальной или хорошей возможно. У меня к Вам еще несколько вопросов по развитию внимательности. Различается ли внимательность и вообще внимание у девочек и мальчиков?

– Большой разницы нет. Можно сказать только, что девочки более внимательны к темам и направлениям их интереса. Например, они чаще всего более внимательны к эмоциональным сторонам уроков, жизни и т.д. Поэтому, если мы говорим о развитии внимания девочки, то можно его развивать на основе эмоциональных вещей. Можно у нее спросить: «С каким настроением была учительница?» или «С каким настроением стоял прохожий, когда мы проходили мимо?» То есть обращать внимание на эмоции человека. В то же время девочкам нравится наблюдать за какими-то эстетическими вещами: «Что было красивее, интереснее, кому учитель поставила пятерку на уроке?» – девочки это лучше запоминают. Мальчики больше концентрируют свое внимание на технике, на точных предметах, на более серьезных вещах, и эти особенности можно использовать в развитии.

А если не развивать внимательность в начальной школе, возможно ли исправить эту ситуацию в более старшем возрасте – например, в старших классах или когда человек сам решит заняться своей внимательностью, ощущая, что ему недостаточно концентрации, внимания, усилий воли, которые у него есть?

– Я начну отвечать с последней фразы. Когда человек делает что-то сам, у него чаще всего все получается. Я бы сказала, что все в его руках, и если он захочет быть более внимательным, более сосредоточенным на чем-то, иметь лучшую память, гибкость мышления и еще что-то, он может все: он тренирует сам себя, и может это делать настолько интенсивно, часто и сложно, насколько ему захочется.

А сможем ли мы догнать то, чего мы не сделали вовремя, это большой вопрос. Мы имеем факты педагогической запущенности детей, которые очень часто носят необратимый характер. Мы не можем догнать уровень, упущенный в дошкольном возрасте или в начальной школе. Поэтому сложно сказать, сможет ли кто-либо повлиять. Это частный случай. К сожалению, у нас очень распространенной становится педагогическая запущенность детей, когда родители говорят: «Не будем лишать ребенка детства, пусть играет, пусть развлекается». Он играет и развлекается, приходит в школу – и испытывает стресс: он не может сосредоточить внимание, поскольку для него все оказывается очень сложным и непонятным. Этот вопрос требует какого-то специального включения психологов, родителей и других специалистов.

Юлия Александровна, я знаю, что к Вам очень многие обращаются за помощью, вопросов, как показывает практика, очень много. Время передачи подходит к концу, можете дать рекомендации нашим зрителям?

– Моя главная рекомендация – самим родителям быть внимательным к детям, наблюдать за их интересами, развитием, за тем, что они успевают в школе. Если вам кажется, что способности вашего ребенка чуть выше, чем тот формат, в котором он обучается, то развивайте его. Развитие ребенка будет способствовать вашему развитию и изменению. Бабушки, тоже подключайтесь. Я думаю, что людям в том возрасте, когда они освобождаются от сложных рабочих процессов, будет интересно играть, развивать своих внуков и не терять собственную гибкость мышления. Поэтому развивайте, развивайтесь и будьте внимательны. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс