Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (925) → Протоиерей Максим Миняйло: Царские дни

Протоиерей Максим Миняйло: Царские дни

№28 (925) / 26 июля ‘17

Беседы с батюшкой

В эти дни столица Урала и, наверное, вся Россия готовятся к празднованию дня памяти Святых Царственных Страстотерпцев. Центром событий становится Екатеринбург – Храм-на-Крови, монастырь в их честь – город, где была убита Царская Семья, и место, где были уничтожены их святые останки. Отец Максим, с 2003 года Вы являетесь старшим священником Храма-на-Крови, свидетелем народного почитания и любви к Царской Семье. Что меняется с годами, и что такое Царские дни?

– Царские дни развиваются, набирают силу. Крестный ход после богослужения в храме к Ганиной Яме стал совершаться, когда наш храм еще строился и не был освящен, но, тем не менее, мы – свидетели появления этой новой святой традиции. Первые крестные ходы не были столь многочисленны (хотя люди всегда были), но такая массовость в последние годы удивляет – каждый год все больше и больше людей специально приезжают для участия в службе, крестном ходе.

В 2012 г. мы впервые совершили богослужение под открытым небом. До этого мы как-то умещались в храме, выносили трансляцию, ставили экраны. Но это решение, инициированное нашим Владыкой митрополитом Кириллом, очень значимое и мудрое: мы видим службу практически со всех уголков окрестного квартала – где бы мы ни находились, видим святой алтарь, который открыт в виде выносной сцены. То есть большее количество людей могут участвовать, непосредственно наблюдать и молиться за богослужением.

Так что Царские дни развиваются, набирают силу, мы наблюдаем это каждый год, и для нас это важнейшее событие богослужебного года, наряду с Пасхой.

Действительно, все больше людей участвуют в ночном богослужении, в крестном ходе – можно, не считая, оценить огромное количество людей на центральных улицах, которые потом выходят в пригород Екатеринбурга. А есть ли годы, которые Вам запомнились особенно? Лично мне запомнилось ночное богослужение года 3 назад, когда был такой ливень, которого я больше в жизни не видел: вода протекала даже через мой зонт, страшные молнии почти добела высвечивали улицы, – казалось, сама погода подчеркивала трагичность тех событий. Этот год запомнился мне особо.

– Меня не столько поразил сам дождь (ведь мы живем на Урале и дождь для нашей климатической зоны даже привычнее, чем солнечная погода), а то, что под ним люди продолжали стоять и никто не расходился. В какой-то момент я даже заметил, что люди прибывают. Вроде бы их должно было становиться меньше, но они, наоборот, приходили, когда шел дождь, раскрывали над собой зонты, но как пришли, так и стояли всю службу.

Еще помню год, когда я немного простыл и неважно чувствовал себя на службе. Как раз пошел дождь, и я подумал, что ввиду моего состояния мне лучше воздержаться и не идти на крестный ход (это было в начале традиции крестного хода). Поделюсь своими ощущениями: когда крестный ход выдвинулся под этим проливным холодным дождем, я почувствовал, что как будто бы вместе с этим крестным ходом уходит благодать Божия, в том числе и от меня. К сожалению, болезнь моя только усилилась, но те, кто прошли под этим проливным дождем, промокнув до нитки, – их было немного, но это были мужественные и крепкие верой люди, – все они возвратились здоровыми, ничего и близко связанного с болезнями и немощами с ними не случилось.

Царские дни – это большая радость, но и некоторое испытание для нас: мы можем проявить свою веру, терпение, можем действительно совершить какой-то подвиг, в том числе перешагнув через какие-то свои немощи – кто как может. Это не значит, что человек обязательно должен пройти весь крестный ход. Мы всегда говорим, что нужно с рассуждением отнестись к своим возможностям. Но даже если человек вдруг не рассчитает свои силы, епархия внимательно следит, чтобы были автобусы для уставших, где можно и сесть, и получить медицинскую помощь – этим занимаются наши сестры милосердия. Поэтому не надо ничего бояться, можно и стоит попробовать. Если что-то не получится, ничего страшного, – Господь примет наш подвиг таким, каким он совершается нами.

За те годы, что Вы организуете Царские дни, наверное, можно составить целую памятку для паломника, крестоходца: что можно, а чего, может быть, категорически нельзя делать?

– Правила очень простые: руководствоваться здравым смыслом, понимать, что крестный ход – это продолжение богослужения, поэтому мы совершаем его чинно, благоговейно, стараемся идти так, чтобы не забегать вперед священнослужителей и епископов. В последние годы и на совещании этого года обсуждалось, что будет избираться такой темп крестного хода, который будет доступным и удобным в том числе и для людей немощных. Мы никуда не бежим: это не соревнование и не марафон, мы идем и молимся, спокойно, все вместе, дружно, одной семьей, одной Церковью. Есть люди, которые обеспечивают порядок, иногда, например, на мосту, нас просят сузить крестный ход – мост расшатывается и есть даже переживания, что он может войти в резонанс, поэтому мы облегчаем нагрузку, не давая сразу зайти на мост большой массе людей. К таким моментам надо прислушиваться и стараться их выполнять. По ходу движения предоставлена вода для всех.

Наш крестный ход имеет такую особенность, что он идет без остановок. Я слышал от многих, кто участвует в крестных ходах, в том числе в самом большом из них – Великорецком, и в других, что примерно раз в 1 – 2 часа бывают привалы. Наш крестный ход без привалов, он безостановочный, проходит ночью, поэтому он довольно интенсивный и для кого-то, возможно, и непосильный. Поэтому мы стараемся хотя бы за счет снижения темпа крестного хода сделать так, чтобы людям было проще идти, чтобы они не спотыкались друг о друга, не бежали и спокойно дошли. Самое главное – это то внутреннее состояние, которое мы стяжеваем через это внешнее делание, а не то, совершили мы это быстро или чуть медленнее.

Мы преследуем духовную цель – почитание Царской Семьи, прославление их подвига. Этот крестный ход – покаянный, мы просим Господа помочь нам в исправлении нашей жизни, молимся о даровании Его благодати, милости нам, нашим семьям, нашему Отечеству. Об этом мы должны думать, и ничто внешнее не должно нас отвлекать и нам мешать.

Как сохранить молитвенный настрой?

– Думаю, через внимание, через молитву, которая запевается во время крестного хода: очень помогает настроиться – задается определенный духовный тон, люди идут и вслух молятся вместе. Если мы прислушаемся и начнем повторять слова святой молитвы, то придем в благоговейное и внимательное состояние.

Мне кажется, стоит поговорить о почитании Святой Царской Семьи – любой святой человек становится для нас примером: у каждого мы можем чему-то научиться, безусловно веря и уповая на Бога. Чему мы можем научиться у Царской Семьи?

– Всему доброму, святому: Государь и вся его Семья были удивительными людьми, обладающими такими качествами, которые сегодня нам кажутся часто даже недостижимыми. Хотя бы такой пример – по воспоминаниям современников, никто никогда не слышал, чтобы Государь на кого-то повысил голос. Казалось бы, что в этом особенного? Это не на столпе стоять, как Симеон Столпник, и не в пустыне жить, подобно Павлу Фивейскому. Но попробуем сделать это сами. Получается ли это в нашей собственной жизни? А у Государя это получалось, таково было его внутреннее устроение.

Недавно я смотрел передачу, где наш историк рассказывает, что, когда охранявшие Государя стали обращаться с ним совсем нагло, он высказывал свое негодование в чрезвычайно деликатной форме. Он говорил примерно в таком духе: «Знаете, раньше мне приходилось общаться с людьми более учтивыми». Когда пытаются всячески унизить и вывести человека из себя, показать свое мнимое превосходство над ним, а в ответ слышится такой кроткий укор… По воспоминаниям тех, кто охранял Государя, он смотрел им в глаза и улыбался. Какое надо иметь внутреннее устроение, чтобы в таких тяжелых обстоятельствах на грани жизни и смерти вести себя подобным образом!

И, конечно, любовь, которая была в Царской Семье, – это что-то бесподобное, удивительное состояние, которое уже потеряно в нашем мире и, по мнению некоторых, ускользает от нас, почему нам так важно выстраивать или по крайней мере пытаться выстраивать собственные семьи на примере Царской Семьи.

Наш Государь велик и как управитель нашей державы, и как помазанник Божий и охранитель нашей веры, и как христианин, как хозяин земли Русской, отец своего семейства и отец своего народа. Куда бы мы ни посмотрели, везде он дает нам удивительный пример, везде. Государь – одна из ключевых личностей нашей истории. И мы неустанно говорим, что он есть ключ к решению многих проблем, стоящих перед нами сегодня. Если мы обратимся с молитвой к нему, его жизни, его подвигу, то он будет помогать нам выправлять нашу никудышную жизнь к спасению и созиданию лучшей жизни, в том числе здесь, на земле.

Вопрос телезрительницы из Ростовской области: – Сейчас собирают деньги на установление памятника Царской Семье в Дивеево. Я бы хотела спросить, не лучше ли было поставить его в Ипатьевском монастыре, ведь именно оттуда пошла династия Романовых.

– Думаю, что если у Дивеевского монастыря есть желание поставить этот памятник, то ничего плохого в этом нет. Тем более, вы и наши телезрители, наверное, помните, что именно Государь способствовал прославлению преподобного батюшки Серафима в 1903 году, расписывался на документах, ускорял канонизацию и потом приехал со всей Семьей для участия в прославлении. На службе Государь горячо молился преподобному, вставал на колени, Александра Федоровна окуналась в святой источник, и после этого 12 августа 1904 года у них родился долгожданный сын – Наследник Цесаревич Алексий. Я прекрасно понимаю, что, если Дивеевский монастырь желает иметь памятник Государю, то это очень мудрое решение, которое, думаю, приветствуется многими.

Самое главное – почему одно должно препятствовать другому? Почему нельзя поставить памятник нашему Царю, отцу-батюшке в том числе и в Костроме? Я бы с большой радостью поставил бы памятник Царю еще и в Екатеринбурге, если бы это зависело только от нас. У нас нет памятника даже святой Екатерине, в честь которой назван наш город. Памятник Государю у нас, слава Богу, есть, – прямо в Храме-на-Крови, на котором изображено, как Государь спускается по ступеням Ипатьевского подвала со всей своей Семьей для принятия мученической кончины. У нас есть памятник Царской Семье и на Ганиной Яме. Но если бы у народа возникло желание воздвигнуть еще один памятник... После освобождения крестьян было установлено очень много памятников Александру II, потому что у народа было такое душевное желание. Поэтому пусть памятники Царской Семье будут и там, и там.

Царская Семья прославлена в лике страстотерпцев – не так много людей причислено именно к этому лику. Достаточно часто люди спрашивают, за что Царская Семья была причислена к лику святых, за сам ли факт убийства?

– Главное, понимать, что не может жизнь человека протекать вдали от Бога, а потом внезапно произойти некое преображение, хотя, конечно, в истории есть и такие случаи. Даже в истории с благоразумным разбойником это было не первое его дело: по преданию, он не дал в обиду Святое Семейство, когда оно бежало в Египет. Шайка, где он был одним из главарей, вознамерилась причинить неприятности и страдания Святому Семейству. И он был как раз тем человеком, который пожалел эту Семью и не дал ее в обиду. И потом это первое доброе дело проросло в подвиг на кресте.

То же самое можно сказать про Государя: это целожизненный подвиг. С момента рождения он нес свой крест ответственности, обучения, сознания своей миссии. Для этого он сохранял свою душу в чистоте и непорочности, сохранял, чтобы принести себя в жертву этому. Вся жизнь Государя и его Семьи была подготовкой к такому концу. Все, что он делал, было связано с его христианским служением – почитанием Бога и движением по пути, который был для него крестным изначально. Как вы знаете, он сам говорил об этом, связывая с датой своего рождения – день Иова Многострадального.

Вся жизнь Государя была освящена благодатью Божией. Иоанн Кронштадтский, преставившийся в 1908 г., еще при своей жизни говорил: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду, как сказано тайновидцем судеб Божиих: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр 3, 19)». Вот что говорил наш праведник и духоносный отец.

Да, действительно, Государь был убит в среде своего народа, но убит был, безусловно, за Христа, поэтому его можно назвать мучеником и великомучеником. Мы никак не погрешим этим, и ничего от этого не поменяется ни в худшую сторону, ни в лучшую.

Вопрос телезрительницы: – Мы устанавливаем памятники святым, а в Библии говорится, чтобы не поклоняться идолам, сделанным из камня и прочего. Не могут ли такими идолами стать и памятники?

– Конечно, памятники святым – это не идолы. О каких идолах идет речь в Библии? Это различные изображения животных. Когда Моисей взошел на гору Синай для получения десяти заповедей на скрижалях, то люди сделали себе из золота тельца и поклонялись ему.

Думаю, что памятник можно воспринимать как образ святого. Когда мы почитаем святого, то в конце концов почитаем Бога, прославившего этих святых, поклоняемся Отцу Небесному, Который благодатью Святого Духа почивает в мощах этих святых угодников Божиих. Поэтому ничего антихристианского здесь, конечно, нет.

Эти памятники имеют очень большое назидательное значение. Посмотрите, как действовали большевики, когда пытались вытравить все христианское из нашего народа. Они буквально на каждом шагу поставили памятники вождям мирового пролетариата – мы до сих пор не можем очистить наши города от этой скверны, они так и стоят, куда-то показывают нам руками, чему-то нас учат. Около них ходят дети и понимают, что это, видимо, какая-то значимая персона. А это последние негодяи, кровопийцы и людоеды, именами которых до сих пор названы наши улицы. А если бы дети видели благородные лики Царя Николая, преподобномученицы Елисаветы, Великого князя Александра Невского или государя императора Александра I – нашего царя, который победил в 1812 году французов, а потом тайно ушел, уклонившись от своего земного царского пути, и стал простым человеком, праведником, святым Феодором Томским... Кстати, им стоят памятники, мосты в Париже названы в их честь.

В Санкт-Петербурге в свое время стоял замечательный памятник императору АлександруIII. Сейчас на его месте находится стела, которую питерцы называют «стамеска». А чему может научить стела? Может быть, правильности линий или геометрии – это понятно, но бессмысленно. А вот памятник преподобному Сергию в Сергиевом Посаде имеет очень большой смысл. Подойдите и посмотрите на его изображение, на то, какой у него взгляд. Художник может передать это через скульптуру.

Недавно мы открыли памятник преподобномученице Елисавете в Алапаевске. Это замечательное, радостное событие – в год столетия революции появился памятник этой русской святой, которая закончила здесь свой земной путь. Когда люди приезжали с открытия этого памятника, просто не скрывали своего счастья и радости, потому что это прекрасный образ замечательного человека, который будет воспитывать в том числе и молодежь.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс