Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– В статье «Из чтения святых отцов» святитель Игнатий (Брянчанинов) называет святоотеческие творения руководством к Небу и пишет, что беседы и знакомство со святыми могут и нам сообщать святость: общаясь с отцами через их книги, мы непременно узнаем от них, как нужно и должно добираться до Небесного отечества узким путем спасения. Ту же цель преследовал и сам святитель Игнатий, собирая и систематизируя в своих трудах сокровища святоотеческой мысли и предлагая их нам уже в виде готовых духовных инструкций по самым разным вопросам. И опыт показывает, что христианин действительно может выправлять свою духовную жизнь, если будет читать эти творения учителя покаяния вдумчиво, внимательно и под руководством опытных людей. Это мы и стараемся делать на наших уроках.
Читая «Слово о смерти» с протоиереем Андреем Каневым, мы на самом деле разбираем практические вопросы христианской жизни. Изучая главу «Духовное прохождение мытарств во время земной жизни», мы остановились на словах преподобного Симеона Нового Богослова, которые святитель Игнатий приводит в данной главе. Преподобный Симеон учит, что после грехопадения дьявол и его приспешники-бесы получили свободу мысленно нападать на каждого человека и делают это теперь постоянно. А мы должны постоянно от этих нападок защищаться. Как? Только «непрестанной памятью Божией», пишет преподобный Симеон. Именно от нее делается человек непоколебимым и без этой памяти «суетен подвиг» христианина.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Да, очень серьезные слова святого, что без этого подвига за свой ум, борьбы с помыслами, борьбы за внимание «суетен подвиг» христианина. Это очень серьезные слова, о них надо размышлять, их надо стараться применять. Если христианин думает, что он спасется только милостыней или служением ближним, это не совсем верно; «суетен подвиг» получается, а если он совместит свои дела с покаянием и борьбой за свой ум, получаются совсем другие плоды. По-другому будет действовать его доброделание.
Это очень серьезные слова. Он говорит, что не только монахи этим занимались, он пишет, что это каждому христианину нужно сделать. Это навык, для которого не надо академию духовную заканчивать: бороться за свой собственный ум.
И вот эти вот слова о памяти Божией – очень серьезные слова. Мы скажем, что не можем в течение дня о Боге помнить или непрестанно молиться? Память о Боге – это тоже одна из разновидностей молитвы. Человек говорит: «Я не могу всегда произносить «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» или другую какую-то молитву. Я вынужден общаться с людьми, ехать за рулем, работать на компьютере, общаться с детьми и так далее» – да, когда ты общаешься, твое внимание сосредоточено на этом процессе.
Но память о Боге, что интересно, это ты делаешь то, что должен по своим обязанностям, но помнишь, что Бог-то есть и Он смотрит на тебя. Все по-другому, когда ты обо всем забыл и занимаешься своей суетой: и ум у тебя открыт, и не стрела огненная – целые потоки огненных стрел туда летят. Когда человек помнит о Боге, он действует по-другому: он более осторожен, более внимателен. Это целый духовный путь. Так просто, поверхностно это не поймешь.
– Преподобный Симеон Новый Богослов раскрывает нам эту глубину и указывает направление, в котором должно совершать духовное усилие: важно научиться ограждать ум от помыслов с непрестанной памятью Божией, иначе суетен будет наш подвиг. А святитель Игнатий вслед за этим пишет: «Брань врага рода человеческого направлена прежде всего против ума, поскольку именно в нем и рождаются помышления. Но если это вождь человека, т.е. ум не согласится тайно на грех, тогда не сможет в нас родиться ни слово, ни дело греховное. Оружием же врага, – предупреждает святитель – являются наши помыслы и мечтания греха».
Протоиерей Андрей Канев: – Досказывается то, что мы с вами говорили. Действительно, оружие – это не злые колдуньи-бабки, его в себе надо искать: не снаружи, а в себе. Гораздо легче про колдунью со стороны думать, ведь борьба с помыслами очень тяжела. Даже не с помыслами, не с ними надо бороться, вот суть-то в чем… Некоторые люди понимают буквально: «Борьба с помыслами – это противодействие этому помыслу». Нет. Мы должны не слышать брань какую-то, как скверно выражаются соседи или на улице – не важно кто: ты не можешь уши закрыть, ты это слышишь. Но что нужно сделать? Не обращать внимание на помыслы, обращать свое внимание в молитву. В коротенькую: «Господи помилуй», «Господи, очисти мя грешного». Для этого не надо запоминать полмолитвослова.
– Чтобы противостоять врагу, от нас не требуется выходить с ним на открытый бой: слишком неравные у нас силы, да и навыка воевать мы не имеем, как и подходящего оружия. В открытом бою мы непременно потерпим поражение. Потому святые отцы учат на противостоять врагу иначе. Для этого всего лишь надо иметь память о Боге, – но иметь ее постоянно, чтобы призывать ее с помощью Того, Кто силен победить всех наших врагов и нас защитить.
Звучит, конечно, убедительно и даже красиво, но только не всегда понятно, как такой навык может проявляться в жизни, в самых обычных бытовых ситуациях. А, например, вот так, как появляется он у одной многодетной мамы. Деток у нее много, и она с ними очень сильно устает. Ей трудно бывает вставать по ночам к плачущему малышу. Физически трудно – по недосыпу, а духовно – по тому самому проклятому самолюбию, которое есть у каждого человека. С первыми детьми она замечала, как враг подкидывал ей на ум самые разные мысли, от которых в сердце рождались и досада, и раздражение, и саможаление. И она подходила к младенцу со словами: «Ну что тебе еще надо?» Однако к пятому ребенку эта мама встает посреди ночи с другими мыслями и чувствами. Она приучила себя помнить главное – это Бог дал ей этого ребенка: из Своих рук в ее. И помня об этом всегда, она не может раздражаться ни на дитя, ни тем более на Того, Кто ей это сокровище доверил. Ум женщины усвоил эту истину. И теперь, подходя ночью к кроватке, она поизносит те же самые слова, но совсем с другим сердечным расположением: «Ну что, мой маленький, тебе надо?»
Протоиерей Андрей Канев: – Это пример очень подходит к нашему разговору – действительно, эта иллюстрация замечательная! Поэтому, когда человек разговаривает с ближними, делает обязанности по своей работе, общается с домашними, но помнит о Боге, что это все по Божией воле: ближние пришли не сами по себе вредить и портить тебе жизнь, а что это посланники Божии и по Его воле ты с ними должен общаться соответствующе, как Господь хочет, все совсем иначе получается, хотя в этот момент человек не молится – не произносит слова молитвы.
Но память, что все от Бога, что Бог тут, с тобой, наблюдает за тобой, управляет всем, дает человеку возможность защититься от огненных стрел. И если этого не делать, начнутся осуждение, болтовня и еще что-нибудь, тут же другие страсти подпитаются и привяжутся. И все эти пороховые склады взрываются у нас регулярно, поскольку мы забываем об этом (по нашей неопытности, понятное дело). (Продолжение в следующем номере)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.