Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (925) → Протоиерей Иоанн Кудрявцев: Забота о больных – заповедь Божия

Протоиерей Иоанн Кудрявцев: Забота о больных – заповедь Божия

№28 (925) / 26 июля ‘17

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи: «Забота о больных – заповедь Божия». Отец Иоанн, что болезнь дает человеку болящему и человеку, который заботится о болящем?

– Слово «болезнь» заключает в себе огромный внутренний смысл. Не зря народ называет болезнь посещением Божиим, потому что болезнь часто полностью меняет внутреннее состояние человека, открывает ему смысл его жизни, заставляет задуматься о вопросах, о которых он раньше никогда не думал, – о жизни, смерти, о любви к близким людям. Потому состояние болезни нельзя воспринимать просто как физиологическое явление, как просто какие-то неполадки в организме. Болезнь – это момент духовного преображения человека, очищения через скорбь болезни, через страдание, и часто болезнь становится моментом встречи с Богом.

Как важна болезнь для самого страдающего человека, так же она важна и для его родственников: именно в этом состоянии, когда близкий человек болеет, родственники могут явить ему всю полноту своей любви, всю свою заботу и, может быть, первый раз в жизни осознать, насколько дорог человек, который рядом болеет и страдает. Не случайно Господь в Евангелии нам говорит о болезни и заботе о больном человеке как о заповеди Своей… В 25-й главе Евангелия от Матфея вспоминается о Страшном Суде, когда Господь явится во Втором Пришествии судить всех людей по их делам, и критерием этого Суда будет отношение к близкому человеку, в частности, отношение к больному – если человек проявил милосердие и любовь к больному, то он удостаивается Царствия Небесного. И, наоборот, если он оказался черствым, невнимательным, занятым самим собой, такого человека Господь подвергает суду и говорит: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный», – только потому, что люди не явили милосердие к своим близким.

Нам порой кажется, что мы должны исполнять много-много разных заповедей – и поста, и молитвы, и богослужения, и так далее, но все эти заповеди сводятся к одной заповеди – о любви. И наиболее полно заповедь о любви реализуется тогда, когда мы сталкиваемся с болезнью – когда болеем сами и когда болеют наши близкие. Поэтому, безусловно, болезнь – это посещение Божие. В связи с этим для нас, священников, очень важно больничное служение: в этом служении появляется возможность реализовать себя как христианина.

К сожалению, в современном обществе стороны социальной жизни, социального служения все более и более переносятся в область заботы государства – создаются государственные больницы, государственные приюты, интернаты, чтобы по возможности максимально облегчить современному человеку заботу о своих близких. И получается, что мы часто бываем отстранены от того, чтобы явить милосердие. Если родственник заболевает, мы набираем телефонный номер, отправляем его в больницу и со спокойной совестью считаем, что все сделали. Если наступает трагедия – приходит смерть, мы тоже звоним в соответствующие службы, приезжают люди, все организуют, а мы опять в этом не участвуем.

К сожалению, это большой недостаток современного общества, что современный человек не может деятельно участвовать в страданиях своего близкого, не может его проводить в последний путь. Христианину необходимо об этом помнить и находить возможность для деятельного служения, а не перекладывать на других, чтобы кто-то это сделал – государство или какие-то фонды.

Даже в больницу навестить своего родственника очень часто мы приходим как пассивные зрители: спросить, как дела, поговорить с врачом, передать необходимые продукты – и все. А деятельно помогать ему в больнице мы не можем, наоборот, даже этого боимся, и персонал нам говорит: «Вы тут не ходите», «Вам уже пора уходить»... То есть мы очень ограничены в своих возможностях послужить своему близкому в больнице.

Как решить эту проблему? Как найти христианский выход из этой ситуации? Мне представляется очень важным в современной жизни волонтерство, когда люди добровольно организуются в группы и навещают больных. Причем, конечно, это должно быть организовано, люди должны быть подготовлены, должны знать, что можно делать, что нельзя. Но главный смысл волонтерства – действительно исполнить заповедь Божию о любви, чтобы деятельно послужить своим близким.

К счастью, наш храм «Отрада и Утешение» находится в окружении целого ряда больниц. Это и больница имени С.П. Боткина, и Институт имени П.А. Герцена, и еще несколько клиник. Все это дает возможность нашим прихожанам реализовать себя и найти применение своим силам. У нас уже больше года существует группа милосердия, участники этой группы регулярно приходят в отделения, оказывают патронажную помощь, беседуют с больными, стараются им помочь в подготовке к таинствам. Часто волонтеры – это те, кто впервые рассказывает людям о Христе, о вере, они помогают людям по-настоящему воцерковиться и стать православными христианами.

Служение волонтерства существует не только в нашем храме – и в других храмах, в других общинах люди этим занимаются. Мне бы хотелось просто всех призвать к тому, чтобы простые прихожане не боялись этого дела – часто мы считаем, что это слишком сложно или для этого надо иметь медицинское образование или еще какую-то подготовку, а на самом деле нужно иметь только желание помочь человеку, утешить его. Даже если ты не обладаешь никакими знаниями, можешь просто посидеть рядом с человеком, побыть вместе, подержать его за руку – для него это уже большое утешение.

Наверное, это даже больше нужно человеку, который совершает это служение, а не только болящему.

– Безусловно. Как говорил авва Дорофей: не столько мы благодетельствуем больному, сколько больной благодетельствует нам возможностью ему послужить – ведь через это мы исполняем заповедь Божию. Вообще, когда оказываешься в больнице, то, наверное, есть два состояния, два чувства самых доминирующих – это чувства страха и одиночества. И хорошо, если кто-то приходит и помогает тебе преодолеть чувства страха, неопределенности своего будущего, одиночества. Но только тогда эта помощь бывает действенной, когда мы не просто говорим: «У тебя все будет хорошо, ты поправишься», то есть утешаем какими-то человеческими словами, а когда говорим о Христе, вере, вечной жизни. Вот тогда действительно происходит чудо, – чудо встречи человека с Богом, и человек действительно обретает радость среди своей болезни, обретает отраду и утешение, потому что радуется встрече с Богом и утешается от общения с человеком, пришедшим его навестить.

Видимо, этим и отличается простой уход за больными от больничного служения?

– Безусловно. Простой уход, который во всех больницах существует, где много людей работает в этой сфере, не предполагает духовной близости людей, личного общения. Часто к больному относятся как к объекту, который лежит на кровати: его надо вымыть, принести еду, убраться вокруг и уйти, даже не говоря ни слова.

А служение предполагает, что человек получит от нас утешение, поддержку, ощутит, что мы о нем заботимся, любим его, ценим. Служение является отвержением самого себя. Почему так трудно бывает многим приходить в больницу? Я вспоминаю, в ранней юности у нас была подготовка для школьников к будущей профессии, и я напросился работать в больницу. Когда попал в очень тяжелое отделение, в реанимацию, я был потрясен и очень подавлен, мне стало страшно при виде страданий, смерти – всей этой внешней нечистоты, которая существует в больнице. Мне тогда было очень трудно преодолеть свой эгоизм, забыть обо всем этом и увидеть в больных просто людей страдающих.

Только со временем, слава Богу, Господь дал это ощутить. Сейчас, например, я не ощущаю ни страха, ни брезгливости от того, что нахожусь в больничной палате, в отделении реанимации – среди всей этой подавленности, среди страданий ощущаешь, что вот здесь живой человек, образ Божий, душа человеческая, которая прекрасна, которая всегда жива, если она с Богом. И если ты имеешь возможность дать этому человеку благую весть о Христе, о вере, о вечной жизни, то чувствуешь огромную радость и удовлетворение от того, что имеешь такую возможность послужить ближнему.

Что нужно, чтобы стать волонтером?

– Прежде всего, нужно желание, стремление сердечное послужить ближнему. Безусловно, чтобы волонтеры не нарушали распорядка больницы, они должны иметь элементарную подготовку – ее наши волонтеры получают на наших собраниях: мы собираемся, обсуждаем, как надо вести себя в больнице, что можно делать, что нельзя, какие правила распорядка. Второе, что важно, – волонтер должен быть человеком, знающим хотя бы основы Православной веры: если его спросят о его уповании, о его вере, он должен уметь ответить – рассказать о таинствах, уметь рассказать, что такое Исповедь, что такое покаяние.

Есть такое правило: если ты о чем-то духовном говоришь, то надо говорить только от своего опыта – то, что пережил сам. И здесь это особенно важно – в больнице больной человек очень остро чувствует фальшь, и если ты говоришь заученными фразами или то, что прочитал в книжке, это не воспринимается как истина, это воспринимается просто как красивые, безжизненные слова. Поэтому, приходя к больному, мы должны говорить то, что сами пережили. Пусть наш опыт маленький, но у каждого есть хоть маленький, но свой опыт встречи с Богом в духовной жизни. Вот об этом опыте и можно говорить. Быть максимально искренним: неискренность сразу ощущается и может оттолкнуть, она может даже обидеть больного человека.

Отец Иоанн, расскажите о больничных храмах, которые строятся и тоже помогают больным.

– Когда речь идет о вере, когда волонтеры рассказывают о церковных таинствах, естественно, из этого должно быть какое-то продолжение. Допустим, приходит священник в палату, исповедует, причащает. Таинство, которое совершено в палате, – действительно, но человек не воспринимает его с той силой, с которой может воспринять в храме. И вот этот недостаток решается тем, что при больницах (это было исторически, испокон веков) всегда строились храмы. И сейчас, слава Богу, эта традиция возрождается, при многих больницах строятся больничные храмы. Храм позволяет человеку ощутить себя в полноте благодати, ведь любой храм, даже самый маленький, – это Царство Божие на земле. Ощутить Царство Божие на земле можно не только в большом соборе, но даже в маленьком больничном храме, который перестроен из больничной палаты, который когда-то, может быть, был складом или коридором, и вдруг здесь с человеком совершается чудо преображения.

Мне довелось это испытать и быть свидетелем такого чуда. Когда я служил в больничном храме Серафима Саровского при детской больнице Института педиатрии, руководство выделило небольшую комнату, где раньше складировалась всякая ненужная рухлядь, была темная, грязная комната. Потом в ней сделали ремонт, сделали иконостас, там стали молиться, совершать молебны, таинства, и наконец этот храм освятили и стали совершать Литургию. Было ощущение чуда, что вот это, казалось бы, будничное место среди больницы вдруг превратилось в Царство Небесное на земле.

Как Вы думаете, есть ли сходство между больницей и монастырем?

– Безусловно, я думаю, что здесь прямое сходство – не случайно в древности все больницы создавались при монастырях. Даже по чисто внешним признакам: когда человек приходит в монастырь, он отказывается от своей собственности, от своей воли. Точно так же и в больнице: человек приходит в больницу и у него почти никакой собственности нет, только кружка, ложка и зубная щетка, все остальное ему дают. Он отказывается от своей воли: слушается врачей, не может распоряжаться самим собой, не может уйти. Он отказывается от заботы о чем-то – все сделают: принесут ему еду, дадут лекарства, скажут, куда пойти, какие сделать процедуры, то есть у него есть возможность ни о чем не заботиться. Он отказывается от семьи. У него ничего не остается, точно так же, как у монаха… И это действительно роднит больницу с монастырем, – но только в том случае, если человек в больнице начинает молиться, начинает читать Евангелие, начинает анализировать себя, начинает приносить Богу покаяние, – тогда он действительно как в монастыре.

То есть в больнице молитва может стать для человека дверью к Богу?

– Конечно. Молитва – это средство, которое всегда доступно любому человеку. Если нет возможности читать молитвы по книге, всегда можно совершать молитву внутри себя – можно совершать Иисусову молитву, можно молиться кратко своими словами, но всегда обращаться к Богу. И наоборот: если в больнице нет молитвы, то человек очень быстро приходит в состояние уныния, озлобленности, ему все плохо: плохие врачи, плохие лекарства, он себя чувствует плохо, перспективы плохие, родственники не приходят. Человек духовно очень сильно повреждается, впадает в состояние уныния, озлобленности, ему вообще жить не хочется, он начинает роптать на Бога: «Господи, зачем Ты мне послал такую болезнь? Для чего все это нужно?»

А если бы он молился, то думал бы прямо наоборот – он бы радовался и благодарил Бога: «Слава Тебе, Господи, что Ты послал мне болезнь, я наконец-то осознал свою жизнь, наконец-то стал искать Тебя, Господи, наконец-то стал каяться в своих грехах, наконец-то стал любить своих близких, дорожить ими и вспоминать, как они для меня дороги». Молитва необходима везде, но особенно в больнице – она как раз и помогает человеку преодолеть это искушение страданий: страдания могут возвысить, очистить, могут сделать человека святым, а могут, наоборот, превратить в озлобленного, унылого, мрачного человека, который не хочет жить и ропщет на Бога.

Больничный храм помогает человеку пойти именно первым путем.

– Безусловно. И больничный храм не так уж сложно создать. Для этого нужна небольшая комната, небольшой иконостас, благословение Владыки совершать богослужения – и тут же, рядом с больничной палатой, в нескольких шагах будет храм. Безусловно, богослужения в храме действуют не только на людей, которые молятся, но освящают все учреждение.

Главный врач той больницы, где я служил, мне говорила, что как только начали обустраивать храм в больнице, то дела в больнице пошли лучше – и одно с другим напрямую связано. Поэтому-то врачи так поддерживают устроение больничных храмов: они чувствуют по своей статистике, что дела в больнице идут лучше, что храм освящает.

Вопрос телезрительницы: – У меня тяжелобольной муж, он без сознания. Я бы хотела спросить: можно ли его причастить и пособоровать?

– Вопрос понятен. Этот вопрос много раз на собраниях задают священники, он обсуждается. Есть такое правило: если человек воцерковленный, если до болезни он исповедовался и причащался, а потом впал в бессознательное состояние, то можно совершать над ним таинства, это не будет насилием над его волей. Если он никогда не причащался и находится в бессознательном состоянии, то совершать таинства над ним нельзя: это будет насилием для человека – он не выбрал этого пути, а мы теперь стараемся его как бы насильно к этому привлечь.

Но есть здесь пограничные ситуации. Когда приходишь к больному в реанимацию, то кажется, что он ничего не слышит и не понимает. Но бывает необходимо помолиться, отслужить молебен, почитать молитвы, и человек на какой-то момент милостью Божией может прийти в сознание. И, придя в сознание, он сразу же говорит: «Я хочу причаститься, хочу исповедоваться».

У нас был такой случай полтора года назад. Лежал в коме тяжелобольной человек, лежал дома. Родственники обращались в несколько храмов с просьбой, чтобы пришел священник причастить и пособоровать больного. Когда узнавали, что человек без сознания, им отказывали. Они обзвонили несколько храмов – им отказали. Родственники были очень расстроены. Потом они обратились к нам. Один наш священник поехал на эту квартиру в надежде, что Господь явит чудо. И действительно, настоящее чудо совершилось: когда он начал читать молитвы, больной вдруг пришел в сознание. Он очень глубоко, серьезно поисповедовался, причастился. А когда батюшка уехал, тот тихо отошел ко Господу. Это было удивительное чудо.

Поэтому возможность такого всегда надо иметь в виду, и даже если человек без сознания, все равно можно прийти к нему, помолиться. Может быть, не совершать сразу таинства – часто родственники просят сразу все: «Батюшка, сделайте все, что можно», а это неправильно. Можно приехать, помолиться, может быть, окропить больного святой водой, помазать его святым маслицем, попросить Бога, чтобы Господь явил Свою милость. И часто бывает, что человек приходит в себя, тогда его можно причастить и пособоровать.

Отец Иоанн, расскажите о людях, которые благодаря больничным храмам в первый раз оказываются на богослужении.

– Такие случаи постоянно встречаются, их очень много. Когда я служил в храме Серафима Саровского в детской больнице, приезжали люди из далеких регионов (с Камчатки, с Дальнего Востока, из Сибири) и рассказывали, что у них в поселке вообще нет храма, что они никогда не были в храме. Оказавшись в больнице, они впервые получили такую возможность. Потом приходят и говорят: «Ой, как хорошо! А мы и не знали, что в храме так хорошо». Потом они начинают спрашивать: нельзя ли покрестить ребенка? можно ли исповедоваться, причаститься?.. И человек оживает. Таких случаев очень много. Наша страна огромная, и во многих уголках пока еще нет храмов, нет возможности участвовать в богослужении. Может, кто-то в храмах не бывает, но в больницах бывают почти все, к сожалению, – или родственники болеют, или сами болеют. И если в каждой больнице будет храм, то каждый человек сможет найти свой путь к Богу, даже тот, кто живет в отдаленном уголке России, где нет Церкви.

Спасибо большое Вам за беседу, отец Иоанн. Благословите наших телезрителей.

– Господи, благослови! Всем помощи Божией и духовной радости. Спаси Господь!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс