Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №32 (929) 2017
– 13 мая Церковь празднует память святителя Игнатия Кавказского. И для современных христиан, которые серьезно и ответственно относятся к своей духовной жизни, этот день может стать важным напоминанием, как должно выверять и выправлять свой духовный путь, в согласии со святоотеческой и аскетической мыслью, и напоминанием, что нужно готовиться к завершению этого пути, чтобы после пойти в блаженную вечность. Ту, которую Господь уготовил верным Своим.
Отец Андрей Канев уже обращал наше особое внимание на слова святителя, что человеком движет его образ мыслей, его мировоззрение. Хотя многие считают мысли чем-то маловажным, а потому бывают очень неразборчивы в принятии тех или иных суждений, святитель Игнатий подчеркивает, что именно ложная мысль и становится причиной зла и добавляет: «Оттого люди порой и действуют во вред себе и другим, что приняли и усвоили ложные мысли и понятия». И вся история человечества доказывает это.
Сегодня мы обязательно убедимся в справедливости этих слов, приступив к чтению очередной главы «Слова о смерти», которая называется «Смертный грех».
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Прежде чем мы приступим к изучению следующей главы из нашего учебника, из «Слова о смерти» святителя Игнатия. Опять же, немножко сравним то, что мы читаем святых отцов, и нашу жизнь современную, окружающую культуру. Мы очень ярко, понятно увидим, что окружающий мир не хочет слышать о грехе, – целью жизни ставится наслаждение, радость, веселье. И поэтому современный мир голос вопиющего в пустыне, голос Церкви, который должен быть, проповедующий о спасении, грехе, аде, Суде, должен заминать, затирать, пытаться заглушить или исказить. Этот процесс идет, и его можно увидеть достаточно ясно, когда среди христиан я просто встречаю, в общении с людьми, среди духовенства, само даже понятие «смертный грех» начинает восприниматься как некий пережиток, как что-то искусственно придуманное. Про мытарства непонятно – как будто бы их нет, Суд Божий воспринимается как поглаживание папой нашкодившего мальчика, а не Суд, который Господь показывает в Евангелии.
И страх греха теряет силу, получается. Грех становится нестрашным. Особенно когда наслушаются историй про то, что «все спасутся» – понятие о грехе становится просто не актуально. Зачем это? Разговоры о грехах, покаянии становятся садом для летающих мух: «Да, Бог милостив, Бог – любовь, делай что хочешь, все спасутся, аллилуйя, аминь» – вот христианская жизнь в представлении современных христиан. Это реально не смешно, это уже видно.
Мне одна прихожанка разрешила рассказать историю. Она работает педагогом. И ее знакомый ученик, очень умный паренек, талантливый, как она говорит, покончил жизнь самоубийством и оставил записку, в которой были такие слова, что «раз все спасутся, то я падаю с моста, чтоб вознестись». Я не говорю, что он прямой последователь наших богословов, но, так или иначе, эта идея оправдала для парнишки потерю жизни: он убил сам себя, приняв эту богословскую мысль, что «все спасутся» – нет ответственности за грех. Это страшное происшествие очень знаково для современной культуры, мне кажется, – когда что-то разрушительное воспринимается людьми как вещь приятная, красивая, завлекательная.
Можно поизучать современное искусство и увидеть, как это выглядит. Я вынужден страничку «ВКонтакте» завести из-за того, что это средство информации и связи с людьми. И ко мне в друзья попросился некий художник, а я проверяю с кем дружу – понятно, это нужно делать: не под каким-то я зашифрованным именем нахожусь, там фотография моя находится. И кто-то ко мне попросился в друзья. Я зашел на его страничку – и там какие-то полуобнаженные дамы в каких-то непонятных позах эротического характера. Я ему написал, что не могу принять его заявку в друзья. На что он, конечно же, обиделся, начал говорить, что Церковь во все века боролась с искусством… Но нельзя назвать искусством то, что у него было, а вот так воспринимается, – даже не то чтобы я его осуждал: не укорял, это его дело. А человек обиделся даже на упоминание (не прямое обличение, а упоминание), что это не соответствует статусу. Я не говорю чисто о моей душе. Это, конечно, не так: обычный грешник может быть грешнее этого художника. Но сам факт каких-то внешних правил вызвал у современного художника негодование: «Церковь против красоты!» – и пошло-поехало.
– И такое «пошло-поехало» можно встретить на каждом шагу, даже если очень аккуратно говорить или просто намекать своим попутчикам по жизни, что какие-то из их поступков являются откровенно греховными. Вот что говорит об этом старец Паисий Святогорец: «Сейчас грех стал модным. Абсолютное большинство современных людей увлечены грехом, и видя, что кто-нибудь «не идет в ногу со временем», не живет в грехе и имеет хоть немного благочестия, они называют его отсталым и старомодным. Им не дает покоя, что кто-то не грешит. Но хуже всего то, что они считают грех признаком прогресса. Если бы нынешние люди, живя нечисто, хотя бы считали себя грешниками, то Господь помиловал бы их, но они оправдывают то, что оправдать нельзя, и превозносят грех. А считать грех прогрессивным и утверждать, что нравственность устарела – это самая ужасная хула на Духа Святого. Поэтому если кто-то из живущих в миру подвизается и живет чистой жизнью, это имеет достаточно большую ценность, и их ожидает немалая награда».
То же полтора века назад пытался объяснить своим современникам святитель Игнатий, понимая, что очень многими он вряд ли будет услышан и понят. Увы, но уже тогда христианами были усвоены и ложные мысли, и ложные понятия, а последствия этого, как говорит святитель Игнатий, могут быть – и частные и общественные – возрастающие нередко до громадных размеров. И чтобы избежать этого, христианин обязан иметь понятия, что есть грех и что есть смертный грех.
Протоиерей Андрей Канев: – Как-то на встрече с прихожанами мы тоже коснулись темы смертного греха. Я тоже спросил их (они подготовленные люди и школы наши проходят, знают, что это такое, а повторение мать учения), что такое смертный грех? И среди аудитории был мальчик, который искренне сказал: «Это когда человек умирает». И оказался совершенно прав.
Что такое смертный грех? Это некий грех, который однозначно убивает душу человека. По внешности человек жив, естественно, занимается какими-то своими делами, кроме греха смертоубийства, конечно, – но уже все: он переходит грань жизни и смерти.
Хотя смертные грехи, с точки зрения человека неверующего, вроде ничего плохого не делают. Само понятие не придумано святителем Игнатием – о «грехе к смерти» пишет еще Иоанн Богослов, и понятие «грех, который приводит к смерти» уже было и в Ветхом Завете. Можно взять Книгу Левит и посмотреть, что следовало за теми или иными поступками: наказанием была физическая смерть, когда человека согрешившего выводили за стены города и убивали камнями – смертная казнь, да. А результаты, последствия смертного греха (сейчас, понятно, у нас смертной казни нет) таковы, что душа убивается у человека, казнится душа, да. При жизни он уже убит: благодать Божия отходит от такого человека, если он не покается в этом грехе, то уйдет уже во ад. Вот содержание, смысл этого понятия «смертный грех». Поэтому мы его должны знать. (Продолжение в следующем номере)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.