Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902), №7 (904) – №29 (926) 2017
– 65-й псалом имеет такое преднаписание: В конец, песнь псалма воскресение.
Мы неоднократно говорили, что когда псалом имеет преднаписание «в конец» значит, в конце будут исполнены те пророчества, о которых говорит псалмопевец Давид. Этот псалом пророчествует о выходе еврейского народа из вавилонского пленения. Конечно, пророчествует он и о том, что придет Христос и избавит каждого, кто Его примет, от плена дьяволу и врагу рода человеческого.
Псалом продолжается такими словами: «Воскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его».
Псалмопевец Давид призывает, чтобы Господа прославляла вся земля. Что значит «воскликните»? Не просто прославляйте Бога про себя в тайной молитве тихим-тихим голосом. Воскликнуть – это значит проявить силу голоса. Она проявляется, когда человек кричит – например, когда, происходит победа (как это бывает в наших городских квартирах, когда мы слышим, как ликуют соседи, смотрящие футбольный матч, если забивают гол). Когда человек сильно кричит, происходит и восклицание. Псалмопевец Давид говорит здесь, чтобы вся земля прославляла Бога не тайно, не тихим голосом, а именно сильным голосом – Господь Творец и Создатель, Он воскресил род человеческий от проклятья, греха и смерти, Господь вывел еврейский народ из вавилонского пленения, и нужно воздать достойную славу и хвалу нашему Господу.
«Пойте же имени Его, дадите славу хвале Его» – Псалмопевец призывает прославлять имя Божие всю землю. Это пророчество исполнилось, когда на землю пришел Христос и язычники приняли христианство, и все стали прославлять Бога. Но как прославлять Бога? «Пойте же имени Его. О имени Моем бесы ижденут». Имя Господа нашего Иисуса Христа имеет огромное значение и огромнейшую силу – им побеждается враг рода человеческого, побеждается всякое зло, почему святые отцы и научают нас молитве Иисусовой – чтобы мы почаще обращались к Господу Богу и через Его имя прославляли Господа.
«Дадите славу хвале Его» – прославление, славословие Господа: когда человек славословит Бога, он приобщается к Божественной благодати. Такая славословная молитва не необходима Богу – она необходима самому человеку, который через молитву входит в славу, которую имеет Господь, и приобщается к той благодати, что дает Господь человеку, прославляющему имя Его. Поэтому в акафистных пениях тем или иным святым мы очень часто встречаем слова: «Я прославлю того, кто будет прославлять имя Мое или того, кто будет молиться и просить Меня о помощи». Здесь идет взаимное ходатайство и взаимное получение пользы. С одной стороны, мы прославляем Господа и восклицаем о имени Его, даем славу и хвалу Его по всей земле и всем людям, а с другой стороны, получаем от Бога великую милость и исполнение тех прошений, с которыми мы обращаемся к Господу.
«Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя? Во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои». «Рцыте Богу» – прославляйте Бога и помните, насколько велик Господь: Он творит чудеса и делает Своим Промыслом совершенно необычное. Когда нужно было помочь еврейскому народу, что было с народом египетским и с народом избранным, который выходил из египетского плена? Это были действительно удивительные дела. Их еще называют и страшными делами, потому что Господь Своим Промыслом являет в нашей жизни самое различное – этому можно удивляться, этим можно восхищаться, этого можно и нужно бояться. «Во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои» – то есть некоторые принимали Православие не по любви, а из-за страха. Какого страха? Страха светской власти: светская императорская власть была христианской, принимала определенные законы, и тогда и еретики, и те, кто не верил в Бога, принимали Христа лицемерно. И во времена иудейского народа некоторые эллины принимали веру избранного народа, но опять-таки не по любви к Богу, а чтобы получить привилегии и сохранить собственную жизнь. Поэтому псалмопевец Давид и говорит так удивительно: «Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя? Во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои». Конечно, некоторые будут принимать христианство и лицемерно. В нашей жизни не должно быть никакого лицемерия, когда мы общаемся с Богом, мы должны искренне и чисто представлять Господу собственное сердце.
«Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний». Здесь некоторое повторение, но об этом тоже нужно говорить, ведь псалмопевец Давид взывает: «Воскликните Господеви, вся земля!», а здесь уже: «Вся земля да поклонится Тебе». Тут уже пророчество Давида о том, что вся земля поклонится Господу. Почему поклонится? Все языческие народы примут Христа. Во все концы разошлись святые апостолы, проповедуя слово Божественной истины, и народы стали принимать Христа, принимать святое Крещение и прославлять имя Господа.
«Да поет же имени Твоему, Вышний» – прославляя Христа, мы прославляем и Отца, потому что Сам Христос сказал: «Кто знает Меня, тот знает и Отца Моего. Кто видел Меня, тот видел и Отца Моего». Прославление очень важное: Псалмопевец заглядывает в будущее и говорит об удивительных временах, когда весь народ придет, и поклонится, и воспоет Господа.
«Приидите и видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих». Здесь Псалмопевец приглашает посмотреть, насколько удивительны дела, которые совершает Господь, как они глубоки: чтобы каждый человек не каким-то измышлением, не умом другого принял веру, а чтобы умной, рассудительной, сердечной верой принял Христа. Не потому, что кто-то сказал, а потому, что сам увидел. Что увидел? «И видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих»: Господь творит великие чудеса, они направлены к тому, чтобы мы узрели силу Божию, чтобы вера наша была твердой и непоколебимой. Что предлагает увидеть пророк Давид? «Обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами, тамо возвеселимся о Нем». Очень важные слова. В каких же советах страшен Господь? Опять говорится о египетском пленении, о том, как народ вышел из египетского пленения, как фараон гнался за ним и как Господь сотворил чудо, разделив Чермное (Красное) море на две половины и как посуху прошли евреи по морю. Это действительно великое чудо, оно настолько неповторимо, велико, что человек, который обладает разумом и может рассуждать об этих чудесах, исполняется веры.
Что значит «в реце пройдут ногами»? Мы знаем, что избранный народ перенес ковчег Завета через Иордан, о котором здесь именно и говорится, и через который они также прошли «яко посуху». Но и человек из нового народа, пришедшего к Господу через Иисуса Христа, который прославляет Господа и идет вслед за Ним, тоже обладает огромной силой: и по морю ходили, как по суше, и через Иордан. Река уже не разделялась, но преподобная Мария Египетская шла по Иордану «яко посуху». Великие чудеса творит Господь для верных Своих не чтобы просто совершить чудо, а чтобы и последующие поколения укреплялись в вере и добродетельной жизни.
«Владычествующем силою Своею веком. Очи Его на языки призираете, преогорчевающий да не возносятся в себе». Кто владычествует в веках? Конечно, здесь псалмопевец Давид пророчествует о Христе, Который владычествует этой жизнью и владычествует вечностью и в вечность приглашает уже всех. «Очи Его на языки призираете» – очи Его призирают на разные народы, которые Господь призывает к Себе. И здесь говорится, что многие придут от тех народов, которых называли язычниками, которые не имели истинного богопознания. А у народа, имевшего этот великий дар, эту великую милость, отнимется истинное богопознание, потому что он неоднократно огорчал Господа своим неверием, изменой Богу, преступлением заповедей. И самое страшное, что совершил этот народ, – он не принял Христа, показав этим Богу Отцу, что не стал тем народом, который мог войти в вечную славу. Поэтому Псалмоповец называет в пророчестве свой народ преогорчевающим – тем, кто приносит в самом себе Господу огорчения.
Здесь мы можем говорить и о нашей жизни, которая должна быть направлена на то, чтобы мы тоже не огорчали Господа своими поступками, делами, словами, но шли вслед за Ним: лицемерие бывает, когда человек вроде бы признает Церковь, носит на себе крест, но стремится жить по собственной воле, а не творит волю Отца Небесного. Или человек рассуждает о том, что у него есть свое понимание Церкви, свое понимание Священного Писания, то есть подстраивает все под себя, так, как ему угодно. Тогда мы тоже будем называться народом, который преогорчевает Господа, не видит, что Господь может совершить как милость Свою, так может и наказать, потому что всякое зло не должно укореняться, но через терпение искореняться из нашей жизни.
«Благословите, языцы, Бога нашего и услышан сотворите глас хвалы Его». Когда перечислены великие дела, сотворенные Господом, показана Сила Божия, пророк приглашает языческий народ благословлять и прославлять Господа – чтобы, приняв христианство, они обязательно сотворили глас хвалы Его, во весь голос прославляли своего Творца и Зиждителя. «Положшаго душу мою в живот и не давшаго во смятение ног моих». Здесь говорится, что Господь укрепляет жизнь всякого, кто сохраняет веру, творит добрые дела и стремится исполнять заповеди Божии. Такому человеку Господь не дает «во смятение ног моих». Что это означает? Есть такое выражение – «ноги не идут». А они не идут только когда мы не имеем сил, крепости, здоровья. Когда же человек бодр, силен, крепок, его ноги идут. Чтобы не оказаться в положении болезни или немощи, нужно идти за Господом и исполнять волю Божию… «Положшаго душу мою в живот и не давшаго во смятение ног моих»: история нам показывает, что такое смятение было у Адама. Если бы он не согрешил, то не было бы того, что испытал он и через него все человечество. Господь пришел и искоренил грех из среды, очистил плоть человеческую и дал возможность идти ровными, крепкими и сильными ногами.
«Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Вывел ны еси в сеть, положил еси скорби на хребте нашем». Господь посылает человеку испытания. Всякие искушения терпит не только человек, совершающий грех, но и праведник. Одному они даются для исправления его жизни, другому – для укрепления в добродетели.
Мы знаем, что если человек не испытывал искушений, не проходил через трудности, то он может сломаться на испытаниях, могущих возникнуть и в последние минуты его жизни. Но тот, кто прошел искус – искушение в своей жизни, тот уже укрепился в добродетели и может исправить свою жизнь и в то же время не впасть в те испытания, которые будут впоследствии явлены ему. Кто не прошел через испытания, тот не может представить Богу и добродетельную жизнь. Поэтому в жизни многих и многих людей встречаются испытания, очищающие человека: как серебро очищается через огонь от своих примесей, так и человеческая жизнь очищается и исправляется через испытания, сквозь которые проходит человек.
Мы можем привести очень много примеров жизни святых, преподобных отцов, которые испытывали многие трудности и искушения. Возьмем хотя бы жития преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского – казалось бы, в их жизни не было ничего, за что они должны были бы пострадать. Обычно, если мы видим человека, у которого есть какие-то искушения, испытания, мы говорим, что Господь ему за его грехи и посылает такую жизнь и такие трудности. Но за что Господь послал преподобному Серафиму Саровскому нападение двух разбойников, которые избили его до полусмерти: он еле-еле дошел до своей кельи и впоследствии был сгорбленным? За что преподобный Сергий Радонежский терпел и поношения от братии, и трудности? Не раз приходилось ему уходить из оби-тели, чтобы сохранить мир. Все это Господь дает, чтобы святые укрепились в добродетельной и праведной жизни.
Если Господь дает кому-то испытания и за неправильные жизненные поступки, они через эти испытания исправляются и очищаются. Человек тоже становится ценным металлом, как серебро, ценным для Царствия Небесного.
«Ввел ны еси в сеть, положил еси скорби на хребте нашем». Псалмопевец продолжает говорить, что Господь дает разные испытания. Он поясняет, что все скорби или те сети, что расставляет на его пути враг рода человеческого, – все это он переносит на хребте своем. Если говорится о хребте, то есть о нашей спине, то на ней всегда носили самые тяжелые вещи: наполненные мешки, коромысла, вязанки с сеном, соломой. Когда Господь посылает испытания, человеку бывает очень тяжело нести их на хребте своем, но ни от чего не нужно отказываться, лишь с благодарностью все воспринимать. И через это Господь будет давать нам и Свою милость, и радость, потому что Он никогда не оставляет того, кто все переносит с радостью и без всякого ропота.
«Возвел еси человеки на главы наша, проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой». Раньше был такой обычай – когда повергали врага, то наступали на его голову в знак победы над ним. Таких людей возвел Господь. Он проводит человека сквозь огонь и воду. Не случайно есть пословица – «пройти через огонь, и воду, и медные трубы», то есть пройти через великие испытания, которые посылает Господь. Но потом, как говорит Псалмопевец, «извел еси ны в покой», то есть, если ты все это переносишь, Господь посылает тебе покой.
«Вниду в дом Твой со всесож-жением, воздам Тебе молитвы моя яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя в скорби моей». В какой дом? В дом Отца Небесного. Если мы говорим о еврейском народе, то они вошли в Иерусалим. Если говорить о каждом христианине, то он войдет в дом Отца Небесного, а «у Отца Моего обителей много»: здесь говорится о Царствии Небесном, куда Господь приглашает каждого верного христианина.
«Всесожжения тучна вознесу Тебе с кадилом, и овны, вознесу Тебе волы с козлы». Псалмопевец говорит о честности, с которой должен входить в Иерусалим еврейский народ, и приносить овец, волов и козлов тучных – не хромых, не сухих, ведь Богу всегда должно приноситься самое лучшее. Неслучайно есть обличение, которое вошло даже в нашу современную жизнь, когда говорят: «На Тебе, Боже, что мне негоже». А если иметь в виду нашу внутреннюю жизнь, – мы должны приносить Богу чистые, светлые молитвы, не отвлекаться на внешнее, что одолевает нас в этой жизни, но внутренне сосредотачиваться на молитве, когда мы приносим всесожжение, что и означает молитву Богу.
«Приидите, услышите, и повем вам, вси боящиися Бога, елика сотвори души моей». Псалмопевец вновь приглашает прийти, услышать и увидеть: повторяется, чтобы мы были более внимательными.
«К Нему усты моими воззвах и вознесох под языком моим». Устами своими воззвал к Богу, – но при этом, как говорит Псалмопевец, неправду аще узрех в сердце моем, да не услышит мене Господь – если я буду обращаться с молитвой к Богу, находясь в злобе, то Господь меня не услышит, не примет. Но, продолжает Давид: «Сего ради услыша мя Бог, внят гласу моления моего» – Бог не только услышал его, но и оказал помощь: за ним не было внутренней злобы и он всегда в чистоте и правде прибегал в молитве к Господу.
«Благословен Бог, Иже не отстави молитву мою и милость Свою от меня». Здесь Псалмопевец опять прославляет Бога, за то, что Он слышит чистые молитвы и являет такому человеку великую милость.
Вот такой удивительный псалом, дорогие братья и сестры. Думаю, что утешение и, с другой стороны, направление нашей молитвенной и духовной жизни, которые мы с вами при этом получаем, полезно для нас. Благодарю вас за то, что мы сегодня были вмести, и, даст Бог, до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Ксения Сосновская
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.