Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение.Начало в №8 (857) 2016 – №26 (923) 2017
Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г.Москва: – Такого учения православного, которое бы здесь на все вопросы ответило, – нет, но почему его нет? Да оно и не нужно. Есть Господь, Который нас создал, Господь, Который, когда мы попали в беду, нас выручил и спас. Вот Ему мы и доверяем. Он может устроить дальше нашу жизнь блаженной, нам только надо идти по дороге за Ним, стараться никуда не сворачивать...
В эсхатологической литературе мы можем столкнуться с целым рядом образов – они уже вошли в обиход и воспринимаются как православное наследие, но нужно отдавать себе отчет, что это только образы, которыми мы мыслим: немножко прикасаемся к тому, что будет. Какие это образы? Человек умирает, «душа остается здесь какое-то количество дней», «душа проходит мытарства» – это все образы, они могут человеку что-то объяснить, но статуса догматического учения за ними не закреплено. Это часть церковного предания, которая не становится догматикой. Для эсхатологии это не удивительно – уже много раз я повторял, что эсхатология находится на границе догматики. По временам мы находим какие-то тексты на эсхатологические темы, выходящие за границы догматики и считающиеся мнением по этому поводу, – но могут быть и другие мнения, и все это разнообразие мнений не делает людей не православными.
Очень сложно описывать реалии эсхатологического порядка – рай, как люди там будут жить, ад, – хотя определенные образы используются и что-то они нам дают: образы рая, Царства Небесного. И Господь много об этом говорит. Образ ада дается чаще всего как темницы: люди, жившие в грехах, которым Бог не нужен (может быть, даже кто-то и крещеный, но формально относится к этому – Бог ему не нужен), они, к сожалению, обрекают себя на вечные муки.
Образ темницы – и по этому поводу тоже существуют разного рода рассуждения, но они не носят такого общеобязательного характера, как догматические истины. Но есть образы яркие, заставляющие задуматься. Вот, например, ад – это темница. Есть такой катехизис, называется «Православный путь», его автор митрополит Каллист (Уэр). В нем высказывается одна интересная мысль по поводу ада. Владыка Каллист говорит, что ад – это темница, но запирается она изнутри; такой вот дает образ – ад это не «люди, которых согнали и мучают, и они, бедные, рады бы вырваться и рады бы в рай, но у них оковы, у них двери затворенные, и они не могут никуда попасть».
Нет, согласно этому образу, ад – это место, куда человек сам попадает в результате свободного выбора, который он все жизнью своей делает, место, где присутствие Божие минимально.
Для грешного человека чувствовать рядом Бога – это очень тяжело, и он готов сидеть в камере-одиночке, только бы не с Богом. То есть грехи наши обрекают нас на это одиночество.
Общение с Богом радость не для всех – для кого-то это общение может быть пыткой.
Возьмем самую простую аналогию. Двое встречаются, один другому говорит: «Ты куда идешь?» – «Я иду на концерт. Сегодня приехал замечательный симфонический оркестр, и я хочу послушать эту дивную музыку». А второму не интересно слушать, какая там музыка будет – от самого слова «симфонический» его уже пошатнуло. Первый, попав на концерт, будет получать колоссальное удовольствие, для него это будет заряд жизненных сил, вдохновения, большая радость. А второй, – которого, предположим, притащили на этот концерт, – будет думать, что «сейчас бы заснуть, но шумно слишком: приходится слушать, как там на скрипках пилят, не могут никак допилить». Одно и то же событие. Для одного человека – это счастье, а для другого – горе. Жена заставила, муж заставил – и вот, мучается человек...
Мы понимаем, когда кто-то навязывает нам свое общение, а мы не хотим. Может быть, и человек интересный, может быть, и разговор содержательный, и нам говорят, что «от этого знакомства нельзя отказываться», а – душа не лежит.
Спроецируем ситуацию на реалии эсхатологического порядка. То же для некоторых людей общение с Богом будет пыткой просто потому, что это общение с нежеланным Богом: Его не должно было бы быть, а Он есть, а ад – это место, где мука минимальна.
Если такого человека поместить в рай, его страдания будут максимальны. Бывает такое, что к человеку хорошо отнеслись, а ему от этого хуже, и он говорит: «Не надо меня жалеть, просто уйдите отсюда, чтоб я вас не видел». Вот эта ситуация напоминает адскую – его жалеют, ему хотят помочь, а он помощь отталкивает: ему это противно, неприятно, он считает, что его это унижает. В нашей обычной жизни бывает что-то похожее.
Есть устойчивое представление у церковных авторов, что после смерти нет покаяния, а покаяние – это наш подвиг на всю жизнь. С точки зрения православной традиции, мы начинаем покаянием нашу церковную жизнь, и покаяние никогда не оканчивается – если в человеке покаянный дух пропадает, это означает, что и церковную жизнь он заканчивает – при этом он может на службу являться, но если покаянный дух в человеке исчез, то духовная жизнь у него закончилась.
Это пока мы дышим. Мы испускаем последний вздох – и смерть, момент, когда уже покаяния нет. Означает ли это, что надежды на другую судьбу для такого человека нет? Не означает. Все-таки Церковь предусматривает какое-то ходатайство живых людей о людях умерших. Это их поминание на Евхаристии. То есть Евхаристия совершается в их имя тоже. Это и молитва о них в храме, дома. Бывают разные случаи, бывает, люди уходят из жизни при печальнейших обстоятельствах, вплоть до самоубийства. И тогда сложно говорить, чтобы на Евхаристии помянуть, но даже в этих случаях Церковь старается всеми силами помочь.
То есть память о человеке, жизнь которого была в разрыве с Церковью, толкает его родственников на то, чтобы совершать в его память добрые дела – не потому, что у меня настроение такое, и я не для себя это делаю, для спасения своей души или под напором просителей это делаю: я делаю в память о каком-то человеке. Это тоже действенно, оказывается.
И, конечно, молитва домашняя – церковная наша молитва подчинена строгим уставам, мы не властны здесь, а домашняя молитва может распространяться на разных людей, с самыми разными судьбами. Но она не должна быть наглой, нахальной, с отпечатком гордыни – что «я могу и за такого человека помолиться, я ж такой духовный»: я в молитву вплетаю прошение Господу, чтоб не поставил мне эту молитву во грех – мы понимаем, что просим не по праву, не потому, что у нас есть все внутренние основания, а просим, потому что Господь милостив. И если Он милостив, может быть, Он и для этого человека милость найдет, если это возможно. Церковное ходатайство очень важная вещь, и о ней не нужно забывать. (Продолжение в следующем номере)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.