Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №31 (928) 2017
Наша сегодняшняя тема – обиды. Но не просто обиды, а обиды, порожденные конфликтами, и, соответственно, наоборот – конфликты, которые порождаются обидами. Вообще, это взаимосвязано?
– Действительно, за конфликтом или в самом начале, в его зарождении, стоит обида – чувство, ощущение, прежде всего несправедливости. Человек, регулярно испытывающий обиду, с течением времени становится разочарованным в жизни, в себе, его мало что радует, а человек, который разочарован, не радуется, очень часто провоцирует конфликт. То есть получается, что чувство обиды трудно поместить в какую-то часть конфликта…
Оно присутствует везде.
– Оно присутствует везде. Например, из-за обиженности человек может попадать в конфликтные ситуации, когда он ведет себя особо... Обида ведь может выглядеть по-разному.
Расскажите, как она может выглядеть. Я привык, что если я вижу обиженного человека, то для меня это тот, кто просто сложил руки, отвернулся и ушел в сторону, вот и все: обиделся.
– Я уже начала говорить, что, например, человек, который обиделся, может в обиде кого-то обвинять. Это обвинение уже может быть поводом для конфликта. Например, он обиделся, обвинил, и возник конфликт, после чего он обиделся на то, что конфликт возник, и теперь он выражает свою обиженность уже по-другому – например, не разговаривает. То, что человек зам-кнулся, не разговаривает, может стать поводом для конфликта?
Конечно.
– Может быть. Снова возник конфликт от того, что он не разговаривает, обиделся. После конфликта у него возникла обида на то, что его никто не понимает, он одинок, и дальше он может, например, жаловаться. Жалоба другого может стать поводом для конфликта?
Безусловно.
– Может быть. И пошел зам-кнутый круг. То есть чувство обиды очень неконструктивно. Оно не становится решением конфликта. Телезрительница звонила и спрашивала: «Может ли обида быть решением конфликта? Например, я обиделась – и все поняли, что поступили со мной несправедливо и начали менять свою точку зрения, подходить ко мне иначе?» На самом деле, это очень временный процесс. И, вероятно, как рассказывает телезрительница, окружающие подошли к ней не действительно прочувствовать свою неправоту, а чтобы помочь ей справиться с чувством обиды, потому как внешне оно выглядит крайне жалостливо. И ничего в них не пересмотрелось, ничего не изменилось – они остались при своем, при своей точке зрения, а более лояльное поведение связано только с отношением к этой женщине, а не с проблемой, которой были вызваны конфликтная ситуация и последующая обида.
Давайте сейчас расставим какие-то точки – Вы скажете, правильно или неправильно я Вас понял.
– Хорошо.
«Замыливание» ситуации таким поведением, что «меня вроде как пожалели, вроде как сказали: „Ну ладно, ничего”», – это еще не решение принципиального вопроса, который был.
– Нет. Когда человек обиделся, а к нему подошли и сказали: «Ну что ты обижаешься? Не обижайся, это не проблема. Успокойся», – это не решение ситуации: собеседник прореагировал не на причину конфликта, не на ее содержание, а на то, как чувствует себя человек. Он его пожалел, а проблема не решена.
То есть обида – не решение.
– Не решение. Если наши телезрители считают, что они обиделись и к ним подошли те, с кем они конфликтовали, и сказали: «Да ладно, не обижайся!», и проблема решена – это не так: как правило, ее просто на какое-то время заморозили, потом она снова возникнет. Либо, например, понимая, что какой-то человек не умеет решать конфликты, не умеет договариваться, он просто обижается (а обида – это, мы можем констатировать, уход от решения конфликта), его изолируют от решения конфликта и будут решать проблему с кем-то другим.
Если мы говорим о семейных ситуациях, семейных проблемах, то, допустим, бабушке, которая страдает, сказали: «Бабушка, ты вообще ничего не знаешь. У нас здесь кипят итальянские страсти». Потом, возможно, бабушке скажут: «Бабушка, а мы разводимся». Она скажет: «Как? У вас же было все хорошо!» – «Мы просто тебе не показывали: ты так на это реагируешь, что мы просто изолировали тебя от решения этой ситуации».
Если не брать третьего человека? Если обида постоянно происходит между двумя?
– Тогда ситуация не решается. Обида – это, наоборот, повод остановиться. Вспомни себя, Тимофей: когда ты видишь, что твой собеседник начинает обижаться, ты продолжаешь конфликт дальше?
Нет.
– Нет. То есть все, мы останавливаемся на том, может быть, конструктивном, что мы предполагали. Обида есть в большей степени остановка, прекращение дальнейших действий. Возможно, человек, который обиделся, выждав время или переосмыслив ситуацию, подойдет в следующий раз к ней по-другому, и мы сможем вернуться к этому конфликту. Но чаще всего мы потом даже боимся к этому человеку подойти, чтобы не спровоцировать снова. Значит, ситуация не решится. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Аксиния Шмонденко
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.