Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902), №7 (904) – №27 (924) 2017
– Дорогие братья и сестры! Мы с вами продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 63-м псалме. Он, как и прочие псалмы, имеет надписание: в конец, псалом Давиду, 63. Этот псалом говорит о победе Давида над его врагами. В частности, говорится о том, что Давид победит злоумышленников, которые восстали против него вместе с Саулом.
«Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе: от страха вражия изми душу мою». Давид совершает молитву и взывает к Господу, чтобы Господь услышал его. И это оправданно, потому что враг действительно восстал против него. «От страха вражия изми душу мою». Как мы говорим о враге рода человеческого, который восстает против человека, так и Псалмопевец говорит о злоумышленниках, восставших на него. Ведь когда люди восстают против человека, у него возникает внутренний страх, переживание: «Что будет? Как все будет развиваться? Чем все это закончится?» Он же не знает, будет ли победа зла или победа добра. Но когда человек имеет глубочайшую связь с Богом, тогда Господь дает силы и удается победить всякое зло, с которым человек непрестанно встречается в этой жизни.
Так и Псалмопевец встретился со злом, которое стало исходить от тех, кто восстал против него. И в этот момент он, конечно, совершает молитву. Святые отцы говорят, что ежели человек в эту минуту не молчит, не отсиживается, не прячется за скорби, проблемы, вражьи наветы, а молится, то тогда он совершает верный шаг, потому что в данном случае нельзя отсиживаться, нельзя молчать, а нужно обращаться к Богу за помощью. И Господь явит помощь, явит Свое заступничество, Он все сделает так, чтобы зло было побеждено. Так что здесь псалмопевец Давид учит всех нас на своем примере, что мы не должны молчать, не должны прятаться, а нужно смело обращаться к Богу за помощью и обращаться такими дерзновенными словами: «Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе». То есть: «Услышь меня, Господи, – я в эту минуту обращаюсь к Тебе за помощью и уповаю, что Ты явишь мне помощь, Ты не оставишь меня без покровительства и без Своего заступничества, ведь враг восстал против меня через тех людей, которые слушают его».
Псалмопевец Давид продолжает: «Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду» – не один человек и не два, а целый сонм, сборище злых людей собираются вместе и начинают злоумышлять против Давида: готовят всякую неправду, творят беззакония. Далее мы будем говорить, что Давид не имел порока, недостатка, за который можно было бы его обвинить. Когда нужно убрать человека (мы с вами не раз говорили), всегда прибегают к старому греху – к клевете и лжи, ее нужно сочинить и распространять среди близких, чтобы это зло утверждалось. А чтобы его распространять, нужен не один человек – нужно привлекать к этому делу многих, кто бы злословили и разносили злословие посреди близких людей, тогда создается впечатление, что этот человек действительно злой, ведь о нем свидетельствуют многие и многие люди. Здесь в ход идет разное – и угрозы, и привлекают людей за деньги, чтобы разносилась неправда и клевета среди людей.
«Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку». Здесь псалмопевец Давид говорит, насколько их лукавство, их неправда и ложь сильны. Он уподобляет языки их острому мечу, который может отсечь голову. «Напрягоша лук свой, вещь горьку» – они говорят всякую неправду и как бы немножко ее прикрывают ведь из лука стреляешь только издалека. Вот и они начали свою борьбу с Давидом издалека – в глаза ему говорили, что он хороший, замечательный, или боялись ему в глаза сказать, какую вину выдвигают против него. А за глаза создавали такую атмосферу, что он неправедный, что у него много недостатков, что он злоумышляет против народа, и так далее, распространяли всяческую клевету вплоть до того, что он ведет неправедную и неблагочестивую жизнь. То есть начинали придумывать всякую неправду, тем самым уподоблялись людям, которые словом могли убить человека.
«Состреляти в тайных непорочна: внезапу состреляют eго, и не убоятся». Здесь Псалмопевец говорит: в тайных непорочна, то есть «они злоумышляют против меня, но за мной нет никакого греха, нет такого порока, за который мне нужно было бы отвечать перед народом моим и перед всем собранием людей». Коли они это делают, то они, конечно, будут отвечать перед Богом, ведь Господь никогда не позволит, чтобы неправда восторжествовала над человеком праведным. Господь всегда обнажает и обличает людей, творящих беззаконие, особенно по отношению к человеку праведному. Они хотят все это сделать внезапно, неожиданно, втайне – сначала создать атмосферу, чтобы Давид не заподозрил, что против него злоумышляют, а потом его поразить. При этом у них нет страха, они не боятся ни Бога, ни людей. Это действительно очень страшное ухищрение, они думают, что Бог не узнает.
«Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их?» – они сначала в самих себе утвердили лукавое слово, потом стали распространять среди людей всякое лукавство, клевету, неправду, строили разные сети, в какие бы Давид попался, и в то же время говорили: «А кто об этом узнает? Мы это сделаем тайно, никто ничего не докажет. А если потом это дело не выгорит, мы скажем, что это не мы делали». Такая психология человека осталась даже до сего дня – многие даже и сейчас приступают к разной клевете и неправде, злословят людей, обнажая их внутреннюю жизнь, и говорят: «Ну а кто об этом узнает? Даже если меня будут обличать, я скажу, что этого не делал. Нет-нет, как вы можете такое обо мне подумать? Неужели я похож на такого человека?..» – они хотят уйти от ответственности за свои неправедные дела. Но Господь все-таки обнажает человека.
И дальше Псалмопевец говорит очень глубокие слова: «Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания, приступит человек, и сердце глубоко». Святые отцы, поясняя эти слова, говорят: все рассыплется, если люди хотят утвердиться через беззаконие, но это пустое, это все исчезнет. «Исчезоша испытающии испытания», то есть им не удастся ничего доказать, поэтому все обнаружат, что это дело плохое, дело неправедное. Они не добьются своего и получат обличение от людей и наказание от Бога. Святые отцы говорят, что такое и сердце глубоко: люди, видя, что у них не хватает сил, начинают действия совместно с другими людьми, привлекают на свою сторону людей, облеченных либо властью, либо силою, либо тех, кто имеет приближение к кому-либо, пользуется их мудростью. Но Господь всегда обличает коварство мудрых, говорят святые отцы. Как бы они не были глубоки и мудры во зле, их коварство все равно будет от Господа обличено. Мудрый человек не тот, говорит Иоанн Лествичник, кто может увидеть пороки и недостатки ближнего своего и борется с ближним, а тот, кто видит в человеке добродетели, но не ищет в нем недостатки: каждый человек имеет и добродетель, и какие-то добрые дела, и их нужно видеть – эти добрые дела помогают увидеть красоту человека. А когда ты ищешь недостатки, то начинаешь бороться с человеком, а не с его недостатками. Так что святые отцы всегда говорят о великой мудрости человека, видящего добродетели в другом: они помогают, с одной стороны, увидеть красоту, а с другой – научиться от этого человека добродетели, а не чему-то плохому и греховному.
Это очень глубокий подход к каждому человеку. Мы в своей жизни должны смотреть на человека не так, чтобы его осуждать, обличать, ненавидеть, обнажать его внутреннюю жизнь, а смотреть на человека и видеть то прекрасное, что он делает в жизни, потому что грех уйдет, исчезнет, а добродетель останется навсегда. И Господь будет судить человека не только по грехам, но и по добрым делам. Не случайно есть образ Страшного Суда как образ весов, где на одну чашу будут положены добрые дела, а на другую – злые. И если человек в своей жизни доброго сделал больше, тогда он получит оправдание, потому что Господь не за грех будет судить человека, а за совокупность его жизни, а в этой жизни бывают и такие дела, что превышают всякое беззаконие человеческое.
Не случайно у нас есть образ благоразумного разбойника, который, можно сказать, и не должен был войти в Царствие Небесное по своим делам, но в единый час, то есть за одно мгновение, он оказался в раю: есть покаяние, есть осознанность своей жизни и есть исповедование Христа, и это перетянуло чашу весов всех его беззаконий и неправд, которые он творил во всей своей жизни.
Мы, люди верующие, должны обязательно прислушиваться к этой великой мудрости и стремиться искать в человеке только доброе, тогда у нас не будет осуждения, не будет пренебрежительного отношения к другому человеку. У нас не будет иудиного предательства – здесь как раз говорится и о глубочайшем христологическом смысле.
«И вознесется Бог: стрелы младенец быша язвы их». И вознесется Бог – правда Божия все равно будет показана, и Господь разрушит всякое зло, ведь Он не дает вознестись злу над добром. Очень часто в жизни происходят всякие испытания, искушения, некое зло воздвигает на нас не только враг рода человеческого, но даже наши близкие. Не нужно бояться, не нужно смущаться сердцем, нужно помнить, что Господь никого не оставит, Господь обязательно поможет, и правда восторжествует. Не нужно бояться людей, нужно бояться Бога и Страшного Суда. А то, что люди воздвигают на нас клевету, неправду, этого не нужно бояться: рано или поздно правда восторжествует, всякое беззаконие будет предано и обнажено Господом, и каждый увидит эту неправду, а беззаконные получат по своим заслугам: то, что они делают, псалмопевец Давид сравнивает со стрелами младенец быша язвы их. Младенец сам по себе, по естеству своему, говорят святые отцы, не может запустить стрелу и натянуть лук так, чтобы стрела пронзила человека, она может только удариться и отлететь от человека, не причинив ему сильных ран. Он так и сравнивает лукавство и беззаконие: если мы будем стоять в правде, если не будем смущаться этими испытаниями, то Господь все испытания сделает такими мелкими, невинными и безболезненными, как стрелы младенец быша язвы их.
«И изнемогоша на ня языцы их: смутишася вси видящии их». То есть их слова не принесут никакого вреда – все увидят не пагубность этих слов, а их бессмысленность, неправду и придут в некое смущение. И еще увидят, что Господь наказывает таких людей, и поймут, что такое беззаконие творить нельзя.
«И убояся всяк человек, и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша» – тогда убоится всяк человек, увидит, что Господь действительно не оставляет без наказания беззаконных, творящих неправду, которые собирают некое сон-мище лукавых людей, плетут козни для ближних своих, чтобы оклеветать, чтобы навести на них неправду и злословие. Господь будет просто наказывать таких людей, и все поймут, что нельзя этого делать. Если мы будем это делать, Господь так же накажет и нас, и мы будем отвечать за свою неправду, за свое беззаконие.
«Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него, и похвалятся вси правии сердцем». Конечно же, возвеселится праведник о Господе и покажет всем, что Господь за праведника заступается: Господь не отдает в поношение праведника, и все те, кто уповает на Него, также будут всегда под защитой Самого Господа. «И похвалятся вси правии сердцем», то есть поймут, говорят святые отцы, что и они, исполняя Закон Божий, всегда будут защищены Господом, Он и их не оставит, если на них также будут воздвигнуты всякие испытания, искушения от людей неправедных, желающих причинить им зло.
Мы сказали о Давиде, который молился, просил Господа о помощи. Он научает нас, что мы в трудные минуты, когда видим, что кто-то восстает на нас, начинает злословить нас, собирать против нас всякую неправду, при этом подбивая все больше и больше людей, доказывая им это, не должны смущаться, не должны прятаться, не должны приходить в забвение: человек, который в трудности не может молиться и просить Бога, пребывает в унылом состоянии, в отчаянии. И здесь псалмопевец Давид говорит, что ни в коем случае так нельзя, но обязательно нужно обращаться к Богу: «Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе». Обязательно нужно молиться в таком состоянии, это самое правильно действие, самое правильное противостояние беззаконию и злословию, которое будет воздвигнуто на нас от сонма лукавнующих и от множества делающих неправду. Напрасны их труды состреляти в тайных непорочна. Как бы ни оклеветали человека непорочного, Господь даже всякое его страдание, которое после этого последует, все равно направит во благо.
Святые отцы говорят, что здесь как бы и пророчество о Самом Христе Спасителе. Иуда предает Христа книжникам и фарисеям, и Христос после этого предается великим испытаниям, мучениям, избиениям, заушениям, крестным страданиям и самой смерти. Но через это происходит Искупление рода человеческого, и через это происходит спасение всех нас: Господь приобщает нас к Царствию Небесному и к вечности. И в итоге, те, кто творил неправду и беззаконие, остаются посрамлены от Господа. И все увидели, насколько Господь разорил этот народ, развеял по всей земле за то, что они сделали. Увидев это, язычники поняли, что Христос есть Истинный Бог, стали принимать христианство, стали утверждаться в вере Христовой. Поэтому святые отцы говорят, что правых сердцем называют еще и язычников, которые однажды приняли Христа, не уподобились евреям, которые в древности отходили от Господа, отходили от своей истинной веры и от истинного богопочитания.
Так что не нужно бояться всякой неправды, за которой будут и какие-то испытания, и сильные искушения. Нужно всегда стремиться идти за Господом, нужно молиться, и Господь так же оправдает нас, как оправдал некогда царя и псалмопевца Давида.
Я думаю, что, когда у нас какие-то трудные испытания, мы всегда должны с вами, дорогие братья и сестры, читать 63-й псалом и просить, чтобы Господь услышал наши молитвы, укрепил нас, и тогда наше сердце возвеселится о Господе, наше упование будет на Бога. И когда все это мы преодолеем, тогда, глядя на нас, будут радоваться и все правии сердцем, которые идут за Христом и без страха и сомнений претерпевают те испытания, что Господь посылает им в их жизни.
На всех вас, дорогие братья и сестры, призываю благословение Божие! Храни вас Господь, и до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Нина Кирсанова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.